Молодой петербург-2009

   /о сборнике стихов и прозы молодых писателей,
    издательство Дума; составители  А.И. Белинский,  И.Г. Кравченко/

    Литературные кружки, подкрепляющие свои амбиции доступным печатным станком, плывут на надувных шлюпках местечковых журнальчиков. Играют в великих мореплавателей. Предаются иллюзии собственной значительности.
    Нам представляется, что даже не финансовые неурядицы, но групповщина и кружковщина,  сложившаяся в большинстве периодических изданий – та пробоина, которая топит корабль современной литературы.  Потенциальный читатель не бульварной литературы, сунув нос пару раз в периодические литературные издания, пригубив мутный раствор суррогатной писанины, зарекается  больше не тратить время попусту, и возвращается в светлые часы досуга к чтению старинных классиков, которые не осквернят душу какофонией слова и мысли.
    Итак, мы будем говорить о традиционном «Молодом Петербурге», на обложке которого традиционно стынут  городские пейзажи. Этот сборник читатель не должен путать с пиратски-чёрным изданием. Которое продублировало известное название, и вышло наперегонки также в конце 2009 года. Не будем останавливаться на содержании самостийного и незалежного Петербурга. Отметим лишь забавную статью, позаимствованную из «Невского альманаха» (№3 2009). Статья-приветствие Л. Московской «Радость» была посвящена новой книжке молодых поэтов. Она так понравилась молодым, что те не смогли устоять, перед искушением включить в свой чёрный сборник рекламу самих себя. И беда была бы не велика – читатель просто посмеялся бы над младенческой безвкусицей составителей. Однако сию невинную детскую шалость сопровождает мрачная поступь нарушенных авторских прав: позаимствованная статья вышла в искалеченном виде, с изменённым названием, подписанная неведомой фамилией. Будем великодушными, не станем вмешивать в тёплые дружеские отношения уголовный кодекс. Простим подросткам детский эгоизм.
    Хватит о плохом и глупом. Не будем о некрасивых вещах.
    Вернёмся к настоящему «Молодому Петербургу». Альманах сформирован по результатам XXV конференции молодых писателей Северо-Запада, проходившей в мае 2009 года. Он включает в себя произведения авторов, чьё творчество не стало пока литературным клише, встреча с которыми содержит для читателя элемент неожиданности. В сборнике присутствуют как новые вещи ранее публиковавшихся, но не «раскрученных», авторов, так и совершенно неведомых доселе читателю.
    Особо отметим то, что главным принципом формирования книги является литературная традиция, но не литературная амбиция, как это, к сожалению, зачастую бывает. При отборе материала не присутствует аргумент принадлежности автора к той или иной группе или кружку. Определяющим критерием является уровень текста. Литературная и нравственная планка выдержана составителями в соответствии с традицией русской литературы.
    Поговорим более подробно о некоторых произведениях, представленных в альманахе.
    Повесть Киры Грозной написана как дневник вожатой детского летнего лагеря. Текст наполнен реалиями современной молодёжной среды. Жизнь, какая она есть. Юмористическую окраску тексту придают динамичность повествования, порой разухабистый язык диалогов. Это реалистическая зарисовка жизни детского коллектива, с отчаянными ситуациями, от которых у читателя «перо встаёт дыбом». Закончив чтение повести, благонравный обыватель задумчиво протянет: «Да-а,  какой ужас! Ни за что не поеду больше в лагерь!». Встанет с кресла, торопливо пойдёт к железной двери в квартиру и проверит ещё раз, хорошо ли закрыт засов. – «Бедные дети! Бедная страна! «Кошмар русской действительности!»». – А через час, 
вернувшись к домашней реальности и остыв от пережитого, вспомнит о прочитанном и скажет: «Как там всё плохо! – Слава Богу, на самом деле в действительности дела обстоят гораздо лучше».
    Рассказы-зарисовки Андрея Еграшова написаны традиционным русским литературным языком и пронизаны традиционным для русской словесности православным мировоззрением. Это небольшие дневниковые размышления. В них местоимение «я» влито в текст. И хотя самосовершенный господин Я является незамаскированным морализатором всего происходящего,  рассказы – тёплые и уютные.
    Полина Штурбина хорошо знакома постоянным читателям альманаха. Её стихи просты и надёжны. Освещены добрым юмором. Они выстраданы и обоснованы жизнью автора. Это взрослый мудрый поэт. Без позы. Без оглядки на отражение в зеркале. Добротная поэзия зрелого человека.
    Особой радостью для читателя явилась подборка стихов нового поэта Юлии Ивановой. Светлых как сосновый бор, сквозь кроны которого сияет небо. В них просторно и легко дышится. В текстах нет нарочитых, рвущих аорту, ритмов, нет эскапад гипербол, зовущих читателя к титанической интеллектуальной работе, со скрипом в голове. Поэзия Юлии Ивановой метрически и стилистически традиционна. Как традиционен и поэтому невоспроизводимо совершенен мир. Лёгкое дыхание, лёгкая поступь феи. В небольшой подборке, представленной в сборнике, нет церковной атрибутики, упоминаний о Боге. Но всё пронизано горним светом. Гармонией с мирозданием и ответственностью за земное бытиё. Приведём одно стихотворение.

