Случайный попутчик

  В конце июля установилась аномально жаркая погода. Даже для южных, причерноморских территорий температура воздуха и морской воды держались намного выше среднестатистических за сотню лет наблюдения. Солнце палило беспощадно.
От горячего, парникового воздуха не было спасения ни в тени, ни в воде.

 Казалось, вот оно, - начало апокалипсиса, предсказанного древним календарем индейцев майя, в пророческих катренах Мишеля Нострадамуса и современными эзотериками, магами и колдунами.
 
 И хотя, конец света, по мнению  предсказателей, должен наступить в  конце декабря, все эти погодные аномалии в июле-августе 2012 года, заставили насторожиться даже стойких скептиков.
 
  Во всяком случае, для Антона Павловича, пережившего много "ссудных дней" и "концов света", и относившегося к разного рода пророчествам и предсказаниям скептически, с иронией и здоровым юмором, такая адская жара, тоже представлялась загадочно- мистической.

 Несмотря на изнуряющий зной и сонливую атмосферу, не располагающую к активности, рабочие дни никто не отменял и приходилось выполнять напряженный рабочий график переговоров с бизнес-партнерами, встречаться с контрагентами, подписывать договора, заниматься благотворительностью, даже в дни государственных и религиозных праздников.

 Чтобы вложиться в плотную рабочую программу, приходилось, не обращая внимания на погоду, время суток, без выходных и отдыха, совершать перелеты самолетом и длительные переезды автомобилем.
 
  Особенно интересной и насыщенной событиями оказалась последняя неделя июля. Антон Павлович с женой Еленой Сергеевной, получили  приглашение на два замечательных праздника.
 Первый, православный христианский,- день Равноапостольного великого князя Владимира (28 июля). Второй, - празднование Дня Военно-Морского Флота (29 июля).
             
 Приглашение на праздники получили из белокаменного Севастополя, города военных моряков, православных монастырей и колыбели крещения Руси, — Владимирского собора.

 Путь предстоял не близкий. Ехать решили автомобилем.
В дороге много говорили о христианстве, православии, о великих подвижниках и святоотеческом наследии.
Ключевыми темами в разговоре  были состояние Православия, Церкви Христовой,  Веры,.- в нашем мирском приземленном понимании.
 
 Вспомнили знакомых иерархов, настоятелей монастырей, монахов и приходских священников. По количеству их насчитывалось очень много! Но, когда попытались выделить из них истинно верующих, молитвенников и подвижников, то среди архиереев и настоятелей, таковых не оказалось. Все они живут в роскошных особняках, владеют "майбахами" и "лексусами", не утруждают себя строгими постами и молитвенными правилами.

  В числе священнослужителей - верующих(!), молитвенников и настоящих пастырей, по обоюдному мнению, оказались: иеромонах Феодосий (Почаевская Лавра), покойный протоиерей Владимир (Карпец) — благочинный Севастополя, и сельский приходской священник отец Владимир. И все...
 Сколько не пытались дополнить этот список, вспоминая добрые дела, проповеди, литургии, но так и не смогли...

 До какой же степени печально обстоят дела?! А может быть не надо так глубоко копаться? Может об этом, вообще, грешно и разговор заводить?


  Как-будто для укрепления веры и для получения ответов на вопросы, которые  обсуждали, по какому-то, чудесному наитию, а скорее, по Божьему Промыслу, при въезде в Севастополь, увидели одинокого путника в монашеской рясе.
 Он шел вдоль обочины дороги, в попутном направлении и, Елена Сергеевна, вопреки давнишнему правилу, — никаких пассажиров не брать, неожиданно и требовательно сказала:

 - Антон, остановись! Давай подвезем монаха. Сегодня православный праздник и пусть это будет первое доброе дело!

  К машине подбежал среднего роста, очень худенький молодой человек, в потертом подряснике, подпоясанный матерчатым ремешком, с Исусовой молитвой. По всей видимости, послушник или монах Климентьевского монастыря, который находился  рядом с автомобильной дорогой.

