Свет слова

- Осторожней! Разобьёшь этот шар - и мир станет столь кошмарным, что это не понравится даже мне.
- Да, мастер.
Мика аккуратно перебирал чёрные шары, которые предстояло повесить на ёлку. Вот уж странность - нигде и никто давно не наряжает ели на Новый Год, а его старый хозяин не отступил от этой диковинной традиции.
Не празднику быть в эту ночь, когда один год сменяется другим, не веселью. Во всех домах люди крепко-накрепко запрут двери и закроют ставни. Не будет радостных улыбок и застольных речей: всё замрёт до утра и каждый будет молиться, желая, чтобы эта страшная ночь прошла спокойно.
А на улице вовсю разгуляется бесовская сила: ведьмы и демоны, улюлюкая, будут стучать в дома и наводить страх на людей. Упыри притаятся, поджидая своих жертв - зазевавшихся и запоздавших путников. И даже если добьются своего, никто не выйдет на крики, полные ужаса, не попробует защитить несчастных: простой человек в эту ночь бессилен.
Мика повесил последний шар на ёлку и отправился в свой чулан. Растянувшись на соломе, постеленной прямо на полу, он вздохнул и смежил веки. А ведь когда-то всё было иначе. Он не помнил, но знал это.
***
- Мама, смотри, какие странные картинки в этой книге! Люди водят хоровод вокруг ёлки и, кажется, улыбаются! Это слуги нечистой силы?
- Господи, Микель, где ты взял её? Закрой немедленно и никогда больше не смотри даже на эту книгу! Не дай Бог Дамино узнает, что ты её листал.
Испуганная маленькая женщина забирает томик и быстрым шагом уходит из комнаты. Мальчика вдруг одолевает сон и он падает на подушки. Снится ему сборище людей, то ли скалящихся, то ли улыбающихся. Звучит музыка и люди водят хоровод вокруг огромной, переливающейся разноцветными шарами, ёлки.
***
Мика, вздрогнув, сел. Тихонько, на цыпочках он вышел из своей комнаты и прокрался в большую залу, где была установлена ёлка. За окном свистели и гудели приспешники нечистой силы. Все свечи в замке были погашены. Мальчик стоял перед огромной ёлкой и, среди тысяч чёрных шаров, пытался найти тот самый.
***
- Папа, я люблю тебя! - лепечет кудрявый малыш, прижимаясь к отцу.
Отец, мужчина с грубым лицом, резко отталкивает мальчика.
- Любовью сыт не будешь. Деньги принёс?!
Кроха, едва сдерживая слёзы, разжимает кулачок и демонстрирует отцу три медяка.
- Бездельник! Негодяй! Опять целый день болтался с такими же недоносками как ты, вместо того чтобы пользу приносить?
Мальчик в испуге бросается к матери, но та отвешивает ему такой подзатыльник, что паренёк падает навзничь.
- Прав отец. Толку от тебя, нахлебника, никакого. Вот и ешь на ужин те слова, которыми ты нас кормить пытаешься, вместо того чтобы работать!
Отец зашвыривает мальчонку в чулан и опускает тяжёлый засов. Малыш глотает слёзы и садится на холодный пол, уткнувшись носом в коленки. Так, без движения, он и просидит до следующего утра.
***
Не одному Мике не спалось в эту ночь. Старик Дамино, проворочавшись в кровати битый час, сел и уставился на полную луну. Надо что-то делать с учеником - он положительно не годится на роль его преемника. Сколько их было: разных, нескладных, ловких, умелых и не очень, но сердце каждого было светлее, чем требовалось. Ни один из них ему и в подмётки не годился, потому рано или поздно отдавался нечисти на растерзание. Если не сбегал раньше. Но и в этом случае старик не оставлял его в покое, пока бывший ученик не сходил с ума и не заканчивал свой бессмысленный жизненный путь.
Мика и вовсе имел самое светлое сердце, какое только приходилось встречать Дамино. Не выйдет из него толкового колдуна. Зачем только в ученики брал? Нет, надо среди взрослых посмотреть - их сердца уже достаточно черны. Вот только слабые они, трусливые. Не то что их дети, которые пока что не успели вырасти.
