Наши в Германии

Включаю немецкий канал: показывают Сибирь, маленький городок, выпускной вечер. Корреспондент берет интервью у выпускника и его отца.
- Я планирую получить образование и уехать в Германию. Здесь мне делать нечего, - говорит младший.
- Я поддерживаю сына. Тут лишь коррупция и обман, работы нет, порядка нет…
Я в Германии на поэтическом конкурсе, «Чемпионате Северной Германии по русской словесности». Организаторы – еврейская диаспора в Ганновере, место проведения – Русский центр в Северной Саксонии, участники – около 50 человек, десяток таких как я, приглашенных через поэтический форум из России. Остальные – осевшие в Германии выходцы из Советского Союза, «наши». Я называю «наши», хоть по национальному признаку – это евреи, немцы, русские. Выехали из России в разное время, по-разному устроились в Германии, но объединены потребностью в русском языке, общении и сострадании. В стихах, как в сокровенном дневнике, можно прочувствовать самые глубокие струнки души, самые тонкие переживания, суть человека. И сегодня я читаю судьбы «наших» в Германии по сочиненным ими стихам.
Бабушка из Киева, еврейка, уехавшая в Германию после Чернобыля за легкой жизнью. Инвалид в Советском Союзе, она рассчитывала получить инвалидность и в Германии и безбедно существовать на дотации. Но не пришлось: немецкие врачи подтвердили её слабое здоровье, но не дали инвалидности. «Я – старой закалки, не могу опаздывать, комсомольское воспитании е», - говорит она, встречая нас ещё у закрытой двери. И потом с большой любовью рассказывает про свой Киев. Для неё я прочту своё стихотворенье про Андреевский спуск.
Мужчина средних лет, немец из Казахстана (теперь из Германии), читает про то, что ПРИЕЛАСЬ ЕМУ НЕМЕЦКАЯ КАША. Вспоминаю из песни А. Пугачёвой: «Ты покинул берег свой родной, А к другому так и не пристал». Как это подходит ко многим из здесь собравшихся.
«Я – армянка, русская и еврейка», говорит следующая участница и начинает со сцены рассказывать, что её побили, но она нашла в себе силы оправиться и выступить. Из стихов (скорее прозаических причитаний) узнаем, что побил её наверняка любовник, к которому адресованы горькие упрёки. Человек приехал высказаться со сцены в минуту горечи, как это обычно делают перед другом или родственником. Жаль её, заброшенную судьбой на север Германии, хоть и до поэзии здесь не дошло.
Выступают другие: узнаю типаж пациенток Фрейда, мечтающих в стихотворной форме о сексе. Дух детского утренника с прорифмованной белибердой, прочитанной с выражением. Другие глубокомысленные, но со стеснением произнесенные фразы. Среди всего этого стихотворного винегрета русская женщина, радостно воспевшая своё знакомство с немцем по интернету (сам виновник сидит в зале в качестве супруга), врач-психиатр с тонким юмором.
Отдельно об организации конкурса. «Поэтическую конференцию» соединили с туристическими маршрутами по европейским странам и предложили систему скидок для родственников, что и должно было привлечь участников. Но на деле всё это не работало! Скидку нам не сделали, сказав, что мы поздно проплатили,  сдачу не вернули, а забрали в качестве добровольного орг.взноса. Гостиницу, забронированную организаторами, через интернет можно было заказать в два раза дешевле. И, главное, мы не попали на выбранный маршрут! Нам сказали, что все места уже были заняты к тому времени, когда мы сделали доплату. На деле не попали не только мы в Швейцарию. Не поехал и поэт из Сыктывкара с дочерью по Бельгии. Собранных на конференцию средств оказалось мало, чтобы устроить достойный фуршет, поэтому  участникам предложили платные бутерброды. Обещанной гитары на конкурсе не оказалось.  Такой прием был возможен в России разве что в голодные 90-е года, время спекуляций и обмана. Именно в это время уехал в Германию главный организатор «ганноверского чемпионата». И, наблюдая его и других «наших» становится очевидно, что для них отсчет времени незримо остановился на том месте, когда они покинули Родину. Мы продолжали расти, развиваться, меняться, а они законсервировались в прошлом. Прибыв в Германию, они, конечно, выучили язык, освоили правила существования, но не стали немцами. Они мыслят нашими категориями, не знают немецких песен, традиций, не понимают немецкого менталитета. Они навсегда обречены быть вторым сортом не зависимо от их заслуг и внутренних качеств.
Нам пришлось прослушать завывания барда «из жидов», как сам про себя спел организатор, вечно звучащие в его машине. И не трудно предположить, что его метод ведения дела настроит против «жидов» не только истинных арийцев. К счастью, на конференции выступил другой еврейский поэт с стихотворением про Вторую Мировую войну. Он, живя в Германии, воспел в стихах защиту Сталинграда и боевые раны своего деда, гнавшего фрицев до Берлина. В этом - гордость за предков, за Родину, за «наших». Он, еврей из Германии, более «наш», чем тот несчастный школьник, стремящийся уехать из России.
Народ делает единым не монета и выгода, не кровь и форма носа, а язык, образ мысли и ценности, впитанные с молоком матери. Устав от впечатлений, я включаю телевизор, чтобы отыскать канал, где между замечательных германский фраз можно услышать обрывки родной речи.

    


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.