Лиса

   Дорога идёт вверх. По обеим сторонам просеки огромные осины с серо-зелёными стволами. Сияние неба, отражённого снегом, и тишина наполняют мир. На другом конце леса небо начинает насыщаться розовыми красками восходящего солнца. Тот край мучительно манит к себе. Хочется раствориться в тонких полутонах солнечного зимнего утра, непрерывно движущихся по заснеженному лесу.
   Тёма скользит на лыжах навстречу розовым полосам низкого зимнего солнца. Осиновый лес скоро перейдёт в светлый улыбчивый, будто танцующий березняк, с отдельно стоящими елями. Дальше лес превратится в сосновый бор. Просторный и светлый. С огромными янтарными стволами. И радостными сполохами зелёных крон, вознесённых высоко в небо.
   Но до бора сегодня добежать не придётся.
   Сегодня малый лыжный забег. Во вторую смену надо в школу. Можно только доехать до ручья и домой. Иначе опоздаешь на математику. И сосны только просияют издали.
Вот и знакомый ручей с мостом и перилами, сколоченными из стволов молодых осин.
   Тёма перешагивает лыжами назад, оставляя в сугробе веер следов. Встаёт в колеи лыжни.
   Глядит вокруг...
   Он вбирает в себя силуэты деревьев, нежные тени, медленно движущиеся вслед за солнцем по снеговым волнам.
   Лыжня с только что утрамбованным им самим тонким свежим снежком будто приглашает в путь. Вниз под уклон всегда веселее. Пройденная дорога освещена солнцем с другой стороны и кажется новой. Теперь розовая гамма цветов вдали тушится синими красками. Знакомый путь расстилается таинственнее и длиннее.
   Тёма глядит на полосы лыжни, исчезающие на конце просеки в синеве снега. Там вдали виднеется тёмная точка. Если смотреть неотрывно, кажется, будто точка движется.
   «Ерунда, в такую рань здесь никого не может быть. Наверное, это молодая ель или пенёк выглядывает из-под сугроба», – думает мальчик.
   Но тёмная точка, вроде, немного колыхается.
   «Видимо, это плавают блики от солнца на снегу». Точка будто слегка покачивается.
   Тёма впивается глазами в даль.
   Пятно увеличивается, и становится ясно, что по просеке идёт какой-то зверь. «Заяц? – Тёма замер. – Нет, у того движенья порывистые. Это другой – вон как он мягко обогнул что-то на дороге. Кошка? – Какая кошка в трёх километрах от жилья? – Точка всё растёт. – Или это собака? – Нет. Уж очень изящно она, словно танцуя, приближается».
   Вот отчётливо стали различимы белая грудь, чёрно-рыжая морда и рыжий пушистый хвост.
«Лиса!» – Тёма задохнулся от восторга и окаменел.
   Лиса, ничего не подозревая, ровной трусцой бежит по лыжне, принюхивается к сугробам, выискивая мышей в засыпанных снегом пеньках и валежнике вдоль просеки. Она так увлечена своим делом, что не глядит вперёд, не предполагая ничьего присутствия в такой ранний час в морозном лесу. Уже хорошо видно её морду, тёмный нос, тонкие чёрные лапы, рассыпчатую белую шерсть на груди, гибкий колышущийся хвост.
Наконец она поднимает голову, видит мальчика на своём пути и невозмутимо, высокими мягкими прыжками уходит с просеки в лес.
   «Лиса! Лиса! Я видел лису! – стучит у Тёмы в висках. Он подпрыгивает на лыжах и устремляется навстречу. – Здесь она свернула в лес». Рыхлые следы, разрушив атлас снежного ковра, уходят в кустарник за елью. Цепочка следов зверя осталась лежать на лыжне. Лиса аккуратно шла по одной колее. Два следа ближе. Два других дальше. Тёма скользит и стирает лыжами отпечатки крошечных пальцев.
   «Где она живёт? Наверное, из-за мороза подошла так близко к жилью. – Восторженно колотится сердце. – Здорово! Настоящая лиса!» Хочется кричать. Он задыхается от радости.
   И ликуя мчится домой.

   У подъезда встречает Толика с ранцем. Приятель радостно крутит у виска рукой и орёт:
   – Тёмка, ты что, дурак? В школу опоздаешь.
   – Я лису видел! – сияет Тёма.
   – И я, – невозмутимо парирует тот. – Вчера по телеку про кота Спиридона показывали. Она петуха украла, а петух ей дом поджёг. А кот его тушил. Потом прибежал пёс, и на поляне они плясали и пели песню. – Толик затягивает дребезжащим голосом: «Если вправду вы друзья, то вредить друзьям нельзя». А дятел на барабане стучал. Бум-бум, – Толик пинает ногой скамейку, – бум-бум. – Классный мультик!
   – Я настоящую лису видел! Сейчас, за высоковольтной.
   – Не ври! – прищуривается Толик.
   – Чего мне врать. Она по лыжне бежала. Потом меня увидала – и в лес смылась.
   Толик недоверчиво глядит на Тёму.
   – Она что, дура, чтоб по лыжне бегать?
   – Сам ты дурак, – поворачивается уходить Тёма.
   – У моего Вадика оранжевая лиса пластмассовая. А твоя какая? – интересуется Толик.
   – Она… Она настоящая! Она пушистая. У неё хвост! Вот такая от земли, – показывает Тёма, – на собаку похожа. Только она – лиса!
   Толику становится обидно.
   – Подумаешь, лиса-колбаса…
   Лицо его становится озабоченным.
   – Пока. Я пошёл. – Толик уходит огромными важными шагами. Вдруг оборачивается, выпаливает: – А ты в школу опоздаешь! – показывает приятелю язык и удаляется.
   Тёма торопится домой. Наспех переодевается, хватает портфель и мчится вслед.

