Дикая розга. Божие откровение. Рождество Христово

           Вот и великий праздник наступил - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Вспомнила Святую Землю. К  сожалению, тогда из-за сложной военной обстановки мы не смогли  съездить в Вифлеем, где родился Иисус Христос.
           Духовные знания мои были равны почти нулю. Господи, помоги, просвети мой ум и разум, чтобы я могла познавать Тебя.
           И помощь пришла - от святителя Николая Сербского:
           "Бог во Христе явился нам небывалым и непостижимым образом.
           "По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго" (Мф.1,18).
           Священномученник Игнатий говорит, что Дева была обручена, «дабы рождество Его было сокрыто от диавола и дабы диавол потому думал о Нем как о рожденном от законной жены, а не от девицы».  Лишь от Духа Святаго и мог быть зачат Тот, Кому предстояло среди царства духа тьмы и злобы восстановить Царство Духа света и любви.
           "Родившееся в Ней есть от Духа Святаго" (Мф.1,20). Это есть дело Божие, а не человеческое. Здесь действует Больший природы и Сильнейший закона, без Которого ни природа не имела бы жизни, ни закон – силы.
           Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, "вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле" (Лк.2,1). Какая гордыня властителя мира! И какое унижение людей! Все, что сатана употребляет для унижения Божия, обращается, по премудрости Промыслителя, к его собственному унижению, к славе Божией и на пользу домостроительства спасения человеческого. Всеобщей переписью населения сатана хотел обнаружить рабство всех людей одному обожествленному человеку, но Бог употребил перепись для использования пророчества о рождении Спасителя в Вифлееме.

           "Пошел также Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна" (Лк.2,4-5).
           От Назарета до Вифлеема почти три дня пешего пути. Но поскольку Пресвятая Дева была беременна, можно полагать, что Божественное семейство провело в дороге больше времени. Сколь утомительный и мучительный путь: сначала однообразная равнина Галилейская, затем подниматься и спускаться по горам Самарийским, потом медленно и осторожно шагать по каменистой и сухой Иудее. И на всем пути всего три колодца. Можно себе представить, какая толпа народу ждала и толкалась возле каждого из них во время всемирной переписи. Но послушливый и смиренный Господь приходит в мир на тернистый путь и вступает на него еще во чреве Матери Своей. Повелевает кесарь, чтобы все его подданные записались, - и Тот, Коему Серафимы суть подданные, послушно идет записаться как подданный тленного кесаря земного.
           У Иосифа, последнего потомка Давида, нет в Вифлееме ни одного сродника, который бы его принял; нет ни единого друга, который оказал бы ему гостеприимство.
           "Не было им места в гостинице" (Лк.2,7). Нигде не было места, кроме как за городом в одной пещере, в которую пастухи загоняют свои стада.
           "И родила Сына Своего Первенца" (Лк.2,7). Звезды остановились на своих путях, остановились воды, затихли ветерки, наступила полная тишина, молчание захватило всю Вселенную. Не происходило никакого движения, лишь удивительным образом рождался Христос, Который родился, не повредив девственной печати Богоматери, и возвестил спасение всех нас. Как сказал святой Игнатий Богоносец, три тайны сокрыты в Божественном молчании от глаз диавола. Тайна девственного рождения Христа, тайна Его смерти и тайна Его воскресения. Эти тайны были окутаны завесой молчания, недоступны для ума падшего князя и тех людей, которые служат падшему князю, но открылись сердцам людей, верующих во Христа.
            
