Школьная тетрадь 5 продолжение

Моя мама


Школьная тетрадь 4 продолжение http://www.proza.ru/2013/01/01/269

12

Раньше на площади прикармливали голубей: на асфальте всегда стояли емкости с водой и кормом. Голуби слетались сюда со всего города. И облюбовали крышу здания МВД, устроив там своеобразную голубятню.

А к  Новому Году центральная площадь преображалась: ставили огромную елку, огораживали невысоким деревянным заборчиком со сторожкой  для охраны.
А ближе к известному памятнику стройными рядами выстраивались забавные, как из сказки, домики-избушки, в которых торговали елочными игрушками и разными новогодними сувенирами, а также продуктами к праздничному столу.
Ближе к вечеру, когда  зажигались яркие огни и новогодние гирлянды, избушки и вовсе приобретали сказочный вид, было красиво и празднично.

Снежной зимой их, детей сложно было удержать дома, особенно когда выпадало много снега. Как бы холодно ни было; дети, кто с санками, а кто на коньках, спешили во двор или же на улицу кататься и играть в снежки.
Мама всегда повязывала ей поверх пальто большой шерстяной платок, концы которого связывала в тугой узел у нее за спиной, и только тогда отпускала ее во двор. Первое, что замерзало у нее, - это руки, от снега варежки становились влажными. И когда терпеть было уже невмоготу: пальчики совсем коченели, - она  бежала домой отогреваться возле печки; а  потом опять торопилась во двор.
У нее с братом  были массивные дубовые сани, с широкими полозьями, которые смастерил им дед. Если на Новый Год выпадал снежок или подмораживало, и можно было кататься на санках, они, дети, в новогоднюю ночь отправлялись на площадь, к украшенной  яркими гирляндами высокой разлапистой елке, где катались и смотрели новогодний салют. Помнится, однажды с ними собралась и  мама, они усадили ее на сани и дружно катали до самой площади.

13

На новогодних утренниках в садике №16, куда она ходила с братом, девочки всегда были в костюмах белочек, а мальчики – в костюмах зайчиков.
А в четвертой школе, в начальных классах, на новогодних торжествах, которые ей особенно запомнились, потому что были организованы увлекательно и весело, девочки были в костюмах снежинок.
 На белую маечку нашивали бумажные снежинки, а юбку-пачку шили из марли в несколько слоев. Затем крахмалили и отглаживали, - только и всего. Потом, чтобы ее не помять, в школу несли на вешалке, прикрыв от непогоды газетой. Мальчики же могли выбрать себе новогодний костюм по желанию, некоторые просто надевали разнообразные маски, коих в продаже к новому году было множество.

А один год она была в украинском костюме.
Накануне мама купила на рынке веночек из переплетенных между собой тонких проволочек, на переплетениях которых крепились перышки, выкрашенные в различные яркие цвета. Перышки, скорее всего, были куриные.
Мама купила и ленточки, узенькие, атласные, разноцветные. Она прикрепила ленточки на венок сзади, а также пришила их на подол черной юбки. Украинский костюм дополняли белые носочки с новыми сандаликами и, сшитая бабусей, белая батистовая кофточка. И украинский костюм был готов.

Вообще, встреча Нового Года всегда доставляла ей много приятных и радостных эмоций. Она с нетерпением и душевным трепетом  ждала прихода этого праздника. Новый Год, это и подарки, и утренники, и традиционно, билет на елку в Русский Театр (в те годы он был  на Буйнакской), и, конечно же, зимние каникулы!

В школе работали молодые парни и девчата, пионервожатые, сами недавние школьники.
Они организовывали досуг учеников во время перемен, особенно в большую  получасовую перемену, а также помогали вести внеклассный час. Они были горазды на выдумки, и поэтому с ними было интересно.
Вместе с пионервожатыми дети  разучивали  песни, ходили в походы (в горы, на море), учились разжигать в походных условиях костры, пекли в углях картошку.

… Бывало, собирались у костра
И песни пели, и стихи читали
Костром мы согревались до утра
В походе дальнем, на привале…

 А на территории школы играли в детские подвижные игры (ловитки, «ручеек», прятки, в казаки-разбойники). Охотно посещали музеи, театры (Русский театр и Кукольный театр), кино.

В школе работала группа продленного дня, в которой дети оставались до вечера.  В  группе  четко был расписан режим школьников: полноценный обед, выполнение домашнего задания под присмотром учителя, прогулки, подвижные игры и   занимательные чтения художественной литературы.
 На летние месяцы при школе открывался дневной пионерский лагерь, который дети охотно посещали, принимая участие в разнообразных увлекательных поездках и походах.

