Сирийские хроники, 29 декабря 2012

СИРИЙСКИЕ ХРОНИКИ. 29 декабря 2012


Документальный фильм о сражающейся Сирии
http://www.youtube.com/watch?v=pBkEEe93FE8

"Сирийский дневник". Фильм Анастасии Поповой
Что происходит в Сирии? Откуда пришел хаос в красивую мирную страну? Кто приговорил сирийцев к войне? На эти вопросы отвечают создатели фильма "Сирийский дневник" - корреспондент Анастасия Попова, оператор Михаил Виткин и режиссер Евгений Лебедев.
http://www.vesti.ru/videos?vid=475233


Сирия: Россия за прекращение насилия и за начало политического процесса

Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ по итогам встречи со специальным представителем ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими, Москва, 29 декабря 2012 года

Уважаемые дамы и господа,
Мы провели полезные переговоры со специальным представителем ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими. Едины во мнении, что ситуация в Сирии весьма сложная - обостряется конфронтация, растет число жертв среди гражданского населения. Едины также в том, что шанс на достижение политического урегулирования сохраняется. Наша общая обязанность - максимально использовать этот шанс. Согласны с тем, что в основу общих усилий должны быть положены договоренности, зафиксированные в одобренном всеми участниками «Группы действий» Женевском коммюнике от 30 июня с.г. На его основе г-н Л.Брахими активно осуществляет «челночную дипломатию» - проводит важные контакты с правительством САР и всеми группами сирийской оппозиции.
Россия осуществляет контакты со всеми без исключения сирийскими сторонами и открыта к их продолжению. Рассчитываем, что наша позиция станет более понятной в результате этих усилий. К сожалению, имеют место попытки неверно толковать российские подходы. Для нас приоритет номер один - прекращение насилия и начало политического процесса, который должен быть нацелен на формирование «переходного управляющего органа» через межсирийский диалог, как это было обозначено в Женеве. Данный орган будет заниматься вопросами будущего государственного устройства. Еще раз подчеркну, что в соответствии с Женевским коммюнике именно сами сирийцы должны определять свое будущее, в том числе судьбы конкретных политических персоналий.
Что касается внешних «игроков», то на нынешнем этапе многое зависит от их действий. Но эти действия должны не подменять диалог, который мы хотим видеть между самими сирийцами, а содействовать созданию условий для его начала.
Сегодня мы говорили и о том, что крайне важно прекратить действия, способствующие быстрой и опасной милитаризации конфликта. Нас серьезно беспокоит, что в Сирии активизировались террористические элементы, в том числе организации, связанные с «Аль-Каидой», использующие дестабилизацию в стране в собственных целях. Нас также беспокоит - и здесь мы (с Л.Брахими) едины - что конфликт все более отчетливо приобретает межконфессиональный характер. Считаем, что международное сообщество может помочь запуску диалога, когда он будет завязан, в том числе путем возвращения в Сирию наблюдателей ООН и существенного увеличения их количества с тем, чтобы они могли осуществлять мониторинг договоренностей о прекращении огня. Такие модальности необходимо еще согласовать, но для России они являются приоритетными. По-прежнему убеждены в востребованности созданного в Женеве 30 июня с.г. механизма «Группы действий». Считаем, как и до Женевы, что к числу участников необходимо подключить такие важные страны, как Саудовскую Аравию и Иран.
Будем продолжать контакты со специальным представителем ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими. Поддерживаем его миссию. Считаем, что опыт, мудрость и практические знания региона г-на Л.Брахими могут оказаться если не решающими, то очень важными для того, чтобы максимально эффективно использовать сохраняющийся шанс на политическое урегулирование. Рассчитываем, что такую же поддержку г-ну Л.Брахими будут оказывать и все другие стороны, включая правительство САР, сирийскую оппозицию и всех без исключения внешних «игроков».
В заключение хочу подчеркнуть, что в подходах к сирийской проблеме необходимо отказаться от узконациональных «проектов», геополитических расчетов и руководствоваться исключительно задачей обеспечения региональной стабильности. Если ничего не предпринимать и пустить все на самотек, то кризис может завершиться дестабилизацией ближневосточного региона. Еще раз подтверждаю нашу поддержку миссии специального представителя и рассчитываю, что у г-на Л.Брахими хватит энергии использовать в полной мере имеющийся шанс.

Вопрос: Сергей Викторович, как Вы можете прокомментировать отказ председателя «Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции» А.М. аль-Хатыба приехать в Москву для бесед?
С.В.Лавров: Когда была сформирована «Национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции» мы обратили внимание на то, что в платформе, одобренной ею на встрече в Дохе, было заявлено, что ее позиция является бескомпромиссной, что цель — свержение режима в Сирии и демонтаж его институтов, а это прямо противоречит договоренностям в Женеве. В этой же платформе было сказано, что коалиция отказывается от какого-либо диалога с представителями сирийского режима.
Убеждены, что это тупиковая позиция. Она приведет лишь к тому, что нынешняя ситуация и дальше будет деградировать. И внешняя оппозиция, в том числе «национальная коалиция», так и не сможет иметь какого-либо влияния на развитие вооруженной борьбы внутри Сирии. Хотели бы этого всячески избежать. Поэтому через американских, европейских партнеров, коллег в регионе, имеющих влияние на «Национальную коалицию сил сирийской революции и оппозиции», посылали сигнал о необходимости отказаться от такой неконструктивной линии, поддержать принципы, заложенные в Женевском коммюнике, предполагающие формирование «переходного управляющего органа» на основе договоренностей между оппозицией и властями.
Более того, понимая, что вопрос слишком серьезен, хотели и хотим эту позицию подробно донести до руководителей «национальной коалиции». У нас состоялись контакты по линии Посольства России в Египте с представителями коалиции, включая А.М. аль-Хатыба. Мы выразили готовность встретиться с ним в Москве. На том этапе он предпочел организовать контакт где-нибудь в другой стране. Мы и к этому готовы.
После состоявшихся контактов для меня было удивительно прочитать его заявление о том, что он готов с нами встретиться, только если Россия изменит свою позицию и принесет извинения за эту позицию публично. Понимаю, что г-н А.М. аль-Хатыб, наверное, не очень искушен в политике и только выиграет от того, что узнает нашу позицию не из сообщений СМИ, которые порой делают весьма далекие от действительности утверждения, а непосредственно от российских представителей. Думаю, если он претендует на роль серьезного политика, он все-таки поймет, что в его собственных интересах услышать анализ непосредственно от нас. Можно прийти к очень неправильным выводам, если руководствоваться какими-то сомнительными сообщениями. Например, сродни тому, что я прочел, по-моему, в «Независимой газете», о том, что я где-то якобы говорил, что латиноамериканские страны готовы принять Б.Асада и что мы, дескать, обсуждаем с американцами судьбу президента Сирии.
Еще раз скажу, что мы готовы к контактам со всеми сирийскими оппозиционными силами. Исходим из того, что они думают не о собственных амбициях, а о судьбе своего народа. Если они убеждены, что в этой драме Россия может сыграть какую-то роль, то они должны встречаться и общаться с нашими представителями без всяких условий.

