Век Георгия Седова

  Минуло целое столетие с того дня, когда от Соборной пристани Архангельска на парусно-паровой шхуне «Святой великомученик Фока» к Северному полюсу отправилась первая русская экспедиция под началом Георгия Седова. Знаковая  дата для арктической науки! К тому времени попытку достичь вершины планеты уже предпринимали англичане и итальянцы, американцы Роберт Пири и Джеймс Кук уже оспаривали первенство в достижении заветной географической точки, покоритель Южного полюса Руал Амундсен готовился к походу на Северный, а Россия на этих престижных международных состязаниях оставалась в роли пассивного зрителя. «Задача экспедиции не только научная. Вторая задача - так сказать, идейная, связанная с именем русского человека и честью страны», - так Седов формулировал цель похода, начавшегося век тому назад.   
  Юбилей экспедиции отмечают и на берегах Азовского моря, - на родине Георгия Яковлевича: биография Седова тесно связана с Приазовьем, с Областью Войска Донского. Его детские и юношеские годы прошли на рыбачьем хуторе, приютившемся на песчаной косе меж Таганрогом и Мариуполем. Здесь он получил морскую закалку, приобрёл навыки артельного труда. Отсюда 17-летний Егор тайком от родителей, без гроша в кармане, отправился в путь к заветной цели. На телеге, с крестьянским обозом, семнадцатилетний Егорка добрался до Таганрога, - вероятно, через Николаевку, и по этой (тогда ещё степной) дороге, где теперь переезд и улица его имени, он приехал в город. Отсюда пролегла его дорога в Ростовские мореходные классы, в полярную гидрографию и в итоге - далеко на север к полюсу. И в том, что хуторской паренёк, батрачивший в имении отставного генерала Иловайского, вошёл в когорту известных полярных исследователей, не последнюю роль сыграли качества характера, приобретённые на родине.
  Известно, что в 1938 г. участник экспедиции художник Н.В. Пинегин, готовя книгу о Седове,  обращается к таганрогскому краеведу П.П. Филевскому с просьбой рассказать о нравах, обычаях, образе жизни азовских рыбаков, способах рыболовного промысла, быте. Стремясь найти истоки того непререкаемого авторитета, которым пользовался Седов в экспедиции, Пинегин интересуется сведениями, которые могли бы помочь ему обрисовать среду, в которой тот вырос, и, в частности, подробностями захвата казаками английского корабля «Джаспер» у Кривой косы во время блокады Азовского побе-режья англо-французской эскадрой в ходе Крымской войны 1853-56 г.г. 
   Закончив мореходные классы, Седов совершенствует навыки судоводителя в черноморских рейсах, затем поступает вольноопределяющимся во флот, сдаёт в Петербурге экстерном экзамены за курс Морского корпуса и переходит на службу в Адмиралтейство. Отныне и его научные интересы, и его судьба связаны с Арктикой.
В плавании на пароходе «Пахтусов» под началом капитана 2 ранга А.И. Варнека поручик Седов осваивает профессию полярного гидрографа. Летом 1902 г. экспедиция исследует глубины, течения, ледовую обстановку на юго-западе Карского моря, у о-ва Вайгач и в новоземельских проливах. Спустя десятилетие Варнек, поддерживая план Седова, вспоминал: «Когда надо было найти кого-нибудь для исполнения трудного и ответственного дела, сопряженного с немалой опасностью, всегда мой выбор падал на него».
За экспедицию в устье Колымы, результаты которой позволили начать там судоходство, её начальник лейтенант Седов награждён орденом и удостоился царской аудиенции. Затем - гидрографические работы на Новой Земле по ходатайству архангельского губернатора. Здесь судьба сводит его с Н.В. Пинегиным, здесь, в продуваемой норд-остом палатке, созревает дерзкий замысел: достичь полюса и водрузить там российский флаг. В марте 1912 г. капитан по Адмиралтейству Седов подаёт рапорт начальнику Главного Гидрографического Управления А.И. Вилькицкому с планом похода к полюсу по льду с Земли Франца Иосифа. «Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова. Трудами русских в историю освоения Севера записаны важнейшие страницы, Россия может гор-диться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками», - так, опираясь на традиции первопроходцев, Седов обосновывал необходимость экспедиции.
Сегодня, отмечая вековой юбилей начала похода «Св. Фоки», земляки Г.Я. Седова воздают должное организатору экспедиции, поставившей своей це-лью водрузить русский флаг на вершине планеты и сыгравшей большую роль в изучении арктических земель. Родина полярного исследователя (пос. Седово Новоазовского р-на) сейчас на территории Украины. Местные власти, украинская научная общественность и Музей намечают провести в сентябре научную конференцию, пригласив к участию в «Седовских чтениях» полярников и моряков-северян, а также делегацию Ростовского морского колледжа. Донецкое телевидение снимает фильм о Седове, Мариупольский радио-клуб в память о своём знаменитом земляке учредил Диплом за проведение дальних радиосвязей с радиолюбителями города и области. Инициативу поддержал международный Радиоклуб «Арктика», учредивший диплом «Три капитана» в память о русских экспедициях 1912 г. В. Русанова, Г. Седова, Г. Брусилова. По памятным датам энтузиасты проводят радио-экспедиции, и одна из их «точек» выходит в эфир из Музея.
