Кино строчкой. Любовь-морковь

Заметки о впечатлениях от фильмов. Порой, не самые добрые отзывы.
Предупреждение: некоторым лучше не читать



Свинарка и пастух
 СССР, 1941 год

Многократное демонстрирование  по ТВ этого сталинского пропагандистского фильма есть глубочайшее оскорбление русского народа.
 

Строгий юноша
 СССР, 1936 год

Здесь нельзя просто написать как о других старых фильмах: «старомодный», «наивный», «технически не совсем сохранившийся». Это – кретинизм в чистом виде. Диалоги – пп! Сценарий – как если бы обитатель психушки пил не просыхая (давно подозревал, что выведение Ю.Олеши в «классики» - это чья-то злая насмешка. Еще бы вспомнили Н.Вирту – тоже «гений»).
 То, что сняли советские укры в 35 году было завернута цензурой (надо признать, правильно). Это на порядок хуже каких-нибудь «веселых ребят», «пастухов и свинарок» и пр. Полная невразумительность как альтернатива жизни могла бы вызвать вопросы даже у воспитываемого в советском духе биоробота. Эстетика вполне фашистская – весь этот летний белый цвет, культ обнаженного тела, «дискоболы» и пр. дух эпохи отражает. (Без фиги в кармане тоже не обошлось: комсомольцы с прекрасными телами и глупыми речами обсуждают третий моральный комплекс ГТО на фоне барельефа с четырьмя вождями, а в камеру лезет неприкрытый срам арийской статуи). При том, что  эти «новые люди» демонстрируют свои великие достижения по контрасту с совсем недавним голодомором в России и на Украине; это особенно подчеркивается пирами на роскошной даче. Высот хотели добиться за счет уничтожения лишнего человеческого материала – скоро и сами пошли под нож. Однако выразить и запечатлеть на пленке свои устремления «раса господ» успела, и свидетельство сохранилось к радости искусствоведов этой расы.
 Мы же будем знать, что большому террору предшествует не только аннигиляция «старой морали», но и уничтожение эстетических и интеллектуальных критериев, которое осуществляли в своих «произведениях» разнообразные роммы.   


 
Райские птицы
 Украина, 2008 год

Фильм снят хорошо, но «Птахи», вопреки очевидным, лиро-эпическим установкам авторов, производит впечатление карикатуры на диссидентуру. Дурномыслие и дурновкусица. Акиньшина в «прикиде» из похищенного американского флага, Коленька (Янковский) разбалтывающий интимные тайны, левитация при коитусе, водка под гнусящий магнитофон, буквальная трактовка «полетов во сне и наяву» и т.д.
И при таком мировосприятии «диссида» хотела «перестроить «страну?!
 Это вовсе не значит, что стоит становиться на сторону «человека из кабинета», топтунов и прочих гадов, а особенно нынешних министров-капиталистов, выходцев из известного ведомства. Но если по «этим» в нормальной стране плакала бы тюрьма, но для многих из их «оппонентов» самое место в психушке. Увы.
 

 

Жила-была одна баба
 Россия, 2011 год

Необычный, лаконичный и трагичный фильм. Удался режиссеру, с неоднозначной репутацией.
  Русская крестьянская цивилизация сгинула как Китеж.  Комиссагы постарались, да и свои охальники помогли. В фильме зверства «красных» сильно смягчены. Газы, концлагеря. Тысячи заложников. «Любимец» красной армии Тухачевский, будущий «маршалжюков», вроде бы, получил за участие в подавлении Тамбовского восстания свою первую орденскую цацку.
Стоит ли удивляться, что после такого урока, он гнал мужиков безжалостно на верную смерть и в мясорубке подо Ржевом и на Тоцком атомном полигоне. А сколько менее известных «браконьеров русского народа» зверствовали не хуже монголо-татар. Ох, лютость!
  «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…»
 


Овсянки
Россия, 2010 год

Кто-то воскликнет: «гадость!», кто-то протянет: «Арт-хаус».
 Фильм скорее не понравился. Но Федорченко очень чуткий и тонкий режиссер. Наступление языческих настроений представлено наглядно и убедительно. Это не совсем остатки древних верований исчезнувшего народа мери. Хотя среди финно-угров и есть те, кто до сих пор с сожалением пишет о срубленной ради распятого, священной березе или,   
как в фильме, поклонение божеству реки.
Это – нео. Христианство представляется светом, еще идущем от угасшей звезды. Неизвестно, как долго будет идти этот свет, но мы живем уже в постхристианскую эпоху. Что же придет на смену? Некое новое язычество или дуализм языческих и христианских верований (никогда и не исчезавший) по примеру буддизма/синтоизма в Японии. С этим в нашей жизни утвердятся и новые обряды, и образцы поведения, которые сейчас еще вызывают шок.
 
