Пятый вопрос. Куда я деваюсь, когда сплю?

Зимой даже в городе чудесно. Все вокруг как будто очистилось и нарядилось в самый торжественный наряд – белый. И там, где было грязно, стало чисто и красиво!
Только вот зимой дни короткие. Особенно в Санкт-Петербурге. Не успеешь оглянуться, а уже стемнело. Ночь зимой получается длинная, а спать-то и не хочется. Но все равно приходит время ложиться спать.
Конечно, Сереже хочется вместо этого чего-нибудь поинтереснее.
– Папа! – нарочно оживленно спрашивает Сережа. – А ты знаешь, что сегодня по первой программе твой любимый фильм будут показывать?
– Какой фильм? – конечно же, спрашиваю я.
– А ты что, не знаешь, какой у тебя самый любимый фильм? – лукаво улыбается Сережа. Провокация началась.
– Да у меня много любимых фильмов! Но они же все есть у нас в базе.
– А вот и нет! У нас этого фильма как раз и нет! Потому что он очень старый. Ты еще когда был маленьким, этот фильм полюбил!
– Ну, и какой же это фильм? – включается мама в игру.
– «Айболит-66», вот какой! – торжественно сообщает Сережа.
– Точно! – говорю я. – Фильм замечательный! А главное, когда он только вышел, мне было столько же лет, сколько тебе сейчас.
– А меня еще вообще на свете не было! – весело говорит мама.
– А хотите, мы его сейчас посмотрим? – тут же делает Сережа следующий ход.
– Так если мы сейчас начнем смотреть, то закончим уже завтра! А спать?
– А зачем мне спать? Я же весь день делился со всеми своими радостями, тем, что мне понравилось. Значит, «стаканчик» у меня пустой! Спать не обязательно.
– Сынок, а разве мы спим только для того, чтобы опустошить «стаканчик» (наше сознание) для чего-то нового? Ты не забыл, куда ты деваешься, когда спишь?
– Конечно, не забыл! В сказку!
– А ты помнишь, что есть как будто бы два Сережи? Один спит и ничего не видит, а другой – волшебник, он-то и отправляется в  сказку во сне.
– А зачем?
– Что – зачем?
– Ну, зачем ему надо в сказку? Спал бы тоже, или смотрел бы сказку по телевизору. Например, про Айболита-66.
– Вот это вопрос! В самом деле – зачем? Какой смысл отправляться в сказку?
– Вот я посмотрю кино на ночь и потом буду его во сне пересматривать!
– Да, Сережа, хороший вопрос!
– Тогда поиграем! А потом будем кино смотреть!
– Ну, хорошо. Только для этого нам придется снова вспомнить про твой круг влияния. Помнишь, что это?
– Конечно, помню! Это мои знания, привычки, навыки (З*П*Н). Все, что я могу сам.
– И не просто привычки или знания. Ты, когда ходишь, думаешь, как надо ноги сгибать и разгибать?
– Еще чего! Они сами ходят – я же умею ходить и привык!
– А когда тебе надо диктант написать, ты соображаешь, как какое слово писать или где запятую ставить?
– Тоже нет! Это я раньше думал, а теперь оно само правильно пишется.
– Хорошо, а когда ты толкнешь кого-то случайно, ты задумываешься: извиняться или нет?
– Нет, не задумываюсь, у меня извинение само выскакивает.
– А когда ты осенью первый раз попробовал машину водить, ты соображал, когда какую педаль нажимать и куда руль крутить?
– Еще бы! Я даже весь вспотел, боялся в дерево въехать!
– Теперь видишь: то, что прочно тобой усвоено, стало такой привычкой, о которой задумываться не надо, это и есть навык (или привычка) из твоего круга влияния.
– Значит, навык водить машину пока в мой круг влияния не входит?
– Совершенно верно! Для того чтобы машину водить, тебе приходится все время задумываться – и оценивать, сопоставлять, сравнивать. Правильно ты делаешь или нет. А для того, чтобы, например, правильно зубы чистить, задумываться не надо.
– Вот поэтому я пока так медленно и езжу на машине. Все время думаю: правильно или неправильно?
– Про это еще говорят: анализируешь. Делаешь анализ: верно – неверно?
– Наверное, у меня в голове такой специальный прибор есть, который анализирует.
– Молодец! Именно так. Оказывается, мозг человека – такая интересная вещь! Как планета. Или даже как целый мир. А знаешь, почему мозг человека можно сравнить с планетой?
– Почему?
– Потому что он так же устроен. Слоями. И самое интересное, что последние слои мозга есть только у человека. А у животных их нет.
– Какие – последние?
– Вот как раз те, которые анализируют и сравнивают. Ставят оценки действиям. И эти слои мозга как раз и называют сознанием.
– Значит, когда я делаю что-то не задумываясь, машинально, мне сознание не нужно?
– Ну да! За все эти действия отвечает часть мозга, которая гораздо больше по размеру, чем сознание. Эту часть называют по-разному, но чаще подсознанием.
