Город живых и долина царей

«О Египет, Египет!
Придет день, когда от твоей религии
останется только сказка, сказка невероятная
для твоих потомков.
Сохранится лишь несколько слов,
начертанных на камне, передающих память
о твоих великих деяниях»

Гермес Трисмагист



 « Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать –
Не ходите, дети, в Африку гулять! »

       Это замечательное стихотворение Корнея Чуковского как нельзя лучше раскрывает   опасности, которые могут ожидать тех, кто прибывает на Африканский континент. Вне опасности здесь могут жить только местные жители. Но не ошибаюсь ли я? В этот раз мы прибыли на этот континент по обоюдному согласию с принимающей стороной – министерством Египта по туризму. Была надежда, что мы не нарушили местные правила или запреты, в отличие от Танечки и Ванечки Корнея Чуковского.

       Побывав в Африке но, не побывав на берегах великой реки этого континента – Нила, нельзя утверждать, что ты многое здесь увидел. Вот поэтому мы и решили совершить путешествие к берегам кормилицы Египта. В этот день мы встали с восходом солнца, вещи наши для путешествия были собраны еще с вечера. Получив у дежурного в гостинице продовольственные пакеты с завтраком, мы стали ожидать прибытия за нами автобуса. Время позволяло посмотреть, что в этих пакетах мы получили. В комплект сухого завтрака для одного человека входило: две свежие булочки, два пирожка с чем то сладким, два африканских маленьких банана (сорт – «королевский»), пакет с соком и трубочкой к нему, помидор, огурец, пакетик со сливочным маслом, два пакетика с вареньем разного сорта, вареное яйцо, бутылка с водой, пластиковые вилочка и нож, салфетка. Все это было уложено в картонную коробку, формой похожую на упаковку  для торта. Ожидание автобуса не затянулось, и мы уже в пути. 

        По ровному шоссе уже едут многочисленные туристические автобусы  в разных направлениях, спеша за туристами для сегодняшних экскурсий. А движение нашего автобуса направлено в приморский городок-порт Сафага на берегу Красного моря.  Именно здесь сегодня собирается экспедиция к Нилу. По правилам безопасности, по пустынной территории Египта туристы могут передвигаться только под охраной.  Вот и едем мы сначала на сборный пункт для формирования большой колонны автобусов, которую возьмет под охрану специальное подразделение армии и полиции. На сборный пункт мы прибыли чуть ли не первыми. На большой асфальтированной площадке  уже стоят десятка два туристических автобусов, а за нами уже очередь на парковку остальных. Всю площадку окружает толстая и высокая каменная стена с колючей проволокой вверху, на углах этой стены – караульные вышки с часовыми, из амбразур их вижу направленные на дорогу стволы пулеметов. Вдоль этой стены, с внутренней ее стороны, стоят  киоски с товарами для туристов. Ассортимент товаров и сувениров такой же, как и в центре курортной зоны – Хургаде.  В нашем распоряжении было всего 10-15 минут свободного времени, мы быстро обошли всю внутреннюю территорию сборного пункта, но ничего интересного не увидели и вернулись в свой автобус. А количество прибывших автобусов, по моей оценке, достигло уже 50 – 60. Вот в составе такой колонны мы и начали свое путешествие, было 7 часов утра.  На самой дороге мы не могли увидеть всю колонну -  повороты шоссе скрывали начало и конец этого автобусного каравана. Наш гид сообщил нам в конце экскурсии, что колонна наша достигла величины более 100 автобусов.  Но это не рекорд – были периоды, когда ее величина достигала более двух сотен машин. 
            В начале и конце нашей колонны шли легкие военные джипы с вооруженной охраной.  Иногда они маневрировали, и тогда их появление я замечал в середине колонны.  Встречных машин в это утреннее время было очень мало. Уже через 20 минут  нашего движения мы  оказались в серпантине горного шоссе.  Это была отличная дорога, только с многочисленными поворотами. Справа и слева от шоссе высятся горные хребты.  Утреннее солнце ярко золотит их восточные склоны, а унылый горный пейзаж оживляют только краски горных пород под его лучами.  Растительности почти нет – это пустыня.  Вот по такой дороге, проложенной по дну высохшей большой горной реки или потока, мы двигались с довольно высокой скоростью примерно 2 часа.  Согласно географическому атласу, эта местность называется Аравийской пустыней, но с характерным наличием в данном месте горных хребтов. Воды здесь не было со времен ледникового периода. Поэтому нет и растительности. В горных хребтах встречаются подземные источники воды, но их очень мало. Люди здесь не живут. Горе тому путешественнику, который окажется здесь один без запасов воды. По дальности наш маршрут составил 180 км.

