Мудрологический конгресс

Verba cum effectu sunt accipienda


Шестому съезду россиянских «философов» посвящается


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

«Пролегомены» эти несколько эзотеричны, так что, некоторым поклонникам российской мудристики их лучше не читать.





Впечатления – субъективны. Рассуждения – не всегда. Если что-то (или кто-то) громко заявляет о себе, то за этим должно стоять нечто значимое. Иначе громкий крик будет тише шёпота. В своем кругу отечественные так называемые «философы» о себе понимают очень (чересчур!) много: бесконечно портят бумагу и сотрясают, съезжаются на какие-то «конгрессы. Но общество их не слышат. И не потому, что такое глупое (хотя глупость прогрессирует без похвалы), а оттого, что слышать, по сути НЕЧЕГО. 



Начну с субъективного. Организация 6 философского конгресса в Нижнем – Горьком была просто ужасной. Главный мотор этого мероприятия (добрый знакомый) работал на пределе своих оборотов, занимаясь, по сути, всем подряд, а вот остальные детали оргмеханизма едва проворачивались. Лень или подстава? Да и то: что это за бардак, когда на регистрацию люди стояли больше часа. Заплатил «штуки» оргвзноса, а ни тезисов, ни фуршета (он дополнительно, как и проплывание по Волге (или Оке?). Но это не главное, ведь настоящий философ от таких мелочей легко абстрагируется. Но как с содержательным и смысловым наполнением?



Сначала о «наполнителях». Много психов. Или политкорректнее: неадекватных. Но все равно: занятия любомудрием для неподготовленного ума небезопасны. С курса четверо-пятеро познакомились с психушкой. Некоторые откровенные шизики, а другие есть под подозрением. Вот дикий вопль в гостинице – дамочка («поперек») не может открыть незапертую дверь (ручка вниз); и, беснуясь, вопит про свои сумку и документы. Администраторша ее вовремя спасает. Сумка и зеленая картонная коробка с конгресс-программой спокойно ждут под дверью. Другая преподавательница «чего-то там в мозгу» устраивает громкий скандал в поезде – в ее купе есть соседи, билеты продали и им (на другие места). Проводница тихо жалуется на сумасшедших. Еще когда садился в Москве в экспресс, таких клиентов было сразу видно. Прислушаешься поближе – точно: время у Канта и проч. Вот еще один (не скажу кто) ночью дико кричит «где я?» - психика не выдерживает напряжения – нужна срочная эвакуация.



Публика знакома в принципе, хотя личных знакомых очень мало. Давно с выпускниками философятни не тусовался. Дико, все таким диким кажется. И люди, и речи. Ох, уж эти речи! Полны мудростью.



Самый большой философ – это, разумеется, местный губер. Доклад ему написали знатный – про все, как положено у философом. Народные промысли забота о человеке. Неплохо говорил, не шучу. Но вот вспоминается позапрошлое лето, когда подобные рапортовали про все хорошо, а люди заживо сгорали и гибли от дыма летних пожарищ. Однако со стилем наших «философом» это имеет массу общего. Что и подтверждают громкие-пустые речи академиков от … философии. И почему это «русскую философию» возглавляет тот, кто ни за что не хочет выпускать русских из тенет совкового интернационализма. Многим это супервыгодно, иначе, где бы еще они стали докторами-академиками как не в маразматично-идеологическом СССР?



И инерция советской идеологии, маскирующейся ныне под… под что только мимикрирует - неостановима. Проректор-публицист из Питера сорвал «бурные и продолжительные». Все правильно говорил про разрушение образования, однако, при чем здесь «наука наук»? Много похвал и восторгов по поводу «русской философии» ( в основвном религиозной). Однако не прошел русский ум путь от мифа к логосу, заблудился в своей патологии, как выражался Ф.Гиренок.





Многие бы из огромного зала ТПП и хотели бы заменить марксизму-ленинизму и прочих карлсонов-энгельсонов Соловьевым и Бердяевым, но не срослось. Но – все рано сращивают и сращивают. В общем, они думают, что занимаются любовью (к мудрости), а их всё разводят и разводят (как лохов). Многие из философов» откровенно глупы и не умеют думать. Говорение заменяет мысль. Был супер-доклад ректора вуза из города на Волге и Оке где ничего понять было невозможно, но, как пошутили злые языки, он выдал все термины из философского волюпюка, которые заучил при подготовке кандидатской-докторской. Грустно, что страна, как я однажды и дважды заметил, БЕЗ ГОЛОВЫ и живет, по сути, чужим заемным умом. А предоставленный сам себе русский человек предпочитает думать глупо но самостоятельно. Или - самостоятельно, но глупо. Результат налицо и он не только в том, что «дураки у власти» и воры там же.





