Об Афанасии Фете

               Фет

Титул дворянский известный поэт
Клянчил полжизни и выклянчил Фет.

            Славным помещиком Шеншин тот был,
            Верным защитником царским он слыл.

Мало осталось времён тех примет,
Нет тех поместий и титулов нет.

            Многое смыло течением лет,
            Имя ж не меркнет со временем Фет!

 29 сентября 2008 г.

      Говорят, что многие юмористы -  в быту весьма мрачные личности. Нечто подобное представлял  собой  и великий лирический поэт – Афанасий Фет. Певец торжествующей природы и любви был глухим пессимистом, консерватором и законченным ретроградом. Он совершенно не был похож на поэта. Был в обычной жизни рассудочным,  узко практическим человеком, а во второй половине своей жизни прижимистым помещиком. С ранней юности до глубокой старости его преследовала хандра, недовольство жизнью. Более того, он всегда был уверен, что ничего другого от жизни и ждать нельзя. Человек рождён для страданий. Он с энтузиазмом стал поклонником философии Шопенгауэра, согласно которой изменить мир в сторону добра и справедливости в принципе невозможно. Один сосед Фета рассказывал Чехову, что проезжая в пролётке мимо университета Фет всегда останавливался, чтобы плюнуть в его сторону. Он был совершенно равнодушен к народным страданиям и в своих статьях боролся за права и привилегии помещиков. Естественно, Фет был яростным врагом революционных демократов, таких как Чернышевский, Писарев и другие. Они в свою очередь, даже признавая отчасти его поэтический талант, утверждали, что его поэзия никому не нужна. Характер Фета был следствием нескольких факторов. Он был незаконнорожденным сыном богатого помещика Шеншина. Его мать – Шарлотта Фет убежала с Шеншиным от своего мужа немецкого бюргера. Фет родился примерно через месяц после её побега. Всю жизнь Фет боролся (всеми правдами и неправдами), чтобы его признали потомственным дворянином Шеншиным. Когда ему это удалось, он считал, что это главная удача в его жизни. Тургенев ему писал «Как Фет Вы имели имя, как Шеншин Вы имеете только фамилию». По  другой очень вероятной версии его мать вообще была еврейкой, которую Шеншин выкупил у одного корчмаря.  Кстати, Фет был почти антисемитом, и когда он узнал,  в конце концов,   из письма матери  тайну своего рождения, это стало ещё одной причиной его ненависти к жизни. У него была плохая наследственность: из пяти его братьев и сестёр четверо были душевнобольными. И вот поэзия, высокое искусство, красота стали для Фета единственным отдохновением от мерзости жизни. Он считал, что красота – это единственная цель искусства. Как Фет писал в одной из своих статей «произведение, имеющее какую бы то ни было дидактическую тенденцию – это дрянь».
   Однако,эти особенности характера Фета не умаляют его поэтических заслуг. В области понимания тончайших оттенков  любовных отношений и, особенно, описания природы у Фета очень мало соперников не только в русской, но и в мировой поэзии. Он был безусловным новатором в разработке поэтических форм мимолётных впечатлений и неуловимых состояний души.  Фет способствовал обогащению поэзии новыми ритмами, мелодическими приёмами композиции, интонационным многообразием, тем самым расширяя возможности поэтического изображения действительности.


Рецензии
Да простит меня автор за особое мнение. "
Несчастный много пережил. Единственное несчастье, за ним не признавали фамилию помещика.
А про несчастья крепостных мужиков и баб он не думал.

Слова Некрасова, что он единственный равный Пушкину - преувеличение.
"Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях." Тоже на совести автора.

А теперь факты:
"С вечера все спится,На дворе темно.Лист сухой валится,Ночью ветер злится
Да стучит в окно."
спится,На дворе темно - Где-то это было.

валится?????
Ночью ветер злится Да стучит в окно - тоже где-то было.

"Журавли летят." Затасканные журавли.

И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. - примитивно, не находите?
.....
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей. - А вот это находка.

Конечно, Фет в своё время был из лучших, но много раз спотыкался.
Осталось однако лучшие стихи, на которые написаны романсы

Владимир Иноземцев   18.04.2023 22:29     Заявить о нарушении
Вот уж у Вас, Владимир, особый взгляд на поэзию. Фета почитали Белинский, Тургенев, Лев Толстой, с которым они дружили и всю жизнь переписывались. Конечно, взгляды Фета, как представителя "чистого искусства" можно не разделять и его характер и почитание самодержавия Фета не украшают. Но уж как стихотворный мастер Фет - это эталон.