Тоже фильм о любви, между прочим.
 
Копейка
 Россия, 2002 год

Фильм, можно сказать о первых «Жигулях», ну и любви, конечно, довольно странной.
Вроде бы фильмы И.Дыховичного мне не должны нравиться, но они, некоторые, мне нравились. Но – по убывающей.
 «Черный монах» - почти шедевр.
 «Прорва» - очень хорошо.
 «Копейка» - прикольно. Но на грани возможности смотреть.
 Далее – полная муть.
 Так и с эпохами в нашей истории.
 


Сафо
 Украина, 2008 год

Попытка кино.
Конечно, это не просто сочетание видовых съемок с традиционным и нетрадиционным порно, но еще и не кинофильм. Только попытка.
 
 

Публичная женщина
 США, 1984 год

Некое поколение режиссеров считало, что стоит раздеть актрису, а актёру симулировать сумасшествие, то выйдет гениально. А выходило другое «г»
 

Объектив
 Испания, 1998 год

Одна немножко смелая девушка по имени Бегония пускается во все тяжкие, ведя при этом интимный дневник с помощью новейшей японской электронной игрушки. Вроде бы примитив, одна неуправляемая чувственность, но Аранда совсем не так прост, ой не прост. Еще по «Византийской принцессе», которую смотрел раньше, я это почувствовал.
 

 Шорох крыльев / Шелест воробьиных крыльев
 Италия-Франция, 1989 год

Сколько стараний и треволнений из-за красивой содержанки! А так фильм ничего: приятный, настроенческий. О.Мути чудо, как хороша.


Эра красоты
 Испания, Португалия, 1992 год

 Комедия по-испански: после нелепого (само)убийства двух полицейских дезертир спрашивает: «шлюхи есть?». Спасается в доме с женщинами. Отведав по очереди сестер, останавливается на одной из них.  Заканчивается браком с героиней П.Круз.
 
Секс и философия
 Франция, Иран, Таджикистан, 2005 год

 Оценка почти любого арт-хаусного фильма сильно зависит от настроения, в котором пребываешь в момент просмотра. Об этом кино тоже можно сказать "замечательно", либо: "претенциозная чушь".
 Название, конечно, дурацкое, содержанию совсем не соответствует. Впрочем, какое-же  соответствует:  "Вино, женщины, песни (танцы)"?
 
 
Жена путешественника во времени
 США, 2009 год

Фантастическая сентименталка, не пошлая и довольно приятная.
 Книгу я полистал в магазине, но текст мне показался излишне "бабским".
 А фильм посмотрел не без удовольствия. Хорошо передана атмосфера хроно-прыжков.
 

Спасатель   
 СССР, 1980 год
 
Эх, хорошо… Фильм такой советский-советский. Убогость быта, великая русская литература («Анну Каренину» с Друбич С.Соловьев снял, в конце-то  концов. Не зря в «Спасателе» его муза слушала урок про Льва Толстого), какие-то длинные, непонятные сегодняшним людям разговоры. Татьяна Друбич вытягивает картину – не оторвешься. И во всем разлито какое-то великое, «метафизическое» Спокойствие. На экране страсти-мордасти, героиня топиться собралась, а зрителю так покойно и уютно…
 Вот, что ушло с позднесовесткой эпохой.   
 

Берегите женщин
 СССР, 1981 год

Удивительно, раньше, когда не видел этого фильма полностью,  думал, что главное там - песни Юрия Антонова, принесшие ему огромную славу в начале 80-х. Но и смотреть интересно.
  Все так ностальгически мило. Однако реальное соприкосновение с комитетом комсомола, добровольно-принудительными субботниками и пр. - не приведи Господи!


