Белая память

Там белые церкви…
Там строгая память…
Анна Ахматова.
 
«Белая» и «Красная» - так в революционное лихолетье в селе Елань-Колено называли не только враждующие армии, но и действующие здесь церкви.

Повелось это еще с начала 20-го века, когда в Елань-Колено был выстроен второй  храм (освящен в 1914 году).  Новый храм возвели  из красного кирпича.  А уже имеющаяся в селе церковь была  из белого кирпича. Так их и стали  называть – красная и белая.   Красный храм – Воскресенский - благополучно пережил все лихолетья  и действует в селе и  поныне.  Белая церковь, посвященная Казанской иконе Божией Матери  - осталась только в  народной памяти.

А ведь под защитой Казанского храма село  Елань-Колено начиналось и развивалось. Как свидетельствуют Воронежские Епархиальные Ведомости от 1867 года, Казанская церковь в селе была построена еще в 1712 году, в 1713 освящена Игнатием, епископом Коломенским.  Была та церковь деревянной. В 1732 году служил в ней священник Игнатий, а в 1756 году - Тимофей Павлов.  В 1787 году  деревянное здание церкви быль продано в слободу Васильевку, а оттуда в Колодеев хутор. На месте бывшего деревянного  храма поставили небольшую  каменную кампличку, а рядом  начали возводить храм из белого кирпича. 

Белый каменный четвероугольный  Казанский храм построен в 1788 году старанием священников Косьмы Абрамова и Павла Тимофеева.

Старожилы Елань-Колено  хорошо помнят белую церковь. Рассказывает Анна Харитоновна Никитина (85 лет):  «Белая и красная церкви стояли недалеко друг от  друга. Стоит перед глазами, как на праздник Крещения Господня  выходили с хоругвями  из  обеих церквей и с молитвами  шли навстречу. Потом соединялись и вместе спускались к реке Елани, где начиналась большая служба».

У родителей А.Х. Никитиной ребятишек была куча. Всю эту кучу отец регулярно сажал на повозку  и на лошади вез в церковь.  Каждому давал с собой  по мешочку с сухариками и кусочком сахара.  «В детстве я много раз бывала в белой церкви, - вспоминает об этих поездках Анна Харитоновна. -   усаживали на скамью недалеко от входа, я грызла сухарики из своего мешочка и рассматривала иконы».

Казанскую церковь начали уничтожать еще до войны. Ломали ее страшно.  Белые стены взрывали, а потом растаскивали тракторами.  Когда  с купола сбросили большой колокол,  удар о землю был такой силы, что из протекающей недалеко  от церкви Елани на берег хлынула вода.

Одна из свидетельниц  разрушения храма вспоминает: «Не знаю, как так получилось, что один из тракторов  повис нам храме.  Это было так страшно!  Стоявшие вокруг люди плакали и просили: «Не трогайте церковь. Видите, Бог наказывает!»

Белый  кирпич - намоленный за полтора века жизни храма – возили в соседний поселок Елань-Коленовский.  Принимавшая в этом участие Анна Петровна Колягина (88 лет) рассказывает: «Колхоз дал задание: вывозить кирпич. Возили на быках и лошадях. Из этого кирпича на сахарном заводе строили ограду». Церковный кирпич пошел также на строительство Елань-Коленовского райкома партии.

Говорят – ломать не строить. Но с Казанским храмом вышло иначе.  Разрушить церковь до основания смогли только за несколько лет. Старожилы села вспоминают, как долго не поддавалась крушителям последняя – высокая-высокая стена.

Подцерковные дома не тронули. В одном из них в войну размещался детский дом для  эвакуированных малышей.

Зато сравняли с землей церковное кладбище.  Могилы священнослужителей и  достойных прихожан были поруганы и осквернены.  Меж тем, в  одной из церковных книг Казанского храма,  нам попался листочек с прошением следующего содержания:
«Его высокопреосвященству Преосвященейшему Анастасию, Епископу Воронежскому и Задонскому прошение крестьянина Никифора Михайлова Павлова.
1901 года 14 сентября Волею Божьей умерла моя жена Ксения. Желание мое и детей похоронить ее в ограде при церкви Казанской Божией Матери. Жертвую на устройство нового иконостаса 75 рублей и покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить местному причту похоронить мою жену при церкви».

Знал бы просивший, какая участь постигнет кладбище при храме да и сам храм…

Кстати,  архив  обеих коленовских  церквей хорошо сохранился. Метрические книги  Воскресенского храма  (красного) ведут свой отсчет  с 1911 года. Архив Казанской церкви  (белой)  -  с 1868  по 1917 год.  В  книге о браке мы нашли еще один интересный документ.  Это аналог современного свидетельства о разводе (единственный случай за время нашей работы с церковными архивами).  Вот что представляет собой этот документ:
«Указ его императорского Величества самодержца Всероссийского  из Воронежской духовной консистории архивариусу  оной.
По определению Епархиального начальства,  утвержденного указом Святого Синода…, брак крестьянина села Елань-Колено Архипа Поликарпова Ходыкина, совершенный Причтом Казанской церкви села Елань-Колено 12 февраля 1888 года, расторгнуть по прелюбодеянию жены его Ульяны Никитиной  с дозволением истцу вступить в новый брак и с преданием ответчицы семилетней епитимии в понесении коей предоставлено и ей вступить в новый брак».

Кстати, согласно переписи населения 1897 года, в России на 1000 мужчин приходился 1 разведенный, на 1000 женщин – 2 разведенные.

Церковные книги открыли и имена батюшек, служивших в Казанском храме: Дмитрий Иосифов, Петр Васильев, Николай Боголюбский…

…Казанская церковь стояла рядом с современным  узлом  электрической связи. Сейчас на ее месте – магазин, жилые постройки и заброшенный пустырь.   А еще дом, отличающийся от всех  старинными резными наличниками. Это одно из подцерковных зданий Казанского храма. А самой Белой церкви –  древней хранительницы  села -  как будто и не было.
 
Видно, дни золотые  прошли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.
 
Она близка. Но не видна…


Рецензии
Светлана!

Церкви ломали. В Пыховке, это не далеко от села Елань-Колено, я учился в начальной школе №4,переделанной из церкви на её же каменном крестообразном фундаменте. Церковь была деревянная. Когда детей поубавилось в 60-е годы, школу разобрали и из неё на новом месте в центре села сделали клуб, который вроде бы и сегодня есть.

Получилось, что дерево, из которого когда-то была сделана церковь, выдержало испытание временем, сохранило свою ДУХОВНОСТЬ. Из этого дерева не построили коровник или конюшню, не пустили дерево на дрова - построили школу, где учились дети, а потом клуб, где была библиотека, где люди культурно отдыхали. Удивительно для того времени.

Это вспомнилось мне, когда я читал Ваш рассказ. Спасибо.

С уважением к Вам, землячка моя.

Фёдор Золотарёв   22.12.2016 20:35     Заявить о нарушении
http://www.naslednick.ru/articles/history/history_1798.html Это ссылка как о пыховской церкви деревянной

Светлана Еремеева   22.12.2016 21:42   Заявить о нарушении
Это ссылка как раз о вашей деревянной пыховской церкви, где вы учились

Светлана Еремеева   22.12.2016 21:44   Заявить о нарушении
Я добавила сюда материал о Пыховской церкви "Жизнь без благовеста"

Светлана Еремеева   22.12.2016 21:50   Заявить о нарушении