           "И спеленала Его, и положила Его в ясли" (Лк.2,7). Лучше чистая солома, чем грязные шелка. Насколько же ясли безгрешнее дворца кесаря, а овечья пещера – Рима, столицы всемирной империи. Пусть любезный  Младенец возлежит в пещере и яслях. Волы и овцы не ведают о грехе, да и пастухи ведают о нем меньше, нежели прочие люди. Господу Иисусу Христу светло там, где безгрешно, и тепло там, где грех не леденит грудь.
           Стояла ночь и ночная тишина. Утомленные путники, подданные кесаря, отдыхали и крепким сном восстанавливали свои силы. Бодрствовали только пастухи, "которые содержали ночную стражу у стада своего" (Лк.2,8). На расстоянии получаса ходьбы вниз под гору от Вифлеема и сегодня существует село «Пастухи», или «Пастыри». По преданию на этом месте, пастухи стерегли стадо свое.
            И вот, на этом месте предстал пастухам Ангел Господень, "и слава Господня, осияла их; и убоялись страхом великим" (Лк.2,9). Прекрасна слава Господня, осиявающая и Ангелов, и праведников! Ангел из небесного огня успокоил пастухов: "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк.2,11).
            И как только изрек Ангел Господень, внезапно явилось с ним "многочисленное воинство небесное, славящее Бога" (Лк.2,13). Великий Исаия слышал этот преумилительный глас ангельский, взывающий "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы его!" (Ис.6,13). А величайший тайнозритель Нового Завета, святой евангелист Иоанн, пишет о своем видении Ангелов: "И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч" (Откр.5,11).
           Такая величественная слава открылась и простодушным пастухам вифлеемским. Писание повествует, что целая группа смертных людей наяву видела и слышала безсмертное воинство ангельское. Это знаменует то, что с пришествием Христа небо настежь открывается для всех людей, с чистым сердцем жаждущих неба.
           Но явление Ангелов принесло и другую весть, до того неизвестную людям и не сообщенную в Священном Писании. Это – новая песнь, которую поют Ангелы. Та песнь, которую слышал Великий Исаия, - исключительно хвала Богу. А новую песнь можно было бы назвать программным гимном спасения и гласит она: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!" (Лк.2,14).

           Когда люди прежде всего и в радости сердечной славят в вышних Бога (а не какого-нибудь человеческого бога на земле в нижних), тогда последствием этого бывает на земле мир, а последствием того и другого – в человеках благоволение. Господь Иисус Христос и пришел на землю для того, чтобы вся земля воздала славу в вышних Богу и чрез то установился на земле мир и в человеках благоволение.
           "Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис.45,6-7). Пока праотец Адам непрестанно сердцем и устами воспевал славу Богу над собою, до тех пор земля его существа была в мире, то есть его тело не распинали никакие похоти и страсти, но оно пребывало в совершенной гармонии с душою и духом; и был исполнен благоволения, то есть любви как к своему Творцу, так и ко всему окружавшему его творению Божию.
           А когда он согрешил, сердце его сжалось от страха, уста его онемели от ужаса, немирность исполнила все существо его. И злая воля возросла в нем быстро, как во сне, злая воля по отношению к Богу, и к жене своей, и ко всем прочим созданиям в раю, и к себе самому. Тогда он почувствовал себя нагим и начал скрываться от лица Божия. От Адамова греха и до Христа лишь отдельные праведники, как то: Авель, Енох, Ной Авраам, Исаак, Иаков и другие, - умели и могли славить в вышних Бога, иметь на земле тела своего мир и к человекам благоволение. Остальные люди были вечно разделены в прославлении разных в нижних, на земле, богов, в прославлении разных фантазий или идолов или самих себя, обожествленных. И наступила борьба и свара в человеках: какое божество следует славить. Не прославление истинного Бога и прославление ложных, вымышленных богов повлекло за собою отсутствие на земле, на всей земле мира. А от всего этого произошла в человеках злая воля, превратившая жизнь человеческую в вавилонское смешение и адское пламя.

