Чистильщик обуви

            День прошел, как обычно: бестолково и быстро.
            С радостью услышав победный хлопок двери за спиной, оповещающий об окончании очередной рабочей недели, я удовлетворенно вдохнул всей грудью воздух и  стал спускаться по лестнице. Вечер  принимал меня в свои мягкие объятья, обволакивая полупрозрачной дымкой, сотканной из снега и сумерек. Шпили домов ненавязчиво протыкали облака, небрежно накинутые на низкое небо, так, что казалось, из этих  прорех и сыпется что-то легкое и  почти невидимое. Ступая по мостовой, где каждый камень  давным-давно был узнаваем мною в лицо, я  наслаждался покоем полусонных улиц, тусклым вечерним светом и загорающимися друг за другом витринами. Остановившись около одной из них, я, тут же услышал за своей спиной негромкий голос:
-Господин!
            Я продолжал  разглядывать неизвестно что (честное слово, уже и не вспомню, что именно), пока до моего сознания не долетело, что зовут именно меня.
-Господин, не желаете ли почистить обувь?
           Я взглянул вниз. На краю тротуара, примостив между камнями брусчатки скамеечку подозрительно антикварного вида, сидел старик. Лихо сдвинутая на одно ухо шапка- колпак своими разноцветными полосками  делала его весельчаком, а умные, сияющие глаза изучали меня слишком пристально и грустно - совершенно нетипично  для бродяги, зарабатывающего себе на хлеб чисткой обуви. На его плечи  с королевским размахом была накинута меховая тужурка, не скрывающая по - юношески  прямой осанки. Рядом стоял ящик с аккуратно разложенными причиндалами : щеточками- тряпочками- кремиками и прочей требухой, необходимой для его не слишком интеллектуального занятия.  К боковой стенке ящика вальяжно привалился то ли черный, то ли никогда не мытый кот, бесстыдно пялящийся на меня своими круглыми  наглыми глазами.
-Молодой человек! Чистая обувь- первый шаг  к уверенной походке! - расценил он мой изучающий взгляд, как раздумье и улыбнулся - Не проходите мимо!  Отданная мне  десятка  сделает вас более щедрым, а ваши ботинки более блестящими! 
          Не в силах сопротивляться его обаянию, я поставил ногу на специальную тумбу. Кот критично взглянул на мою обувь  и неудовлетворенно зевнул.
-Вы имеете предпочтения в кремах для обуви? Гуталин? Вакса по- старинке? Полный спектр современных  средств для ухода: от наших, дешевеньких до  супернавороченных  заморских?- он взял паузу, в которую я умудрился вставить:
-Делайте, как посчитаете нужным.
-И правильно! – благосклонно согласился он - Никто, кроме специалиста в своем деле, не знает, как можно обмануть клиента так, чтобы он остался доволен тем, что его обманули!
-У вас не самая типичная работа для шулерства, на мой взгляд! - заметил я.
-Ваш взгляд  субъективен, молодой человек - ласково парировал мне старик, пряча улыбку в аккуратную бородку- Вы делаете выводы  исключительно исходя из того, что вы видите.   
-А надо?
-А надо -  из того, что есть на самом деле. Вы ведь не можете не согласиться с тем, что очень много вещей в жизни на поверку оказываются совсем не такими, какими кажутся на первый взгляд?
- Вот уж не ожидал встретить  за таким занятием  любителя пофилосовствовать….  Вы прямо профессор)- хотел было сделать я комплимент, но старик, хитро улыбнувшись, вдруг спокойно ответил:
-А я и есть профессор.- и видя мой ступор, разъяснил - Доктор исторических наук….  Вот Вам  и еще одно подтверждение правильности моих постулатов.- Кот лениво прижал уши, показывая всем своим видом, как надоели ему простофили типа меня.
-Почему же Вы оказались здесь?
