Старые газеты

   Хранят  так  много  дорогого ...
Чуть  пожелтевшие  листы ... --  вспоминаются  слова  старинной песни  Клавдии Шульженко, глядя  на  эти  пожелтевшие от времени и перемещений по жизни газеты, лежащие передо мной ...
   Слегка подмоченные затоплением книжного шкафа недавним ураганом Sandy,однако зажатые в стопке разными другими листками, оставшись сухими, пережили и это, по-прежнему хранят воспоминания далёких годов, напоминая мне так многое ... Потому и храню их с 1947 года,воспоминанием о времени, жестоко коснувшегося моей семьи ...
Газеты под названием «Британский союзник» выпуска 1947 года . Для справки –
Британский союзник
Основана 1942

Прекращение публикаций 1949

Цена 2 рубля [1]

Главный офис СССР, Куйбышев

Тираж 50 тыс. экз. [2]

Британский союзник — общесоюзная газета. Издается с мая 1942 года министерством информации Великобритании по договорённости с советскими властями. Выходит еженедельно по воскресеньям. В 1949 году советское правительство решает закрыть газету из-за углубляющихся политических противоречий между СССР и Великобританией.
Газета "Британский союзник"
 Подшивки газет "Британский союзник", издававшийся для Советского Союза на русском языке, переданный музею известнеым историком отечественного автостроения Е.И.Прачко, из-за ветхого состояния бумаги выдаються только для научной работы.

             Почему-же я храню эти газеты всю жизнь и не рассталась с ними даже в эмиграции?  --  слишком многое хранят в себе эти пожелтевшие ветхие листы газеты, коснувшегося моей  семьи ...

  Вернувшись из эвакуации в Умань в 1944 году вместе с папой, комиссованным по ранению в голову,  мои родители ушли с головой в работу по восстановлению разрухи в здравоохранении и, как авторитетные врачи были назначены на руководяшие должности, что абсолютно оправдывали и, как руководители, и, как опытные врачи.

  Помню эти года ещё военного и уже послевоенного времени, как солнечное детство, насыщенные какими-то новостями, открытиями нашей деятельной любознательностью. Предоставленные себе родителями, уходящими на целый день, мы жили бурной насыщенной жизнью, вникая в события жизни всей страны, не вникая в проблемы внутри семьи, в которые нас не посвящали родители в силу определённых обстоятельств того не простого времени.  Времени, когда фраза или слово сказанное в семье и пересказанное ребёнком где-то извне, могли сыграть трагическую роль в судьбе родителей и всей семьи.  Поиски внутренних врагов, «охота на ведьм», доносительство процветали и были официальной государственной внутренней политикой, чего мы, дети, не могли понимать в полной мере. Воспитанные государством в духе искренней любви к Вождю, мы все росли "павликами морозовыми", готовыми заклеймить собственных родителей, признанных однажды пресловутыми "врагами народа", отказавшись от них навсегда. Любовь к Вождю была тотальной и безапеляционной.

  Вот почему всякие взрослые проблемы мои родители обсуждали шёпотом и тайком от моего слуха. Часто слышалось непонятное шелестящее слово – репрессированные, репрессии. Но мне, занятой своей насыщенной бурной деятельностью дворовых дел, было недосуг вникать во взрослые проблемы, разбираемые шёпотом.  И это было к счастью, учитывая мою доверчивую непосредственность ...

    Вот в это самое время в киоске продавалась совершенно официально газета «Британский союзник», которая естественно заинтересовала моего папу, как человека прогрессивного, интересующегося всем новым, современным. Кстати, он один во всём городе подписался на издаваемые в Германии на немецком языке «Новости хирургии», что и получал на почте ежемесячно, и, зная язык, всегда увлечённо всё перечитывал. Изредка при случае покупал в киоске и газету «Британский союзник», что вскоре кому-то не понравилось, и в определённые инстанции полетели анонимки, о том, что доктор не в меру интересуется «вражескими» изданиями и т.п. для тех лет...  И состряпано дело в определённых органах и сообщено в парторганизацию, которая проглядела...

  Я не могла ничего знать этого, из отчаянного шопота родителей, срывающегося порой в рыдания, и посвящать меня, тем  более,  было совсем излишним...  Но атмосфера в семье наступила гнетущая, чего я не замечала, приходя вечером после летнего долгого дня детских игр, купаний и других развлечений ...
Только папа вскоре тяжело заболел обострившейся астмой и ужасной экземой по всему телу.  Лечение не помогало и вскоре папа был направлен в Киев в клинику, где пробыл несколько месяцев, и излечившись приехал.

