Белая память
Там строгая память…
Анна Ахматова.
«Белая» и «Красная» - так в революционное лихолетье в селе Елань-Колено называли не только враждующие армии, но и действующие здесь церкви.
Повелось это еще с начала 20-го века, когда в Елань-Колено был выстроен второй храм (освящен в 1914 году). Новый храм возвели из красного кирпича. А уже имеющаяся в селе церковь была из белого кирпича. Так их и стали называть – красная и белая. Красный храм – Воскресенский - благополучно пережил все лихолетья и действует в селе и поныне. Белая церковь, посвященная Казанской иконе Божией Матери - осталась только в народной памяти.
А ведь под защитой Казанского храма село Елань-Колено начиналось и развивалось. Как свидетельствуют Воронежские Епархиальные Ведомости от 1867 года, Казанская церковь в селе была построена еще в 1712 году, в 1713 освящена Игнатием, епископом Коломенским. Была та церковь деревянной. В 1732 году служил в ней священник Игнатий, а в 1756 году - Тимофей Павлов. В 1787 году деревянное здание церкви быль продано в слободу Васильевку, а оттуда в Колодеев хутор. На месте бывшего деревянного храма поставили небольшую каменную кампличку, а рядом начали возводить храм из белого кирпича.
Белый каменный четвероугольный Казанский храм построен в 1788 году старанием священников Косьмы Абрамова и Павла Тимофеева.
Старожилы Елань-Колено хорошо помнят белую церковь. Рассказывает Анна Харитоновна Никитина (85 лет): «Белая и красная церкви стояли недалеко друг от друга. Стоит перед глазами, как на праздник Крещения Господня выходили с хоругвями из обеих церквей и с молитвами шли навстречу. Потом соединялись и вместе спускались к реке Елани, где начиналась большая служба».
У родителей А.Х. Никитиной ребятишек была куча. Всю эту кучу отец регулярно сажал на повозку и на лошади вез в церковь. Каждому давал с собой по мешочку с сухариками и кусочком сахара. «В детстве я много раз бывала в белой церкви, - вспоминает об этих поездках Анна Харитоновна. - усаживали на скамью недалеко от входа, я грызла сухарики из своего мешочка и рассматривала иконы».
Казанскую церковь начали уничтожать еще до войны. Ломали ее страшно. Белые стены взрывали, а потом растаскивали тракторами. Когда с купола сбросили большой колокол, удар о землю был такой силы, что из протекающей недалеко от церкви Елани на берег хлынула вода.
Одна из свидетельниц разрушения храма вспоминает: «Не знаю, как так получилось, что один из тракторов повис нам храме. Это было так страшно! Стоявшие вокруг люди плакали и просили: «Не трогайте церковь. Видите, Бог наказывает!»
Белый кирпич - намоленный за полтора века жизни храма – возили в соседний поселок Елань-Коленовский. Принимавшая в этом участие Анна Петровна Колягина (88 лет) рассказывает: «Колхоз дал задание: вывозить кирпич. Возили на быках и лошадях. Из этого кирпича на сахарном заводе строили ограду». Церковный кирпич пошел также на строительство Елань-Коленовского райкома партии.
Говорят – ломать не строить. Но с Казанским храмом вышло иначе. Разрушить церковь до основания смогли только за несколько лет. Старожилы села вспоминают, как долго не поддавалась крушителям последняя – высокая-высокая стена.
Подцерковные дома не тронули. В одном из них в войну размещался детский дом для эвакуированных малышей.
Зато сравняли с землей церковное кладбище. Могилы священнослужителей и достойных прихожан были поруганы и осквернены. Меж тем, в одной из церковных книг Казанского храма, нам попался листочек с прошением следующего содержания:
«Его высокопреосвященству Преосвященейшему Анастасию, Епископу Воронежскому и Задонскому прошение крестьянина Никифора Михайлова Павлова.
1901 года 14 сентября Волею Божьей умерла моя жена Ксения. Желание мое и детей похоронить ее в ограде при церкви Казанской Божией Матери. Жертвую на устройство нового иконостаса 75 рублей и покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить местному причту похоронить мою жену при церкви».
Знал бы просивший, какая участь постигнет кладбище при храме да и сам храм…
Кстати, архив обеих коленовских церквей хорошо сохранился. Метрические книги Воскресенского храма (красного) ведут свой отсчет с 1911 года. Архив Казанской церкви (белой) - с 1868 по 1917 год. В книге о браке мы нашли еще один интересный документ. Это аналог современного свидетельства о разводе (единственный случай за время нашей работы с церковными архивами). Вот что представляет собой этот документ:
«Указ его императорского Величества самодержца Всероссийского из Воронежской духовной консистории архивариусу оной.
По определению Епархиального начальства, утвержденного указом Святого Синода…, брак крестьянина села Елань-Колено Архипа Поликарпова Ходыкина, совершенный Причтом Казанской церкви села Елань-Колено 12 февраля 1888 года, расторгнуть по прелюбодеянию жены его Ульяны Никитиной с дозволением истцу вступить в новый брак и с преданием ответчицы семилетней епитимии в понесении коей предоставлено и ей вступить в новый брак».
Кстати, согласно переписи населения 1897 года, в России на 1000 мужчин приходился 1 разведенный, на 1000 женщин – 2 разведенные.
Церковные книги открыли и имена батюшек, служивших в Казанском храме: Дмитрий Иосифов, Петр Васильев, Николай Боголюбский…
…Казанская церковь стояла рядом с современным узлом электрической связи. Сейчас на ее месте – магазин, жилые постройки и заброшенный пустырь. А еще дом, отличающийся от всех старинными резными наличниками. Это одно из подцерковных зданий Казанского храма. А самой Белой церкви – древней хранительницы села - как будто и не было.
Видно, дни золотые прошли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.
Она близка. Но не видна…
Свидетельство о публикации №212123001180
Церкви ломали. В Пыховке, это не далеко от села Елань-Колено, я учился в начальной школе №4,переделанной из церкви на её же каменном крестообразном фундаменте. Церковь была деревянная. Когда детей поубавилось в 60-е годы, школу разобрали и из неё на новом месте в центре села сделали клуб, который вроде бы и сегодня есть.
Получилось, что дерево, из которого когда-то была сделана церковь, выдержало испытание временем, сохранило свою ДУХОВНОСТЬ. Из этого дерева не построили коровник или конюшню, не пустили дерево на дрова - построили школу, где учились дети, а потом клуб, где была библиотека, где люди культурно отдыхали. Удивительно для того времени.
Это вспомнилось мне, когда я читал Ваш рассказ. Спасибо.
С уважением к Вам, землячка моя.
Фёдор Золотарёв 22.12.2016 20:35 Заявить о нарушении
Светлана Еремеева 22.12.2016 21:42 Заявить о нарушении
Светлана Еремеева 22.12.2016 21:44 Заявить о нарушении
Светлана Еремеева 22.12.2016 21:50 Заявить о нарушении