Скучно в таком мире, господа-товарищи!

Когда я учился в школе, мы несколько раз писали сочинение на тему «Кем ты хочешь стать?».
Наверное, пишут дети и сейчас. Даже сейчас, до определённого возраста хочет человек быть космонавтом, артистом, археологом, путешественником, кем-то ещё. И это не детская инфантильность, это нормально, - подражать какому-то герою. У каждого времени свои герои, свои причины, за которые человека можно уважать. За что он сам себя уважает.
         
А становится человек за пределами детства... добытчиком денег. Уже кем быть – не вопрос. Хоть кем - были бы деньги. И все вокруг хотят что-то иметь, а вот, чтоб кем-то быть - про это как-то уже не слышно. Воспитали, направили. Один мой родственник договорился до того, что заявил: бог – это деньги.
         
У нас так стало относительно недавно. Ещё живы те, кто помнит о том, как он хотел кем-то быть и этим кем-то становился. Не ради денег.
         
А, к примеру, традиционный европеец на эту тему давно не парится: он и других, и себя самого оценивает с точки зрения того, что у кого есть. Мне рассказывали «русские немцы», как там выбирают друзей. Ежели люди где-то как-то знакомятся (такое случается редко), они тут же пытаются выяснить, где ты живёшь, какая у тебя работа. Если живёшь в своём доме, а не в квартире, и работа у тебя престижная, или собственный бизнес - значит, можно продолжить знакомство. А нет – нафиг-нафиг, такие друзья не нужны. Вдруг взаймы попросят.
         
Для западного человека это нормально, оправданно. Простой западный человек, «филистер», как называли его Маркс и Энгельс, обыватель по-нашему, - он книжек не читает, а если и читает, то живёт не по книжкам, а по обычаям своей среды. А главный обычай там такой: ты - это твоё имущество и твой банковский счёт.
         
Во время первого современного кризиса какой-то фармацевтический воротила бросился с моста, потому что фирма его разорилась. Откуда у него такое отчаяние? Голодать он явно не голодал бы, его быт не изменился бы, тот же дом, та же машина, та же еда. Но его беда была в том, что он – это его бизнес, банковский счёт. Потеряв статус, он уже умер. Поэтому, бросившись с моста, он просто привёл внешнюю действительность в соответствие с внутренней.
         
Мы были не такие. Русские в большинстве - не имущественный народ. Ни за что не зацепляемся, живём вне вещей и мимо вещей. Из глубины веков идёт свой обычай: главное – не сколько у тебя в кошельке, а каков ты есть, потому что сегодня – на коне, а завтра – в говне.
Оттого и вещи нам в руки не даются, и не можем мы организовать опрятную, разумную, основательную жизнь. Взглянем на наши города и посёлки, раздолбанные улицы и дворы-помойки. Для нашего народа легче взять Берлин, чем систематически собирать мусор.
         
Ещё мало кто научился копить деньги. Есть – гуляем, нет – лапу сосём (или ещё чего). Мы наследственно расположены к равенству. Мы-то знаем и ещё помним, что все равны всем, – и первый вельможа, и последний смерд. Потому что этот вельможа совсем недавно «из грязи – в князи».
И дебильное чванство, которое часто видишь, как ни странно, от этого же стихийного демократизма: очень уж мы все равны внутри, вот и хочется как-то выпендриться снаружи.
         
Ещё раз вспомню советскую школу, где всех учили тому, что надо гордиться не импортными шмотками, а знаниями, победами на олимпиаде, успехами в труде, потому что шмотка износится, а знания и умения, уважение людей - останется. Но это было в совке, в каменном веке, до нынешней эры.
         
Потом настала дивная демократическая эра. Теперь у нас «всё как у людей». Главное - не какой ты, даже не кто ты, а главное - сколько у тебя денег. Деньги - это ты, а ты - это деньги. Если ты такой умный, то почему тогда такой бедный?
         
Для чего отечественный «филистер» живёт и работает? Сначала, чтобы удовлетворить «базовые потребности»: поесть, приодеться, жильё какое-никакое заиметь. А дальше - ради престижа. Надо самоутвердиться, заявить о себе, обрести причины себя уважать: крутое авто, дача, Куршавель, на худой конец – Эмираты.
         
Набор мотивов для самоуважения не выдумывается каждым для себя лично, он задаётся «цивилизованным» обществом, а человек выбирает из имеющегося набора.