       Дорога вывела нас на плоскогорье,  началась равнина прибрежной полосы Нила. Она занимала от 5 до 15 км в ширину  и тянулась вдоль всего Нила. Справа и слева от шоссе видим участки обрабатываемых полей, меж которых протянулись вдоль дороги полные воды каналы, им сотни и тысячи лет.  Проезжаем несколько маленьких поселений, везде наблюдаем оживленную жизнь сельских жителей. Большинство из них заняты обработкой посевов различных культур на своих участках. В этих поселениях замечаю многочисленные стройки жилья. Это признак экономического процветания. Наш гид начинает комментировать все, что мы видим из окна автобуса. Он рассказывает, какие продовольственные культуры  выращивают на полях жители. Особым спросом пользуются здесь продукты, реализуемые туристам. Это красный чай каркаде. Красный чай каркаде предлагают везде, где появляются туристы. А желтый чай рекомендуют от всех видов болезней. Чайные плантации протянулись на многие километры вдоль Нила. В конце этого повествования я расскажу, к чему так подробно  гид рассказывал нам о красном и желтом чае.

         Наш автобус въезжает в конечный пункт нашего путешествия – город Луксор (Фивы).  Это «город живых», в нем проживали многие и многие столетия назад династии  фараонов. В городе есть Луксорский и Карнакский храмовые комплексы. Есть в городе исторический музей и музей мумификации. Весь город на пути нашего следования предстал в зелени африканских растений и цветов. Кустарниковые цветы повсюду – вдоль дорог, на балконах, на частных участках и городских площадях. Повсюду двигаются в непонятной суете городские жители, по их движению можно предположить, что правил дорожного движения многие не знают. Но это не помеха нашей колонне, наш водитель к этому уже давно привык. На развязках дорог и вдоль разделительной полосы  стоят плакаты с изображением президента Египта Хосни Мубарака. В черте города видим монументальные строения тысячелетней давности. Их архитектура в корне отличается от архитектуры европейских замков и дворцов.

       Мы прибыли на парковочную площадку, гид очень быстро вывел нас из автобуса и мы уже почти бежим за ним на вход в Карнакский храмовый комплекс правителей этой страны – фараонов. Но мы не одни – за нами бежит, вернее, быстро передвигается большая масса туристов, прибывшая с нашей колонной. Это сотни “Танечек и Ванечек”, и все хотят все увидеть и узнать. На входе в храмовый комплекс дорога идет вдоль аллеи каменных сфинксов с головами баранов и телами львов, а поток туристов уплотняется, и я уже вынужден высоко поднять свою видеокамеру для того, чтобы хоть что-то заснять.
Но я не один такой желающий. Повсюду видны поднятые руки с видеокамерами  и фотоаппаратами. Вход в комплекс находится между двумя высокими пилонами,  по форме пирамидальными сооружениями из каменных блоков. Внутри храмового комплекса поток туристов расходится в разные стороны со своими гидами. А мы останавливаемся у высокой каменной фигуры фараона Рамсеса II.  Высота каменного идола примерно 15 метров, более точные данные есть в справочниках. В ногах фараона стоит меньшая фигура – это его жена Нефертари. Скульпторы выполнили ее изначально более малого размера для возвеличивания самого фараона.  Слева от входа в храмовый комплекс находится сооружение высотой от 7 до 9 метров. Сооружение имеет три входа и похоже на оборонительный бастион из каменных блоков. Это часовня фараона Сети II. В ней три святилища, посвященных «фиванской триаде» - богам Амону, Мут и Хонсу. В это сооружение мы заглянули. Но ничего интересного там не увидели. Все ценное уже вывезли завоеватели этой страны, а в прошлом веке все, что осталось, вывезли европейцы к себе в музеи. А напротив этого сооружения, справа от входа в комплекс,  расположен храм Рамсеса III, но в него мы заглянуть не успели. В центре внутренней площади видим развалины павильона фараона Тахарки.

