Повесть 11а из книги такие разные ягоды

Повесть 11А Из книги Такие разные ягоды П.Краснрщеков.

                СТАРШИЕ  КЛАССЫ
   Активность в общественной жизни Лёли в раннем детстве и её невостребовательность в 4 – 7 классах в Антиповской школе обернулось бурной общественной деятельностью в 8 – 10 классах в Нижне-Добринской школе. Оля участвовала в самодеятельности, школьная концертная бригада объездила все школы Камышинского района. Оля декламировала стихи,     была задействована в спектаклях. А с 9 класса, когда учительница истории Камышанова Лариса Васильевна предложила организовать кружок гимнастики, Оля с девочками своего класса стали активно заниматься. Вскоре они уже выступали сначала на школьных вечерах, а затем и школьных концертах на выездах.

ФОТО
Гимнастический номер.

   Активная позиция Оли не осталась незамеченной, её вместе с одноклассниками приняли в Комсомол, а уже в 9 классе ей доверили быть комсоргом класса. Может поэтому Оля не была отличницей, хотя могла бы ею быть. Был в школе учитель физики Андрей Тихонович Прокопенко, он завёл правило: с нерешенной задачей на урок не приходить. Если задавалась трудная задачка, для её решения весь класс собирался вместе в доме у Ольги и пытались решить, и решали. В тех случаях, если решение не удавалось, отряжали Ольгу к Андрею Тихоновичу. Он просматривал решение задачи и указывал, в какой её части допущена ошибка, отправлял ещё подумать. Они  начинали решать её сначала и находили правильное решение задачи.

   За её активность все одноклассники считали, что Ольга добьётся в жизни своего. Может быть, это авансирование одноклассников и придавало ей сил при крутых поворотах в её судьбе.

ФОТО
Северянки Оля и  Валя.

   Вот и отзвенел последний школьный звонок для Ольги Скуповой, сданы выпускные экзамены, для выпускного вечера сшилось платье с французскими кружевами от маминого венчального платья.

«… Под звуки вальса плавные
Я вспомню годы славные,
Любимые и милые края…».

   Откружилась в школьном вальсе Оля со своими одноклассниками, дорога в жизнь распахнула свои двери, но не для неё. Ей, как репрессированной нельзя жить, учиться даже в областных центрах, не говоря уже о Москве, Ленинграде, а в Союзе институты обычно располагались только там. Сестре Лиде повезло, в её паспорте, школьном аттестате не было печорской отметки, место рождения – село Антиповка, школа - Антиповская поэтому её без проблем приняли учиться в Саратовский пединститут. А у Оли в паспорте стояло место рождения  - республика Коми, посёлок Сой-Ю. Её репрессированность была на виду.   Правда, были два не областные института: Таганрогский радиотехнический и Мичуринский плодоовощной.

   Из Таганрога пришёл ей ответ на письмо о приёме с категорическим отказом без объяснения причин. Оставался единственный институт, знакомые мамы говорили, что плодоовощной институт пользуется заслуженной славой, а отец радовался и говорил, что она пойдет по семейным стопам, еще прадед, дед разводили сад. Оля поехала поступать в Мичуринский плодоовощной институт.

   В Мичуринске она видела только вокзал, кривые улочки частных домов почти полностью скрытых плодовыми деревьями и старинное здание плодовоовощного института из красного кирпича. Абитуриентов поселили в студенческом общежитии рядом с институтом. Оля опять с головой погрузилась в подготовку к экзаменам.
 
ФОТО
Вокзал в Мичуринске.

   Сдала вступительные экзамены успешно, две пятерки и четвёрка, но этого оказалось мало. Её не зачислили, объяснили просто, не прошла по конкурсу.
 
ФОТО 
Плодоовощной институт им. И.В. Мичурина.

   Расстроенная Ольга вернулась домой, её школьные друзья, все кто поступал, поступили. Она от такой неудачи проплакала два дня, а потом твердо решила не отступать и готовиться к приёмным экзаменам ещё более серьёзней. Мама посоветовала идти на работу лаборантом в школу, там было свободное место.

   Весь год она готовилась к экзаменам, но опять повторилось такая же ситуация, две пятёрки и четвёрка. Опять Ольга не проходит по конкурсу, хотя проходной балл тринадцать, а у неё 14 баллов. Как же так, по баллам она должна проходить, а не проходит? В приёмной комиссии ей довольно путано стали объяснять, почему ей отказано в поступлении, но зато сказали, что со следующего года будут принимать абитуриентов с трудовым двухгодичным стажем вне конкурса. Но надо чтобы стаж был по профилю.

    Вторая неудача ещё больше укрепила решимость Ольги добиться своего, поступить в институт.

   В Нижней-Добринке совхоза не было, был только в Верхней-Добринке, а это в семи километрах. Но что такое семь километров для такой целеустремленной девушки, закалённой печорской ссылкой! Она устроилась на работу в овощеводческую бригаду по профилю будущей учёбы. Всю зиму вместе с другими девчатами кидала снег, очищая теплицы, завозила навоз и свежую землю. Познакомилась с парниковым хозяйством, работой овощеводческой бригады, пришлось знакомиться с русским отборным матом.

    Каждое утро Оля вставала очень рано, чтобы в восемь часов уже быть в Верхней Добринке, в стужу и слякоть семь километров туда, а вечером  назад, а по вечерам ещё и готовиться к экзаменам.

    Весной высаживали в теплицах рассаду огурцов, помидор, капусты. Получив производственную характеристику и трудовую книжку, поехала снова в Мичуринск, на месячные курсы. На курсах она познакомилась с прапраправнучкой Пушкина  Галей Усовой из Архангельска, тоже абитуриенткой, тоже из репрессированных, такой же упёртой, как и она, поступает уже третий год. Сдали они вступительные экзамены на все пятёрки, но в списках зачисленных они опять не значились. Не помог и трудовой стаж. В приёмной комиссии только развели руками: «Принять не можем, вы репрессированы». Таких набралось 17 человек, ректор обещал ходатайствовать перед министерством в Москве. Через три дня он приехал из Москвы с разрешением министерства принять на учёбу в институт всех отличников из числа репрессированных.

   Ура-а, они – студенты!!
                *           *          *
               
Продолжение в 11Б


Рецензии