Вопрос (Л.Брахими): По итогам Ваших переговоров в Дамаске появилась информация, что официальный Дамаск и оппозиция готовы к тому, чтобы миротворческая миссия ООН функционировала в Сирии. Подтверждаете ли эту информацию? Подтверждаете ли Вы сведения о том, что Вы приезжали в Москву, чтобы добиться у российской стороны согласия по этому поводу?
С.В.Лавров (в дополнение к ответу Л.Брахими): Могу лишь полностью подписаться под словами г-на Л.Брахими. Чтобы говорить о поддержании мира, надо иметь этот мир. Только потом, после перемирия, может быть развернута миссия наблюдателей, если речь пойдет о миротворческих силах. Как сказал Л.Брахими, это должно быть сделано с согласия всех сторон конфликта. В этой связи скажу, о чем я уже упоминал неоднократно, - мы убеждены, что было огромной ошибкой отзывать из Сирии сначала Миссию наблюдателей ЛАГ в январе с.г., а затем, летом с.г., - Миссию наблюдателей ООН. И та, и другая миссии при всех негативных аспектах кризиса все-таки работали в направлении хоть какой-то стабилизации обстановки, позволяли иметь хоть какой-то объективный взгляд на происходящее. К сожалению, и та, и другая миссии были прерваны, по нашему глубокому убеждению, по субъективным причинам, которые мотивировались чьими-то односторонними геополитическими интересами, а не интересами сирийского народа. Когда и если (надеюсь, что «когда») мы сможем выйти на этап, на котором станет возможным договариваться о прекращении огня, то точно будем поддерживать международное присутствие, скорее всего, в виде большой группы наблюдателей. Будем готовы и на любые другие варианты, приемлемые для сторон конфликта.

Вопрос: Многие аналитики и наблюдатели расценивают заявление А.М. аль-Хатыба, как не его слова, а то, как якобы кто-то ему их подсказывал. Называются определенные столицы. Это неважно...
С.В.Лавров: Как неважно? Вы знаете эти столицы? От кого у Вас секреты?
Реплика журналиста: Могу, например, назвать Доху. Секретов нет, хочу быть дипломатичным в своем вопросе. Известно, что в таких столицах как Доха и т.д…Что все-таки на сегодняшний день является главным препятствием на пути выполнения женевских договоренностей?
С.В.Лавров: Вопрос очень важный. Суть проблемы — понять, что является препятствием — уже означает сделать полдела. Сегодня мы этим занимались и констатировали, что препятствием является совокупность факторов и, прежде всего, непримиримость противостоящих друг другу сторон. В этой связи, как я уже не раз говорил, все внешние «игроки» должны эту непримиримость преодолеть и убедить стороны в том, что женевские принципы открывают, может быть, не стопроцентную возможность, но дают хороший шанс выйти из нынешней бойни. Для того, чтобы это произошло — и мы с Л.Брахими абсолютно согласны — нужно, чтобы все внешние «игроки», влияющие на ту или иную участницу сирийской трагедии, говорили одним голосом, в унисон и синхронизировано посылали одни и те же сигналы о необходимости прекратить насилие и сесть за стол переговоров.
Конечно, можно выдвигать предварительные условия. Например, Россию обвиняют, что она делает ошибку, потому что наша позиция якобы неверна. Позицию России обычно критикуют по двум аспектам: первый — мы якобы держимся за Б.Асада, второе — мы не даем принять в Совете Безопасности ООН резолюцию по Главе VII Устава ООН, которая предусматривает санкции и возможность вооруженного вмешательства. На эти две претензии мы уже неоднократно отвечали.
Скажу еще раз: не так давно в ходе встреч с Л.Брахими в Дамаске Б.Асад неоднократно публично и непублично заявлял, что не собирается никуда уходить, будет оставаться до конца на своему посту, будет, как он выражался, защищать сирийский народ и суверенитет страны. Нет возможности эту позицию изменить.
Что касается претензии к России и Китаю, что мы не поддерживаем идею принятия в Совете Безопасности ООН резолюцию по Главе VII, - действительно, мы выступаем против этого, считаем это абсолютно неправильным. Такая резолюция - об этом уже говорят в конфиденциальных контактах — открыла бы путь к внешней вооруженной интервенции. Поскольку все внешние «игроки» (европейцы, американцы, арабские страны, Турция) категорически против вмешательства извне в сирийский конфликт, какие к нам претензии? Мы не пойдем на это, потому что ощущаем свою ответственность и будем ее выдерживать в полной мере.