       Но мы движемся дальше и попадаем в колонный зал фараона Сети I  или аллею каменных колонн – Гипостильный зал (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колоннами»,  XVI—XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов. Центральный проход, обрамлён колоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов лотоса. Вот здесь-то мы увидели много интересного. Впечатляет количество уцелевших колонн, их монументальная величина, сохранность на этих колоннах росписей и барельефов, все в отличном состоянии. Колонны выполнены в виде свернутых папирусных свитков, получился папирусный каменный лабиринт.  Такие колонны не смогли разрушить завоеватели этой страны. На поверхности колонн в виде рисунков и различных знаков показана вся история древнего Египта, быт, культура, характер деятельности жителей и их религиозные верования, растительный и животный мир этой древней страны, а так же подвиги фараонов. Здесь очень хорошие условия для видеосъемки. Стараюсь этим воспользоваться в полной мере.
 
        Осмотрев колонный зал, мы движемся дальше и видим каменный обелиск. Царица Хатшепсут установила два обелиска из розового асуанского гранита, но сохранился лишь один (высота 27,5 м., вес – 320 тонн). Вершина разрушенного лежит на специальной подставке.  Задумайтесь о величине этих чисел, о времени, когда они были изготовлены и доставлены на берега Нила! Какими же познаниями в механике, математике, технике надо было обладать, чтобы изваять и установить эти памятники истории, которые и сейчас выглядят так, как будто изготовлены пару лет назад. Мы видим высочайшее качество работ мастеров Египта.

         Наша экскурсия продолжается, и мы попадаем на берег “священного” озера. По внешнему виду это бассейн с каменными стенами под открытым небом. Невдалеке от берега стоит гранитный прямоугольной формы монолит, а верхней части монолита изваян   священный жук-скарабей. В те далекие от нас времена египтяне отождествляли этого жука с  Хепри – божеством возрождения. Гид предлагает всем выполнить простой обряд – обойти жука три раза и тогда, говорит он, исполнится твое желание по продолжению твоего рода. Желающих среди туристов было много. Но гид уже устал от просвещения нас историей Египта и предлагает самостоятельную прогулку по храмовому комплексу, выделяя нам для нее всего 40 минут. За это время мы в быстром темпе обошли всего лишь малую часть комплекса. В какой - то момент нам показалось, что мы заблудились в лабиринте этого каменного музея под открытым небом. Но гранитный обелиск был хорошим ориентиром и мы уже на сборном пункте, возле своего автобуса.

        В голове смесь информации от всего увиденного и услышанного. Температура воздуха за 30 градусов, на небе ни облачка (такая погода не меняется здесь уже многие тысячи лет) время около 14. 00 и нас везут на берег Нила в ресторан на обед. Ресторан – это очень даже сильно сказано, реально это простая закусочная под открытым небом, но столики имеют защиту от солнца, все довольно чисто. Обед нас подкрепил, особенно бутылочка холодной минеральной воды. Далее мы  движемся к пирсу, и оказываемся в  небольшом металлическом корыте с навесным мотором. На металлических стойках натянут тент для защиты от солнца. По бортам этого судна – скамейки, на которых уместилось до 20 туристов.  Смотрю за борт и замечаю, что уровень воды в Ниле достигает 30-40 см. от верхнего края борта. Встречный ветер поднимает такой же высоты волну.  Капитан нашего судна в длинном балахоне до пят сидит у руля, заводит мотор и очень эмоционально и громко пытается  равномерно посадить нас от оси лодки на боковые скамейки. Это ему удается, и судно режет встречную волну своим острым носом. А я замечаю, что уровень воды у кормы достиг 20 см., а нос лодки поднят. Нас обдает душем нильской воды с гребня встречных волн. Вода имеет сине-зеленоватый цвет, довольно прозрачна. Смотрю на противоположный берег Нила - до него примерно 500-600 метров. После величия каменных сооружений в храмовом комплексе эти масштабы уже не удивляют. Просто мой взгляд уже не ищет в лодке спасательные средства или что - либо из дерева. Этих предметов нет в наличии.

         Курс нашего “корабля” сейчас направлен наискосок к фарватеру, к противоположному берегу, за которым на небольшом удалении находится «долина Царей», или «город мертвых».  В самой середине Нила встречным курсом идут туристические многопалубные суда, поднимая волну. Ветер приятно холодит нас, остужая наши тела. Крокодилов за бортом пока не видно. Через 20 минут нашего движения по Нилу мы причаливаем, переходим к месту парковки нашего автобуса, прорываясь через толпу египетских цыган, предлагающих нам всякие мелкие товары. За время нашего обеда наш пустой автобус благополучно пересек Нил по мосту, что расположен южнее нашей лодочной переправы. Теперь я понял, почему мы пересекли Нил не в автобусе. Это добавка адреналина к нашему обеду в ресторане.