Пришло время любить
 Югославия, 1978 год

 Горячие деньки после последнего звонка. Полкласса в кинотеатре. Фильм «Пришло время любить» тогда впечатлял, казался таким откровенным. Педагоги были шокированы.
 Ценность фильма в том, что хорошо схвачены переживания юных, в тот, очень непродолжительный период, когда люди бывают больше похожи на людей, чем в обычных условиях; благодаря любви это иногда удается. Роман между выходцами из разных классов. Обе семейки не вызывают особой симпатии, но любовь молодых еще не опошлена. Они между телефончиком в стиле ретро и марочным автосервисом в ФРГ. Почему-то постоянно дают друг другу пощечины. Ну, и драма с абортом, конечно.
  Однако много комедийного: то, как Жика отрывает плоскогубцами голову часовой кукушке – одна из самых смешных сцен.
 Продолжения несравненно слабее. Пошлость жизни одолела романтику любви. Да и смотрел эти фильмы уже в других обстоятельствах. Пришло время забот.   
 

 
Алеша Попович и Тугарин Змей
 Россия, 2004 год
 Мультфильмы

Хороший, хотя немного не доделанный мультик. И детям моим нравится, и тема «правильная». Однако же, как приходится трансформировать русские былины, чтобы они стали «актуальными» и их были способны воспринять современные дети и взрослые. Ведь, к примеру, в «Алеше Поповиче» его конь Цезарь – это тип голливудского придурка-негра. Пардон, афроамериканца.
 Таковы уже результаты перекодирования отечественной культуры под явным и неявным
давлением американской массовой.   
 
 
Лучшее время года 
 Россия, 2007 год
 
На излете того «застоя» была моду на абсурдизм и «чернуху». Неозастой наш, по-видимому, тоже подходит к кризисному концу. Во всяком случае, эстетические индикаторы на экране. Еще, может, выйдет очередной шедевр Германа-папы.
 Что до этой картины, то смотреть мне ее было просто НЕУДОБНО. Этого добивалась режиссерша, а ей самой «удобно»? Ее традицию можно отнести не только к тому кино-дерьму, что заполнила советские экраны во второй половине 1980-х, но и какому-нибудь тетерниковскому мазохизму. Жив курилка.   
 
 Братья Карамазовы
 Россия, 2008 год
 Сериалы

Не "неуд", только потому, что замахнулись на экранизацию самого Федора Михайловича. Но, как говорится, замах на рубль... Малоинтересное зрелище. Достоевского в фильме нет, нет даже "достоевщины". Тут пишут про "точную" пошаговую экранизацию. А где, скажем, Коля Красоткин?
  Увлечение "мылом" даром не проходит, и утраченное в режиссуре и актерской игре уже, как видим, не вернуть. Что можно сделать с "Братьями Карамазовыми" в формате "мыльника"? - правильно, только воспроизвести внешнюю интригу. Но писатель зачастую выбирал именно простые, самые пошлые и банальные сюжеты для своих романов. Что может быть ординарнее, чем убийство из-за денег, кутеж с "роковой женщиной", ревность и т.д. Хотя, кажется, что для современного зрителя и эти "страсти-мордасти" чересчур экзотичны. Вряд ли можно рассчитывать на широкое сопереживание Мите, Кате, Грушеньке и т.д. Алеша выглядит вообще каким-то сусальным дурачком...
  Сериал постоянно сравнивают с фильмом Пырьева - не стоит. От того фильма, я, кстати, тоже не в восторге. Слишком узнаваемы, знамениты были Лавров и Ульянов в роли Ивана и Мити, впечатление, что они переигрывают. Да и идеологические ограничения все же очень сильно отразились на сценарии той картины.
Про игру в нынешнем сериале можно сказать, что она как в сериале. Если актеры не умеют передать характер героя, то не помогут и вставки-картинки о Великом инквизиторе. Особенно халтурно был проведен кастинг на женские роли. Загримировать немного и - в Мексику их! в Бразилию! Пусть играют в клонах "Тропиканки"   
 
 
Асса
СССР, 1987 год

Смотришь сейчас эту «ассу»,  как репортаж из большой психушки. Как могло в конце 1980-х население огромной страны впасть в коллективное помешательство?:
 Между прочим, это касается перевернутости не только этических, но и эстетических критериев и талантливого режиссера, и его многочисленных зрителей.
 
Секс и перестройка
 СССР-Франция, 1990 год

Сексуально-политическая порнография. Лихие времена всеобщего помешательства и мечты о СКВ. Все что угодно - за валюту. Выставили себя в качестве диких туземцев.
 "У советских собственная гордость"? Не стало гордости - не стало и советскости.