В 1965 году открылся кинотеатр «Октябрь» на Советской.   Мама взяла билеты на премьеру фильма «Сказка о царе Салтане», на которую пошла вместе с детьми. Мама любила произведения Пушкина и приучала к творчеству Пушкина  детей.  Культпоход в открывшийся  кинотеатр «Октябрь» предприняли и пионервожатые с учениками, и опять, это оказалась «Сказка о царе Салтане», которую  она повторно смотрела с таким же живым интересом.
14

У ее мамы были туфельки-лодочки, почти новые, на каблучке-шпильке, из натуральной кожи черного цвета.
Мама  их  почему-то не носила, и на эти туфельки «положила глаз» её одиннадцатилетняя дочь, тем более что они были ей впору. Когда она с подружкой с соседнего дома играла «в домики», то непременно брала их. Эти туфельки были ее лучшей игрушкой.

Вообще, они детьми привыкли летом бегать босиком, так что детство ее и впрямь было босоногим.  А до десяти лет она вообще все лето бегала во дворе не только босиком, но и в одних трусиках.
За лето она хорошо загорала, к тому же с братом и  детьми со двора она   часто ходила на море.

Портовый город, портовый город,
                открытый всем ветрам!..
Спешим на берег, песчаный берег
                мы к морю по утрам…

На море всегда ходили ватагой, кто в шлепках, а кто и босиком. Через горку на «Березку» или - на городской детский пляж.
Если шли на городской пляж, то возвращаясь, непременно проходили через порт и железнодорожный вокзал, где в вагонетках на узкоколейках в деревянных ящиках была килька, круто посоленная крупной темной солью. Вагонетки с килькой стояли на самом солнцепеке, однако, килька была сухая, заветренная морским бризом, и абсолютно не портилась. И только солнечные лучи  преломлялись в крупинках соли. Вагонетки с килькой никто не охранял.
 Дети  накладывали кильку в заранее приготовленные газетные листы и, все, пропахшие морем, солнцем, рыбой, спешили домой.
 Во дворе  под проточной водой из-под крана с кильки смывали соль и дома жарили ее на сковороде в подсолнечном масле. Ничего вкуснее этой кильки не было!

15

На месте скверика между площадью и Советской улицей  в конце шестидесятых были казармы. В  здании казармы со стороны Дзержинской одно время был военный магазин «Военторг». Это там, где сейчас здание аптеки «Шихинали». А далее тянулся высокий глухой каменный забор до поворота на Советскую и дальше, - уже по Советской, и так до хлебного магазина.  Потом этот магазин стал продуктовым  магазином самообслуживания, а поздней – продуктовым магазином спецобслуживания ветеранов.

По улице Ленина она любила с родителями гулять по бульвару, который тянулся от центральной площади города до массивного каменного моста через железную дорогу.
Иногда летними вечерами они всей семьёй после прогулки возвращались домой пешком, и отец брал её, уже сонную, на руки. И она смотрела вверх на качающиеся ветром верхушки деревьев и на светящиеся лампочки, которые, тоже качаясь, выписывали причудливые яркие зигзаги. Её убаюкивал и шелест листвы, и она быстро засыпала.

16

А парк имени Ленинского комсомола ранее (еще до революции) принадлежал немцу Вейнеру и назывался Вейнерским парком. Вейнер основал и пивзавод (в1876г.) первое промышленное предприятие города, находившееся между парком и кладбищем. Это была окраина. В парке со стороны кладбища был питомник. На  краю питомника, возле дороги, из-под земли бил родник. Он славился своей чистейшей водой. Эту воду горожане называли дистиллированной. И без опаски для здоровья пили ее там же у родника. А также запасались ею впрок, наполняя  ведра, бидоны, либо иные емкости. Сейчас родник не действует, вероятно, иссяк.
Наискосок от родника через дорогу, ближе к перекрестку с улицей  Гаджиева был детский садик №16 в небольшом двухэтажном жилом здании за невысоким заборчиком.
Садик занимал первый этаж. Это здание и сейчас существует, теперь это полностью жилой дом. И заборчик тоже сохранился.
 В этот сад она с братом ходила до шести лет. Когда брат в шестидесятом году пошел в школу, то без него ходить в сад она не захотела и целый год до школы сидела дома.
Хотя в садике ей все нравилось.

17

Заведующую садиком звали Валентина Васильевна, и воспитательница тоже была Валентина Васильевна. Музыкальные занятия на фортепьяно проводила с детьми молодая девушка Лариса. 