Сегодня у нас критерий один - деньги. Никаких критериев и мотивов кроме денег нет. Успешный человек - человек денежный. Больше денег - больше уважения. И «юноша, обдумывающий житьё», имеет перед собой всего одну дорогу успеха - дорогу, ведущую к деньгам. Все дороги, которые к большим деньгам не ведут - это дороги второсортные. А сам ты тогда лузер. А кому охота быть лузером? Вот здесь и коренится причина многих наших бед, вроде очень разных, но растущих из одного корня. Здесь и преступность, и невротизация с суицидом, и наркотики.
         
Уже нет уважения к труду и к творчеству. Из «быть и иметь» - молодая поросль выбирает только «иметь». Усвоив такой взгляд на вещи, мы всё более и более становимся нацией профанов и халтурщиков. Зачем какое-то умение? Главное умение – «делать бабки». Мастерство, умение, знание - не уважается. Если к этим качествам прикладываются деньги - тогда ладно, если денег нет - чего о нём говорить - лузер, лох.
         
Человек оценивается по тому, какая у него машина, где он отдыхает. Ну и конечно, где живёт. Никто уже не говорит: «Меня всё устраивает». Что значит - устраивает? У тебя айПад старый, тачка отстойная, сам не на Золотой миле - не может тебя всё устраивать! Иди на - куй бабло.
         
Это западный подход к делу, но Запад-то филиграннее, чем мы себе представляем. На Западе много шкал престижа, в том числе и не денежных, хотя денежная шкала - главнейшая.
Россия же всегда была и есть страна мирового гротеска с куражом: у нас все идеи доводятся до абсурда и карикатуры: и марксизм, и либерализм, и педерастизм.
         
У нас дорога успеха объявлена одна - дорога большого бабла. Она, кстати, привела к тому, что деликатно именуется коррупцией, а на самом деле этот процесс правильнее назвать разграблением государства.
Для чиновника нет никаких критериев уважения и самоуважения, кроме денег. Желать того, что какие-то допотопные эстеты называли «служением общественному благу» и видеть в продвижении по этому пути критерий самоуважения? Какая чушь!
И совесть – чушь, и Единая Россия – чушь, но в ней НАДО БЫТЬ ради доступа к деньгам.
         
А ведь была когда-то почётной стезя служения Отечеству. И на этой стезе был особый смысл, с которым люди ассоциировали свою жизнь. Сейчас этой стези нет - есть только дорога большого бабла. Дальнейшее - понятно. Имеем то, что имеем.

Уже признано за установленный факт: кроме денег никаких стимулов для человека нет. То есть иногда надо делать вид, что есть что-то ещё, но на самом деле - нет.

А когда политики, чиновники, журналисты, учёные, военные, все-все-все - имеют один критерий успеха и один-единственный жизненный стимул – деньги, не оттого ли столь убого то, что по привычке именуют гражданским обществом? Даже у спортсменов, при всех миллионных гонорарах и иностранных тренерах - больших побед на олимпиадах что-то не видно...
         
Но не напрасно было упомянуто сначала, что для русских такой подход не органичен. Чужой это подход. Ну, нажил ты деньги - и что? Деньги есть, а счастья нет. И тебя нет. Потому что нет ни умения, ни знаний. Таков жизненный итог очень многих «успешных», по сегодняшней мерке, людей. Они об этом догадываются, но скрывают свои чувства как какие-то постыдные, лузерские.
         
«Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели. Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели», - писал Николай Бердяев сто лет назад.
Буржуев прогнали, теперь завелись новые, «а ты всё та ж, моя страна в красе заплаканной и древней».

Архетипы народного сознания меняются медленно, а может - и вовсе не меняются? Только на это надежда. Поклонение мамоне - это забвение русского народного духа. Это чужая и чуждая дорога. Нужны другие цели, иные дороги. Хотелось бы верить в то, что народный дух готов их найти.
         
И уже не я завершаю, а детский писатель Саша Кругосветов: «Мир любви огромен. А миры денег и материальной выгоды – булавочные головки в нём. Живи с любовью. Иди в мир любви и будь счастлив. Иди в остывающие миры выгоды, неси туда свою любовь. Не тяни на себя лямки борьбы. И все твои наваждения отпадут как пиявки от тела души твоей. Отогрей эти миры своей любовью. Миры выгоды умрут сами. И память о них изгладится из памяти людей. А может, это произойдет и раньше. Так, как поет Ю.Шевчук. Тогда, когда кончится нефть».


Рецензии