-А почему бы и нет? Вопреки распространенному мнению, это не самое худшее место: свежий воздух, прекрасный вид – каждый раз  разный, если захочешь, и, что немаловажно, по твоему добровольному выбору. Свобода, знаете ли, самый сладкий вид пряника. А в моей сегодняшней профессии она счастливо сочетается с непреходящей востребованностью: люди в грязной обуви при нашем климате - такое же вечное явление, как звездное небо.  И в любом случае  обязательно найдется кто-то, кому будет неловко ходить в грязных башмаках. Следовательно, очень маловероятно, что я останусь когда-либо без  работы. Не так ли? – он поднял  на меня свои лучезарные глаза. В них светилась хитрость, густо перемешанная с грустью.
-Как же насчет  своего места на земле? Насчет пользы, приносимой людям?
-Делать мир немного чище - разве что-то может быть полезнее? Возможно, я гораздо больше привнесу в мир, сидя на  этой табуретке, нежели разъезжая по университетам и размахивая руками с кафедры, пытаясь переубедить кого-то  в чем-то, никому не нужном. В каком-то странном постулате, который  никто не сможет сформулировать дословно, не подглядев в шпаргалку! 
           Крыть было нечем. Наверняка симпатичный дедок слегка утрировал, однако в относительности всего на свете он был несомненно прав, я понимал это. Он, в свою очередь, видел, что я с ним согласен, но терпеливо ждал следующего моего вопроса, не в силах побороть желание пофилософствовать.
-А насчет своего места на земле еще запутаннее - продолжал он-  Где, покажите мне, мой друг, тот манускрипт, на котором предначертано наше с вами место? К слову сказать, здесь- он постучал ладошкой  по своему табурету, я чувствую себя ничуть не хуже, чем  некогда в своем кабинете, где я делил 10 квадратных метров государственной площади с тремя тысячами пыльных книг и одной, очень шустрой мышкой…
           При упоминании о еде кот открыл глаза, но поняв, что старик увлекся воспоминаниями, съел пару снежинок, облизнулся и вновь впал в дрему.
           Между нами повисла пауза. Не могу сказать, что она была неловкой - мы оба приостановились, взяв тайм- аут: я, ошарашенный встречей, пытался представить, что могло заставить симпатичного старика так круто изменить свою, наверное, вполне успешную некогда жизнь. Он, скорее всего, прикидывал, насколько я стою его дальнейших откровений.
-Жизнь, мой дорогой, похожа на кошку.- кивнул он на своего  компаньона-  Бывает породистой , но жутко страшненькой: знаете таких скелетиков, обтянутых тоненькой лысой шкуркой? А бывает обычная, ни чем не выдающаяся…Или , наоборот, дикая смесь дворовых пород- но милашка с чудесным характером… И каждая из них может с равной вероятностью попасть в абсолютно любую  ситуацию. Правда ведь?  Живет себе  такое милое  породистое животное, спокойно кушая Вискас на завтрак и ужин, гордо носит противоблошиный ошейник и засыпает  каждый вечер на кровати любимой хозяйки. А в один прекрасный день оказывается на помойке, по независящим от него причинам. Возможно, из-за того, что хозяйка, царство ей небесное, померла. Но, должен вам сказать, это самый редкий вариант. Гораздо чаще все оказывается проще. Я бы сказал даже, пошлее: кисуля надоела,  или у хозяйкиного сыночка ни с того, ни с сего образовалась аллергия на кошачью шерсть,  или новый хозяйкин ухажер просто терпеть не может  кошатины. Мало ли причин? Результат все равно один: бантик с шеи сняли и, не особо стесняя себя в движениях, наподдавали бедному животному  под хвост. А бывает и наоборот. Увидели добрые люди  на улице под дождем облезлого, запаршивленного до кончиков усов кота, прониклись жалостью к одинокому, измученному обстоятельствами животному. А того не знают, что глаз потеряла невинная киска, принимая участие, исключительно  из собственной жадности, в жестоких боях за объедки копченой колбасы на местной свалке. А полхвоста ему отхватила дверь во время позорной погони, когда он был уличен в беззастенчивой краже разделанной тушки курицы в местной столовой. Несчетное количество лишаев на облезлой шкурке - следствие абсолютно неконтролируемой разнузданности в половой жизни. А проникновенный взгляд – хорошо отрепетированый и проверенный временем и обстоятельствами  театральный прием, не больше. Так вот, скажите же мне, друг мой: где в этих историях  справедливость? И стоит ли взывать к ней, если обстоятельства в нашей судьбе все равно распределяет кто угодно, только не она? 
