Бессмертный Мансур. Притча

   С незапамятных времен в некой стране жил богатый и мудрый человек по имени Мансур. Он имел красавицу жену Сапфир, двух прекрасных дочерей –Халим и Елиаду, престарелую матушку Зару. Всё семейство проживало в большом доме с тенистым садом, где произрастало немало чудных растений и благоухали дивные цветы, в искусственном водоёме вольно плескались рыбы и величественно плавали лебеди. Сад был наполнен пением птиц, которые почти не ведали здесь страха.
              Мансур был не только богатым и просвещенным человеком, но также и очень трудолюбивым. Он знал множество наук, хорошо разбирался во всевозможных ремеслах, имел богатую библиотеку, играл на нескольких музыкальных инструментах, был красив, ловок, знал толк в лошадях, отличался смелостью, добротой и каким-то особым благочестием. С молитвы начинал он каждый свой день и засыпал, не иначе как горячо и искренне помолясь Богу. Люди любили Мансура и часто обращались к нему за помощью или за мудрым советом. Были, конечно, у Мансура и недруги, ибо там, где добро, незримой тенью следует и зло. Но мудрец никогда никому не мстил, да и вообще предпочитал не тратить времени на плохие мысли и недобрых людей, которых старался сторониться, никого при этом не осуждая.
          В одно пасмурное осеннее утро дом Мансура посетила старая гостья. Она была очень худа и бледна, выглядела усталой и измученной, точно после тяжелой изнурительной болезни. Мансур любезно пригласил странницу к столу (а гостья была явно не из здешних мест),ласково расспросил о ее нуждах, хотел было накормить посетительницу, но та наотрез отказалась, сославшись на усталость с дороги. Тогда Мансур предложил ей отдохнуть в маленькой уютной комнате с видом на его прекрасный сад. Гостья согласилась, и вскоре, как показалось Мансуру, мирно уснула под тихий шепот осеннего ветра. К обеду она вышла уже несколько повеселевшей, в глазах у нее появился странный блеск какой-то неизъяснимой силы и проникновения. Мансур попросил странницу рассказать о себе поподробнее, на что гостья тотчас дала согласие, лишь попросив уединенного места. Они сидели вдвоем в изящной беседке, обвитой виноградом, прямо напротив водоёма, берега которого были искусно выложены разноцветными камушками. Гостья начала свою речь словами: «Ты мне понравился, Мансур, понравился гораздо больше, чем я бы сама того хотела. Я никогда не любила людей, но с тобой иной случай. Скажу тебе всю правду: я пришла к тебе не просто так, а именно за тобой. Посетив кого-либо, я никогда ещё не уходила с пустыми руками. Ты слишком хорошо живешь и праведен, что почти несовместимо для земной жизни. Впрочем, не буду излишне многословной. Думаю, сейчас сам всё поймёшь. Я - смерть!»
          При этих словах бесстрашный Мансур сильно побледнел. Леденящий, пронзительный взор старухи не оставлял никакого сомнения в правдивости ее слов. «Да, да, как бы читая мысли Мансура, продолжила гостья,-смерть, та самая, кого так страшится человечество. Но не только смерть, но еще и великая волшебница…Так вот, для тебя хочу сделать одно большое исключение… ты волен жить ровно столько, сколько захочешь сам и никогда не умрешь, пока сам у меня не попросишь об этом, прощай…»
          С этими словами старуха встала и тут же исчезла, как сквозь землю провалилась.Мансур сидел как каменный. Он нисколько не сомневался в правдивости слов странной гостьи, и хотя не был трусом, но был все же простым смертным, а потому подвластным человеческим немощам.
         Вскоре, однако, он пришел в себя, встал и пошел к дому. «Что же в том плохого?- подумал он, - она же практически пообещала мне бессмертие. Так чего же мне теперь беспокоиться?». И приободренный этой мыслью, он бодро вошел в дом, не подозревая, что там его уже поджидало первое страшное испытание.
         В гостиной его встретила заплаканная жена и сообщила, что только что внезапно умерла матушка Мансура – Зара.С утра она пожаловалась на легкое недомогание, а час назад ей стало вдруг очень плохо, она рухнула наземь и испустила дух. Мансур очень любил мать. Много слез он пролил, провожая ее в последний путь в царство вечных теней. Но горе не сломило его, и вскоре он по-прежнему много трудился, читал, помогал нуждающимся и жил в своём доме, как и прежде. Однажды ночью ему приснился сон, в котором вновь яаилась ему странная гостья. Она смотрела на Мансура пристальным, леденящим душу взглядом и требовала ответа, хочет ли он жить? – «Хочу», -крикнул Мансур. И тут же проснулся.
         Уже светило утреннее солнце, щебетали птицы в саду, он быстро встал и, помолившись, вышел в сад, наслаждаясь свежестью утра и красотой природы…
         Шли дни, месяцы, годы. Мансур жил счастливо, дочери подросли и отличались послушанием, чуткостью и добротой. Виски у Мансура стали заметно отливать серебром, а движения сделались степеннее и величественнее. Слава о нем как об одном из мудрейших и образованнейших мужей округи распространилась далеко за пределы тех мест, где он проживал. Люди называли его мудрецом, праведником, учителем и желали посетить его по самым разным вопросам и нуждам. Из разных мест шли к нему жаждущие, алчущие и потерявшие веру. Мансур по возможности принимал всех и помогал как мог.