С.В.Лавров (еще дополняет к ответу Л.Брахими): Г-н Л.Брахими упомянул важный момент, а именно - попытку одобрить Женевское коммюнике в резолюции СБ ООН. Это предложение было внесено Россией. К сожалению, наши партнеры не были к этому готовы и сказали, что такое возможно только, если к документу будут добавлены две вещи, причем ровно те, за которые нас критикуют. Речь идет об уходе Б.Асада и санкциях по Главе VII Устава ООН. Эти две идеи обсуждались в Женеве и были исключены из текста Женевского коммюнике на основе консенсуса. Когда мы предложили одобрить коммюнике в СБ ООН, а наши партнеры согласились, но при условии возвращения вышеупомянутых пунктов, - это, по дипломатическим канонам, явно нечистоплотная игра.
Сегодня мы говорили с г-ном Л.Брахими также о том, что оппозиция требует отставки Б.Асада в качестве предварительного условия всего остального. Мы, включая Президента В.В.Путина, подчеркивали, что не держимся за Б.Асада или кого-либо из сирийского руководства. Наша главная забота – многоконфессиональный, многоэтнический сирийский народ, который всегда был дружественным в отношении Российской Федерации и символизировал сосуществование цивилизаций, культур, религий на Ближнем Востоке. Именно это беспокоит нас прежде всего.
Никакие персоналии не играют решающей роли. Мы считаем неправильным, когда оппозиция говорит, что только уход Б.Асада позволит начать диалог о судьбе страны. Это контрпродуктивно, потому что ценой такой позиции, такого предварительного условия начала диалога становятся все больше жизней сирийских граждан. Я бы сегодня в микрофон призвал сирийскую оппозицию оставить в стороне объединяющий ее фактор – требование ухода Б.Асада - и сформулировал бы конструктивную повестку дня. Положил бы на бумагу видение будущей Сирии, в которой все этнические, религиозные меньшинства будут комфортно, в безопасности сосуществовать друг с другом, ощущая себя полноправными членами политической системы сирийского государства. Если бы оппозиция сделала такой шаг, мы посмотрели бы, на каких основах она готова объединяться и вести диалог о будущем Сирии. Рассчитываю, что сегодняшний призыв будет услышан, и мы получим какую-то реакцию.

Вопрос: Позицию России по Сирии критикуют. Некоторые утверждают, что Россия - соучастник конфликта, и для нее нет будущего в регионе в случае ухода Б.Асада. Что Вы думаете по поводу такой жесткой критики? Как Вы относитесь к отказу А.М. аль-Хатыба приехать в Россию?
С.В.Лавров: Я уже комментировал высказывание г-на А.М. аль-Хатыба. Надеюсь, он услышит и поймет мою реакцию.
Что касается утверждений, что Россия является участником конфликта в Сирии, то они настолько далеки от действительности, что даже комментировать нечего. Мы не поставляем сирийскому режиму наступательных вооружений, оружия, которое может использоваться в гражданской войне. То, что у режима есть со времен СССР, не подвержено нашему влиянию. Мы не поставляем ничего, что используется в гражданской войне. Россия выполняет обязательства по завершению контрактов на поставку в Сирию оборонительных вооружений, прежде всего систем ПВО, говорили об этом не раз, и не вижу здесь предмета, чтобы вписывать эту тему в контекст нашей вовлеченности в сирийский конфликт.
Мы не поставляем наступательных вооружений оппозиции, как это делают некоторые другие страны. Причем такие вооружения становятся все более продвинутыми и смертоносными. У России нет сотен представителей спецназа «на земле», в регионе, соседних с Сирией странах и на территориях некоторых районов самой Сирии. Говорить о прямой вовлеченности в конфликт можно, но только, если это не относится к Российской Федерации.
С.В.Лавров (в дополнение к реплике Л.Брахими): Полностью разделяю предновогоднее желание Л.Брахими о том, чтобы конфликт в Сирии завершился в следующем году мирно, политическим процессом в интересах сирийского народа, региона и международного права. Согласен, что было бы здорово, если это произошло пораньше в 2013 г. Будем прилагать для этого все усилия.
К огромному сожалению, едва ли это удастся сделать к 1 января 2013 г. Хотя это стало бы лучшим подарком г-ну Л.Брахими ко дню его рождения. Поздравляю г-на Л.Брахими с наступающими праздниками - Днем рождения и Новым Годом!

Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Египта М.Амром, Москва, 28 декабря 2012 года