Первый день в садике  ошеломил ее обилием игрушек.
Особенно ей понравился игрушечный рояль, на котором она долго бренчала. Привлекла ее внимание и шарманка, округлая, пестро разрисованная, с изогнутой ручкой, которую она все время крутила и слушала незатейливую, все время повторяющуюся мелодию. Было и много разнообразных кукол, зайцев, мишек, белочек, собачек. Еще было несколько больших лошадок из папье-маше на подставках с колесиками. На лошадках можно было кататься, если кто-либо со стороны тянул за уздечку. Были лошадки и в виде трехколесных велосипедов. И все эти игрушки были в полном распоряжении детей. А не где-то на высоких полках для интерьера.

Также как и брат, в садик она ходила охотно, ей была приятна забота воспитателей и дружелюбное отношение детей.
Их, детей  увлекала и лепка из пластилина, и рисование, и аппликация. Им нравилось клеить поделки из цветной бумаги, они вырезали бумажные салфетки, и силуэты кукол сворачивали из бумаги кораблики и  самолётики.

В садике бытовала традиция  отмечать дни рождения воспитанников. Вокруг именинника водили хоровод, припевая: - Каравай, каравай!.., играли в «ручеёк», выбирая именинника наперебой, а он затем в ответ  читал стих с табуреточки. А ещё именинника  тянули за уши столько раз, сколько ему исполнилось лет. К тому же, если именинником был мальчик,-  тянули за уши, приговаривая: - Расти большой-пребольшой!..  И непременно дарили подарок: а будь то книжка, игрушка, карандаши, альбом или краски, было не столь важно. 
В честь именинника устраивали концерт, под фортепьяно пели песенки и танцевали, и потом, все угощались накануне испеченными на кухне  пирогами и пили чай.

Ей очень  нравилось, когда ее и брата в садик водил папа. У нее всегда была наготове куча вопросов к нему, И на ее наивные  детские вопросы он всегда обстоятельно и терпеливо отвечал.
Когда погода была хорошая, то до садика добирались пешком по Гаджиева, а в ненастную погоду – на автобусе. Зачастую папа сажал ее себе на плечи, когда шли пешком. И нес всю дорогу до дома или до садика, если шли в сад. Ей было удобно и весело сидеть у отца на плечах. Она все же время от времени участливо спрашивала его: - Папа, тебе тяжело? Он со скрытым лукавством отвечал: - Да.
А она, как ни в чем не бывало, продолжала сидеть у отца на плечах и не собиралась идти сама.

Летом их садик часто вывозили на море на загородный пляж.
После завтрака к садику подъезжал сине-голубой автобус ЗИС-16 с одной-единственной дверцей сбоку для водителя и пассажиров. И всех детей под неусыпным присмотром воспитательницы и нянечки сажали в него по одному, считая каждого.
 Когда автобус трогался с места, все дружно запевали песню и охотно пели песни,  одна за другой, до самого моря. В автобусе она всегда садилась на заднее сидение, там по ходу, на ухабах трясло, и это ей очень нравилось. Она любила при тряске подлетать на сидении, ей было смешно и весело.
Она с удовольствием пела про гордый «Варяг», не желавший пощады от врагов. Или про веселую кампанию, которая тоже находилась в пути, но везла с собой еще и кота, чижика, собаку, Петьку-забияку…   Вот кампания какая!

18

Летом после завтрака и до обеда дети гуляли с воспитательницей  и няней в питомнике. Питомник по периметру пересекала неглубокая канавка, вроде ручейка. Взрослый без труда мог переступить ее, но детей приходилось переносить туда и обратно.  И поэтому их иногда водили на прогулку в парк.
Дорога в парк вела мимо пивзавода, прежнее старинное здание которого казалось ей сказочным. Ее внимание привлекали кованные с причудливыми узорами и всегда закрытые ворота. Воображение ее разыгрывалось: ей казалось, что они скрывают за собой сказочных персонажей.
Сейчас и ворота, и здание, уже бывшего, пивзавода: все давным-давно совсем другое, отнюдь не сказочное.
Жаль, что такое красивое здание, представляющее собой архитектурную ценность, так же как и здание Собора  Александра Невского, было безжалостно снесено.

В парке дети, играя в прятки, любили прятаться не только за разросшийся кустарник и объемные стволы деревьев или же за массивные скамейки на основательных литых лапах. Больше всего их привлекала огромная арка  центрального входа в парк с улицы Гаджиева, (её также снесли) по обеим сторонам которой имелись небольшие помещения с маленькими закругленными сверху окошечками. Вероятно, раньше там были кассы.
И еще: время от времени из-под зоркого ока воспитательницы и нянечки  кто-либо  из озорных мальчишек  всё же ухитрялся  сбегать к небольшому питьевому фонтанчику поплескаться вволю и попить. Не смотря на строгий запрет.
Фонтанчик находился в нише, с внешней стороны ограждения парка, возле  пересечения улицы Гаджиева и Ульяновского переулка, (ныне Умаханова).