   Урок идёт вовсю, когда Тёма толкает тяжёлую дверь. Дверь медленно повинуется. В щель уже виден весь класс. Ребята весело глядят на нарушителя, но учительница стоит спиной, пишет на доске и не обращает на него внимания. Ещё можно ретироваться. «Врагу не сдаётся наш славный “Варяг”» – вспоминает он, толкает дверь сильней и замирает у стенки. Деваться некуда.
   – Здравствуйте. Марина Петровна, можно войти? – лепечет негнущимися губами Тёма.
   Учительница останавливается, поворачивается и молча в упор глядит на Тёму. Молчанье длится невообразимо долго, наполняя грозным предчувствием самые дальние закоулки души.
   – Почему ты опоздал? – как выстрел раздаётся вопрос.
   Глаза Тёмы засияли.
   – Марина Петровна, я видел лису!
   Толик фыркает. Учительница качает сокрушённо головой и говорит усталым скрипучим голосом:
   – У тебя не жизнь, а сплошные чудеса: то будильник сломался, то расписание перепутал, теперь лиса тебе дорогу перебежала.
   У нас урок математики, а не природоведенья. Из-за тебя мы не уложимся с новым материалом.
   Очень сложным.
   Очень важным.
   И совсем новым.
   Тёме кажется, что пока учительница говорит, она вытягивается, становясь выше и выше. И он вслед за ней поднимает голову.
   – Нужно быть особенно внимательными и собранными.
   Ты приходишь, прерываешь урок. Устраиваешь балаган.
Вместо того чтобы просто попросить прощение за опоздание, ты придумываешь всякие небылицы. Где ты повстречал лису?
   – Я был в лесу. На лыжах, – начинает Тёма. И умолкает. Становится тоскливо. Говорить о сегодняшнем утре здесь нельзя.
   Чудо погасло.
   Тут тёплый класс. Уютный и по-домашнему знакомый. Свои ребята весело глядят на него. Жёлтый свет льётся из круглых ламп. Таблицы с формулами развешены на стенах. Запах мела и влажной земли из цветочных горшков. В окно глядят серые ветви тополя и пегий вылинялый дом.
   Голубой отсвет зимнего неба с жёлтыми лучами солнца отсюда кажутся далёкими и ненастоящими.
   Ровно и убедительно звучит неподвижный голос учительницы.
   – Может быть, ты и слона на улице видал? – Толик глупо хихикает. Он смеётся всегда, только палец покажи.
   Марина Петровна проникается такой убеждённостью в правоте, что конец добавляется сам собой:
   – Давай дневник, я напишу тебе замечание за опоздание, – глядит на часы, – на десять минут.
   Тёма представляет испуганные глаза мамы, как она всплеснёт руками и почти плача скажет:
   – Тёмочка, ты же обещал не ездить один в такую даль! Мальчик мой, разве так можно! – Горячая волна вины и жалости к матери заливает сердце.
   – Марина Петровна, я больше не буду. Не пишите про лису.
   – Надо учиться отвечать за свои поступки, – величественно произносит учительница. – Давай дневник.
    Садись. – Тёма идёт к парте.
   – Итак, продолжим урок…– Марина Петровна кладёт дневник на стол, поворачивается к доске, берёт мел и пишет.
   Тёма раскрывает тетрадь и усердно повторяет всё, что появляется на доске, старается приноровиться к смыслу произносимого, но тот всё время незаметно куда-то соскальзывает. Чтобы убедить себя в важности предмета, Тёма с особой тщательностью вычерчивает буквы, сосредоточенно слушает и пристально глядит на учительницу. Но ему кажется, что она говорит сама с собой. Время от времени оборачивается, кивает головой, соглашается сама с собой и продолжает говорить себе дальше. Тёма силится понять, о чём речь. Приятная усталость разливается по телу. Глаза сами закрываются. Он, прищурившись, смотрит на круглые белые цифры, которые выстраиваются на доске вслед за движением руки учительницы. Добрые и далёкие. Они появляются ниоткуда, сами собой. И тут же тихонечко осыпаются тонкими сухими струйками мела. Марина Петровна что-то заботливо говорит им, как маленьким утятам, а те вытягивают длинные шеи, покачивают боками и расправляют крылышки, пытаясь взлететь. Её ровный голос звучит всё дальше и глуше…

   Снежное пространство окружает его. Прозрачной снежной тишиной светится лес. Розовые тени поднимающегося солнца подкрашивают макушки стволов. Перед Тёмой расстилается светлая снежная дорога. Небо отражается снегами. Заворожённая морозом, ликующая даль зовёт к себе.
   И в сияющей голубизне плавно скользит, покачивается и широкими прыжками уходит в лес

                ЛИСА!


Рецензии
В принципе ни о чём рассказ. Красиво только описаны детские переживания.

Эрнест Марцелл   21.02.2014 15:20     Заявить о нарушении