Уважаемые дамы и господа,
Мы провели содержательные переговоры с моим египетским коллегой М.Амром. С нашей стороны выразили симпатии в связи со сложными задачами, которые сейчас решают руководство и народ Египта. Недавно принята новая конституция, и мы надеемся, что Египет продолжит демократическое развитие, социально-экономические реформы в интересах всех слоев и групп населения. Это важно, в том числе и для наращивания двустороннего сотрудничества во всех областях, которым мы дорожим.
Сегодня мы обсудили практические шаги, которые необходимо предпринять, чтобы как можно скорее возобновить работу межправительственной Совместной Российско-Египетской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Договорились активизировать взаимодействие в военно-технической сфере, в области борьбы с терроризмом, где у нас уже имеется совместный опыт. Наметили конкретные шаги по реализации Программы сотрудничества в области культуры, образования и науки, подписанной в Каире в ноябре с.г. В рамках Программы планируем провести специальные мероприятия, посвященные 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Египтом - годовщина будет отмечаться в 2013 г.
Рассмотрели возможности наращивания эффективного взаимодействия в области туризма. Египетские коллеги заверили, что будут обеспечены безопасность и комфортные условия пребывания российских туристов на египетской земле.
Из международных тем в центре внимания была обстановка на Ближнем Востоке. Мы едины в том, что народы региона вправе свободно и самостоятельно определять свою судьбу, без вмешательства извне, на основе национального диалога и согласия. Под этим углом зрения подробно обменялись оценками по ситуации в Сирии. У нас есть понимание, что абсолютным приоритетом является скорейшее прекращение огня в интересах спасения жизней мирных сирийских граждан. Согласны с тем, что Женевское коммюнике содержит основные элементы для движения в сторону политического урегулирования.
У России и Египта общая позиция и по другим аспектам ближневосточной проблематики, включая палестинский вопрос. Высоко ценим инициативные шаги египетских партнеров, которые были предпринятые для преодоления кризиса в Газе, по оказанию сектору международной донорской помощи и достижению межпалестинского согласия. Рассчитываем на продолжение этих усилий и в целом на лидерство Египта в региональных делах. Будем активно поддерживать эту роль. Мы также регулярно рассматриваем и другие вопросы региональной повестки дня, включая ситуацию в Ливии, Судане, отношения между Суданом и Южным Суданом. Важным вопросом остается продвижение к выполнению договоренностей о созыве конференции, посвященной созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
Благодарю г-на М.Амра за содержательные, полезные переговоры и предоставляю ему слово.
Вопрос: Сергей Викторович, не могли бы прокомментировать результаты Ваших переговоров с первым заместителем Министра иностранных дел Сирии Ф.Микдадом?
С.В.Лавров: Вчера мы получили оценку сирийского руководства недавнего визита в Дамаск спецпредставителя ООН/ЛАГ Л.Брахими, с которым завтра проведем встречу в Москве, чтобы составить полное впечатление с учетом оценок обеих сторон после переговоров в САР. Что касается других обсуждавшихся вчера вопросов, то мы активно побуждали (как делаем это все последние месяцы) сирийское руководство к максимальной конкретизации своей заявленной готовности к диалогу с оппозицией, которая подчеркнула бы их открытость к обсуждению самых разных тем в русле договоренностей, достигнутых в Женеве 30 июня с.г.
Вопрос (М.Амру): Что произойдет, когда международное сообщество займет конкретную позицию в отношении того, должен ли Б.Асад уйти или остаться?
С.В.Лавров (отвечает первым): Позволю себе коснуться вопроса, заданного моему коллеге М.Амру. При всем уважении к мировому сообществу решать должен сирийский народ. Это наша принципиальная позиция. Международное сообщество должно не подстрекать ту или иную сторону к продолжению кровопролития и не выдвигать предварительных условий, а побуждать всех воюющих идти по пути, который был обозначен Женевским коммюнике и предполагает создание условий для выхода всех политических, этнических и конфессиональных групп Сирии на договоренности о том, в каком государстве они будут дальше жить.
Вопрос (С.В.Лаврову): Не могли бы Вы прокомментировать сообщение информагентств относительно приглашения в Москву руководства «Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции». Означает ли это, что сохраняется надежда усадить коалицию за стол переговоров? Будет ли Россия задействовать свои контакты с другими партнерами на Западе и Ближнем Востоке для того, чтобы надавить на оппозицию и заставить ее приступить к переговорам?
С.В.Лавров: Мы обсуждали сегодня с моим коллегой этот вопрос. Через российское Посольство в Каире уже состоялись контакты с руководством коалиции. Мы выразили готовность провести встречу с ее главой А.М. аль-Хатыбом и по-прежнему на это настроены. Как мы понимаем, у них тоже нет отторжения в отношении предложения о встрече.
Что касается существа позиции «коалиции», то мы были разочарованы тем, что в политическом заявлении, принятом при ее создании в Дохе, в качестве главной цели указаны свержение режима и демонтаж всех сирийских государственных институтов. В документе также подчеркивается отказ коалиции от диалога с Дамаском. Эту ситуацию мы обсуждали с нашими американскими и другими западными партнерами. Также затрагивали этот вопрос и сегодня с г-ном М.Амром. Ценим позицию АРЕ, которая в качестве страны-хозяйки штаб-квартиры «коалиции» проводит работу с оппозицией в пользу ее согласия на политический процесс и диалог. Вопросы остаются, но думаю, что реальная и предметная оценка ситуации внутри Сирии будет побуждать здравомыслящих оппозиционеров к поиску путей начала политического диалога.
Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова агентству «Интерфакс», 27 декабря 2012 года

