Знаменитая скрипачка Украины - Елена Пушкарская

Эссе. Репортаж с концертного зала.
*********************************
Фото автора: 21.12.2012 год. Колонный зал Киевской филармонии, сольный концерт Елены Пушкарской, посвященный 230-летию Николо Паганини и 30-тилетию первого исполнения цикла из шести концертов для скрипки Николо Паганини, исполненным публично выдающимся украинским скрипачом Алексеем Гороховым. Аккомпанировал солистке Национальный камерный ансамбль Украины "Киевская Камерата" под управлением Народного артиста Украины, лауреата Национальной премии имени Шевченко -  Валерий Матюхин.
*****************************************************
Авторское посвящение Елене Пушкарской:
    Послушный вам смычок,
    В одни мгновения,
    Как далёкий светлячок,
    Дарит мне видения:
    Под звуки скрипки итальянской,
    Подчиняясь вашей воле,
    Танцую танец я испанский,
    В русском чистом поле.

    Исторический факт, что выдающихся скрипачей во всех странах и во все времена было много, а  скрипачек - незаслуженно мало. Елена Пушкарская первая украинка, которая, благодаря своему учителю Алексею Горохову, реально примерят великий талант Николо Паганини на себя.
   Хрупкой, нежной женщине трудно пробиться через толпу гениев, но прекрасная Елена Пушкарская, - её сценический артистизм, женская непосредственность, тёплый звук инструмента,- видится мне скорее в образе Музы вулканического итальянца 19-го столетия. Муза не была скрипачкой. Она была певицей из города Турина. Пела она божественно. Настоящая итальянка: темпераментная страстная, независимая. Контуры её эротической фигуры напоминали линии скрипку  «скрипичного дьявола»
   Николо Паганини был музыкантом, понимающим фантастичность своего неповторимого исполнительского мастерства. Он не любил репетировать перед своими концертами.
   Антония Бьянки и Николо Паганини непосредственно встретились на сцене театра. Он впервые увидел будущую свою Музы, и тут же безумно влюбился в неё.
   После концерта Николо пригласил Бьянку в дорогой ресторан, но гордая туринка  с кокетливой улыбкой отказалась. У неё было множество поклонников. Она имела широкую возможность выбирать себе будущих мужей.               

  На сцене перед Бьянкой стоял неладный, долговязый, худой, с дьявольски горящим глазами, скрипач.  Ошарашенный отказом, Николо немедленно пригласил Бьянку в Милан:
- Я приглашаю вас работать рядом со мной. Мы будем гастролировать по всей Европе! Вы будет жить на полном пансионе!..
- Всё может быть, мой милый Николя! Я предлагаю  вам, маэстро, забавную женскую игру в догонялки.
- Где я вас могу найти, моя красавица? Во Флоренции, в Риме, в Болонье?
- Не знаю точно. Ищите меня в Варшаве!..