Но где же свои умные? На фоне окружающей толпы, где маразматики были в повышенной концентрации, понимаешь, осознаешь позвоночником или чем там еще, органичность «феномена Галковского». Такой мудрый социопат просто обязан был появиться на философском факультете эмгушатника. «Бесконечный тупик» - это в философии «наше все», гипертекстовый одиноковский роман до сих пор лучшее проявление отечественной философской мысли. Болезненная реакция на болезненные интеллектуальные и социально-политические обстоятельства. А герой «Тупика» Василий Розанов с его мозгом и членом разве не таков?! Всё, ВСЕ на прежнем месте: фонарь-аптека, несвобода и маразм сверху донизу.



Впрочем, не будем отвлекаться. Разве неприятные минуты были в большинстве и поездка в Нижний не оправдалась. А встречи (такие редкие!) с друзьями, а прогулка по Большой Покровке? Полутысячелетний Кремль или суси-бар «Шире Хари» с рекламным плакатом «Тунец подкрался незаметно» (вот наше философское кредо!) – разве не стоят того, чтобы участвовать в Конгрессе. В чем суть претензий-то, неплохо было все, в общем. Да и народ оторвался, съездил в новое место, пообщались, вспомнили, как жили в Совке, вместе плов готовили, раньше и трава зеленей была и проч.



Однако обидно за державу нашего Разума. Ну, почему, почему роль мыслителей у нас играют карьеристы неспособные думать. Почему в т.н. «советской и российской философии» так комфортно для идиотов, администраторов, интеллектуальных шулеров и п – дл. Почему их и прочих мамардашвиль до сих пор издают и представляют в качестве некого образца для подражания. И подражают ведь десятками и сотнями. Есть, конечно, грамотные спецы и были хорошие доклады по отдельным направлениям и темам, однако от названий многих тезисов волосы дыбом поднимаются. Стой, опасная зона – работа мозга.



Суть претензий к этой тусовке в целом, состоит в том, что наши горе-философы, в общем, не могут осмыслить наше положение, то есть они не могут мыслить, к чему вроде бы предназначены по определению. Отечественное философское сознание не справляется с нашим бытием. Попугайски повторяется заемное и старое. Но это не мысль, а память и чтение. То сказать, многое в философии, когда ты было новым, интеллектуальнм прорывами, но сейчас оно поистерто, остаются только мертвые слова, которые дурно пахнут, как в стихотворении Н.Гумилева. Слова эти неадекватны, они умерли, они устарели. Это как если бы кто-то стал объяснять современное сознание при помощи обращения к анимализму-анимизму и прочем тотемизмам. Так философствующие деятели выпадают из времени, но не попадают в вечность. Они никому не нужные маргиналы, засоряющие, тем не менее, культурную жизнь и заслоняющие интеллектуальный горизонт.



Я под впечатлением от тусовщиков, которые кричали, что демократии никакой нет и ничего про нее неизвестно. Конечно, ты можешь быть сторонником авторитаризма, имперства, сталинщины и пр., но не надо делать идиота из оппонента. А дикая агрессивность многих безмозглых кретинов – это нечто. Чему они учат бедных студентов, о чем спрашивают несчастных аспирантов – ведь у самих полное интеллектуальное бессилие.



Цитаты из русских мыслителей вековой давности - они принимают за нерушимое откровение, другого не существует, только некие авторитетные тексты. Иван Ильин, поди, в гробу переворачивается от такого использования своего наследия. В общем, основы нашей русской жизни серьезно не осмысливаются, а под философией и русской идеей фигурирует всяческая хренотень: «всеединство» или какой-нибудь, прости, господи, «космизм».




Так называемая «русская религиозная философия» и пользуется широкой популярностью в определенных кругах,  потому что миф там решительно довлееет над разумом и можно бесконечно болтать о чем угодно без всякой интеллектуальной ответственности, подбирая тезисы из «клиники» соловьевых-флоренских.





В общем, в мейстриме оказываются идиоты, склонные к начетничеству, а умницы ютятся в маргиналах. Понятно, кому выгоден такой интеллектуальный пейзаж после проигранной битвы. Конечно, наша философская общественность – это не только толпа идиотов. Есть люди умные и даже очень, знающие. Эрудированные. Но в основном, они читают-переводят-пишут НЕ ТО, не о том. Это интеллектуальная жизнь взаймы.





Заимствования тоже заимствованиям рознь. Учиться обязательно надо, но чему? Вкратце можно сказать, что в философиях у нас доминирует немецкий и французский стиль. Первые склонны все донельзя усложнять (пойми что-нибудь про власть у Никласа Лумана, а гелельянщина, та вообще стала притчей по язытцах), а вторые любят сильно все извращать (как какой-нибудь редкостный пакостник Деррида. Разумеется это замечание не о о французах не Паскале и Декарте, а о модном «постмоденизме). Может быть, у себя на родине все усложняющие тевтоны и всех запутывающие галлы и выглядят гармонично (хотя такая патология ума ведет ко многим национальным болезням, что история последних веков подтверждает катастрофами), но у нас-то вообще пшик получается. Смысл теряется в неком континентальном тумане.