Вопрос: Сергей Викторович, конфликты в Сирии и вокруг сектора Газа, введение ЕС и США удушающих санкций против Ирана, над которым к тому же нависла угроза военного удара, переизбрание Барака Обамы, суды над нашими соотечественниками в США, замена конгрессом США поправки Джексона-Вэника на так называемый «акт Магнитского» – вот далеко не полный перечень внешнеполитических событий, которыми запомнится журналистам уходящий год. Что было главным для российской дипломатии в 2012 году?
С.В.Лавров: Уходящий год запомнится нам как период усиления неравномерности глобального развития, возрастания международной нестабильности. К сожалению, проявлялись тенденции к повышению роли силы, стремлению решать собственные проблемы за счет других. Лихорадило мировую экономику, в первую очередь в еврозоне, продолжался поиск вариантов преодоления последствий глобального экономического кризиса. Очевидно, что мир находится на переходном этапе, вступил в период кардинальных перемен.
Продолжал бурлить Ближний Восток, вспышкой насилия отмечены отношения между Израилем и сектором Газа. Самую серьезную озабоченность вызывает развитие ситуации в Сирии. По-прежнему далеки от решения вопрос иранской ядерной программы и ядерная проблема Корейского полуострова. Рельефнее обозначились проблемные аспекты обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Накапливалась напряженность в ряде стран африканского континента.
В этих условиях Россия в соответствии с приоритетами, уточненными в Указе Президента В.В.Путина от 7 мая с.г., проводила на международной арене активный, ответственный, созидательный курс, основанный на готовности к развитию полноценного диалога и сотрудничества со всеми государствами – в той мере, в какой к этому готовы наши партнеры, и направленный на укрепление международной безопасности и стабильности, урегулирование конфликтов и кризисов путем кропотливого поиска разумных компромиссов. В его основе лежали ключевые принципы прагматизма, открытости, многовекторности, предсказуемости, инициативного и твердого, но без сползания к конфронтации, продвижения национальных интересов.
В качестве ключевой задачи рассматривали создание благоприятных внешних условий для долгосрочного устойчивого развития страны, инновационного реформирования ее экономики с опорой на уникальную ресурсную базу, огромный человеческий потенциал. Последовательно вели линию на более интенсивное использование возможностей экономического и научно-технологического сотрудничества с зарубежными партнерами.
Вы справедливо обратили внимание на ряд внешнеполитических событий в 2012 году. Этот перечень, действительно, далеко не полный. Прежде всего потому, что наряду с вызывающими тревогу аспектами международного положения многое можно записать в позитив.
Нашим естественным приоритетом, стержневым направлением внешней политики России являлось наращивание интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств на основе простых и ясных принципов, таких как равноправие, взаимная выгода, добровольность, взаимное уважение и учет интересов друг друга. Это – курс, рассчитанный на стратегическую перспективу, способствующий закреплению за участниками Содружества достойного места в усложняющемся, высококонкурентном мире.
На заседании Совета глав СНГ 5 декабря в Ашхабаде одобрена декларация о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества, подписано соглашение об организации интегрированного валютного рынка. Крупным достижением стало вступление в силу Договора о зоне свободной торговли в рамках Содружества.
Мы серьезно продвинулись в направлении евразийской экономической интеграции, прежде всего с нашими самыми близкими интеграционными партнерами по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству – участниками «тройки» России, Белоруссии и Казахстана. С 1 января 2012 года введен в действие базовый пакет соглашений по ЕЭП, что позволило сделать крупный шаг в выполнении задач по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Несомненный успехом считаем начало работы с февраля 2012 года Евразийской экономической комиссии, являющейся единым постоянно действующим регулирующим органом ТС и ЕЭП. Сейчас идет процесс ее становления, пошаговой передачи полномочий с национального уровня.
Активно велась работа по формированию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза. Он призван стать крупнейшим геополитическим проектом и новой исторической вехой не только для государств «тройки», но и для других стран на пространстве СНГ. Исходим из того, что его осуществление будет способствовать достижению цели создания единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана, обозначенной Президентом В.В.Путиным.
Продолжали наращивать потенциал Организации Договора о коллективной безопасности, 10-летие создания которой и 20-летие подписания Договора о коллективной безопасности мы отметили в нынешнем году. На сессии СКБ ОДКБ удалось выйти на целый ряд решений, способствующих консолидации Организации и призванных повысить ее эффективность как многофункциональной структуры адекватного реагирования на различные вызовы и угрозы безопасности.
Наши инициативы были нацелены на продвижение позитивной повестки дня международных отношений. Именно это лежит в основе углубления взаимодействия в успешно и динамично развивающихся форматах БРИКС, «Группе двадцати», «восьмерки», Шанхайской организации сотрудничества, по другим направлениям. Предстоящее российское председательство в этих форматах в 2013-2015 годах намерены использовать для затверждения принципов коллективных действий на международной арене, поиска согласованных решений актуальных проблем современности.
Мы твердо отстаивали необходимость уважения верховенства права, демократических норм и коллективных начал в международных отношениях, безальтернативность центральной роли ООН, главной ответственности ее Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности, недопустимость использования СБ ООН для легитимизации внешнего, включая военное, вмешательства во внутренние конфликты, давления на неугодные правительства под гуманитарными лозунгами.
Последовательно работали в интересах расширения горизонта стратегического сотрудничества с Европейским союзом. В августе нынешнего года Россия стала полноправным членом ВТО. Это – важнейший фактор дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества России и ЕС. Серьезный потенциал расширения многопланового взаимодействия подтвердили итоги состоявшегося недавно в Брюсселе саммита. Мы продолжаем активно добиваться проявления партнерами политической воли для решения вопроса об отмене виз для краткосрочных поездок граждан. Это стало бы мощным импульсом для дальнейшего сближения между Россией и Евросоюзом.
В отношениях с НАТО исходили из необходимости соизмерять взаимодействие с готовностью альянса учитывать наши законные интересы в сфере безопасности и стратегической стабильности, соблюдать принципы международного права, выстраивать связи на равноправной взаимоуважительной основе. На недавнем министерском заседании Совета Россия-НАТО отметили, что по целому ряду направлений наше сотрудничество развивается в целом успешно. В то же время есть темы, которые по-прежнему нас разделяют.
Намерены продолжать работу, исходя из универсальности принципа обеспечения всеобщей, неделимой и равной безопасности применительно как к евроатлантическому, так и азиатско-тихоокеанскому пространствам. Именно такой подход мы продвигали на СМИД ОБСЕ в Дублине. Сказали партнерам без обиняков, что реализация этих задач пока тормозится вследствие сохранения односторонних подходов, действия отдельных стран ведут не к сплочению на основе общих задач и интересов, а, напротив, к углублению старых и образованию новых разделительных линий в Евро-Атлантике.
Важным элементом укрепления международных позиций России является наращивание нашего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сентябрьский саммит АТЭС во Владивостоке продемонстрировал серьезность российских планов в отношении АТР, нацеленных на задействование потенциала интеграции России в регион в интересах ускоренного экономического развития Сибири и Дальнего Востока.
В уходящем году произошло немало событий в российско-американских отношениях, которые по-прежнему имеют ключевое значение для решения вопросов евроатлантической безопасности и в контексте поддержания глобальной стабильности. Не случайно США неоднократно упомянуты в Вашем вопросе.
В ходе встречи 18 июня в Лос-Кабосе Президенты В.В.Путин и Б.Обама подтвердили приверженность развитию стабильного, обоюдовыгодного и конструктивного сотрудничества, а также выразили готовность к совместной работе, нацеленной на новые достижения. Основное внимание планируется сфокусировать на обеспечении качественного рывка в области торговли и инвестиций. Определенные подвижки на этом направлении есть – товарооборот стабильно растет, в 2012 году заключен ряд крупных сделок, в том числе между «Ростехнологиями» и «Боингом» на приобретение 35 авиалайнеров новейшей модификации общей стоимостью 3,5 млрд. долл. и создание у нас центров их технического обслуживания. Вместе с тем, предстоит еще немало сделать для того, чтобы потенциал российско-американских экономических связей использовался в полной мере.
В сфере контактов между людьми благоприятные предпосылки для более тесного взаимодействия между гражданами России и США создает вступившее в силу в сентябре соглашение об упрощении визовых формальностей. Исходим из того, что теперь необходимо двигаться дальше – к безвизовому режиму между нашими странами.
В наших отношениях есть и трудные вопросы, в том числе проблема ПРО, выйти на развязки по которой пока не удалось. Главное – чтобы противоракетные средства не подрывали российский арсенал сдерживания, не нарушали складывавшийся десятилетиями баланс сил. Для снятия российских озабоченностей необходимо выработать надежные гарантии ненаправленности создаваемых США средств против России и наших ядерных сил. Рассчитываем, что американская сторона проявит конструктивный подход.
Недружественным в отношении Российской Федерации актом стало принятие американской стороной на смену поправке Джексона-Вэника «закона имени Магнитского». Замена одного антироссийского закона другим – свидетельство того, что некоторые американские деятели по-прежнему живут прошлым, реалиями давно ушедшей «холодной войны». Мы неоднократно предупреждали, что этот шаг негативно скажется на двусторонних отношениях и не останется без ответа. Так и произошло. Мы будем и впредь внимательно отслеживать нарушения прав и интересов наших граждан в США, включая преступления против самых маленьких россиян, усыновленных американскими семьями, твердо требовать адекватного наказания виновных, обращать внимание на грубые нарушения прав человека в самих США, неучастие Вашингтона в многочисленных правозащитных конвенциях, включая Конвенцию о правах ребенка.