Сталкер
 СССР, 1979 год

ОТЗЫВ НОМЕР РАЗ
Наиболее «зрителененавистнический» фильм Тарковского. В общем, совокупными усилиями тарковских-германов-кайдановских-лопушанских-сокуровых и т.п. зритель сначала был отвращен от отечественного кинематографа, а потом приник к сериалам, сделанным по упрощенным житейским схемам.
  Но – помню – было: следили, замерев, за бросанием гаек на свалке. Полные залы. Мы тогда отправились на «Сталкера» всей студенческой группой. Думали о высоком. Потом уже «догнал», что сталкеры похожи, скорее на фарцовщиков. Была такая небезопасная профессия в совке. Интересно, дочка фарцы со способностями к телекинезу, полученных, надо полагать ненароком, от западно-демократических инопланетян, по объедкам с пикника которых «шарился» её папаша, выбралась она потом с советско-постсоветской помойки или в «этой стране» пристроилась с приличным доходом?
 Впрочем, да здравствует плюрализм в интерпретациях и советский интернационализм. При чем здесь он? Была в нашей группе азиатка (и не одна), но та сказала, на вопрос про что это кино: «Про любовь!». Кто будет утверждать, что она не права?..   
 
ОТЗЫВ НОМЕР ДВА
Как сильна, однако, власть стереотипов в сознании советских и постсоветских людей! Небольшая провокация – и поплыли.
 Забавно читать, как отсутствие восторгов в отношении признанного кумира, сразу вызывает брань.   Нет, это не для людей, воспитанных в русле тоталитарной идеологии. «Кто не с нами – тот против нас». Да. Одни обожествляли вождя и партию, а другие творили себе кумиров из «писателей», «академиков», «артистов» и пр. В СССР эта псевдосакрализация артистической богемы принимала просто карикатурные формы. И те, охотно или неохотно принимали на себя эту роль. Тарковский, к сожалению, не исключение. Планы съемок превращались в военные планы, а вопрос о постановке и цвете кадра – в проблему судьбы мира.
 Что там со «Сталкером», например? Можно воспринимать его непосредственно визуально («гаечки бросают») или эмоционально («про любовь»). Но в картине видна и великая, греховная гордыня, когда режиссер своими, специфическими средствами стремится к Власти. Зачем?
 История создания этой картины сама по себе большая драма. И у гениев не всегда все получается. Прежде всего, в качестве литературной основы был выбран художественно беспомощный и весьма сомнительный в идейном отношении текст Стругацких. (Это не Лем, извините). Не было нормального сценария, на что Тарковскому указали на студии. Только не надо считать, что все мешали и травили великого. Цензура была (сейчас ее нет, что ли), но в советские времена работали профессиональные редакторы, что видно по качеству выпускаемых книг и фильмов – тогда и сейчас – не сравнишь. Лента снималась-переснималась, в группе скандалы, разрыв с оператором (Рербергом, благодаря которому фильмы Тарковского выходили с такими запоминающимися кадрами, и которого великий режиссер «послал»). Да еще  на место блистательной (тогда) Алисы Ф. претендовала жена режиссера, метраж непонятен… Результат всего этого, мягко говоря, получился спорным. Удивительно, что фильм вообще удалось спасти. Актеры, конечно, играли самоотверженно, но – в чем?
 Возможно, кому-то и нравится смотреть, как группа неприкаянных мужиков бродит по болоту и развалинам, яростно при этом  споря. Или – делает вид, что нравится, ведь А.Т. – это признанный гений. Мне просто не понравилось то, что увидел на экране, и я с сарказмом об этом написал. Почему же это «имхо» хуже других? Но дело не в разнице вкусов. Другое обстоятельство меня сильно смущает.
  Мне все-таки кажется, что кино - это кино. Или, оно больше, чем кино? «Насколько – больше?!» - вот ключевой вопрос. Фильм про так называемого «сталкера» снимался в экологически опасной, отравленной местности. Первоначально выбранное место съемок (поближе к «узбечке») оказалось недоступным из-за случившегося землетрясения. Зачем травиться не только самому самому, но и подвергать опасности съемочную группу. Стоило ли ради Творчества залезать на ядовитую помойку? Ради каких метафизических сверхзадач? Ради искусства, превратившегося в «либидо доминанди»?
 Говорили, что после этих съемок многие заболели. Стоит ли глотать миазмы и сокращать свои дни раковыми заболеваниями ради киношедевра? Тем более, что «Сталкер» - это далеко не шедевр. Это – наиболее слабая и сомнительная картина, безусловно, великого режиссёра.
 Но - всяк судит, как хочет.
 