Вздохнув, старик поднялся со своего ложа. Пора и Мику вышвырнуть на улицу - хватит с ним время терять.
***
Мика даже не увидел, почувствовал этот шар. Он был злее, чернее остальных. Когда те, другие, были только выкрашены в чёрный цвет, в этом клубилась сама тьма. Сдёрнув его с ветки, Мика на мгновение зажмурился. Потом выставил вперёд руку с шаром.
- Нельзя жить в этом чёрном мире. Нельзя жить там, где люди разучились улыбаться. Где нет радости и веселья. Где праздники справляет только нечисть. Сколько можно жить и бояться?! Сколько можно грубить друг другу, забыв о том, что есть и добрые слова?!! Я нанялся в услужение к самому могущественному колдуну, который только есть в нашем мире. С одной только целью: понять, куда подевалась вся радость мира. Но, похоже, он и сам этого не знает. Так к чему нужен такой мир, в котором радость навсегда потеряна? Не должно быть такого мира, где люди боятся улыбаться, мира, в котором люди друг другу не нужны!
Раззадорив себя этими словами, Мика разжал пальцы. Одновременно раздались полный ужаса крик старика, новогодний бой часов и почему-то не стеклянный, а тяжёлый, колокольный звук разбившегося чёрного шара.
***
Дамино понял, что дело нечисто, обнаружив пустой чулан. Вздрогнув, он поспешил в зал и уже на пороге понял, что опоздал. Мальчишка уронил шар и тот разбился одновременно с двенадцатым ударом часов. Чёртов Мика, он же всё погубит!
- Нет! - закричал старик, бросаясь вперёд, уже понимая - поздно.
***
На чёрные осколки, разлетевшиеся по полу попал свет одинокой свечи и они тут же переменились. Разноцветные брызги заискрились, солнечные зайчики от них прыгнули во все стороны. Удивительной красоты и силы сияние заполнило комнату. Шары на ёлке окрасились во все цвета радуги, откуда-то появились на дереве колокольчики, гирлянды, мишура... Произошли изменения и с людьми: Мика, прежде запуганный паренёк с немытыми волосами, со спиной, согнутой в вечном ожидании тумаков, выпрямился и расправил плечи. Красивый, высокий, светловолосый юноша с жалостью смотрел на валяющегося у его ног старика. Не было теперь в Дамино былой стати и величия. Худой, даже тощий старик, с растрёпанными седыми волосами, валялся у ног паренька и с ужасом смотрел на него. Куда делись все его надменность и презрение? Не было их больше.
На улице же забил колокол - не мрачно, погребально, а весело и торжественно. Засверкали на небе яркие вспышки-фейерверки. Нечисть, корчившаяся от звуков колокольного перезвона, сгорала на месте. Из домов на улицу выходили осмелевшие люди, которые отправляли ещё уцелевших упырей туда, где им самое место.
Удивлённо смотрели люди по сторонам, на небо. Радостно улыбались взрослые, звонко смеялись дети. Казалось, их смех переплетается со звоном хрустальных колокольчиков, который раздавался будто бы из ниоткуда.
И, как самое чудесное чудо, на землю начал падать белый, пушистый, чистый снег. Снег, которого все так ждали уже больше трёх столетий.
***
- Отцу и матери были милы только деньги. Любовь своего ребёнка они за ценность не считали. Добрые слова их злили. Ну а я...
Дамино захлёбываясь, рассказывал о своём прошлом. Старик сидел на кухне дома Мики. Сам парень, обретавшийся тут же, внимательно слушал его. Мать Мики, вдруг совершенно переставшая бояться грозного колдуна, пододвинула к нему блюдо с пирогами и подлила горячего чая в большую кружку.
Да и как теперь бояться этого несчастного, запутавшегося, пожилого человека? Дамино потерял свою силу, как только Мика разбил чёрный шар, вернув этому миру радость. Люди сперва хотели линчевать старика за то, что он превратил их жизнь в настоящий кошмар, но парень не дал им этого сделать.