          Жена Мансура – Сапфир – была подстать мужу. Много работы по дому делала сама, была необычайно приветлива, страннолюбива и добра ко всем. Она старалась, чем могла, помогать Мансуру в его делахъ и не щадила себя в труде, но однажды осенью она вдруг внезапно сильно заболела. Много дней и бессонных ночей провел Мансур у постели жены. Будучи знатоком в целительстве, он сам заваривал различные травы, лечил Сапфир настоями и отварами целебных кореньев и всевозможными элексирами и бальзамами, приглашал к постели больной и других известных лекарей. Но ничего не помогало, жизненные силы стремительно покидали болящую, и вскоре Сапфир умерла.
        Горе Мансура было безгранично. Его волнистые волосы поблекли, лицо осунулось, а глаза потускнели и ввалились. Ровно месяц он не притрагивался к пище и стал походить на смертельно больного старика.
       Он безвыходно находился в своей комнате и часами молился, проливая слезы об усопшей навеки дорогой Сапфир. Он просил у Бога откровения и ответа: как жить дальше и стоит ли  жить? Но ответа не было…
       Однажды младшая дочь, несмотря на запрет, вошла в комнату и , ужаснувшись страшным видом отца, бросилась ему на шею. Горячие слезы градом катились у нее из глаз. Она беззвучно билась в рыданьях.
       Мансур впервые посмотрел на свою повзрослевшую дочь (а Елиаде было уже 15 лет) другими глазами. Он понял, что страдает не только он на белом свете и причиняет боль другим, и что есть еще смысл и цели в его жизни.
Мансур поднялся с пола, выпрямился и крепко поцеловал Елиаду в лоб.
         Следующим утром он вышел к завтраку и приступил к своим обычным делам. Постепенно желание жить возвращалось. По-прежнему приходили за помощью люди, он много читал, работал, занимался также образованием и воспитанием своих дочерей. Как-то в дождливую ночь он вновь увидел во сне роковую старуху. Она мрачно улыбнулась и спросила: «Хочешь ли ты жить дальше, Мансур?» «Хочу, - ответил мудрец,-ещё хочу»… проснулся… и снова заснул.
        Дочери Мансура вскоре вышли замуж за достойных людей. Мансур остался в доме один. Он продолжал углублять свои познания великими тайными откровениями жизни и помогать людям. Весть о мудреце Мансуре распространилась уже далеко за пределами страны. Годы делали своё: Мансур стал совершенно седым и старым, хотя чувствовал себя ещё достаточно бодрым, а главное, по-прежнему нужным людям.
        Однако вскоре почти одновременно его вновь постигают два страшных несчастья: вначале скоропостижно умирает старшая дочь, а затем и младшая, немного поболев какой-то странной болезнью, также уходит из жизни.
       Черные дни наступили для Мансура. Он очень любил своих дочерей. Невосполнимые утраты согнули его величественный  стан и пошатнули здоровье. Он  вновь замкнулся в своей комнате, но вскоре просьбы людей, ищущих у него помощи и вразумления, возымели свою силу. Воистину, когда человек соучаствует в чужом горе, то собственное облегчается через это соучастие. Так произошло и с Мансуром. Жизнь снова позвала его за собой…
       Ночью как-то раз вновь явилась во сне старуха смерть со своим неизменным вопросом: « Хочешь ли ты жить, Мансур?»
      Замедлил Мансур с ответом, задумался надолго, решил было навсегда расстаться с жизнью, да жаль ему стало страждущих людей, ищущих от него помощи. «Нет, - подумал мудрец, - раз ко мне идут люди, мое место  ещё тут, на земле». « Хочу, - произнес твердо Мансур, - ещё хочу жить!». Старуха недовольно покачала головой: «Смотри же не пожалей об этом»,- и исчезла, как всегда, в мгновенье ока.
      Проснулся Мансур спокойным, однако оказалось, что ночью весь его дом был раграблен разхбойниками. Все комнаты были пусты, денег не осталось, ценные вещи исчезли.«Ничего, - успокоил себя мудрец, - ведь самое ценное внутри нас. Обойдусь без богатств тленных, буду копить лучше нетленное».
И действительно, Мансур легко обходился без роскоши и дорогих вещей. По-прежнему люди шли к нему, и ни в чем он не нуждался. Более того, немало полезных дел совершил он и в следующие годы, и даже сам правитель той страны не раз приезжал к нему за советом и помощью, всякий раз по царски одаривая Мансура, приглашая жить во дворце. Но Мансур предпочитал жить уединенно и независимо, а богатые царские дары раздавал нуждающимся…
       Так шли годы, и сколько еще лет пролетело - неведомо, только стал Мансур терять память, забывать события, имена, даты. Люди постепенно перестали посещать его, ибо  кому нужен безумный, пусть  даже некогда мудрец? Вскоре Мансур совершенно потерял рассудок. Он бродил бесцельно по окрестностям, бормоча какие-то слова, говорил, что он бессмертен, угрожал старухе, силился кого-то учить. Люди сторонились умалишенного, хотя многие и жалели его и из жалости давали одежду и пищу.
      Как-то хмурым утром у кладбища повстречала Мансура старая знакомая –старуха-смерть, остановила его и спросила: « Хочешь ли ты жить ещё, Мансур?» «Хочу»,- ответил безумец и пошел прочь. Он не узнал смерть, да впрочем, кого теперь он мог бы узнать?
      Так и ходит по сей день безумный Мансур по земле. И ничего его не берет: ни болезни, ни годы, ни невзгоды, ни стужа, ни зной. Сама смерть на него махнула рукой, а все из-за того, что не остановился Мансур во время, упустил момент, заупрямился, а потому и мучается жизнью, тяготится ею, сам того теперь не осознавая.
Вот ведь какие истории случаются. Если повстречаете где-нибудь Мансура, помогите ему, чем можете, ибо он заслужил помощи и сострадания всей своей трагической судьбой…


Рецензии