Александр Абрамов 2   19.04.2023 09:09   Заявить о нарушении
Помимо мнения Некрасова о Фете можно привести слова Тургенева, что как поэт Фет выше Гейне. Фета считали своим учителем целая плеяда русских поэтов. Понятно, почему Вам не нравится Фет. Он говорил "произведение, имеющее какую-нибудь дидактическую тенденцию - это "дрянь". А Вы как раз и ищете в стихе какое-нибудь нравоучение...

Александр Абрамов 2   19.04.2023 09:21   Заявить о нарушении
Вы ошибаетесь. Я ищу повторы. Для поэта повторить фразу - это как наступить на мину на минном поле. Повтор фразы или образа переводит стихи в разряд графоманских поделок.
По этой причине современным поэтом трудно найти что-то оригинальное.
а потому нет сегодня новых Фетов, Блоков, Евтушенко...

Владимир Иноземцев   19.04.2023 17:55   Заявить о нарушении
Мне первые стихи Евтушенко очень нравились. Потом он много барахла написал. Я его однажды в Доме книги на Арбате слушал. Он рекламировал свою книжонку. Что-то там про футболистов. Полное барахло.

Александр Абрамов 2   19.04.2023 19:34   Заявить о нарушении
Ваша честь, таких у кого нет барахла, очень мало.
Хорошо, хоть что-то написал, что нравилось читателям.
тебя, как Роксану любил я отвергнутый, как Сирано.
Так. кажется?
Мог ли Абрамов написать такие строки?

Владимир Иноземцев   19.04.2023 21:33   Заявить о нарушении
Думаю, что стихотворения моего отца Абрамова Анатолия Михайловича "Шелтозеро" и "Волга" ни одному стихотворению Евтушенко не уступают.

Александр Абрамов 2   20.04.2023 08:47   Заявить о нарушении
Александр Анатольевич, я понимаю, как дорог вам отец, как пелось в песне "страну заслонивших собой",
Но законы поэзии безжалостны. Один из них необходимость многозначности, чтобы за одной фразой вырастало много смыслов.

Вот здесь в июне, на рассвете,
В дни наступленья в том году
Шли в бой шелтозёрские дети,
Чтоб отвести от нас беду.
Сударь, в четырёх строчках стиха то, что можно сократить до одного прозаического предложения.
И дальше также.
Переупрямить - уже у кого-то было, а здесь оно непонятно к чему.

Вот военная поэзия высшей пробы от человека не бывшего на войне:

Мерцал закат, как блеск клинка. - переводит слушателя в обстановку кровавого боя.
Свою добычу смерть считала. - НА ТВОИХ ГЛАЗАХ ГИБНУТ ТВОИ ТОВАРИЩИ, и в любой день убьют тебя.
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу. - обстановка будущего боя. На пути к перевалу. Враг наверху прикрыт, а вы на открытой местности и завтра, может быть он всех уничтожит. Потому у каждого из вас завтра может быть последний день.

Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там… - Переключение на близкое общение в группе, идущих на смерть
Ведь это наши горы, - Переключение на глобальный уровень. Ты должен рисковать, чтобы остались жить твои родные.
Они помогут нам! - Почему, несмотря на жертвы, мы победим.

А до войны вот этот склон
Немецкий парень брал с тобою!
Он падал вниз, но был спасен,
А вот сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою. - А вот тут, почему победим мы. За нами правда. Ты помог даже врагу. а он пришел тебя убивать. Мы не должны позволить победить дьяволу.
Я бы на месте министра Фалькова включил это стихотворение в школьную программу, чтобы развивать у детей не только чувство патриотизма, но и вкус к поэзии.
Но бывшему ректору Томского госуниверситета президент надавал много заданий.
Теперь он объявил, что высшее образование будет базовым (4-6) лет и потом специальное (1 - 2) года. В общем, всю жизнь придётся учиться.
А что поделаешь, только окончил ВУЗ, в жизни всё изменилось.

Кстати, я загрузил на Прозу.ру стихотворение о битве в горах моего друга Юрия Дмитриевича Кудрявцева: http://proza.ru/2013/10/04/2059

Покой торжественный в нас будит
Восторги – красотой долины.
(Когда-то там стонали люди
И выли
мины).
Его популярность ограничивалась публикациями в институтской многотиражке "Кадры индустрии".
Но в институте многие помнили о Кудрявцеве.
Хотя, конечно, это не Высоцкий.
На мой взгляд банальное "выли мины" передаёт страх боя.
Мина это страшно. Она разрывается на тысячи осколков и любой может убить или сделать калекой.
Мой отец Иноземцев Иван Иванович высунулся из окопа и в него попали десятки осколков. Он лишился глаза. Врачи его потом спасли, но он остался инвалидом.
http://proza.ru/2014/11/28/1097



Владимир Иноземцев   20.04.2023 09:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.