       В пяти километрах от берега Нила находится место упокоения многих династий фараонов. На сегодняшний день известно о более чем 50–ти открытых захоронений. Но к посещению и осмотру доступны лишь немногие. Еще раз повторю – это место называется «Долина Царей» или «город мертвых». От места парковки автобуса нас на электромобилях, вернее на электропоезде привезли к входу в долину. Гид предупредил – фотографировать можно только на улице. Внутри усыпальниц это категорически запрещено. Этот запрет мы соблюдали. Штрафы здесь солидные, но в воду к крокодилам не должны бросить за такие нарушения.

        В этой долине мы посетили два захоронения:  Рамсеса 4-го и Рамсеса 6-го.  Другие группы туристов в это время посещали захоронения других фараонов. Мы не являемся специалистами по истории Египта и тем более археологами, поэтому для нас оба эти захоронения показались одинаковыми по устройству. Разница была только в деталях. Но нас поразила сохранность внутреннего устройства захоронений или гробниц. Опишу вкратце общее устройство этих гробниц, не вдаваясь в подробности, к какому захоронению это принадлежит. Вход в захоронение представляет собой обрамленный наклонной прямоугольной каменной аркой туннель, высота которого примерно 5 метров, ширина 4 метра. Вход начинается в наклонной поверхности каменного склона горы. У входа в него стоит охрана и внимательно осматривает своим взглядом каждого туриста – держит ли кто в руках включенный фотоаппарат или камеру. Поток туристов очень плотный, как в московском метро поток пассажиров. С первых же шагов в туннель ощущаешь наклон поверхности пола вниз. Смена солнечного дня на полумрак гробницы дает кратковременный эффект ослепления, но очень быстро различаю на стенах туннеля цветные рисунки и  египетские иероглифы. Ими расписаны все стены от каменного пола до потолочного каменного перекрытия. Рисунки расположены на поверхности стен очень компактно и по какой-то неведомой нам схеме. Эффекта хаотичности в расположении этих рисунков не наблюдаю. Все выполнено в какой-то гармонии и по единому плану. Движение по туннелю вниз приводит нас к каменному гроту прямоугольной формы. Размеры этого помещения примерно таковы: ширина 5 метров, вглубь – метра 4, а потолок расположен на высоте 5 - 6 метров. Это и есть усыпальница фараона. В центре этого помещения расположен прямоугольной формы гранитный монолит размерами 2х2х2 метра. На нем и располагался саркофаг с телом фараона. А теперь зададимся себе вопросом –как такой гранитный монолит мог оказаться глубоко под землей? Мне очень трудно найти ответ на этот вопрос. А сам гранитный монолит опять же расписан рисунками, иероглифами, сценами из жизни фараона и его приближенных. Все это было выполнено примерно 3 000 лет назад. В голове эта информация не укладывается. Перед такими фактами уровня той цивилизации меркнут достижения нашего времени в виде мобильных телефонов, компьютеров и других электронных штучек.


      После посещения гробниц фараонов из династии Рамсесов мы выезжаем из долины Царей и наша первая остановка около останков поминального храма фараона Аменхотепа 3-го. От самого храмового комплекса остались только две массивные каменные статуи. Они изображают сидящего Аменхотепа 3-го (правил Египтом около 14 –го столетия до н.э.).  Его руки положены на колени, а взгляд обращен на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. На боковых панелях трона изображен бог Нила Хапи. Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, добытых в каменоломне недалеко от Каира и доставлены к месту установки по земле на расстояние более чем 420 км. Вверх по течению Нила их в то время доставить не могли. Вес каждой статуи достигает 700 тонн, высота 18 метров с учетом платформы.  Эти статуи греки называют еще колоссами Мемнона. Это был герой Троянской войны - король Эфиопии, который повел свои войска из Африки в Малую Азию, чтобы помочь защитникам осажденного города Троя, но был убит Ахиллом. Особую известность статуи получили после землетрясения 27-го года нашей эры. В результате  его одна из статуй раскололась и стала «поющей».  Каждое утро из ее недр стал выходить звук, похожий на посвистывание. К статуе потянулись паломники со всего света. Загадочные звуки исчезли в 199 году нашей эры, когда император Септимий Север решил эту статую отремонтировать. В результате проведенного ремонта статуя замолчала, скорее всего, навсегда.