Отель «У погибшего альпиниста»
 СССР, 1979 год

Инопланетяне прилетели… Рассказы про то, как и про это, пользовалось повышенным спросом лет тридцать назад, и в условиях информационного дефицита. Те, кто занял почти монопольное положение на соответствующем информационном поле, могли «впаривать» потребителю (зрителю, читателю) почти все, что угодно – все равно не хватало. Вот и небезызвестные братцы кропали свою фантастику с плохим языком, слабым сюжетом, примитивными моральными проблемами и считались корифеями. И даже киносценарии сочиняли. Когда в постсоветскую эпоху монополия избранных была разрушена и наступило время учеников, последние, даже в самых забубенных коммерческих текстах превосходили Стругацких по многим параметрам. Но число фанов резко сократилось, а количество авторов, наоборот, выросло – дорого яичко к обеду.
 Что до фильма, то он «никакой». Очень слабая картина получилась на ТаллиНННфильме (если уж нарушать нормы русского языка, то почему бы не в двойном, а в тройном размере!), слабенькая интрига, плохонькая игра, горы, правда, сняты красиво. Но что привлекало внимание к «Погибшему альпинисту» тридцать лет назад? Пришельцы? Какие, на фиг, пришельцы! На примере горного отеля ошалевшему от позднесоветского дефицита совку демонстрировали прелести западного образа жизни, и это было притягательнее любого контакта с внеземной цивилизацией. Ну, вот широкомасштабный контакт и произошел. «Инопланетяне прилетели».   
 
Гадкие Лебеди
 Россия, Франция, 2006 год

Отзыв №1
Название оправдывает себя – гадкий фильм. От него разит таким совковым духом, представлениями о мире периода застоя», а совковость лезет через край как убежавшее тесто. Что, впрочем, это значит, каковы родовые признаки хомо советикус? Желание рискнуть, покупая что-нибудь у фарцовщиков или бесконечные разговоры на пресловутых «кухнях»? В фильме есть сцена, в которой показано как интеллигенты где удобно сделают эту кухню. С потолка льется, ванна полна грязной воды, а персонажи спорят о мировых проблемах на фоне неряшливого чайника, бутылки водки и огурца на столе. А словечко «мокрецы» разве отвращения не вызывает?
 Инфантилизм в мыслях и действиях – вот главное отличие советского человека. Не особо обращая внимание на то, что вокруг, ставили перед собой задачи и вопросы, которые вовсе не поддаются решению. (Вот хотя бы о «мокрецах»). С точки зрения моральной философии, запутались в трех соснах, но непременно в глобально-эсхатологическом масштабе. Воистину – «трудно быть богом»! Как говорится, сотня мудрецов не сможет ответить на вопросы, что ставит один «дурак». В нашем случае - двое. Стругацкие, после того, как молодой пафос коммунарства у них увял, постоянно держали фигу в кармане. И эта «фига» была именно тем, от чего главным образом «балдела» советская кухонная образованщина.
 Казалось бы, это все должно отмереть. Ан, нет, жив курилка. Популярные персонажи телетусовки, бывшие у Гордона на обсуждении «ГД» (Массовка-одобрямс) всякую ерунду, это подтверждает. Что такое «Дикие лебеди» как не образец чернухи, которая была в изобилии вывалена на экраны в период «катастройки». Кругом этот бесконечный дождь, разруха и развалины, среди них бродят и болтают странные люди. Здесь добавили еще замученных деток, которые вряд ли понимали, то, что им приходится произносить. Это на экране, но если вернуться к литературной основе. То Стругацкие – это важный элемент советской культуры. Вовсе не потому, что они отличилась замечательными литературными способностями. Этого как раз не было. Уровень «братской» фантастики не намного выше общего графоманского письма советских НФ-сборников. Но проза «натанычей» задевала за живое человека советского, ибо на доступным ему языке, утверждала то, что он чувствовал и сам. Страна и общество в тупике, надо как-то выбираться (как в старом советском анекдоте: «ероплан построить и к е… матери их этого колхоза!»). А уж, каким способом – это другой вопрос. Можно, потянувшись к объедкам инопланетянского пикника на обочине или вот - с помощью мутантов. В этом стремлении и дом свой поджечь не жалко. Таким образом, наши мокрецы инфицировали массу своих почитателей – последним стоило только захотеть.
 Захотели. Как же нам справиться с вирусами этой эпидемии, духовными вирусами в теле нашей культуры, настаивающие на ее тупиковости и безнадежности, которые гибельны для нее, но так активно распространяются!?   
Много мерзости и её поклонников оставили после себя «братцы». И – как это все живуче!