           При Новом Творении надлежит восстановить эти три вещи, делавшие Адама в раю счастливым. Потому при рождестве Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа, ангельское воинство поет гимн спасения: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!"
           Потому все апостолы в Посланиях своих воздают славу и благодарение в вышних Богу, а апостол Павел восклицает: Ибо Он есть мир наш (Еф.2,14). И все угодники Божии, с самого начала, учат нас, что благие дела ценятся не по количеству даров, но по благоволению. «Ибо для Бога не существует жертвы богаче, нежели благоволение», - говорит святитель Григорий Двоеслов.
           После этого события, единственного в истории человеческой и достойной лишь Господа и Спаса нашего, Ангелы сокрылись от очей человеческих, оставив пастухов в радостном удивлении.
           "Пойдем в Вифлеем, - сказали друг другу пастухи, - и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь" (Лк.2,15). Почему они говорят не «Ангел», но Господь? Потому что Ангел Божий предстал в таком величии, сиянии и лепоте, что ум человеческий и Самого Господа Вседержителя не мог бы представить ни в величии большем, ни в сиянии блистательнейшем, ни в лепоте краснейшей. А кроме того, в Священном Писании много раз Ангела Божия называют Господом. Это происходит оттого, что истинные израильтяне были строги в вере в Единого Бога, так что все, узнанное чрез Ангелов, считали исходящим от Самого Бога.
           Радость окрылила их, "и, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях" (Лк.2,16). В пещере, где они держали свои стада, нашел Себе приют Тот, Кому вся вселенная тесна; в яслях куда они клали пищу для своих овец, лежал в пеленах Небесный Хлеб. Вифлеем, или, по-еврейски, Bethlehem, означает «дом хлеба». Таинственный смысл этого названия открывается рождением в этом месте Господа нашего Иисуса Христа, Небесного Хлеба, Который жизнью питает все живущее. Остатки жеванной овцами соломы служили постелью Тому, Кто от сотворения первого мира восседал на пламенных Херувимах.   
           "Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи" (Лк.2,17). Стало быть, это относится не только к Марии и Иосифу, иначе не было бы сказано все, но и еще некоторым другим, находившимися вблизи пещеры, которым по Промыслу Божию пастухи открыли эту пречудную тайну небесную.

           "А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" (Лк.2,19). Она слушала все слова, которые небо и земля говорили о Сыне Ее, и слагала их в сердце Своем. Придет время, когда Она отверзет уста Свои, и вынесет богатства из сокровищницы сердца Своего, и поведает обо всех тайнах, от которых научатся и евангелисты, и апостолы.
           "И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было" (Лк.2,20).
           И пришли волхвы, узнав о рождении Спасителя по явлению чудесной звезды на небе.
           Кто такие таинственные волхвы с Востока? И почему именно они пришли и поклонились рожденному Иисусу. Они приходят от имени всего звездопоклоннического Востока, чтобы поклониться самой блистательной Звезде на небе истории человеческой. Они пришли на поклонение Новорожденному с Востока и от имени Востока, а не от имени одной из восточных стран или одного из восточных народов.
           Забыв Единого, Живаго и Всемогущего Бога, Восток со временем полностью попал под власть сотворенной природы. А поскольку звезды являются мощнейшими телами в сотворенном мире, то можно сказать – под власть звезд. Сперва восточные народы верили, что звезды суть живые и могущественные существа, управляющие течением всех вещей на земле, в том числе и человеческой жизнью. Эти существа жители Востока обожествили и разделили их на добрые и злые. То были добрые и злые боги, которые своими огненными очами согревают или попаляют, помогают в жизни или отнимают жизнь. И приносили жертвы, даже и человеческие.

           Ученые люди Востока, дабы спастись от этой грубой веры народной, начали изучать звезды и их влияние на жизнь людей. Они первые и создали учение о звездах, названное «астрология». Но учение это не принесло людям свободы, а раскрыло еще большее рабство и больший ужас. А именно, восточные волхвы-звездочеты решили, что звезды на самом деле не являются богами, как верил народ, но их господствующее влияние на все живые существа на земле так сильно и так математически точно, что ни что живое не может ни на один волос в пространстве и ни на одну секунду во времени освободиться от этой неотвратимой и слепой тирании звезд. Как будто не звезды сотворены для человека, а человек для звезд! От звезд зависит рождение человека, жизнь человека, счастье или несчастье, характер и развитие, все события в жизни, да и сама смерть! Таким образом, человек является абсолютным рабом звезд.
           Эта «наука» породила или же оправдала и вскормила все виды оккультизма, магии, ворожбы, гаданий, заговоров, чародейства и всего прочего, что в христианстве названо одним именем – суеверие. То была темная и удушливая туча с Востока, распространившаяся и на Запад и своею смертельной тяжестью придавила весь род человеческий. И так ученые звездочеты не освободили человеческой совести, но еще больше и сильнее поработили ее, создав железную систему фатализма, в которой человек задыхается от ужасного одиночества, оставленности и беспомощности.
           Но в глубине человеческой души, исполненной этого астрологического мрака, милость Божия не дала погаснуть одной маленькой искре – если не веры, то хотя бы догадки, что человек все-таки свободное существо, что он сотворен для свободы и идет в сретение свободе. Из этой догадки разгоралось стремление к свободе, наперекор всему звездному котлу над человечеством. А из этого стремления рождалась надежда, что появится человеколюбивая звезда, которая изведет людей из темницы мира, украшенной звездами, и введет в царство свободы, чтобы люди, таким образом, умерли для стихий мира, жили же и были свободны в Боге (Кол 2,20).
          