Строя планы по дальнейшему развитию российско-американских связей, мы понимаем, что многое будет зависеть от того, насколько четко стороны будут следовать намеченной линии и принципам на практике. Однако, несомненно, возможности для развития политического диалога и практического сотрудничества в различных областях на конструктивной и взаимовыгодной основе имеются. Уверен, в наших общих интересах – ими воспользоваться.
Вопрос: На каких направлениях МИД России намерен сосредоточить усилия в предстоящем году?
С.В.Лавров: Очевидно, что в период серьезных испытаний, через которые проходят сейчас международные отношения, Россия не только сталкивается с опасностями, но и открывает для себя новые возможности. Свобода внешней политики России – наше большое достояние, и мы намерены использовать его грамотно и эффективно, добиваясь максимальной отдачи от наших действий. Будем стараться активнее влиять на ситуацию, особенно там, где напрямую затрагиваются российские интересы, учитывать различные варианты развития обстановки.
Самостоятельность нашей страны не имеет ничего общего с изоляционизмом или конфронтацией и предусматривает интеграцию в глобальные процессы, готовность к развитию равноправного, взаимовыгодного сотрудничества с международными партнерами. Российская дипломатия будет всемерно способствовать реализации поставленной Президентом В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию задачи создать богатую и благополучную Россию, обеспечению благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны, перевода ее экономики на инновационный путь, укрепления ее позиций как равноправного партнера на мировых рынках.
В современном мире ответы на общие для всех вызовы могут быть найдены только на основе коллективных усилий при учете интересов и озабоченностей друг друга. Перед всеми ответственными членами международного сообщества стоят схожие задачи, связанные с обеспечением развития, укреплением международного мира и безопасности, урегулированием кризисных ситуаций, продвижением широкого международного сотрудничества. Запрос на солидарные действия находит отражение в работе международного сообщества по купированию многочисленных угроз, включая опасность распространения оружия массового уничтожения, терроризм, пиратство, нехватку природных ресурсов, питьевой воды и продовольствия, изменение климата, крупные техногенные катастрофы и многое другое.
Разворачивающиеся в мире противоречивые процессы требуют от нас решительных действий. Мы будем продолжать выступать против попыток легитимизировать операции по смене режимов под флагом «ответственности по защите», за решение имеющихся проблем политико-дипломатическими методами при уважении суверенитета, территориальной целостности и равенства всех государств. Такая работа – более сложная и тонкая, чем грубое силовое вмешательство, но только она и может обеспечить долгосрочное урегулирование и дальнейшее стабильное развитие ситуации в конфликтных регионах мира.
Россия заинтересована в нахождении взаимоприемлемых решений по всех ключевым вопросам международной повестки дня. Можно с уверенностью предположить, что в 2013 году проблематика предотвращения и урегулирования конфликтов будет оставаться одним из приоритетных направлений действий мирового сообщества. В фокусе нашего внимания будут положение на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке, на Корейском полуострове, в Афганистане. Разумеется, продолжим прилагать активные усилия по политическому урегулированию конфликтов на пространстве СНГ, прежде всего нагорно-карабахского и приднестровского.
В 2013 году Россия будет председательствовать в «Группе двадцати». Роль этого механизма сегодня объективно возрастает – он должен служить центром кризисного управления в финансово-экономической сфере, инструментом вывода мировой экономики на траекторию уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, реформирования международной финансово-экономической архитектуры.
Предложим рассмотреть ряд мер по созданию новых стимулов для инвестиций в реальный сектор экономики, инициативы по модернизации национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом. Продолжим активную работу по формированию объединяющей повестки дня по вопросам транспарентности и предсказуемости энергетических рынков, энергоэффективности, «зеленого роста». В фокусе нашего внимания будут проблемы оказания содействия международному развитию, либерализации мировой торговли и продвижения Дохийского раунда переговоров ВТО, вопросы обеспечения занятости и противодействия коррупции.
Важный ресурс повышения эффективности нашей внешнеполитической работы – более широкое задействование возможностей «мягкой силы» во внешней политике. На необходимость осуществления для этого серьезных усилий обращал внимание Президент В.В.Путин, выступая на Совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации в июле нынешнего года. Конкретные пути реализации этих задач недавно подробно обсуждались на заседании Коллегии МИД по вопросам деятельности Россотрудничества. Будем также и далее активно взаимодействовать со структурами гражданского общества, российскими НПО, экспертным сообществом, эффективно использовать потенциал Российского совета по международным делам, Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, Фонда поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом.
Все более актуальной становится задача качественного совершенствования информационного сопровождения нашей внешнеполитической деятельности в интересах обеспечения объективного восприятия Российской Федерации на международной арене. Будем стремиться максимально полно и оперативно доводить до иностранной аудитории российское видение узловых сюжетов мирового развития.
Вопрос: По Вашим оценкам, удастся ли решить сирийский кризис и предотвратить удар по Ирану или нас ждет большая война на Ближнем Востоке?
С.В.Лавров: Россия последовательно проводит линию на мирное урегулирование сирийского кризиса самими сирийцами через диалог и без иностранного силового вмешательства. Этот наш подход, основанный на принципах Устава ООН, носит принципиальный характер. Он обусловлен в том числе особой ответственностью Российской Федерации как постоянного члена Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и стабильности и нашими национальными интересами, заключающимися в данном случае в обеспечении спокойствия вблизи южных рубежей России.
С учетом происходящего в Сирии шансы выйти на такое решение, путь к достижению которого зафиксирован в коммюнике Женевской встречи «Группы действий» по Сирии от 30 июня с.г., уменьшаются. Но они все еще есть, и за них надо бороться. Для этого нужны согласованные действия всех внешних сторон, которые должны говорить единым голосом и работать над тем, чтобы усадить уполномоченных представителей сирийского правительства и оппозиции за стол переговоров.
Надо прекратить острую вооруженную конфронтацию, ведущую к гибели людей, страданиям народа и угрожающую не только распадом сирийского государства, но и распространением кризиса на соседние страны. Необходимо содействовать безотлагательному началу межсирийского диалога, в рамках которого должны быть определены параметры процесса преобразований в интересах всех сирийцев.
Состоявшиеся недавно в Женеве контакты в трехстороннем формате Россия – США – спецпредставитель ООН/ЛАГ Л.Брахими продемонстрировали, что возможности находить точки соприкосновения в деле обеспечения выполнения Женевских договоренностей по-прежнему есть, если отказаться от попыток их переписывать. Мы полны решимости идти этим путем. Дело за нашими партнерами, которые на словах – за политическое урегулирование, а на деле поощряют войну до свержения Б.Асада.
Двойная игра в нынешней ситуации в Сирии крайне опасна. Она лишь способствует дальнейшей милитаризации конфликта, его обострению, росту радикальных настроений, террористической угрозы, насилия на конфессиональной почве. Альтернатива мирного решения – кровавый хаос. Чем дольше он продолжается, чем шире его масштабы – тем хуже для всех.
Теперь об угрозе применения силы против Ирана. Она нависает над процессом переговоров, и это – очень тревожное обстоятельство. Действительно, диалог в формате «шестерка» – Иран пока складывается трудно, однако он, безусловно, имеет перспективу. За последний год удалось найти некоторые точки соприкосновения и несколько сблизить позиции. На этой основе нужно двигаться вперед. Здесь требуются кропотливые и настойчивые усилия для выхода на позитивные результаты.
У нас нет доказательств, что иранское руководство приняло решение о развитии военной ядерной программы. МАГАТЭ регулярно подтверждает добросовестное выполнение Ираном Соглашения о гарантиях и отсутствие данных о перенаправлении заявленных ядерных материалов на запрещенные цели. При этом, правда, Агентство отмечает, что в рамках упомянутого Соглашения оно не имеет возможности обеспечить надежную уверенность в отсутствии незаявленных ядерных материалов и деятельности в Иране. Здесь требуется более углубленный и всесторонний контроль, установление которого и должно стать основой для урегулирования.
Хотелось бы с удовлетворением отметить, что на встрече представителей МАГАТЭ с иранцами в Тегеране 13 декабря был достигнут прогресс по согласованию модальностей взаимодействия с целью устранения подозрений в наличии в прошлом элементов военного измерения в иранской ядерной программе. В середине января 2013 года пройдет еще одна встреча. Надеемся, что на ней договоренность будет окончательно достигнута.
Мы исходим из безусловного права Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право на обогащение, после прояснения всех остающихся вопросов и – повторю еще раз – с постановкой всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ. При этом на конструктивные шаги со стороны Ирана международное сообщество должно адекватно отвечать взаимностью, включая поэтапную приостановку и отмену санкций – как односторонних, так и введенных по линии СБ ООН.
Призываем всех наших партнеров действовать предельно осмотрительно – угрозы применения силы мешают достижению взаимоприемлемых договоренностей, реализация же силового сценария имела бы самые негативные последствия для региональной и глобальной безопасности, тем более в условиях повышенной турбулентности в ближневосточном регионе.