   Основу Музея заложили односельчане Седова ещё в конце 50-х годов, а в  1990 г. он заново открыт в специально построенном здании. Большую помощь сотрудникам оказывает Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича («Азовсталь»). Сегодня многочисленные музейные раритеты отражают жизненный путь полярного исследователя и его роль в исследовании Арктики. «Успех нашей экспедиции будет зависеть не от строгости порядка, но от долга совести каждого, от непринужденного старания, от свободного, убежденного труда на благо отечества и науки». Так Седов экспедиционным приказом №1 определил нравственные ориентиры в деятельности своих соратников по походу. Сам он не отступил от этого императива «долга совести», доведя его до высшей трагической точки.    
Из бухты Тихой, места зимовки «Св. Фоки», вместе с матросами-добровольцами Григорием Линником и Александром Пустошным Седов от-правится в поход к полюсу. Они рассчитывали сначала добраться до о-ва Рудольфа и воспользоваться продуктовым депо, заложенным на берегу бухты Теплиц итальянской экспедицией герцога д,Аббруццки.  Седов был серьёзно болен, и экипаж понимал, что у полюсной партии мало шансов на успех. Но остановить Седова не смогли. Что толкнуло его на этот роковой шаг? излишняя самонадеянность? призрачная надежда на выздоровление, внушённая неопытным врачом? нежелание вернуться на родину побеждённым? или в тех условиях он не мыслил иного выхода? Как бы то ни было, Георгий Яковлевич распорядился своей жизнью так, как счёл нужным, оставив нам трево-жащую душу загадку. Очевидно одно, - то, что красной нитью проходит через дневники Седова:  получи экспедиция поддержку из казны, да время на подготовку, да честных поставщиков – быть бы тогда русскому флагу на по-люсе!
  Этого не случилось… Под свист пурги ему виделся хутор и хата-мазанка на песчаной косе: “Впервые после полярной ночи увидели над горами родное солнце. Привет тебе, чудо природы! Посвети нашим близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удручённые, под 82-м градусом северной широты...” Последняя запись: 5 марта, 18-й день похода, берег острова Рудольфа.
  В августе 1914 г., после двух зимовок, потеряв двух человек (Г.Я. Седова и механика И.А. Зандера) и подобрав на мысе Флора двух моряков шхуны «Святая Анна», затёртой льдами год назад и дрейфовавшей теперь в сотнях миль севернее Земли Франца Иосифа, экспедиция самостоятельно доберётся до Мурманского берега. А через неделю израненный льдами, но всё же держащийся на плаву, без обшивки, бимсов и внутренних переборок, сгоревших в топках паровой машины, великомученик «Фока» на буксире с приспущенным флагом подойдёт к Соборной пристани Архангельска.
  В истории экспедиции Г. Седова причудливым и роковым образом спле-лись романтическая готовность к самопожертвованию и откровенный ци-низм, патриотическая устрёмлённость и политиканство, товарищеская преданность и чиновничье равнодушие, верность долгу и элементарное жульничество, доверчивость порядочного человека и наглый обман, - высокое и низкое, трагическое и фарсовое… На Кривой косе отец и братья Седова узнают о судьбе Егора из уст грамотных односельчан. Только что началась первая мировая война – было уже не до полюса. Затем революция, гражданская война… многие документы (журналы наблюдений, карты, планы съёмки, дневники) были утрачены. Научные результаты экспедиции учёные смогли оценить лишь десятилетие спустя. Одним из первых это сделал Фритьоф Нан-сен: «Если бы даже Седову и не удалось достичь Земли Франца Иосифа, то собранный им (во время зимовки на Новой земле) научный материал достаточен, чтобы считать результаты экспедиции очень и очень полезными».
На Дону чтят память своего земляка Егора Седова. Его именем названы улицы в городах, в 1940 г. его имя присвоено Ростовскому мореходному училищу (сейчас – Институт водного транспорта). В одной из аудиторий трудами энтузиаста-историка В.М. Алекумова создан музей, в нём побывали сотни гостей, в том числе руководители морских ведомств и иностранные делегации. В октябре предполагается провести юбилейную встречу выпускников, многие из которых трудились на Северном морском пути.
Таганрог - город давних морских традиций, к тому же в его истории значатся имена командора Витуса Беринга, адмирала Ф.Ф.Ушакова, организатора Полярной авиации М.И. Шевелева, начальника первой дрейфующей станции СП-1 И.Д. Папанина. Деятельность многих организаций, предприятий и учебных заведений города связана с мореплаванием, здесь живут ветераны, для которых Север - часть их жизни, здесь возрождаются традиции казачества как частицы истории края. Думается, что таганрожцы найдут способ воздать должное памяти земляка, занявшего почётное место в истории исследования Арктики.  Почин сделан: один из городских ТВ-каналов при поддержке НИИ наследия (Москва) и Северного пароходства выпустил серию передач, посвященную основным этапам экспедиции.
   …А в посёлке Седово ждут гостей из России и Украины. И, может быть, юбилейные «Седовские чтения» приоткроют ещё одну неизвестную страницу нашей общей истории.


                Таганрог – Архангельск - Москва


Рецензии