Гадкие лебеди – отзыв №2.
  Да,  мне не понравился фильм, мне не нравятся Стругацкие. Никому своего мнения не навязываю, но и менять его не собираюсь. Однако общение бывает полезным, даже если оно сопровождается некоторой зубодробительностью. Нужно быть внимательнее к формулировке выдвигаемых аргументов, лучше держать удар.
 Как писали братья? По моему, нехорошо. Есть отличная вещь «Трудно быть богом». Что раньше – то наивно, что потом – у меня вызывает отторжение плохим языком, вымороченностью и совершенной искусственностью сюжетов, сомнительной моралью.
 О чем «Гадкие лебеди» (фильм, на который, по словам режиссера, он получил благословение у самого Стругацкого)? Это вовсе не просто вечная проблема «отцов и детей». Какие-то мерзавцы, простите, гениальные «мокрецы» уводят детей, соблазняя их чудесами – это же распространенныая практика тоталитарных сект. Вы ради веры/програсса из соображения религии/гуманизма отдадите своего ребенка неизвестно кому? У Стругацких, затем у Лопушанского это ставится под сомнение. Что можно думать о морали, проповедуемой у этих «мастеров культуры»? Да дуболомы в погонах выглядят ангелами на фоне наших рефлектирующих интеллигентов. Скажете, фантастика, так не будет. Но где же тогда пресловутая «актуальность» прозы Стругацких и фильма? А что за чудеса, кстати. Немного левитации (у Тарковского в «Сталкере» был телекинез), да заумные речи заморышей в черных водолазках – в фильме ведь никакой альтернативы грешному человечеству не просматривается. Так, несколько пафосных и пустых слов. Болтовня. «Кухня».
 Моральный конфликт вроде бы намечен, но дотягивает ли он до философского осмысления. Ничего оригинального в этом нет. Замечание абсолютно верное, с одним уточнением: ТАКУЮ «философию» я действительно считаю «порождением совка». Как известно, философия бывает разная. Сейчас в моде французская, а раньше была немецкая классическая. Первая отвергает вторую, но мы со своим историческим опытом и к той, и к другой имеем весьма опосредованное отношение. В недавнем прошлом у нас сложилась особенная «философия» – советская. Суть ее была в том, чтобы рассуждать о прекрасном будущем и игнорировать, сглаживать реальные проблемы. Братья С. от этого советского продукта ушли недалеко, хотя многие их поклонники считают иначе. Они тоже поначалу грезили и писали о светлом будущем, а потом поняли, что оно не состоится. Вот и весь их шаг вперед. Но утопия у них сменилась не антиутопией, а какой-то тоскливой безысходностью. «Совок» не знал, не понимал для себя Достойного Будущего, хотя ужасно хотел эмигрировать из своего настоящего. Фантастика Стругацких, по-моему, и есть проигрывание вариантов такого побега с сомнительными моральными основаниями.
 Сталкеры-фарцовщики, мокрецы-диссидены, ну и прочие эмигрировавшие и мутировавшие разрушили прежний порядок. Население бывшего Совка, помыкавшись с нежданной свободой, послало её по любимому адресу; создало гораздо более смешной социальный порядок и более дикий культур-мультур, нежели во времена застоя Я говорю. Конечно, о «своем» понимании. Но к фильму это тоже имеет прямое отношение. «Совок» возродился фантастическим образом и в фантастическом объеме– вот, какая проблема. Рад бы был его не ругать и переключиться, но не получается. Переключаю телеканалы – там суперсовок, оглядываюсь по сторонам – молодые люди, рожденные в период «перестройки», ведут себя и рассуждают как типичные комсомольские активисты, несколько в других терминах, но зато более цинично. Интеллигенты советские повылазили откуда-то и толкут воду в ступе, обсуждая экранизацию произведений, которые хорошо бы были интересны только исследователям жанра. А тут опять – актуализировались.