Три провокации к одному визиту

Дамаск с очередным визитом посетил  спецпосланник ООН Лахдар Аль-Ибрагими, и к этой поездке враги Сирии приурочили сразу несколько информационных атак и откровенных провокаций.

Во-первых, еще до визита вражеские СМИ вздумали распространять слухи о том, что якобы президент Сирии Башар Аль-Асад препятствовал визиту спецпосланника ООН и отказывался с ним встречаться, и только под давлением России согласился его принять. Иначе как чушью это назвать нельзя. Аль-Ибрагими далеко не в первый раз приезжает в Дамаск, так же как и его предшественник, Кофи Аннан. Еще ни разу ему не было отказано ни в возможности визита, ни во встрече с президентом. Информационная же провокация рассчитана на то, чтобы выставить Башара Асада в качестве «ястреба войны», а себя – «голубями мира» (получил же ЕС, который поддерживает «Аль-Каиду» и другие террористические организации в Сирии, премию мира! Ранее ее же получил Обама, разбомбивший мирную Ливию).

Однако, сам же Аль-Ибрагими категорически опроверг подобные слухи и признался, что никто никаких препятствий ему не чинил. Его принял президент Башар Аль-Асад, встреча прошла как обычно.

Сами же боевики, поддерживаемые Западом, сфальсифицировали «массовое убийство мирных жителей» в провинции Хама. «Аль-Джазира» и еще несколько антисирийских телеканалов показали страшные кадры – всюду кровь, а в ней лежат лепешки хлеба. Якобы это «сирийская армия разбомбила очередь за хлебом» в поселке Хальфайя. Да еще и вновь попытались пнуть Россию – якобы удар по хлебной очереди нанесен с «МИГа».