           И эта желанная звезда появилась однажды ночью над озабоченными головами ученых волхвов; она манила их в некий неведомый путь, и они быстро оставили все и пошли за нею. Похоже, что по дороге они разговаривали с этой таинственною звездою и от нее узнали многое! Похоже, от нее самой они узнали, что она не та звезда-освободительница, но лишь путеводная звезда к новорожденному Царю, Который и есть истинный Освободитель людей; что Царь Сей зовется Царь иудейский; что Он рожден в Иудее; что они должны принести Ему в дар три вещи: золото, ладан и смирну.
           Святые отцы мудро мыслили, что эта путеводная звезда не была звезда, подобная прочим звездам, но была некая духовная сила в виде звезды.
           Придя в Иерусалим, волхвы осведомили Ирода и его приближенных о появлении удивительной звезды и об указании ее, что родился некий новый Царь иудейский. Вместо того, чтобы возрадоваться – ибо Ироду, старейшинам и книжникам израильским и всему Иерусалиму дано было видеть то, что многие пророки и цари желали видеть… и не видели (Лк.10,14). Вместо того, чтобы восклицать от радости, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. Для чего пришли волхвы в Иерусалим? Во осуждение иудеям. «Если волхвы, будучи идолопоклонниками, уверовали (во Христа), какой ответ смогут дать иудеи? (Блж.Феофилакт).
           Почему смутились говорившие о Нем каждый день, и каждый день возносившие к Богу молитвы о Его пришествии? Кого праотцы их ожидали тысячелетиями? Смутил их грех, испугалась их преступная душа. В лице Мессии праведник ожидал Друга, грешник же – Судию. Прилепившиеся к земле и умом, и плотью, Ирод и книжники убоялись, как бы новый Царь не принудил их отлепиться от земли. «На что Он нам, - могли думать они, - нам и без Него хорошо».
           Но никто не устрашился так, как Ирод. Страх быстро создал в голове Ирода кровожадный план самообороны. Он тайно призывает к себе волхвов и начинает их подробно расспрашивать будто бы о появлении чудесной звезды. Главное для Ирода то, чтобы дать им поручение: "пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему" (Мф.2,8).
           Своих возвышенных гостей, которых жажда истины и свободы подвигла оставить свои дома и все земные удобства, подвергнуть себя долгому и опасному путешествию, кровавый вождь богоизбранного народа, Ирод, хочет вовлечь в свои интриги, в подготовку ужасного  преступления, ради своей волчьей уверенности в своем логове. Какая адская бездна, и какой страшный плод на Адамовой ниве греха!
           Оставив Ирода и власть имущую свору духовных и моральных бедняков вокруг него, волхвы с Востока, жаждущие истины, вышли из Иерусалима и отправились своим путем.
           "И се, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Мф.2,9). Их очи смотрели на звезду, их сердца радовались звезде, их мысли непрестанно вращались вокруг Новорожденного. Но какая была радость, когда звезда остановилась над Вифлеемской пещерой! "Они возрадовались радостью весьма великою" (Мф.2,10).
         
