Непокорённый - рецензия на фильм
Режиссёр: Клинт Иствуд
Сценарий: Энтони Пекэм, Джон Карлин
В главных ролях: Морган Фриман, Мэтт Дэймон
Жанр: биография, спорт, история, драма
_______________________
Клинт Иствуд последнее десятилетие снимает исключительно остросоциальные картины, в которых через личную трагедию или драму того или иного человека, просвечивают общечеловеческие и крайне злободневные проблемы. И почти всегда это фильмы о борьбе духа, о необходимости изменения самого себя в пику обстоятельствам. Не стал исключением, а пожалуй, напротив, квинтэссенцией этой иствудовской любимой идеи, фильм "Непокорённый".
На первый взгляд, "Непокорённый" - это фильм политико-биографический. Он рассказывает о Нельсоне Манделе, борце с апартеидом, отсидевшем в застенках почти 30 лет, а впоследствии ставшим первым чернокожим президентом ЮАР. Но в картине опускается много важных моментов его жизни и политики, и досконально раскрыта только одна сторона - поддержка местной регбийной команды. И в некотором смысле можно сказать, что это фильм спортивный. Но, удивительное дело, на самом деле оказывается: политика + биография + спорт в сумме даёт рассказ о том, что если люди хотят жить не в розни и ненависти раздробленной страны, то они должны научиться прощать друг друга. Даже когда это очень трудно. Когда этого никто не понимает. И, чтобы поняли, начинать нужно с самого себя. Только так заработает цепная реакция, и добро сумеет победить зло.
"Если я не могу измениться сам, когда того требуют обстоятельства, как я могу ждать этого от других?" - спрашивает Мандела.
Когда к власти приходит чернокожий президент, на собственной шкуре выстрадавший всю несправедливость апартеида, он понимает, что его стране, где подавляющее большинство - чёрные, но немногочисленные белые держат в руках финансы и всю инфраструктуру государства, необходимо преодолеть укоренившуюся в сердцах неприязнь друг к другу. И он делает ставку на спорт - ведь через год в ЮАР должен пройти чемпионат мира по регби. Регбийная команда ЮАР "Спрингбокс" совершенно не популярна и, не пользуясь поддержкой болельщиков, деморализована, играет очень слабо, неся поражения одно за другим. Чернокожее население настолько не любит "Спрингбокс", что болеет за любого противника своей команды. И Мандела (Морган Фриман), оказывая своей личностью и философией влияние на капитана команды Франсуа Пиенаара (Мэтт Дэймон), старается преодолеть это общее взаимонепонимание.
Морган Фриман - мало того, что внешне очень похож на Манделу, прекрасно сыграл этого печального старого человека, которого даже самые близкие соратники, при всём желании, едва понимают, но ухватывают крупицы его мудрости и стараются поддержать в его начинании.
Мэтт Дэймон - не в своём амплуа, но также замечательно справился с ролью. Его Франсуа - не слишком далёкий паренёк, но сильный и способный лидер. Попав под влияние Манделы, он преображается, становится глубже, открывает в себе и своих товарищах спрятанные дотоле возможности.
Особую роль в фильме Иствуд отдал личной охране президента. Через взаимоотношения, работу, переживания, увлечения этих людей зритель видит, как меняется жизнь общества.
И надо сказать, что чисто спортивные сцены сняты просто потрясающе. Меня никто не упрекнёт в том, что я спортивный болельщик. Но длящаяся целых полчаса сцена заключительного матча даже меня заставила, затаив дыхание, следить за всеми перипетиями спортивной борьбы.
Благодарю я всех богов
за мой непокорённый дух.
Я властелин своей судьбы.
Я капитан своей души.
Уильям Эрнест Хенли
Смотреть обязательно. 9,5 из 11
Свидетельство о публикации №212123001525
С наступившим Новым Годом!
:-)))
Дедье Панас 02.01.2013 13:55 Заявить о нарушении
Спасибо за развёрнутый комментарий. Мне представляется Иствуд честным режиссёром. Если он популяризирует идеи, то, мне кажется, свои собственные. Фильм о Манделе - это в каком-то смысле продолжение "Гран-Торино", где тема разделения общества по национальному признаку - ключевая, там Иствуд ставит Америке неутешительный диагноз и прогнозирует, хоть и слегка завуалированно, конец собственной цивилизации. Там безнадёга и реализм, здесь - надежда и романтизм. А выбор остаётся всегда за живыми людьми.
Вас тоже с праздником. :)
Оксана Аболина 02.01.2013 18:46 Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. В принципе я не плохо отношусь к Клинту Иствуду, как к режиссёру и не ставлю под сомнение его честность, но именно с этого фильма ("Непокорённый") наблюдается некоторая двойственность именно по расовому вопросу, какой-то экспортный вариант вроде получился. В качестве дополнения привожу один недавний эпизод из его биографии:
"Во время предвыборной кампании в США, в 2012 году Клинт Иствуд (поддерживающий республиканскую партию) отличился, целых двенадцать минут обличая стул, на котором сидел воображаемый Барак Обама (кандидат на пост президента США от партии демократов). Благодаря этому на свет появился новый интернет-мем — иствудинг. Многие стали выкладывать фото и видео, где обвинительно тычут пальцами в пустые стулья и кресла ."(с)
Как видите за три года его позиция по этому вопросу стала более радикальной, к Манделе с надеждой и романтизмом, а к Обаме с критическим реализмом (вот такое чёрно-белое кино).
Успехов в Новом Году!
:-)
Дедье Панас 03.01.2013 01:36 Заявить о нарушении