   А было вот что. После доносов в определённые органы, папу затаскали на допросы, что не могло пройти мимо его парторганизации в больнице. Папа был принят в партию на фронте, чем очень гордился.  И в один прекрасный день, слушается дело доктора на закрытом партсобрании...   
   Только спустя много лет узнав об этом, я могла осознать всю силу этого удара .  Как могли тогда всё это обставить, стало известно уже спустя годы, после смерти Вождя и Берии.  Но это было, аналогично гражданской казни Чернышевского, когда у него на лобном месте переломили шпагу  над головой, как описывалось в литературе
 после...
 
  После этого, папу, человека очень эмоционального и простодушного от самоубийства спасла только лишь моральная поддержка множества настоящих друзей, выражающих, правда с большими предосторожностями, свои искренние сочувствия.  Даже среди работников органов – тогда – НКВД, было много искренне сочувствующих папе, которых он в разное время лечил или оперировал ...  Может потому эта история с газетой «Британский союзник», не окончилась 58й  статьёй  и ГУЛАГом, что ничуть не исключалось.  И могла папу постигнуть судьба  Копалыча, сделанного английским шпионом, в исполнении А.Папанова в незабываемом фильме "Холодное лето 53-го года", оставив после него лишь старые очки конструкции тех лет с круглыми стёклышками и гибкими заушниками...  Такими, какими пользовался всю жизнь и мой папа.
Да, слишком многое напомнили мне эти дряхлые газетёнки, которые я храню всю жизнь, хранящие в себе дух того далёкого времени и драматических событий в моей семье,  как и во всей  стране...

  Рассказала о них моей дочери-археологу в Москве, спросив,  интересны-ли они для неё, чтоб передать ей на хранение ...

--  Мама, а почему ты мне никогда не рассказывала об этой истории, о дедушке ? –

  Действительно, почему? –
Долгое время даже воспоминание об этой драматической странице в жизни семьи было под запретом, т.к. папа до конца своих дней не пропускал ни одного открытого парт собрания в больнице, остро переживая всё произошедшее, но ни разу не высказав возмущение или обиду на партию. На закрытые собрания он был персоной non grata , понятно.
  Хотя, мне кажется, обида за несправедливость всё-же жила где-то глубоко в душе, всплывая воспоминаниями в сознании и вновь и вновь, больно раня... Потому об этом все молчали в семье, пока папа был жив, работая хирургом до последнего дня...

  А потом, как-то жизнь завертела, газетки где-то тихо лежали, храня свою историю у меня в Москве.  И вот теперь всплыли, спасённые в урагане, и так многое воскресили своим видом в памяти...  Вот потому я и рассказала обо всём своим взрослым дочерям, передавая их на хранение дальше ...
***********************************************************




________________________________________


Рецензии
Как же это было страшно. Вы были тогда маленькая, и от Вас скрывали, или говорили шепотом. Вам повезло, что этот ужас не прошел через детскую психику. И только сейчас, будучи взрослой, Вы поняли, что произошло с Вашим отцом. И как же замечательно, что рассказали об этом дочери! И что сохранили столь драгоценные свидетельства тех лет.

Я намного моложе Вас, и в 60-х 70-х годах мы все думали, что этот ужас миновал. Как же я ошибся, думая так. Много лет я жил в страхе, и не произойди развал СССР, кто знает, не оказался ли бы и я в ГУЛАГе.
Кстати, ГУЛАГ существует и по сей день. Недавно с помпой отмечали 50-летие УстьЛага и награждали старых, еще сталинских надзирателей и начальников. Будто призрак из могилы вдруг встал, и мертвечиной повеяло.

Что случилось со мной - прочитайте здесь:
http://www.proza.ru/2015/12/11/1647
http://www.proza.ru/2015/12/12/731

С теплом

Евгений Боуден   30.11.2016 17:50     Заявить о нарушении
Да, Женя! так было. У меня есть много воспоминаний о тех временах и, в частности, как пострадала моя бедная мама даже уже после смерти вождя... Надо отыскать Всё это история с её жестокой невымышленной правдой. Но сегодня в той стране многое забыто и многое возрождается опять... Будем надеяться всё-же! Удачи.

Алла Зиливинская   30.11.2016 18:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.