           С благоговейным страхом и радостью волхвы вошли внутрь, "увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему" (Мф.2,11). Они, падавшие пред звездами и поклонявшиеся им со страхом и ужасом, ныне с великой радостью падают на землю и поклоняются Живому Господу, пришедшему на землю, чтобы освободить их от рабства звездам и веры в слепую звезду.
           "И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф.2,11).
           Они принесли Ему три вида даров, знаменуя этим, еще и несознательно, Святую и Животворящую Троицу, во имя Которой и приходит Младенец Иисус к людям; и чтобы этим обозначить троякое служение Господа Иисуса Христа: царское, священническое и пророческое. Ибо золото представляет собой царское достоинство, ладан – священническое, а смирна – пророческое и жертвенное. Итак, Новорожденный Младенец будет Царем Царства безсмертного, будет Священником безгрешным и будет Пророком, Который, как и большинство пророков до Него, будет заклан. Всем людям ясно, что золото означает царя и царствование. Ясно и то, что ладан означает молитвенника, священника. И также ясно из Священного Писания, что смирна означает безсмертие.
           От Христа мир засияет, как от золота; и исполнятся молитвы, как храм исполняется курения ладанного; и заблагоухает вся вселенная от Его учения и Его тела, как от смирны. И кроме того, все эти три дара представляют собою постоянство и неизменность: золото остается золотом, ладан остается ладаном, смирна остается смирною; ничто из них со временем не теряет своих свойств, но и спустя тысячу лет золото блистает, ладан горит, а смирна благоухает.
           Нельзя было найти на земле три вещи, которые бы так верно символизировали земную миссию Христову, которые бы яснее и красноречивее выразили постоянство – и вечность – Христова дела на земле и всех духовных и нравственных ценностей, принесенных Им с небес к людям. Он принес истину, он принес молитву, Он принес безсмертие. Какая другая вещь на земле представила бы истину лучше, чем золото? Делайте с золотом что хотите – оно не перестанет блистать.
           Какая другая вещь на земле представила бы молитву лучше, чем ладан? Как благовонное курение ладана распространяется по храму, так молитва распространяется по всей душе человеческой; как курение поднимается ввысь, так молитва души человеческой возносится к Богу. "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою". Правда, и другие вещи могут куриться, но ни одно другое курение не призывает душу к молитве, кроме курения ладана. И какая другая вещь на земле представила бы безсмертия лучше, чем смирна? Эта смертность порождает смрад, безсмертие же есть стойкий аромат.

           Итак, восточные волхвы символически высказали все вероисповедание христианское, начиная со Святой Троицы и заканчивая воскресением и безсмертием Господа Иисуса Христа и Его последователей. Потому они не просто поклонники, но и пророки - пророки как христианского вероисповедования, так и жизни и служения Христовых. Все это они не могли узнать сами по себе, по своей человеческой мудрости, но узнали по Божию вдохновению, которое и подвигло их на путешествие в Вифлеем, дав им дивную звезду в качестве путеводительницы.
           Завершив свое поклонение в Вифлееме, волхвы собирались возвратиться в Иерусалим, а потом тем же путем отправиться в свои земли. Ирод ожидал их с нетерпением, и они думали, по наивности своей, пойти к нему и разделить радость свою с этим безрадостным властителем. Но, "получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф.2,12). Прежде нежели они увидели Младенца, звезда указывала им путь, а после того как они Его увидели, Ангел беседует с ними (во сне), как с уже посвященными.
           «Нечто великое напоминает нам волхвы тем, что они возвращаются в свое отечество иным путем. Наше отечество есть рай; поскольку мы познали Иисуса, нам запрещается возвращение в рай тем путем, которым мы идем. Ибо мы ушли из своего отечества путем гордости, непослушания, пристрастия к видимому миру, вкушения запретных плодов. А для возвращения должно идти путем плача, послушания, презрения видимого, обуздания плотских вожделений» (Cвятитель Григорий  Двоеслов).
           Во всем послушные Богу они тут же отправились другим путем, обошли Иерусалим и, радостно славя и хваля Бога и Новорожденного Спасителя мира, пошли домой к своим близким, неся им больший дар, нежели тот, что они из своего дома взяли для Царя Христа. Ибо ныне они несли в сердцах своих Самого Царя Христа, то есть вместо оставленного золота, ладана и смирны они несли полные сердца истины, молитвы и безсмертного благоухания Христова.         
         
