И жить с людьми стремится сердце снова!..

(К 200 – летию со дня рождения Евдокии Ростопчиной)

Евдокия Петровна Сушкова, будущая графиня Ростопчина,   родилась в Москве 23 декабря 1811 года. Сменяющиеся гувернантки, невнимание родных в доме Пашковых заставляли впечатлительную девочку чувствова­ть себя  лишней. Она компенсировала это тайным чтением книг известных русских и зарубежных авторов, которые  заменяли ей воспитателей. Евдокия рано начинает писать.     И первое стихотворение «Талисман», благодаря П. А. Вяземскому и  А. А. Дельвигу, уже в 1830-м году появилось в «Северных цветах», которые,  по словам В. Г. Белинского, «считались… лучшим русским альманахом».
    
Многие литераторы, бывавшие в доме Пашковых, знали ее стихи. Герцен цитировал их в своих пись­мах. Знал ее первые опыты и Лермонтов...  На первом своем  бале  в восемнадцать лет она знакомится с Пушкиным, который  так заинтересовался ею пылкими речами, что провел с ней тогда почти весь вечер. Талантливая и образованная девушка по своим умственным и душевным качествам стояла неизмеримо выше большинст­ва московского общества.
      
Но свет встречал ее равнодушно и чо­порно, со всей своей бездуховностью и лицемерием. Поэтому уже в ее первых стихах –  разочарование,  неприятие и  про­тест против этого и  утверждение  права на искренность и незави­симость. И мы слышим как стихотворение «К страдальцам» перекликается со знаменитым пушкинским  «Во глубине сибирских руд...». Но не только свободолюбие уже звучит там, но и нечто, не удовлетворяющее усло­виям цензуры.
   
Судьба Ростопчиной была трудна и несчастлива. Любившая другого,  дала ли уговорить себя выйти за графа Ростопчина, знатного жениха, сама ли согласи­лась? Но это  произошло, и трагедия отныне проходит через все ее творчество.
   
Ростопчины  переселяются в Петербург, где у них появляются на свет трое детей. Но эти же годы были для поэтессы и годами серьез­ных литературных занятий и литературного общения. У Ростопчиных собирались знаменитейшие поэты и прозаики...  За день до смертельного поединка был здесь и Пушкин.
   
В конце 30-х — начале 40-х гг. стихи Евдокии Петровны по­пулярны и печатаются в журналах и альманахах, включая  пушкинский «Современник»,  читаются и переписываются. В 1841-м году вышла первая книга стихов, которые ярко рисовали  внутренний мир молодой женщины 30-х годов. Главная  ее тема  — конфликт между личностью и обществом, с его условными установлениями. Критики отмечали, что, несмотря на рефлексию, рассудочность, шероховатость и неточность, стихи ее – «поэтическая прелесть», где «всякое чувство» пере­ведено «на мысль» и умерено «строгою, важною думою», что они – «лучшие стихи из всех, какие когда-либо выпархивали… из-под милых дамских пальчиков». Одной из самых кри­тических и вместе с тем вполне благосклонных была рецензия В. Г. Бе­линского. Внутренней противоречивостью, живой неоднозначностью лирического «я», исповедальностью и психологизмом, ярким женским началом отличалась поэзия Ростопчиной. В те времена женские голоса в литературе звучали редко, и были справедливы  пушкинские строки о Татьяне:  «...по русски плохо знала,  …И выражалася с трудом На языке своем родном...».   

Ростопчина была одной из первых поэтесс, которая учила «женщин говорить» и говорить по-русски в то время, когда образованное дворянство изъяснялось большей частью по-французски, а женщина-литератор была в диковинку.
   
Появляются ее повести, роман в стихах, которые среди   «светской» литературы того времени имели собственное лицо. В них рассудочному лицемерию Ростопчина противопоставляет непосредственность настоящего чув­ства, идеализм молодости, открытую человеческую душу. Она по-своему смело отстаивает право женщины быть личностью, жить чувством, искренне и наполнено.     Ее творчество — лирический дневник. В дарственной надписи на своей книге Ростопчина дает характеристику своим стихам: «Это исповедание...»
    
Е. П. Ростопчина принадлежала к младшему поколению поэтов пушкинской плеяды. Но в ее стихах мы находим немало перекличек с поэзией Лермонтова из-за  некоторой общности их духовного склада –  постоянных мотивов разочарования, романтической рефлексии. Это сближает ее творчество с ранней лирикой Лермонтова, который писал ей: «Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обманули те же сны».
      
Поэты и прозаики, воспитанные в духе романтизма, в 40-50-е годы ока­зались «не ко времени». Такой была и судьба Ростопчиной. Кроме того, разойдясь и с западниками и со славянофилами, чуждая демократам-разночинцам, она невольно оказывалась на консерватив­ных позициях.
   
В те же годы Е. П. Ростопчина пишет роман «Счастливая женщи­на» и другую прозу, которая  встречается молчанием друзей и недоброжелательностью критики. В ответ, Ро­стопчина пишет «Возврат Чацкого в Москву…». Изображая общество 50-х гг., собравшееся в доме постаревшего Фамусова, она зло высмеивает карикатур­но нарисованных героев. А ее Чацкий не резонерствует, но говорит о практических занятиях, хотя взгляды его все же неопределенны.
   
В последний год жизни   написана  сатира «Дом сумасшедших в Москве в 1858 году». Она создает галерею хлестких карикатурных портретов. Однако не только сатиру писала Ростопчина в последний год. Смертельно больная поэтесса пишет проникновенные воспоминания о М. Ю. Лермонтове.
   
Умерла Ростопчина 3 декабря 1858 года, если и не забытая современниками, то все реже и реже ими вспоминаемая.
   
Стихи Евдокии Ростопчиной положены на музыку, на них написаны романсы. Лучшие строки поэтессы трогают читателя и сегодня. Ее стихотворения рисуют образ незаурядной женщины, современницы великих поэтов, с ее светлыми порывами и искренними заблуждениями, с ее, в сущности, трагической женской судьбой. Лирическую повесть об этой судьбе она и писала всю  жизнь.

© Яков Шафран


Рецензии