 Длинные и редкие русые волосы собраны на затылке в хвостик, а жиденькая бороденка и большие светло-голубые глаза, на фоне бледного лица, придавали его образу некое иконописное подобие.

  - Спаси Господи! - поздоровался монах и сразу предупредил, - заплатить не смогу, денег у меня нет. Если можно, то подскажите, пожалуйста, как мне дойти до Свято-Георгиевского монастыря, что на мысе Фиолент. Монастырская братия направила прямо по дороге до Ялтинского кольца, а дальше советовали спрашивать добрых людей.

  После непродолжительного диалога, наконец, удалось убедить молодого человека в том, что Ялтинское кольцо, в попутном нам направлении и что никакой оплаты не нужно, потому что добрые дела за деньги не делаются.

  Расположился попутчик на заднем сидении, за передним пассажирским местом, и сразу же, приветливо представился:

  - Зовут меня Илларион. Мне двадцать четыре года. В прошлом году закончил духовную семинарию. По существующим церковным правилам, выпускник семинарии, если он женат, - получает сан священнослужителя и приход. Если не женат, то есть другой путь,- подвизаться в монастырь, принять постриг и нести монашеское служение. Свой выбор я сделал давно, потому что воцерковлен с раннего детства. Мама, Спаси ее Господи, воспитывала меня по христианским заповедям.
С пяти лет, я уже был в облачении пономаря, прислуживал настоятелю приходского храма отцу Анатолию,- Царство ему Небесное!
При этом Илларион осенил себя Крестным знамением, ладонями вытер слезы, и продолжил рассказ, - позднее, к двадцати годам, пел в церковном хоре, исполнял послушание псаломщика.
 Когда в церкви появились колокола, пришлось осваивать обязанности звонаря.
Жизненный путь мой был предопределен. Сомнений никаких не было, я точно знал чего хочу. Мечтал поступить в семинарию, найти смиренно-добрую девушку, способную нести подвиг матушки, получить приход и всю жизнь носить крест иерея.
 Все, Слава тебе Господи, так и складывается. Только в одном пока не получается. Не сподобил Господь встретить свою иерейскую половинку, ту, что у православного попа — может быть только одна. Знакомился, встречался, но пока не нашел.
 Духовник мой, старец схиархимандрит Ворсонофий, благословение на постриг в монахи не дает.
Говорит,- не твой это путь, Ларик. Благословил совершить паломничество по монастырям, святым местам. По-отечески, дал мне немного денег, но их хватило на два месяца моих странствий. Теперь перемещаюсь, в основном пешком, по пути следования посещаю храмы и монастыри, исповедуюсь, причащаюсь, молюсь.
Кое-где приходилось задержаться на недельку, чтобы заработать на дорогу и кусок хлеба.Слава Богу, много мне не надо,  а физической силы достаточно. Так что соглашаюсь на любое послушание. Вчера до Свято-Климентиевского монастыря в Севастополь подвезли паломники из Днепропетровска.
 Правда, братия монастырская без благословения настоятеля (он выехал в Киев),  дать работу, ночлег и стол, отказались. А утром посоветовали отправиться в Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте, - там, говорят, Настоятель доброй души человек, никогда не откажет в куске хлеба и ночлеге.

 Слушая Иллариона, Антон Павлович, видел его через зеркало заднего вида в салоне автомобиля.
 Вне всяких сомнений, молодой человек был необычным. С первой минуты общения, появилась уверенность в том, что Илларион чистая и добрая душа.
В наше время, днем с огнем, не сыщешь парня двадцати четых лет, без намека на нигилизм, с такими светлыми и чистыми мыслями и планами.

 Встретившись глазами с молодым человеком в зеркале, Антон Павлович, смущенно сказал:

 - Илларион, будем знакомы. Мы супружеская пара. Православные. В браке уже сорок лет. Обвенчались по православному обряду не так давно, - десять лет назад.
Монастырь, куда вы решили податься, далековато и в стороне от городской черты. Автостопом добраться можно, но с пересадками. А пешком, вообще, проблематично. Мы сделаем так: вас довезем до ворот монастыря, а вы, запишите нас в требник и помолитесь за праведную Елену и грешника - воина Антона... Договорились?