           Как только прибывшие издалека поклонники, волхвы с Востока, отошли из Вифлеема, - "се Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать младенца, чтобы погубить Его" (Мф.2,13).
           "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф.»,16).
           Волхвы  с Востока на самом деле не смеялись над Иродом. Они ничего ему не обещали. Ибо сказано в Евангелии: Они, выслушав царя, пошли. Но тиран Ирод привык: всякий, узнавший его волю, должен ее исполнять. Гнев был тем воздухом, который он вдыхал и выдыхал каждый день, - что всегда, без исключения, происходит с людьми, находящимися в рабстве у своих страстей. Мы можем почувствовать это и на себе: чем более мы предаемся какой-либо страсти, тем более становимся чадами гнева. А гнев есть отец убийства, ибо в конце концов приводит к убийству.
           Так первыми мучениками за Христа стали дети. Их преждевременная мученическая смерть объясняется бездною греха человеческого, оправдывается же венцом славы и безсмертия, который они стяжали в Царстве Христовом. Те, кого более любил Христос, первыми пострадали за Него. В Ветхом Завете за Бога погибали пророки, в Новом Завете за Бога погибают дети и все те, кто чист как дитя. Ибо заповедь Нового Завета есть: "если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18,3). Но все те, кто обратятся и будут как дети, встретят своих иродов, более или менее кровожадных, которые из зависти будут бить и гнать и даже убивать. Ни один мученик за Христа не останется без своего венца в Царстве Христовом, и ни один ирод не избежит лютой казни, как царь Ирод не смог избежать ее ни на земле, ни на небе.
           Тот, кто убил невинного, убил самого себя. Тот, кто погиб невинным, спасся и победил. Не цари сильны, а дети. Это великая новость для ветхого мира. Это главный принцип Нового мира Христова.
           Первый пример проклятия насильников и благословения умученных младенцев в новом творении являют собою Ирод и избитые дети вифлеемские. С тех пор, как читается Святое Евангелие, изо дня в день, на Ирода изливаются проклятия, а на его невинные жертвы – благословение. И чего достиг Ирод своим преступлением? Ничего из всего того, чего хотел, и всего того, что заслужил. По Божию Провидению иногда злодея постигает казнь сразу после преступления, а иногда позднее, но всегда неожиданно. Ибо Господь взыскивает за кровь, помнит ее, не забывает вопля угнетенных.
           Убийца детей был наказан ужаснейшими мучениями в тех органах человеческого тела, которые Богом определены для чадородия. Смрад, исходивший от Ирода, разогнал из царского дворца всех. И в одиночестве, страданиях телесных и, наконец, безумии Ирод испустил свою черную душу, чтобы она продолжила испытывать муки, от которых смерть освободила тело.
         
           И так, Новое Творение открывается не только радостью Ангелов и пастырей в Вифлееме, но и плачем младенцев, матерей и злодейской яростью властолюбцев. И ветхая история человечества началась с крови и преступления, но без радости. Брат убил брата, Каин Авеля. И род человеческий опускался все ниже и ниже, от греха ко греху, от преступления к преступлению, пока не пал на самое дно греховного пекла.
           Почему Бог попустил новое преступление в Новом Творении? Почему не предотвратил убийство младенцев Иродом? Дабы показать ужасное падение человечества и открыть глубину пропасти, из которой Мессия должен был извлечь род человеческий.
           Новому Адаму надлежало излечить ветхого Адама от непослушания и гордости. Лекарство заключалось в послушании и смирении. Сыновнее смиренное послушание Господь наш Иисус Христос явил уже тем, что решил родиться как Человек во плоти, ибо уничиженная плоть человеческая была для Него более унизительной пещерою, нежели пещера Вифлеемская. Кроме того, Он показал Свое смиренное послушание тем, что родился в весьма скромной среде и нищенских условиях жизни: в малоизвестном народе, в еще менее известном селении и от Матери, совершенно неизвестной миру. Потому Господь явился людям не из гордого Рима, но из Вифлеема и не из обожествляющего себя дома Августа, но из покаянного и смиренного дома Давидова.
           Господь наш Иисус Христос родился не в Риме в императорском дворце, Он не мог родиться в царском дворце, ибо у Него и не было задачи сделаться царем земным и владеть землею. Царство Его не от мира сего, мрачного, как туча, и преходящего, как сон. Он не мог родиться как сын царя земного, ибо Его средствами не могли быть огонь и меч, указ и сила. Средства Его – ласковое врачевание болящих и постепенное возвращение их на стезю здравия.
           И, наконец, смирению Сына Божия есть предел. Этот предел полагается грехом. Чрез такую нечистоту духовную, моральную и телесную, какую представлял собою Рим и кесарев дворец в Риме, Бог не мог сойти в мир. Тот, Кому надлежало очистить человечество от нечистоты греховной, должен был родиться в чистоте, невинности и безгрешности.