        Наше путешествие в «город мертвых» заканчивается, но мы едем еще в один храмовый комплекс. Это комплекс царицы Египта Хатшепсут.  Он находится чуть ближе к Нилу, чем «долина Царей», но разделен с ней горным хребтом. Комплекс имеет и другое, более точное название: погребальный храм Джесер Джесеру -  «священнейший из священных». Храм строился на протяжении 9 лет (с 7-го по 16-й год правления самой царицы – с 1482 по 1473 гг. до н.э.).  Можно сказать, что она была фараоном – строителем. Больше нее строил только фараон Рамсес II Мериамон. Наш автобус опять на парковке, а нас везут на маленьких электромобилях-такси к входу в комплекс, примерно 350 метров. А пешеходная часть комплекса составила 250 метров от высадки с электромобилей до первой террасы комплекса. Быстрым шагом мы идем по каменным плитам к монументальному сооружению.

          Весь комплекс состоит из трех террас, первой из которых является площадь-дорога, которая упирается в первый этаж комплекса. На стенах портика этой террасы изображена сцена доставки обелисков царицы из Асуана в Карнак, и ритуальные сцены на тему объединения Верхнего и Нижнего Египта. Второй террасой является большая площадь 60х60 метров. По краям этой террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из гипостильных залов по 12 колонн, а внутренние помещения террасы уходят вглубь скалы. На стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор.  Со второй террасы на третью  ведет опять же наклонная дорога. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут – Тутмоса I и Яхмес. В центре этой террасы расположено святилище Амона-Ра, которое и является основной и главной частью храмового комплекса. Про историю Египта и династии фараонов можно говорить бесконечно, но достоверно одно – Египет был первой страной, достигшей высокого уровня цивилизации. Мы же продолжаем осмотр помещений комплекса, вокруг нас масса туристов, качественную фотографию выполнить очень трудно. На выходе из комплекса вооруженный потертым автоматом Калашникова охранник в форме песочного цвета предлагает выполнить фотографию с ним, но за деньги. Тут же позируют нам египтяне в длинных одеждах. Всем им надо заработать на пропитание. Солнце уже клонится на закат, и мы начинаем свое движение в обратную сторону. По пути успеваем сделать несколько удачных фотографий археологических раскопок и реставрации грандиозных храмов, их в этом районе много.

       Солнце уже за горизонтом, автобус въезжает на мост через великую реку Африки.  Нил спокоен в своем величии, как будто решил отдохнуть после прохождения турбин Асуанской плотины.

       Переправившись через Нил, мы въехали в «город живых», наступила темнота – в этих широтах солнце заходит очень быстро и сумерки здесь непродолжительны. Автобус паркуется на одной из остановок,  гид выходит из автобуса и возвращается с экспедитором. В его руках большая коробка с пакетами красного чая каркаде и желтого чая. Желающие, а их было довольно достаточно в нашем автобусе, покупают себе выбранный им сорт чая, расчет идет на месте. Все довольны покупками. Гид был доволен не меньше нас. Так вот для чего он так долго рассказывал нам в начале экскурсии про этот чудесный египетский чай! Мы так же взяли себе по 0.5 кг красного и желтого чая. Дальнейшее движение от Нила к Красному морю происходило в темноте. Мелькали  огни населенных пунктов в полосе нильских каналов, встречных машин не было. Колонна автобусов шла, как быстрый караван.  Гид отдыхал от нас, а мы уже дремали. В отель мы приехали в то время, когда на  курорте еще никто не спал. Оживление наступает с наступлением темноты и ночной прохлады. Туристы толпами отправляются в город на разные развлечения, в магазины и просто посмотреть красочный ночной город. Но у нас уже не было сил куда-то идти. Поужинав в ресторане, мы завалились спать. В ночном небе мирно гудели лайнеры с европейского континента, небольшой волной шумело Красное море. Заснули мы очень быстро. Мне снилась царица Хатшепсут в окружении львов с бараньими головами. Каменные сфинксы охраняли царицу, а она  внимательно смотрела, как я печатал  этот рассказ.  Я старался не исказить в своих воспоминаниях то, что  увидел и услышал за этот день.
                Африка, Египет, Хургада – Луксор (Фивы)
                Красное море - Нил
                30 октября 2008 г.
               
      Евгений Терентьев


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.