   Но в Варшаве  Паганини Музу не нашёл. Он был бы не самим собой, если бы вообще не догнал бы любимую женщину. Ему пришлось купить собственную карету, запряжённую четвёркой итальянских рысаков.
  Сопрано присыла ему записочки с описаниями того или иного города. Паганини, срывая собственные концерты, нарушая график выступлений,  гнал карету в предполагаемое место, но она бесследно исчезала.
   Она играл с ним как кошка с мышкой. Однако, боясь потерять его навсегда, она написала любимому, что ждёт его в родном Турине. Он её наконец-то встретил. Встреча была бурной. Состоялась долгожданная свадьба.
   Парадокс, но двум, равноценным по популярности, сценическим огням трудно было ужиться на одной общей площадке. Бьянка стала диктовать условия контрактов:
  - Я требую, чтобы на наших афишах моя вокальная партия обозначалась ведущей, а ты бы числился моим аккомпаниатором!
  - Ее смеши меня, моя детка! В искусстве  ревность вообще не должна существовать. На этот позор я никогда не пойду!
   Назревал развод. Но всё уладилось. Красавица Антонио Бьянка забеременела. Кроме того ей нравилось жить в роскоши и богатстве с мировой знаменитостью.
   Их сын Ахиллес не был похож на отца: голубые глаза, золотистые кудрявые волосы, похожий на божественного херувима. Жители приносили семье Паганини дары моря, а великий скрипач расплачивался с ними своей нечеловеческой игрой виртуозной на песчаной косе в окружении сотни рыбаков. Сицилия казалась раем. Николя стал держать Ахила чаще, чем скрипку.
   Через четыре года рай превратился в ад. По католической Италии пролетела сплетня, что Николо Паганини – слуга Дьявола. Его не спасло то, что Ватикан вручил Скрипачу высокую награду орден «Золотая шпора»
   Папа римский в то время одарил этой высокой наградой всего лишь трёх великих европейцев: Моцарта, Глюка и Паганини.
   Финал трагедии разразился во время гастролей по Германии и Франции. По всем городам были расклеены стандартные афиши:
«Спешите на концерт Антонио Паганини! Приговорённый к смерти и спавшийся из тюрьмы великой итальянский скрипач Николо фон Паганини даёт последний концерт. Папа простил ему многочисленные преступления и убийства».
 Клевета на Паганини перекинулась на газетные страницы. Во всех тональностях зазвучала фальшь, что «великий скрипач, одержимый бесами, выгнал из дома жену, бывшую его музу, и отобрал  у семьи сына». Николо Паганини от сей клеветы умер в Ницце  27 мая 1980 года.
«Музыкальная газета» поместила на первой полосе короткую заметку:
«Вчера умер знаменитый скрипач Николо Паганини, завещав своё великое имя и состояние единственному сыну 14 лет. Забальзамированное тело было отправлено на родину в город Геную. Будем надеяться, что и это сообщение, как все предыдущие, будут счастливо опровергнуто»
    Слухи стремительно множились. Из уха в ухо шепталось, что «покойник знался с нечистой силой, отказался крестить сыны и тем обрёк его невинную душу на вечные муки, убил собственную жену, чтобы использовать её жилы в качестве струн, и теперь его скрипка поёт голосом его католички Бьянки»
    По улицам Ниццы прошли демонстранты с лозунгами:
«Он умер как собака», «Покажите нам это чудовище!»,
«Уберите быстрей его труп из нашего города! Его труп оскверняет наш город!».
 Память мужа, отца, честного музыканта спасла она - Антониа Бьянки Паганини. Она вышло лицом к лицу к невежественной толпе и вокальным, поставленным голосом смело сказала:
 - Вот я перед вами, живая и здоровая! Наш сын, Ахиллес Николо, перепуган вами смертельно! Остановитесь! Мой любимый Николя не убивал меня, не делал из моих жил скрипичные струны. Он умер по недосмотру докторов. Он не смог причаститься, так как его сразил сердечный удар! Прошу вас! Расходитесь  мирно по домам с Богом тихо, спокойно! Не стоит тревожить прах усопшего. Богу это не понравится. Лучше помолитесь за упокой души его и зажгите свечу в его честь.

   Свирепая толпа умолкла, тихо послушав монолог любящей Женщины. Муза Паганини героически защитила тело мужа от поругания. Она исполнила свой последний долг перед ним и Богом. Они любили, и будут  любить друг друга вечно.
******
    Вот такое, почти реальное видения, нежданно явились в моё сознание, когда я, в пятницу 21 декабря прошлого 2012 года, сидел на десятом месте партера Колонного зала Киевской Филармонии и наслаждался выразительным исполнением Еленой Пушкарской концертом № 3 для скрипки с оркестром
(ми-мажор) в трёх частях:
1. Introduzione. Andante.
2. Adagio, cantabile spianato.
3. Pollacca. Andantino vivace.
Каденции к двум первым частям концерта написаны Алексеем Гороховым.
 
   В первой части  Елена Пушкарская образно  нарисовала портрет Музы композитора. Блестяще представила слушателям капризы, природный женский артистизм, страсть, кокетство и строгий ум Бьянки.
   Вторая лирическая часть была наполнена певучими чувствами настоящей любви и нежности
   Полонез третий части скрипичного концерта Паганини - в представлении Пушкарской - переносил нас, современников, в светский свет аристократизма, в котором при внешней парадности, всегда удобной  сценической площадкой  женского своеволия.
«Что наша жизнь? - Игра!».
  Действительно, хозяйкой судьбы гениального скрипача была любовь к музыке, его любимая женщина и их сын Ахиллес.

*********
   Программу второго отделения Елена Пушкарская составила на контрасте к первому. Другая музыка – иная трактовка исполнения. Романтически сочинения Глазунова, Дебюсси, Крайслера, Сарасате (в оркестровке Горохова) бросали слушателей то в горячее пламя испанской страсти Сарасате, то в лунное блаженство души и тела музыки Дебюсси, то в сладость эротизма Крайслера.
   Концерт талантлиой концертной скрипачки Украины Елены Пушкарской успешно состоялся и закончился Венским каприсом. Слушатели буквально окутали прекрасную Елену цветами. Поклонам и овациям не было конца. Успех превзошёл все ожидания.

   

   

   


Рецензии