           Премудрость Божия, явленная при рождестве Спасителя, а именно при выборе народа, рода, места и Матери, столь же неизреченно велика, как и премудрость Божия при первом сотворении мира. Все, что Бог делает, Он делает не как волшебник, но как Домостроитель. Он медленно созидает, но созидает на твердом основании. Он сеет и ожидает, пока земля произведет зелень, потом колос и, наконец, полное зерно в колосе. Он терпеливо сносит тысячи временных поражений, дабы прийти к одной вечной победе.
           Отчую любовь Бога к человеку Господь наш Иисус Христос показал, страдая с людьми и за людей. Как бы мог Господь явить любовь Божию чрез таковое страдание, если бы Он родился в Риме, в императорском дворце? Кто повелевает и правит с помощью указов, тот считает страдание унижением.
           Всякое событие в Его жизни представляет собою целое Евангелие. И тогда, когда Он только что родился и не мог еще уст Своих отверзть, чтобы изречь слово, Он самим способом, местом и средою Своего рождества дал человечеству целое Евангелие.   
           Христос за это краткое время открыл людям безчисленные тайны, и дал им огромные уроки, и показал им необоримость Своей Божественной силы. Он откликнулся на повеление кесаря и пошел в Вифлеем на перепись и явил пример покорности закону и властям. Он родился в пещере и тем явил пример безконечного смирения и дал недвусмысленный урок: достоинство человека зависит не от места рождения его, но от духа, который в нем. Своим рождеством Он настежь распахнул небеса и сделал так, что Ангелы пели на грешной земле и беседовали с пастырями. Он сделал пастухов первыми Своими поклонниками и тем показал, что в Царствие Свое он будет избирать людей не по знатности происхождения, богатству, учености или общественному положению, но по невинности души, чистоте сердца и богобоязненности ума.
           Он привлек к Себе умнейших людей Востока, волхвов, и освободил их от звездопоклонничества,  и научил поклоняться Живому и Всемогущему Богу во Святей Троице. Он открыл в Ироде и мудрецах иерусалимских всю бездну развращенной человеческой природы, исступленной от греха и порабощенной страстями. Чрез мученичество вифлеемских младенцев Он предрек страдальческий путь многих и многих последователей Своих, но и показал за краткое время, что невинность сильнее насилия и что Ирод на самом деле убил не младенцев, а самого себя".
         
            "Бог стал одним из нас. Но не во славе, а в немощи, безпомощным и обездоленным, уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой, все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, безконечный путь, который простирался перед странниками без крова. И они пошли, - и эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества.   
            Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. И Он не постыдился нас, стал как мы все, не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому что Он сроднился – через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие.         
            Поклонение пастухов и волхвов Господу Иисусу Христу показывает всем нам пример, как простым, так и ученым, что все мы одинаково нуждаемся в Господе Иисусе Христе. И все с равным смирением и послушанием должны поклоняться Ему как Жизнодавцу и славить Его как своего Бога и Спаса, со Отцем и Святым Духом – Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь".
         
           "Рождение Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо чрез него служившие звездам, как Богу, были звездою научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и в Тебе познать Восход с высоты (обычное, земное солнце восходит снизу вверх, а Солнце правды, Христос, сходит с высоты). Господи, слава Тебе!"
            
            СЛАВА, ГОСПОДИ, СВЯТОМУ РОЖДЕСТВУ ТВОЕМУ!
            