                Вьюнок

                Я шла, тоскуя, на пустырь.
                Шла, слёз не укрощая,
                И ценность дня и жизни в пыль
                Бесстыдно превращая.

                А рядом тоненький вьюнок,
                Упрямый однолетник,
                Тянулся к солнышку, как мог,
                И обнимал штакетник.

                И в бело-розовом шелку
                Своих атласных юбок
                Он нёс, на радость мотыльку,
                Нектара полный кубок.

                И в зной, последний тратя сок,
                Но долг забыть не вправе,
                Жизнь славя, он держал цветок,
                Не думая о славе.

                Я не себе одной нужна,
                И, понимая это,
                Я для других цвести должна
                В своё скупое лето.

    Безусловно, с большим интересом будет прочитана автобиографическая повесть Валерия Айрапетяна «Бакинские истории». Несмотря на свою относительную молодость, достаточно востребованного молодого писателя. Причиной этого, кроме несомненного таланта, является то, что за его прозой стоит реально прожитая сложная жизнь, внутренняя зрелость, без которой не может состояться настоящий писатель.  В повести рассказывается о жизни армянского семейного клана в Баку и его исходе из Азербайджана в Россию после развала Союза. Колоритные мастерские зарисовки. Ярко прописаны типажи, семейные уклады и нравственные правила отношений в отдельных семьях. Хар;ктерность персонажей порой вызывает ассоциации с Бабелем. С тем же вкусом и наслаждением изображены криминальные похождения героев повествования. Выпукло выражен менталитет народа с непререкаемым приоритетом национального единства. То качество, которое у русских известно, как круговая порука. Клановое братство беспрекословно соединяет в минуту испытания праведника с разбойником. Повесть выделяет присутствие в ней масштаба времени. Судьбы героев находятся в координатном пространстве глобальных процессов, происходящих в нашей стране.
    К сожалению, в начальных главах имеются фрагменты, стилистически резко выделяющиеся из общей структуры текста, торопливые наброски соображений автора о том или ином предмете или герое, напоминающие своей безаппеляционностью и необоснованностью разговоры на кухне.
Однако, это не умаляет общего впечатления о произведении, как об умной и правдивой вещи. О которой  читатель, перевернув последнюю страницу, ещё долго будет думать.
    Не оставят равнодушным читателя грустные и светлые стихи безвременно ушедшего молодого поэта Антона Захарова.
    Рассказы Ирины Втюриной о судьбах и событиях жизни воинских семей в мирное время.  Правдивые зарисовки быта кочевой жизни. В них присутствует реальный жизненный опыт автора. Это нежная искренняя, несколько сентиментальная, женская проза.
    Елена Качаровская представлена интересной прозой и стихами. Произведения стилистически самобытны и ярки. Безусловно, это талантливый автор, властно и свободно владеющий языком. Качество, без которого не может состояться писатель. Однако, несколько разочаровывает некоторая тривиальность сюжетов, их заземлённость. Они вызывают ассоциацию со стеклом, забрызганном грязью. Хочется стереть её, сделать окно прозрачным, и увидеть мир чистым.
    Обращают на себя внимание три коротких рассказа Кирилла Рябова. Особо интересен плотно сколоченный мощный текст «Отведите меня в большую литературу» о реалиях входа в литературу начинающего автора. Жёсткий композиционно и стилистически, рассказ несколько излишне физиологичен. Однако автор твёрдо выдерживает черту, отделяющую сюжет от литературно недопустимого. Некоторая нарочитая грубость может быть оправдана как средство усиления жёсткости ситуации. Безвыходность положения, непреодолимость стены отчуждения большой литературы от живого молодого писателя, издевательски неумолимый фатум, хоронящей все надежды, переплавился в рассказе в гротеск. В трагедии обнажился абсурд, и, как скорлупу, раздавил её. Пронзительный по интонации, рассказ бьёт наотмашь, что называется, не в бровь, а в глаз. Это мужская проза. Текст высоко профессионален и проявляет серьёзный потенциал  автора.
    Узнаваемы и тематически и стилистически произведения Андрея Демьяненко, Романа Всеволодова, Ольги Атамановой, Валерии Морозовой. Молодые авторы обрели свой почерк.
    В нашем обзоре упомянута небольшая доля из представленных в альманахе произведений тридцати двух авторов. Каждый, из содержащихся в книге текстов, имеет свои достоинства.  Объём данной статьи не позволяет написать обо всех. Читатель самостоятельно сможет составить мнение, ознакомившись с альманахом.
   Отметим главное – книга включила большое число новых имён современной литературы и получилась интересной.


Рецензии
Старьё всегда душит новые мысли. Тот кто живёт прошлой эпохой как чёрт от ладана бежит от новизны. Время меняется, меняются мысли, только бессмертное остаётся вечным.

Эрнест Марцелл   21.02.2014 15:16     Заявить о нарушении