 Молодой батюшка с улыбкой засуетился, извлек записную книжку, старательно записал имена, и перекрестившись сказал:

 - Спаси Вас Господи! Что вам со мною - грешным договариваться?!
 Молиться Богу за добрых людей, грешных и праведных, — это обязанность священников. Видеть свои грехи — это уже первый шаг и признак оздоровления души человека.

 Илларион замолчал. На его лице запечатлелась тихая радость и благодарная улыбка.
В очередной раз, взглянув в зеркало на попутчика, Антон Павлович, спросил:
 
 - Вот, вы собираетесь женится, обзавестись жильем, детьми, стать "Пастырем Овец Православных", прямо говоря, добывать хлеб насущный иерейским служением "в мирУ".
 А ведь, мирская среда жестокая и сохранить чистую душу и не поддаться на бесчисленные соблазны, - ох как тяжело.
Очень многие священники превратили приход в собственный успешный бизнес,  Божественную литургию - в театрализованное зрелище, с бесконечными переодеваниями в разноцветные, шитые золотом одежды. Заповеди нарушаются, Таинства Господни продаются за деньги, отпетый "отморозок" может купить себе, чуть-ли, не "святость". Может быть, мое суждение покажется резким, но очень часто, глядя на священнослужителей, трудно понять, кому они служат Богу или Мамоне.
Что вы думаете по этому поводу?

 - Думаю, что каждый верующий, как говорил мудрый старец, "будет подвешен за свой хвостик". Это касается всех христиан, а священников, - в первую очередь. Православие - это истинно-правильное прославление Бога, именно потому, что в основе нашей Веры лежит синергия: - Бог не может спасти человека без самого человека! К спасению ведут, - не мирские дела и не золоченные одежды, они, суть "внешний мирской авторитет". Можно внешне исполнять заповеди, но без Веры, спасения нет. По-православию, спасается тот, кто видит: - С БОГОМ  я  ВСЕ! Без БОГА — ничто! Когда монашествующие иерархи и приходские священники-батюшки становятся "мирскими авторитетами", посещая рок-концерты, развлекательные телепередачи или рекламируют себя на бигбордах, - то это значит, что мы видим человека в иерейском облачении, но враждебного всему святому.
Что касается, персонально меня и моего будущего, то совершенно точно могу сказать только одно: мой путь — путь служения Богу. Паломничество по святым местам укрепило меня духовно. Верующий НИЧЕГО не теряет в земной жизни, но приобретает ВСЕ в вечности... 
   
 Интересным собеседником оказался  Илларион, а его рассуждения о вере, добре и зле, грехе и праведности, о монашестве и приходских священниках, были простыми, но очень точными. Он явно обладал талантом проповедника, а в том, что ему уготован путь настоящего православного священника, никаких сомнений не возникало.
Прощаясь с Илларионом у ворот монастыря, Антон Павлович, пожал ему руку и сказал:
- Рад нашему случайному знакомству, всего вам доброго!
- С христианской точки зрения, в нашей жизни нет случайностей, — на все есть воля Божья, -с поклоном ответил Илларион.      


Рецензии
Георгий, очень хорошо, что Вы написали об этом монахе. В последнее время появилось не просто критическое, а какое-то небрежное и обвинительное отношение к священнослужителям. Настоящий религиозный настрой несёт только чистоту и доброе отношение к людям. И вы сумели так описать этого случайного попутчика, что при чтении возникает зримый образ этого светлого человека.
С уважением

Светлана Шаляпина   26.08.2019 12:27     Заявить о нарушении
Добрый день, Светлана!
Благодарю Вас за прочтение и отзыв. Этот рассказик - быль.
Все рассуждения ЛГ восстановлены максимально достоверно, по "свежей памяти". Вы назвали его "светлым человеком", и это очень точное попадания в его образ.
С искренней благодарностью за визит,

Георгий Качаев   26.08.2019 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.