Однако, в сеть просочилось видео, на котором видно, как боевики подкладывают хлеб на улицу, кладут его прямо на кровь. При такой театральной постановке невольно возникнет вопрос – откуда взялась кровь? А это уже известный прием фальсификаторов – свезти в одно место трупы убитых боевиков, убитых бандитами мирных жителей – и заснять на видео. Для придания драматичности можно добавить в сцену некоторые детали – как, например, лепешки хлеба…
Третья провокация пущена в ход уже после встречи Башара Аль-Асада с Аль-Ибрагими. Враждебные СМИ, начиная с «Аль-Джазиры», наперебой вещают о том, что якобы сирийская армия применила против мятежников химическое оружие в районе Хомса. Даже нашлись псевдоврачи, которые подтверждают информационный вброс.

Сирия и даже Иран уже неоднократно предупреждали о том, что возможна провокация с химическим оружием как повод для иностранного вторжения. Но данная же провокация как-то слишком по-быстрому слеплена и ничего, кроме ироничной усмешки, вызвать не может. Опять же, в качестве главного источника информации о «применении химического оружия» выступили источники, неоднократно дискредитировавшие себя - в частности, так называемая «Обсерватория прав человека», базирующаяся в Лондоне. О том, что это за источник, приходилось писать неоднократно – ее владелец держит закусочную в британской столице и не имеет даже законченного среднего образования, а работают в этой конторе всего два человека.

Ну ,и какую «информацию» могут состряпать в столь грязной лондонской забегаловке? Достаточно вспомнить, как убийство террористами мирных жителей в поселке Аль-Хула провинции Хомс выдавалось за «преступление армии», хотя все местные жители подтверждали, что это сделала террористическая группировка. Тогда лондонская «обсерватория» одна из первых сообщила «сенсационную новость», и была начата страшная психологическая атака на Сирию.

Но тогда же этот источник себя разоблачил полностью. И теперь, в ответ на его истошные вопли о «применении химического оружия сирийской армией» МИД РФ отреагировал иронично, мол, в деле информации о таком серьезном событии трудно полагаться на владельца лондонской закусочной.

Ну, и, конечно же, информацию этой сомнительной «обсерватории» тут же подхватила «Аль-Джазира» - телеканал Катара, особо заинтересованного в том, чтобы переворот в Сирии прошел. Ведь именно Катар является одним из главных заказчиков всей «Арабской весны», призванной не только насадить в регионе радикальный исламизм, но и обеспечить катарскому эмиру возможность строительства газопровода через Сирию в Турцию, а оттуда в Европу, а также убрать всех конкурентов (каковым, например, была Ливия).

Пока враждебные СМИ выдумывают то, чего нет, фальсифицируют доказательства и обвиняют сирийскую армию, - незамеченными остаются делишки мятежников.

Еще когда только-только заговорили о том, что Запад планирует поставлять террористам ПЗРК, - боевики сразу же заявили о том, что будут сбивать гражданские самолеты. И еще тогда МИД РФ предупреждал, что создана серьезная опасность для мирных жителей.

И вот – в Алеппо мятежники обстреляли гражданский самолет, в котором находились мирные пассажиры. К счастью, никто не погиб, но рейс был отменен. Обстрел гражданских самолетов – это тяжкое преступление и тревожный сигнал для всех – ведь в самолете может лететь любой человек, гражданин любой страны.

Тем временем, в мире продолжается кампания солидарности с Сирией. Митинги и демонстрации солидарности с борьбой сирийского народа и руководства против терроризма, поддерживаемого внешними силами, прошли в Брюсселе и в Братиславе. Собравшиеся вышли на улицу с антивоенными лозунгами и призывали остановить поддержку терроризма. В Брюсселе демонстранты зажгли свечи в память о павших мучениках, а в Братиславе доблестных солдат помянули минутой молчания…

Вновь выразил солидарность с Сирией и Иран. Заместитель министра иностранных дел Ирана Хусейн Амир Абдоллахиан провел в Тегеране встречу с сирийским послом Аднаном Мухаммадом. Обсуждались вопросы укрепления сотрудничества между двумя странами и народами. Иранская сторона вновь подтвердила, что обе страны будут совместно противостоять колониальным планам Запада и его марионеток в регионе.

А заместитель начальника Штаба Вооруженных сил Ирана бригадный генерал Масуд Джазаири выразил уверенность в том, что обстановка в Сирии вскоре нормализуется. Он назвал так называемую «сирийскую свободную армию» мифом, созданным зарубежными игроками. Он высоко оценил подвиги Сирийской армии, борющейся с этим злом, надевающим маску свободы, и спрогнозировал, что Армия скоро очистит страну от террористических группировок, члены которых свезены со всех уголков мира.

И подтверждение тому – новое заявление Верховного командования Армией САР о том, что при содействии гражданского населения в провинции Хама нанесен большой урон террористам, которые нападали на мирные села и убивали невинных людей, чтобы свалить свои преступления на армию и тем самым отвлечь внимание от своих собственных террористических деяний.
Верховное командование ВС САР подтверждает, что армия будет бороться с бандами террористов и противостоять агрессии до победы, пока Родина не будет избавлена полностью от этого зла.
Автор Елена Громова, Дамаск
http://3rm.info/31550-tri-provokacii-k-odnomu-vizitu.html

Абу Закария: Сионистско-американский план нацелен против Сирии и отрядов арабского сопротивления
Дамаск – САНА
Известный тележурналист и арабский мыслитель из Алжира Яхья Абу Закария подтвердил, что арабский мир подвергается широкомасштабному иностранному заговору, организованному США, Израилем и некоторыми ближневосточными реакционными режимами. Единственная арабская страна, которая противостоит подобному заговору – это Сирия, а также отряды арабского сопротивления.
В своем интервью сирийскому телевидению Абу Закария подчеркнул, что Сирия расплачивается за свою патриотическую позицию, выражающуюся в поддержке арабского сопротивления и в противостоянии планам американо-израильского альянса.
Он сказал, что американо-сионистский мозг разрабатывает, арабский кошелек финансирует, а руки агентов Вашингтона и Тель-Авива выполняют эти планы.



Рецензии