Отче наш

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь." (Мф 6:5-13)


Самое известное учение Иисуса о молитве, с которым знакомы (хотя бы по названию) даже достаточно далекие от церкви люди.

"И, когда молишься".

Иисус свое учение о молитве начинает с простого "когда". Не с "если, вдруг", а "когда". Т.е. нет вопроса, нужно ли молиться. Молитва, по мнению Иисуса Христа, является самой обычной частью христианской жизни.

С 5-го по 8-й стихи Иисус учит о двух вещах:

Во-первых, молитва - это то, что между тобой и Богом, и не надо всем вокруг "морочить голову" величиной, глубиной и полнотой своей молитвы. И, во-вторых, не думай, что главное в молитве - это количество времени или слов. Многословие не сделает тебя могучим молитвенником. Скорее наговоришь лишнего.

 Все это похоже на вступление, теперь посмотрим на саму молитву "Отче наш".

 "Молитесь же так".

Фраза не означает "производите дословно следующие предложения". Правильнее сказать, что она значит "молитесь таким образом, или молитесь по такому плану". Иисус не учит выговаривать эту молитву дословно, повторяя по несколько раз на день, как магическую формулу.

Молитва "Отче наш" - это не магия и не медитация, а план, принцип, согласно которого можно молиться.

Если ты решил провести какое-то время в молитве, но не знаешь, как это делать и о чем молиться, то следующий план станет хорошим основанием.

"Отче наш, сущий на небесах!".

Не "Господь", не "Владыка", не "Царь", а "Отец". Слово "Отче" давно вышло из употребления. В оригинале стоит греческое слово "патер" - отец, родитель, папа. Это обращение к родному отцу.

Итак, кому мы молимся? Папе. Он наш Папа. С первых мгновений молитва перестает быть официальной и переходит в разряд семейных взаимоотношений. Это точно так же, как ты приходил к своему папе попросить денег на мороженое. Ничего сложного, "замудрого", или недоступного. Простые отношения отца и ребенка.

Это то, чего религии с ее помпезностью никогда не понять. Всегда есть "кадры", которые превращают молитву в мистическое "действо", доступное "одаренным". А правда в том, что чем сложнее молитва, и чем "духовнее" должен быть просящий для успешного ее завершения, тем легче "обыкновенному" христианину запутаться и проще привязаться к церкви и священнику. Ведь без него, священнодеятеля родимого, у него, простачка - христианина, ничего не выйдет.

А молитва, оказывается, - это простые отношения папы и ребенка. Это время, когда ребенок говорит что-то папе, рассказывает о том, что произошло, высказывает свои мысли, делится переживаниями. Папа же слушает, подсказывает, наставляет.

 НО что же я вижу, точнее чего же это я не замечаю в молитве "Отче наш"?

Видимо, переводчики изъяли. :)

Ведь Иисус знал правду про демонов и медные небеса, про препятствия в молитве и стены бесовские!

Если послушать некоторые современные учения о молитве, то Иисус тут должен был бы сказать так:

"Молитесь же так. Разрушаю медный потолок, пробиваюсь сквозь дьвольские помехи в духовном эфире, разбиваю стены и прорываюсь, проламываюсь, вхожу в присутствие Твое, о, Всемогущий."

Но, к сожалению некоторых, здесь ни намека на стены, потолки, медь и т.п.

Даже как-то обыденно звучит молитва в устах Христа - "Папа наш, что всегда был, есть и будешь в Небесах".

Подход Иисуса к молитве сегодня был бы воспринят некоторыми, как религиозный, отсталый, не "продвинутый", недуховный.

 "Сущий" - означает живущий, пребывающий всегда.

Говоря проще, это звучит так - Папа наш, что всегда был, есть и будешь в Небесах.

 "в Небесах".

Почему важно начинать молитву с мысли о том, где обитает Бог?

Потому что, если Он в Небесах, то и земные ограничения на Него не действуют. Он там, откуда можно все изменить здесь. Он не житель планеты Земля. Он Владыка Небес и при этом Он - наш папа.



"Папа НАШ".


НАШ. Не мой. Почему? Чтобы помнить, что я не единственный. Но также, что и другие тоже не единственные. Если на чью-то молитву Бог ответил, то и на мою ответит. Ведь Он наш Папа, а не ИХ. А если на мою ответил, то и их услышит. Такие слова напоминают нам, что мы не сами по себе в своих желаниях понять Бога, общаться с Ним, получать ответы. Мы часть огромной семьи, великого дома Божьего.

 

Итак, в первом же стихе молитвы обнаруживаем, что мы должны обращаться к Богу, как дети к Отцу. Не как рабы к хозяину, не как работники к директору, хоть и работаем на Него. Не как должники к кредитору, хотя должны ему жизнь. Не как солдаты к генералу, даже хотя и воины в армии мы Его.

Нет. Не говорил Иисус молиться: "О, генерал наш в Небесах", "Великий Генеральный директор наш", "Насяльника наш Небесный".

Но учил молиться так: "Папа наш, пребывающий в Небесах".

Давайте не забывать, к кому мы приходим с молитвой!

Дети пришли к Отцу!

Значит, нет места в молитве ни помпезности, ни крылатым фразам, ни особенно "духовным" словесным оборотам. Остается только место таким словам, какие используем каждый день.

Значит, и лицо мое должно быть "обычным", без "духовно выпученных" глаз и "благочестивого" выражения.

Меня всегда смешит такая ситуация. За столом сидят христиане. Празднуют день рождения. Всем хорошо, весело, приятно. Наконец, все собрались, пора и к еде. Хозяин предлагает благословить пищу. Лица мгновенно преображаются, "одухотворяются", "очищаются". Речь становится мягкой, слащавой до елейности. Предполагается, что именно такого рода слова, сказанные с особым настроением, интонацией и выражением лица, должны до глубины души "пробирать" Господа и вызывать целый шквал положительных эмоций с Его стороны.

Но вот вопросик есть у меня ко всем, у кого есть дети.

- Если бы ваши дети так отнеслись к Вам? Вот они играются в песочнице, и тут приближаетесь Вы! Лицо сына вдруг вытягивается и он говорит "утробным" голосом:  (забыл сказать, что читать надо очень быстро ) "О-о-о-о-о-о-о, о-о-отче мо-о-о-й (здесь до шепота), не соизволили бы Вы-ы, если на то есть Ваше доброде-е-ейственнейшее жела-а-ание, призреть (это уже надо вскрикнуть) на Вашего недостоннейшего из рабов-сыновей и подсказали бы ему (тут с подвыванием), не пришло ли наиблагодатнейшее время откушать пищи на Вашей наисвятейшей кухне. Знаючи и понимаючи, хоть и не всегда постигаючи, о своем недостоинстве и всевечной греховности, все же смиренно решаюсь уповать на величайшую Вввашу милость, о отец мой наиразумнейший, и просить, да не постигнет кара меня за подобное нахальство. Просить маленький, ибо большого не заслужил бы во веки веков я, кусочек хлеба с маслом. Хотел бы и колбасы из холодильника, да не решаюсь просить, памятуя свои недостатки!

Как бы Вы отреагировали? Если только с Вами все в порядке, и дети не пресмыкаются перед Вами.

Кто-то считает, что я перегибаю палку?

Но фарисеев Иисус обвинял как раз в том, что внешне они жили с Богом, но не понимали Его и превращали молитву в помпезное "действо".

Надо нам всем научиться говорить с Богом так, как говорим с папой, как общаемся с лучшим другом. А не молиться так, как депутаты доклады читают в Верховном Совете.


Рецензии