Миссия апостола Филиппа к евреям в Карфаген
Описание
Приказание Иисуса
Филипп был одним из 12 апостолов Иисуса Христа и жил, соответственно, в 1 в. (умер примерно в 80 году).
«Деяния Филиппа» написанны во 2 в. по-гречески, и имеют ввиду время уже после смерти Иисуса Христа.
Как сообщают «Деяния Филиппа», в Иерусалиме к Филиппу ночью в видении приходит Иисус, и требует Филиппу, сесть на корабль в Газе и направиться в Карфаген:
"Встань и ступай в город Карфаген, что в Азоте, и прогони оттуда правителя сатанинского, а то пирует он там подобно волку-губителю в стаде, лишённом пастыря. А как изгонишь его, проповедуй там Царствие Небесное".
Филипп возразил Христу, указав, что не знает «ни латинского, ни греческого», и указав, что «жителям Карфагена незнаком арамейский» язык.
Тут важен интересный аспект — миссия Филиппа отправляется к евреям Карфагена, но те не знаю арамейского языка евреев Эрец-Исраэль. Значит евреи в Карфагене поселились намного раньше Иудейской войны.
Путешествие в Карфаген
Далее описывается путь, по которому евреи видимо отправлялись в Карфаген, из Иерусалима в Самарию, оттуда в Кесарию, оттуда в Газу:
"И отправился Филипп из Иерусалима в Самарию, а из Самарии в Кесарию Палестинскую, и спустился он в гавань, дабы подыскать корабль, направлявшийся в город Карфаген. И нашёл он готовый к отплытию корабль, ожидавший лишь ветра попутного".
Филипп обратился к наварху (капитану) корабля (который по-видимому еврей, или еврей-христианин), с просьбой взять его на борт. Далее описываются чудеса — подул попутный ветер и т. д.
Все на борту, включая капитана прониклись христианским духом, только один еврей Ханания, укорял Филиппа. Но увидев «чудеса» (попутный ветер), и Ханания принял христианство.
Интересно указание числа человек на корабле — 495. В это можно верить, так как по сообщению Иосифа Флавия, на судах 1 в. могло находиться до 600 пассажиров.
Среди «чудес», якобы имевших место в этом путешествии, было то, что корабль приплыл в Карфаген не за 50 дней, а за 1 день. Равное по расстоянию, но сопровождаемое неблагоприятными ветрами, морское путешествие из Кесарии Палестинской до берегов Мальты, весьма реалистично описанное в книге «Деяний», заняло не менее 2 месяцев[1].
Весь рассказ про путешествие из Эрец-Исраэль в Карфаген указывает, что такие плавания были обыденными.
Борьба с «правителем»
Выйдя в гавани Карфагена с борта корабля, Филипп сразу направился «изгнать оттуда, как ему было Господом велено, правителя сатанинского».
Весьма непонятно, кто имеется ввиду.
Некоторые недалёкие комментаторы, считают, что источник что-то путает, что Филипп наверное был послан не в Карфаген, а в Рим, а «сатанинский правитель» — это конечно же римский император.
Читать такие бредовые комментарии довольно смешно. Подобные комментаторы даже не знают, что Рим не порт, у него нет гавани. А назвать римского императора «сатанинским правителем» можно только в наше время, но никак не во 2 в.
Что же это за «сатанинский правитель»? Так описан он в тексте:
И узрел он (Филипп) сидящего на троне индийца, обвивали два змея чресла его и вился на голове клубок гадючий; подобно углям глаза пылали, изо рта вылетал огонь гремучий и тянуло дымом смердящим от того места, где сидел он, а по левую и правую руку его полчища стояли темнокожие.
Но Филипп «крестом себя осенил», и войско правителя «рухнуло».
Филипп изгоняет «сатанинского правителя» и его войско, которые угнетали город 3795 лет. Изгнанные перенеслись по небу в Вавилон.
Жители города, язычники, числом 3 тысячи человек уверовали в Христа, а сам Филипп в гавань, где «стоял корабль, из Кесарии Палестинской его доставивший». Интересно, что здесь говориться о Кесарии, а не о Газе.
Кто всё-таки этот угнетатель Карфагена? Очевидно, имеется ввиду Сатана или аллегория на языческую религию, которая правила в Карфагене. Ведь в Карфагене сохранилась та народная домонотеистическая религия, которая давно уже была отвергнута евреями. Например, по словам Тертуллиана, карфагеняне всенародно приносили в жертву детей Молоху вплоть до проконсулата Тиберия[2].
Деяния Ханании
Собравшиеся в Шаббат в синагоге евреи Карфагена решили расспросить Хананию, поверешвего в Христа, действительно ли он был обращён Филиппом?
Тот подтвердил. Собравшиеся принялись бить Хананию, один из раввинов пнул ногой Хананию, и тот умер.
Затем, они зарыли Хананию в землю под синагогой и условились скрыть эту казнь отступника.
На следующий день стал в 9 часу Филипп посреди корабля на молитву, и горожане с ним, и помолился за Хананию.
"И услышал Бог молитву Филиппа, и повелел земле, расступилась она, и вынесло Хананию словно трубой в доводкой на дно морское, и подхватил и понёс его дом посланный дельфин большой".
На следующий день сошёл апостол Филипп с корабля и отправился в город к судье, потребовав призвать местных евреев, что тот и сделал.
Филипп спросил евреев о судьбе Ханании, но те, ответили, что не слыхивали о таком, и «разве стражи мы Ханании-отступнику?»
Далее описывается новое чудо (объясняемое либо выдумкой, либо тем, что Ханания не умер, а был ранен, возможно прикинулся мёртвым, а затем проснулся) — воскрешение Ханании.
В результате этих чудес 1 500 евреев Карфагена приняло христианство.
[править] См. также
Литература
Деяния Филиппа
Апокрифы — Деяния Филиппа
[править] Источники
; Деян.27;28
; Тертуллиан. Апологетик. IX, 2
Свидетельство о публикации №212123100490