Российское общество как бы лишено понимания неких очень важных «субстанциональных» основ самого себя. Вместо этого миф мифом погоняет и не в ту стороны. Нам бы не помешала практическая политическая философия и рассуждения в духе Джона Стюарта Милля или его отца. А то опять и опять получается «голосуй сердцем», а доходи до проблем задницей. Как бы это кому не нравится. Но англо-саксонский прагматизм правит не только в деле организации бизнеса, но и общественно-политических отношениях.



У нас же вкусовщина и любовь ко всякой альтернативной чуши, а в мыслителях ходит какой-нибудь Дугин. Просто поразительна пристрастие этой публики к провалившимся культурным проектам. «На том стою и не могу иначе». Но прежде чем стоять, надо «стать», наступить. На грабли. Снова и снова, и снова…



Конечно, дело не только в неудачных заимствованиях и экспорте не того, что нам нужно или слепом преклонении перед облезлыми идеями. В чтении плохих книг беды нет особой, времени жалко, но не катастрофично ведь. Дело в страхе. Нас на жизнь не смотрят, а заговаривают, подобно испугавшимся дикарям. На этом основано значительная часть отечественной «духовности», этим пробивается наша гуманитарщина. Это не просто идеологическая накачка, партийная литература и т.п. – это нечто более глубокое. Реальность для наших (которые везде «Наши») – это как Медуза Горгона. Надо прочесть заклинание «чум, меня. Чур (фамилия волшебника» Чуров – очень знакова, между прочим).



Жизнь просто «заговаривают. Революция, террор, война, нынешнее безвременье – чтобы их осмыслить надо посмотреть в глаза чудовищ. А ЭТИ – БОЯТСЯ! И начинаются бесконечные словопрения, только чтобы уйти от проблемы, заболтать ее. Эта «интеллектуальная мода» распространяется ина «политику», и на «пи-ар». Настоящий философ, ученый, интеллектуал стремится к Истине. Но нашим она на фиг не нужна. Диссертацию затишиь и без этого. Страдать не хочется, а думать СТРАШНО.



Подобно вороватым губерам отечественные мыслители» не хотя замечать огня и гибели, а предпочитают создать свою виртуальность. Страшно подумать, например. О дне сегодняшнем, о повсеместной игре без правил. В такой игре, когда нет институтов, что может вырасти кроме беспредела. Но понять и проговорит это страшно, ибо в глаза чудовищам смотреть не привыкли, лучше убаюкать себя и публику. Да и власть заодно.



Но – если бы приходилось серьезно выносить невыносимое и мыслить немыслимое (а «простые люди, между прочим делают это каждодневно не получая помощи от «мозга нации»), то в нынешней России появилось бы нечто подобное немецкому и французскому экзистенциализму – спорному, но, безусловно, выдающемуся достижению века катастроф. Его в России можно было бы назвать «. выживания». Однако не появляется – и вряд ли появится при таких-то «философах», кроме девиантной мудрости: «умри ты сегодня, а я завтра» или «моя хата с краю».



Тогда, может быть, они и не нужны, так же как преподавание обществоведения всем утратило смысл с крахом всеобщей идеологии – осталось на месте марксистско-ленинского комплекса черти что, помойка какая-то. Ну, надо разгрести и выкинуть. Сколько можно глотать токсины от наших «обществоведов». На новом месте, что-то новое появится? Надо подумать над этим, над новыми основаниями для нашего мышления.



Согласен с Г.Файем, что не стоит уходить в отвлеченное мудрствование, а нужно исходить из конкретных обстоятельств: «Жизнь - это эффективность, историческое производство. История хранит память о деяниях, а не об абстрактном созерцании и бесполезных теориях, обречённых на забвение. Только действие эффективно и только оно одно является целью как мысли, так и эстетических движений души … Важны не слова и не идеи, а те конкретные действия, к которым приводят эти идеи и слова. Идея, блестящая сама по себе, интересна не этим, а тем, что она позволяет изменить ситуацию, воплотить в жизнь некий проект».



Пока же … Конгрессы, конгрессы. В гостинице из дверей номеров, куда «философню» заселили, неслись громкие шумы от включенных телевизоров. Однако как просмотр путинского зомбоящика может быть связан с любомудрием?  А всё остальное?..


Слова следует воспринимать по результату.


Рецензии
Виктор, если вы не против, опубликуем «Мудрологический конгресс» у нас.
С Новым годом!

Максим Максимов 3   16.01.2013 03:39     Заявить о нарушении