 -Но нельзя же так слепо следовать судьбе! – горячо возразил я, не упуская возможности попререкаться всласть- Человек все- таки не безмолвное животное! Он должен бороться! Не опускать руки! Не падать духом!
-А если, невзирая на все вышеперечисленные его потуги, судьба упрямо стоит на своем и спихивает-таки его на обочину? А?
-Не может быть такого, чтобы настроенный на победу человек проиграл!
-Вы слишком юны, друг мой и от того еще верите в счастливые финалы…
 -Почему нет? Если человек достоен победы, если он все свои силы положит на любимое дело! Он все равно победит! Рано или поздно!
-А если астеничная девица с косой прибудет к полям сражений раньше других?
-Ну нельзя же так просто сдаваться! По настоящему проигрывает в этой жизни не тот, кто потерпел поражение, а тот, кто отступил! Это не я, это кто-то из великих  сказал!
-Значит ему повезло и он успел победить …- пожал плечами мой филосовски настроенный собеседник .
-Не разочаровывайте меня, профессор…               
-Что вы, юноша! Я нисколько не хочу остудить ваш пыл! Доля правды в ваших словах, несомненно, есть. И у тех, кто, как вы говорите, борется за свои успехи, шанс стать победителем все- таки выше. Но удача сыпется на головы независимо от того, в какой мере наделены эти головы талантом и трудолюбием. Неужели перед вашими глазами мало примеров людей,  достойных лучшей доли? И прохвостов, пользующихся благосклонностью фортуны абсолютно, казалось бы незаслуженно? Ну? Есть?
-Есть, конечно..- понуро согласился я. Что тут скажешь, если таких примеров вокруг действительно пруд пруди!
-Думается мне, - молвил старик, в заключение обмахивая сияющие мои ботинки легкомысленной фланелькой в горошек- главное, во время гонки за лаврами победителя, не забывать о возможности проигрыша. Выглядеть победителем в обстоятельствах, в которые тебя  насильно запихала судьба гораздо сложнее, чем пользоваться лаврами, когда удача по  прихоти своей сделала тебя любимчиком (даже если ты прикладывал к этому процессу кое- какие усилия).
         Раздавшийся в этот миг звон отвлек нас обоих. Я оглянулся. Некая мадам, расплачиваясь с булочницей на углу улицы, то ли от нерасторопности, то ли от неловкости задетая в суматохе чьим-то бесцеремонным локтем, выронила кошелек. Он подлетел вверх, перевернулся  и из него, поблескивая в сумеречном воздухе серебристыми и рыжими лучиками, дождем полетели монеты. Они красиво переворачивались, описывая плавные линии, веером разлетающиеся в разные стороны. Друг за другом монеты с печальным звоном опускались на мостовую: одни закатывались в ложбинки между булыжниками, другие крутились юлой на плоских поверхностях камней, пара монет спланировала прямехонько в сумочку незадачливой дамочки, какие-то были прямо в воздухе пойманы находчивыми прохожими. Одна, беззвучно встав на ребро, покатилась по дну пересохшего водостока, подпрыгнула на камушке и, описав восьмерку в воздухе, послушно легла прямехонько перед профессором.
          Он усмехнулся, осторожно взял монетку в руки , бережно потер между  ладошками и, зажав ее между пальцами, поднял ее до уровня наших лиц.
-Неправда ли, молодой человек, на выходе из кошелька у них у всех были одинаковые шансы?...          


Рецензии