– Потому что она спряталась под сознанием?
– Наверное. И как раз там, в подсознании, лежит все, что ты помнишь, знаешь и умеешь.
– Значит, мой круг влияния умещается в моем подсознании?
– Точно! И надо сказать, что в нем еще столько всего умещается! Например, каждые три секунды подсознание «фотографирует» и навсегда сохраняет в себе все, что происходит вокруг: изображения, звуки, запахи, энергию, чувства…
– А почему же я этого не помню?
– Помнишь, Сережа. Только туда надо добраться. А сознание говорит, что это трудно, вот ты и соглашаешься с ним.
– Вот это здорово! А могу я запомнить, например, весь учебник по физике?
– Да самое простое, что может твое подсознание, это запомнить все знания мира на всех языках одновременно! Оно может все.
– Папа! А что же тогда делает сознание?
– А вот сознание как раз и решает, что нужно тебе из всего этого изобилия, а что нет.
– А откуда оно знает, что мне нужно?
– О, это еще один очень интересный вопрос! Мы его на завтра оставим. А то уже и кино твое скоро начнется…
– Не мое, а твое… Но все-таки, учусь-то я с помощью сознания?
– И да и нет. Когда ты приобретаешь новые знания (так приобретаешь, что потом уже не задумываешься, верные они или нет), когда приобретаешь новые привычки, то все это входит куда?
– В мой круг влияния! Потому что я ими пользуюсь… без сознания!
– То есть бессознательно, автоматически. А вот те привычки и знания, которые ты еще не приобрел – они где?
– Которые еще не приобрел? Ну, в сказке, в мечте… За моим кругом влияния!
– В воображении?
– Да, в воображении!
– Вот представь себе, Сережа, что воображение – это самый верхний, последний слой сознания. Самая его важная функция. Но как только ты начинаешь фантазировать, воображать, представлять фантастические сказочные картинки и сюжеты – так тут же твое подсознание их запоминает!
– Получается, что мои фантазии и сказки придумывает сознание, а хранит потом подсознание?
– Вот именно! Подсознание не знает разницы между «вчера» и «завтра», между реальностью и сказкой. Оно же не умеет анализировать.
– Папа, а тогда получается, что и мечты мои – тоже реальность для подсознания? Оно же их не оценивает, не анализирует, а значит, они тоже в моем круге влияния?
– Ну конечно!
– А сознание тогда что делает?
– А сознание решает, что пропустить в подсознание, а что отбросить. Дело в том, что самый первый слой мозга, который входит в сознание, с которого сознание начинается – это слой воли. Слой решений.
– А что оно решает?
– Прежде всего сознание решает, какие привычки начать приобретать, а какие нет. Какие мечты достойны того, чтобы их достигать, а какие нет. Наконец, какая сказка интересна и может стать для тебя реальностью, а какая останется только сказкой.
– Получается, что мое сознание решает, где будет граница моего круга влияния? А все остальное будет делать подсознание?
– Да, Сережа, ты и вправду голова! Только не забудь, что сознание еще и воображает. То есть, из множества вариантов выбирает мечту за пределами круга твоего влияния, которая и становится твоей целью. А потом решает к этой цели продвигать границу твоего круга влияния.
– Здорово!
– А теперь вспомни, Сережа, с чего все началось.
– Мое подсознание помнит все! Началось с вопроса: зачем тому Сереже, который волшебник, в сказку?
– Это какому же Сереже? То есть, – кто из них волшебник: сознание или подсознание?
– Ну, конечно, волшебник – это мое подсознание! Оно же может все! А тот Сережа, который спит и ничего не видит, – это мое сознание. Оно во сне отдыхает.
– Так, и куда же твое подсознание девается, когда ты спишь?
– Уже получается, что не в сказку, как мы отвечали семь лет назад, а в любую точку за границами моего круга влияния! Может быть, в мою мечту. И эта точка потом хранится в моем подсознании. Я как будто взлетаю надо всем, что мне запрещает сознание, и попадаю в любую мою мечту!
– А может быть, не в мечту, а в какую-то твою тревогу?
– О чем я буду думать, туда и попаду! Но я же не буду свое подсознание на ночь всякими пустяками грузить! А буду мечтать о чем-то хорошем, о такой мечте, которая мне принесет радость!
– А зачем?
– Чтобы моя мечта скорее оказалась в моем круге влияния! Чтобы стала реальностью!
– А это тебе зачем?
– Да чтобы круг влияния рос быстрее и я побыстрее становился настоящим Творцом!
Ну, такой ответ надо поскорее записать в ответную тетрадь!
И мы записали:


Пятый вопрос:

КУДА Я ДЕВАЮСЬ, КОГДА СПЛЮ?

Ответ:
В ЛЮБУЮ ТОЧКУ ЗА ГРАНИЦАМИ МОЕГО КРУГА ВЛИЯНИЯ!

А зачем?

ЧТОБЫ МОЙ КРУГ ВЛИЯНИЯ РОС БЫСТРЕЕ И ЧТОБЫ МНЕ БЫСТРЕЕ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ТВОРЦОМ!
 
Новая игра. Куда я деваюсь, когда сплю?
В любую точку за границами моего круга влияния!

Вот интересно, а как теперь Сережа сможет применить этот ответ на практике? Чтобы проверить, сразу устраиваем провокацию. И оказывается эта провокация для нас самих.

- Ну, Сережа, а теперь пора и фильм посмотреть.
- Минутку, мамочка. Надо сначала решить: а как это расширит мой круг влияния? Какие новые привычки или знания я от этого получу? Ведь я его, этот фильм, уже раз пять видел и знаю почти наизусть. А значит, когда я его решу смотреть, никакой новой привычки или знания не получу. А значит, мой круг влияния не будет расширяться. А когда он не будет расширяться, он будет только сжиматься. И я начну… как это?
- Деградировать?
- Ну да, деградировать! И от своей мечты удаляться, а не приближаться. Поэтому лучше шестой раз «Айболита-66» не смотреть!
Да, такого «мудрого» решения мы уж никак от Сережи не ожидали! Сознательно принял решение, и сказать-то нечего!
А самим-то посмотреть хочется… Интересно, а мы тоже тогда будем, получается, деградировать?
Задача!
Но подсознание может все! И Сережино подсознание опять помогает найти ответ.
- Мамочка, а ведь у меня есть привычка - делать то, что приносит удовольствие. А то, что не приносит удовольствие, - не делать. Значит, раз я от этой привычки откажусь, я тоже уменьшу свой круг влияния? Привычки же надо закреплять!
Ну, что тут скажешь? Надо закреплять!
И вот мы уже все втроем начинаем смотреть замечательный фильм Ролана Быкова. И получать удовольствие.
И вдруг делаем совершенно неожиданное открытие.
Оказывается, поначалу-то все в сказке было игрушечное - и травка, и домик, и море. В круге влияния павильонов киностудии. Но когда дело дошло до настоящих слез Чичи, все сознательно решили: рубить настоящие березы, строить настоящий корабль и плыть по настоящему морю к настоящим испытаниям!
И прорубили (буквально) границы круга влияния!

 И оказывается, что закреплять старые добрые привычки – это, бывает, тоже ведет к новым осознаниям! И к расширению круга влияния.

     _______________
1. Александр Голубцов, «Про секреты. Секрет второй» http://www.pro-sekrety.ru/sekrety/sekret-2/ .
 


Рецензии