В парке росли дубы, каштаны, березы и прочие замечательные деревья, кустарники и растения. Летом всегда было много разнообразных полевых цветов, и по пояс высокой сочной травы.
 Из собранных цветков и колосков девочки плели веночки, собирали каштаны, желуди и рожки, семена которых, зачастую, как все маленькие дети, тащили в рот. Из сухих семян делали «бусы».
Мальчишки предпочитали подвижные шумные игры, ловили кузнечиков, гонялись за бабочками, играли с мячом.

В парке работала детская площадка: с качелями, гамаками, велосипедами и прочими детскими развлечениями. Была и комната смеха с кривыми зеркалами.
А также маленькая лошадка-пони, запряженная в расписную тележку, которой управлял немногословный дядька, видимо хозяин пони. Тележка вмещала шестерых детишек на одну поездку по парку.
Была также и роскошная карусель с лошадками, слонами, верблюдами и изящными резными скамеечками. И поэтому больше всего она любила кататься на карусели.
Не меньше было развлечений и для подростков и взрослых.
Качели в виде лодок, танцплощадка с духовым оркестром, летний кинотеатр, кафе, парашютная вышка и, наконец, гигантские шаги.
Гигантские шаги – это металлический столб высотой метров пять-шесть, в верхней части которого было вмонтировано стальное кольцо. К нему крепились три каната, каждый  с петелькой на конце.
 Принцип таков: надо было ухватиться за один из канатов, и как можно дальше, насколько позволяет его длина, отойти от столба, и по кругу начинать разбег, приводя тем самым в движение кольцо наверху. И… кататься! Время от времени, отталкиваясь ногами от земли. Одновременно кататься на гигантских шагах могли трое, это объясняет наличие трех канатов.
Обязательное условие: соблюдение дистанции между катающимися.
А парашютная вышка ранее находилась в парке, примерно там, где сейчас ресторан «Уют».  Ее брат в четырнадцать лет в первый раз прыгнул с парашютом с этой вышки. И в последующем увлекся прыжками.
 И даже, когда вышка перестала работать, но еще не была демонтирована, брат первое время  иногда, и ненадолго, поднимался наверх, хотя вход на вышку был забит. Все же он умудрялся проникать на нее.

Все её детство связано с этим парком.
И в свои школьные годы  с одноклассниками и физруком  она посещала, расположенный рядом со школой, парк.  Там  у них проходил урок физкультуры и где они частенько совершали забеги по дорожкам парка на время  (с секундомером). Тогда еще у них в школе не было спортивного зала, его построили  позднее, в 1968г., на территории их школьного сельскохозяйственного участка за  зданием школы. Спортивный зал - это было основательное, отдельно построенное здание с огромным вместительным залом, а также душевыми и прочими удобствами. Это был поистине щедрый подарок администрации учащимся и физрукам.

Вспоминается также пленер – урок с учителем рисования Польским в парке. Все ее одноклассники тогда рисовали что угодно, только не находившийся поблизости мостик, перекинутый через один из  оросительных каналов парка.
У нее же не было ни малейшего сомнения, что рисовать: в своем рисунке она уделила мостику центральное место.
В ее памяти еще свежи были воспоминания о детских прогулках в парке  с воспитанниками сада.  Сада, что был неподалеку от парка, и куда в детстве её водили родные. В парке она любила ходить по мостикам, они были металлические, кованные, с  узорчатыми перилами, вероятно тоже времен Вейнера, как и ворота пивзавода.
 За рисунок мостика, так приглянувшегося ей еще в раннем детстве, она получила пятерку.Очень жаль, что мостики, со временем, растащили,  они ведь были прочные выкованы из металла, и могли бы еще долго быть полезными отдыхающим парка.  Теперь же, прогуливаясь по парку, постоянно приходится обходить оросительные каналы.

В 1977 году в Махачкалу из Центра приехала передвижная выставка картин знаменитых художников, которая  расположилась в Парке Ленинского Комсомола в одном из просторных залов спортивного общества «Урожай».
Выставку полотен известных художников посещали в основном школьники и студенты.
В те годы  выставка высокохудожественных полотен особого интереса у простого обывателя, к  сожалению, не вызвала.

Школьная тетрадь 6  окончание -  http://www.proza.ru/2013/03/30/891


Рецензии