И жить с людьми стремится сердце снова!..
Евдокия Петровна Сушкова, будущая графиня Ростопчина, родилась в Москве 23 декабря 1811 года. Сменяющиеся гувернантки, невнимание родных в доме Пашковых заставляли впечатлительную девочку чувствовать себя лишней. Она компенсировала это тайным чтением книг известных русских и зарубежных авторов, которые заменяли ей воспитателей. Евдокия рано начинает писать. И первое стихотворение «Талисман», благодаря П. А. Вяземскому и А. А. Дельвигу, уже в 1830-м году появилось в «Северных цветах», которые, по словам В. Г. Белинского, «считались… лучшим русским альманахом».
Многие литераторы, бывавшие в доме Пашковых, знали ее стихи. Герцен цитировал их в своих письмах. Знал ее первые опыты и Лермонтов... На первом своем бале в восемнадцать лет она знакомится с Пушкиным, который так заинтересовался ею пылкими речами, что провел с ней тогда почти весь вечер. Талантливая и образованная девушка по своим умственным и душевным качествам стояла неизмеримо выше большинства московского общества.
Но свет встречал ее равнодушно и чопорно, со всей своей бездуховностью и лицемерием. Поэтому уже в ее первых стихах – разочарование, неприятие и протест против этого и утверждение права на искренность и независимость. И мы слышим как стихотворение «К страдальцам» перекликается со знаменитым пушкинским «Во глубине сибирских руд...». Но не только свободолюбие уже звучит там, но и нечто, не удовлетворяющее условиям цензуры.
Судьба Ростопчиной была трудна и несчастлива. Любившая другого, дала ли уговорить себя выйти за графа Ростопчина, знатного жениха, сама ли согласилась? Но это произошло, и трагедия отныне проходит через все ее творчество.
Ростопчины переселяются в Петербург, где у них появляются на свет трое детей. Но эти же годы были для поэтессы и годами серьезных литературных занятий и литературного общения. У Ростопчиных собирались знаменитейшие поэты и прозаики... За день до смертельного поединка был здесь и Пушкин.
В конце 30-х — начале 40-х гг. стихи Евдокии Петровны популярны и печатаются в журналах и альманахах, включая пушкинский «Современник», читаются и переписываются. В 1841-м году вышла первая книга стихов, которые ярко рисовали внутренний мир молодой женщины 30-х годов. Главная ее тема — конфликт между личностью и обществом, с его условными установлениями. Критики отмечали, что, несмотря на рефлексию, рассудочность, шероховатость и неточность, стихи ее – «поэтическая прелесть», где «всякое чувство» переведено «на мысль» и умерено «строгою, важною думою», что они – «лучшие стихи из всех, какие когда-либо выпархивали… из-под милых дамских пальчиков». Одной из самых критических и вместе с тем вполне благосклонных была рецензия В. Г. Белинского. Внутренней противоречивостью, живой неоднозначностью лирического «я», исповедальностью и психологизмом, ярким женским началом отличалась поэзия Ростопчиной. В те времена женские голоса в литературе звучали редко, и были справедливы пушкинские строки о Татьяне: «...по русски плохо знала, …И выражалася с трудом На языке своем родном...».
Ростопчина была одной из первых поэтесс, которая учила «женщин говорить» и говорить по-русски в то время, когда образованное дворянство изъяснялось большей частью по-французски, а женщина-литератор была в диковинку.
Появляются ее повести, роман в стихах, которые среди «светской» литературы того времени имели собственное лицо. В них рассудочному лицемерию Ростопчина противопоставляет непосредственность настоящего чувства, идеализм молодости, открытую человеческую душу. Она по-своему смело отстаивает право женщины быть личностью, жить чувством, искренне и наполнено. Ее творчество — лирический дневник. В дарственной надписи на своей книге Ростопчина дает характеристику своим стихам: «Это исповедание...»
Е. П. Ростопчина принадлежала к младшему поколению поэтов пушкинской плеяды. Но в ее стихах мы находим немало перекличек с поэзией Лермонтова из-за некоторой общности их духовного склада – постоянных мотивов разочарования, романтической рефлексии. Это сближает ее творчество с ранней лирикой Лермонтова, который писал ей: «Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обманули те же сны».
Поэты и прозаики, воспитанные в духе романтизма, в 40-50-е годы оказались «не ко времени». Такой была и судьба Ростопчиной. Кроме того, разойдясь и с западниками и со славянофилами, чуждая демократам-разночинцам, она невольно оказывалась на консервативных позициях.
В те же годы Е. П. Ростопчина пишет роман «Счастливая женщина» и другую прозу, которая встречается молчанием друзей и недоброжелательностью критики. В ответ, Ростопчина пишет «Возврат Чацкого в Москву…». Изображая общество 50-х гг., собравшееся в доме постаревшего Фамусова, она зло высмеивает карикатурно нарисованных героев. А ее Чацкий не резонерствует, но говорит о практических занятиях, хотя взгляды его все же неопределенны.
В последний год жизни написана сатира «Дом сумасшедших в Москве в 1858 году». Она создает галерею хлестких карикатурных портретов. Однако не только сатиру писала Ростопчина в последний год. Смертельно больная поэтесса пишет проникновенные воспоминания о М. Ю. Лермонтове.
Умерла Ростопчина 3 декабря 1858 года, если и не забытая современниками, то все реже и реже ими вспоминаемая.
Стихи Евдокии Ростопчиной положены на музыку, на них написаны романсы. Лучшие строки поэтессы трогают читателя и сегодня. Ее стихотворения рисуют образ незаурядной женщины, современницы великих поэтов, с ее светлыми порывами и искренними заблуждениями, с ее, в сущности, трагической женской судьбой. Лирическую повесть об этой судьбе она и писала всю жизнь.
© Яков Шафран
Свидетельство о публикации №213010101140