            И сегодня, в этот день меня утешил Господь через блаженного Иеронима. Во время светлого и радостного праздника Рождества Христова блаженный Иероним, когда молился в Вифлееме, размышлял: "Что ты можешь принести в дар рожденному Богомладенцу?"
            Иероним стоял у яслей, где родился Господь и как бы вел разговор в своей душе с Господом.
            Он говорил так: «Господи, как твердо и неудобно Тебе было лежать здесь, в этих яслях, ради моего спасения. Что я Тебе могу воздать за это?» И ему казалось, что   Младенец как бы отвечал: «Я ничего не желаю, только пой «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», потому что ждет Меня впереди еще более сложное и более тяжелое… Будет и Гефсиманский сад, и Крест». И на это блаженный Иероним говорил: «Ну что же я дам Тебе? Я бы отдал все, что я имею». И Богомладенец как бы отвечал: « И небо Мое, и земля Моя, Я ни в чем не нуждаюсь, а то, что у тебя есть отдай лучше бедным людям, и Я это приму как будто это сделано для Меня». Блаженный Иероним продолжал вопрошать: «Я сделаю это охотно. Но мне хотелось сделать что-то специально для Тебя». Тогда Младенец отвечал: «Если ты такой щедрый, то отдай Мне грехи свои, свою испорченную совесть и осуждение». Блаженный Иероним удивился: «А что Ты хочешь сделать с ними?» И Богомладенец сказал: «Я возьму их на свои рамена, это будет Моим достоянием, и тем великим делом, о котором предсказывал Исаия: «Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда блаженный Иероним начал плакать: «Божественный Младенец, возьми, что есть у моего, и дай мне Твое. Тобою я оправдан от грехов, и верую в жизнь вечную».
   
            А для нас был главный герой Рождества не родившийся Младенец-Христос, Который лежит в яслях и на Которого никто не обращает внимания, а дед-мороз с мешком подарков. Мы забыли, что Рождество – это праздник со слезами на глазах: Младенец – Христос родился в мир, и Ему не нашлось места в человеческом обществе. Его положили в хлеву, в яслях. А многие и до сих пор не знают – чье это Рождество.
            Это великий день, когда Сын Божий Христос пришел с Неба на землю, воплотившись от Пречистой Девы Марии, и вочеловечился, для того, чтобы спасти каждого из нас от греха, проклятия и смерти и сделать нас безсмертными и вечными через крестные страдания, мученическую смерть и воскресение.
           Господи! согрешила пред Тобою. После всех Твоих страданий, милостей и любви Твоей только оскорбляла Тебя, а сделать же что-то для Тебя и в мыслях не было. Встречая новый год, без страха Божия веселилась всю ночь и всю неделю строгого поста до Твоего Рождества. К величайшему стыду о дне Твоего Рождества не знала, думала только о светских  праздниках. Ты же, Господи, терпел мои беззакония и проявлял еще ко мне великое милосердие, а я, ослепшая страстями, не видела этого. Боже мой! прости Твое падшее создание, направи стопы моя к Тебе и да будет вся жизнь моя посвящена приношению благодарений за Твои неизреченные милости.
      
                *****
          
          Дары волхвов сохранились до наших дней. Золото – двадцать восемь небольших пластин разной формы – трапеция, четырехугольник, многоугольник. На каждой – тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. Ладан и смирна – небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны.
          По преданию, до IV века Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме святой Софии. Здесь их видели русские паломники. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, их привезла туда сербская царевна Мария в 1453 году.
         Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами.
         
         


Рецензии
Галина, добрый день. Спасибо Вам огромное. Два раза перечитала главу, всё знакомо, но всё идёт с расширением и узнаёшь новое интересное и удивительное. Слава Богу за всё. С добром и уважением. Люда.

Людмила Алексеева 3   28.03.2019 16:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, и СЛАВА БОГУ!
Да, знакомое с каждым разом открывает нам ещё удивительно новое.
С Родительской Субботой Вас, была на службе, на Панихиде. Димитрия поминаю, он у меня в Помяннике.
Храни всех Господь.
С глубоким уважением, Галина.

Галина Николаевна Николаева   30.03.2019 16:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Галина за молитвы о сыне. Я тоже была на панихиде. Галина, дай Бог Вам здоровья и благополучия. С добром. Люда.

Людмила Алексеева 3   30.03.2019 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.