Маленькая Вера
 СССР, 1988 год

Смотрел к «дате» по телевизору. А дата была: «Маленькой Вере» - 20 лет. Несмотря на средние художественные достоинства, общественный резонанс был огромен. Советские люди посмотрели правду о своей жизни, и им не понравилось. Однако энергии этой злости не хватило на решительное преодоление «совка». Порушили только много всего, в том числе и хорошего.
Вскоре многое стало возвращаться на другой социально-экономической базе, несколько в другом интерьере, но качественно переплавить свою жизнь многим не удалось. Были «совки», стали «совочки». Но раньше хотя бы культурная пустота ощущалась как проблема (вопрос о пресловутой «бездуховности»), ныне уже почти и не осознается. Незаконченная модернизация, тупики для молодежи – все это не только осталось, но и усилилось. Даже «вызов из училища» маленьким Верам уже не приходит; остается идти продавать сотовые телефоны или двигаться в индустрию интим-услуг. Бесперспективность. Тоска. Наше дурацкое существование.
 Что до фильма как такового, то некоторым везет. Среднее произведение резонировало на 1/5 часть населения. Появиться вовремя – это тоже талант. Причиной «резонанса» многие считают Негоду-«наездницу». Но сам я 20 лет назад «сцены» и не заметил, подумал, что вырезали…
 
 
Колдунья
Франция (1956)

Приятно посмотреть на юную Марину Влади в старом фильме по сюжету Куприна.
 Жаль, что русский муж, которого периодически приходилось выводить из запоев и т.п. помешал ее карьере кинозвезды. Их дело. Но связь творчества со стремлением к (само) разрушению – загадка…
 
 

Чувство
 Италия, 1954 год

Красивый, немного старомодный фильм.
 Итальянка, влюбившись в офицера вражеской армии, готова для него на все, но пораженная его изменой, подводит любовника под расстрел. Интересно, что сюжет Висконти потом слямзил Тинто Брасс для одной из своих известных порнолент («Черный ангел» ). Плагиат, карикатура или римейк? Только там действие перенесено из 1866 в 1944 год, и вместо австрийского офицера итальянка влюбляется в немецкого. Завязка и развязка те же. Вместо senso много sexа, но, в целом сравнивать фильмы не имеет особого смысла: «эротика» - это из другой «оперы».   
 
 
Черный ангел (2002)
 Италия, 2002 год
 Интересно, что сюжет Висконти потом слямзил Тинто Брасс для одной из своих известных порнолент (…). Плагиат, карикатура или ремейк? Только там действие перенесено из 1866 в 1944 год, и вместо австрийского офицера итальянка влюбляется в немецкого. Венеция. Завязка и развязка те же. Вместо senso много sexа, но, в целом сравнивать фильмы не имеет особого смысла: «эротика» - это из другой «оперы».

Ключ
 Италия, 1983 год

У Тинто Брасса какое-то подростковое восприятие секса. Может быть, это и нужно, чтобы снимать эротику?..


 Дети Арбата
 Россия, 2004 год

В  «нулевое» десятилетие безвременья эту слабую книжонку попытались реанимировать с помощью телесериала. Но фильм был известного (обычного для рашТВ) качества. И Чулпан Хаматова не спасла.
 

 Гарпастум
 Россия, 2005 год

Фильм скорее плохой, чем хороший. И ни Москва, ни Венеция не убедят меня в том, что Герман-юниор – хороший режиссер.
 Больно уж идея поверхностна, и в то же время слишком искусственно выражена. Такая вычурность простоты что ли? Ну, и сплошной тоскейшен – генетически, наверно, папа передал.
  Внутри страны смотреть ЭТО почти невозможно. Разве что для небольшой части народа, для некоторых избранных. Зато за рубежами нужно на порядок увеличить уже прилагаемые немалые усилия, дабы продвигать фильмы Германа-стар (а заодно и картины Германа-джуниора), чтобы враги наши, все геополитические противники и просто недоброжелатели погибли от скуки.
 


Мужское-женское
 Франция - Швеция, 1966 год

Бедный Годар. Тяжело, поди, превратиться из кумира, о котором кругом толкуют, в изгоя, фильмы которого никто не смотрит. Закономерная эволюция, если подумать. Эксперименты с целью разрушить культуру и сложившийся социальный порядок, подвергнуть их то ли формальной рационализации, то ли стихийной «перестройке» (под лозунгом революционного их обновления, конечно) даром не проходят. Вот «Мужское-женское», но где там мужчины и женщины? Их нет. Действуют инфантильные мальчики и девочки, обуреваемые сексуальными проблемами, ну, и ведут бесконечные разговоры о социальных проблемах. Попытка социологического исследования в кинематографической форме не очень удалась, хотя персонажи постоянно подвергают друг друга глубинным интервью, а перед финалом идет размышление о методике опросов. Проблемы революции и пола.
 Фрейдомарксизм какой-то. Поколение бэбибумеров тогда давило на общество своей массой, старшим хотелось к ним «примазаться», «омолодиться». «Великий философ Сартр», «гениальный режиссер Годар» - ну-да, ну-да, сплошные тупики. Избалованные юнцы самого благополучно поколения в истории нашей цивилизации перебесились. Куда деваться их былым кумирам? Гора родила мышь.   