- Нет. - громко заявил он им, жаждавшим отомстить. - Уничтожив его, вы ему уподобитесь. Не один Дамино виноват в том, что случилось. Один человек не сможет вогнать в ужас всех. Это сидит в каждом, но светлые чувства утихомиривают зло. Так не дайте ему, чёрному, вновь завладеть вами. Иначе всё повторится. Вы этого хотите? Тогда сначала вам придётся иметь дело со мной.
Пристыжённые юношей, несостоявшиеся линчеватели разбрелись по своим домам. И правда, куда лучше праздновать Новый Год в кругу семьи, чем разбираться со стариком. Он и сам себя наказал - ведь радость отнял, в том числе, и у себя тоже.
- Я решил, что если слова не дают никакой пользы - для чего они тогда? Для чего радость, если нельзя ею никого накормить? Зачем любовь, если изъявляя её, в ответ получаешь только тумаки? Я подумал, что всё это не нужно. Что людям станет лучше, если это убрать. Ведь, когда ничего не ждёшь и ни на что не надеешься - ни в чём и не разочаровываешься. Когда не ждёшь в ответ на своё "я тебя люблю" - "я тоже" - это не так больно. Когда не получаешь в ответ на добрые слова брань - так лучше. Когда не встречаешь в ответ на улыбку злобную гримасу - так спокойнее.
- Ты в одном оказался прав. - кивнул Мика. - Не надо ждать ничего. Но это не значит, что мир прекрасно обойдётся без всего, что ты у него забрал. Украв у людей возможность говорить добрые слова и выражать свои эмоции, ты его ухудшил. Забрав надежду, ты обрёк людей на несчастье. Ведь нет ничего дороже хорошего слова, в особенности если оно сказано вовремя и заслуженно. Можно откладывать похвалу, откладывать... И говорить будет уже некому, понимаешь? Нельзя жить без надежды - ведь невозможно тогда жить. И без любви - иначе зачем вообще жить? Ты забрал у людей улыбки, а ведь это самое страшное - когда люди не улыбаются. Главное, чтобы человек улыбался. И мне жаль тех, кто в силу каких-то обстоятельств, не понимает всего этого. Они несчастны. Пусть злые, пусть опасные - но несчастные. И тебя мне жаль.
- Не надо. - покачал головой Дамино. - Тот, кто требует к себе жалости, недостоин уважения.
- Уважения надо добиваться делами.
- Увы - теперь я вряд ли на что-то сгожусь.
- Ну почему же? Я придумал тебе одно занятие - кто-то должен поздравлять нас всех с самым добрым праздником. - улыбаясь, Мика глянул на красный кафтан и такого же цвета мешок, что лежали у печи.
У старика есть летающие волки и сани, в которых он ездит по делам. Но волков можно заменить конями, а самого деда - обязать приносить людям радость. Пусть таким будет его наказание за то, что он эту радость раньше отбирал.
- Я? Приносить радость? - расхохотался Дамино, когда юноша посвятил его в свой план. - Мне кажется, ты ошибаешься.
- Ну раз уж ты прятал её от нас столько времени - пора начинать делиться. - невозмутимо ответствовал Мика.
- Я не смогу, мой мальчик. Это не моя работа.
- Научишься. В детстве ты хотел дарить тепло и свет своих слов людям. Хотел? Хотел. Ну так теперь ты сможешь делать это каждый Новый Год. И я тебе обещаю: отныне и тебе всегда будут рады. Просто потому что тот, кто радость несёт, безрадостным не остаётся. Так что поздравляю.
- С чем?
- С Новым Годом. И исполнением детской мечты. Счастья тебе, старик, удачи и добрых слов - вовремя, в лицо и в спину.
- Спасибо, мальчик. Я постараюсь. Я постараюсь сделать этот мир добрее и не допустить того, чтобы какой-то маленький Дамино вновь попытался украсть всю радость.
- Я думаю, у тебя это получится.
- Спасибо тебе за веру.
Улыбнувшись, новоявленный Дед Мороз посмотрел в окно, где по-прежнему падал снег и снова, впервые за триста лет, захотел дарить радость и рисовать счастливые улыбки на лицах людей.


Рецензии