 Пианистка
 Германия, Франция, Польша, Австрия, 2001 год

Если бы не гениальная игра Изабель Юппер, фильм скатился бы в порнографию. Надо очень рисковать, чтобы получить столь великолепный результат.
Ну, и конечно, с такими кумирками, как Э.Эллинек и прочими «феминистками-пианистками» западный мир обречен на депопуляцию.

Папины дочки
 Россия, 2007 год

Нет охоты высказываться по поводу достоинств/недостатков «дочек». Чем-то цепляет, наверно, тем, что более добрый и менее пошлый, нежели аналогичные «мыльные» продукты. Но дело не в этом. Удивительно, насколько же у телезависимой аудитории НЕЗАПОЛНЕННАЯ И БЕССМЫСЛЕННАЯ жизнь, коль люди жадно смотрят всю эту ерунду, наскоро придуманные истории заменяют им историю своей жизни.


Пелагия и белый бульдог
 Россия, 2009 год. Сериал.

Смотреть можно. (С учетом того, что большинство из того, что показывает раштв смотреть нельзя – это высокая оценка). Неплохо снято, сыграно. Сильно напрягаешься от неправдоподобия этой истории. Это в постмодернистской «Имени розы» все кажется достоверным. На российском материале – увы. Но развлечься вечерком можно. Главное, чего нет в фильме по сравнению с книгой – это акунинской утопии. Кто читал, тот помнит, что там описана сказочная губерния, в которой воплотились мечты о должном, своего рода «страна муравия» в интеллигентском варианте. Там правит триумвират из губернатора. Епископа и прокурора, и каждый Добросовестно выполняет свои обязанности. Светский начальник радеет за область, священник за справедливость и правду (он духовно укрепляет правителя, а не просто махает кадилом, подобно попам из РПЦ, маскируя мерзость власти, которая де от бога), силовик – за исполнение законов. Честному прокурору (1) противостоит оступившийся полицмейстер, которого «бес попутал» - переживает.   В этом главная фантастическая составляющая «Белого бульдога», а не то, что священник берет на себя роль прокурора, а монашка – секретного спецагента.   

Сибирский цирюльник
 Россия, Франция, Италия, Чехия, 1998 год

 Как нередко у Н.Михалкова - "развесистая клюква". Талант у него несомненный, но чувства меры, стиля нет. Полная противоположность, например, Ивану Дыховичному.
 
 
Скорбное бесчувствие
 СССР, 1986 год

Помню молодое, лениградское, перестроечное. Приятель посоветовал обязательно сходить на «Скорбное бесчувствие», мол, Феллини перед этим нашим режиссером – щенок. Посмотрел.
 - Ну, как?
 - Щенок!
 Впору труд писать «Проблемы деградации отечественного кинематографа».
 

Сокуровщина

ЕБН смотрит телевизор. Долго смотрит, смотрит…
Вбегает Петька:
- Василий Иванович, я роман написал!
- Ну, почитай, - разрешает Чапай.
- Выехали мы с комдивом из штаба. Цок-цок, цок-цок (300 страниц) … Вот мы и приехали.

ЕЩЕ:
Венеция отдалась, но другие еще нет.
НАДО: снять фильм из жизни папуасов, пригласить на главную роль вождя норвежца, озвучку провести на суахили, а в качестве «карго» использовать инопланетянские гаечки (типа как в «Сталкере»


Германы – «режиссеры»

Внутри страны смотреть ЭТО почти невозможно. Разве что для небольшой части народа, для некоторых избранных. Зато за рубежами нужно на порядок увеличить уже прилагаемые немалые усилия, дабы продвигать фильмы Германа-старого (а заодно и картины Германа-джуниора), чтобы враги наши, все геополитические противники и просто недоброжелатели погибли от скуки.


 
 


Рецензии