Путешествие в Курайскую степь. Алтай. Понедельник

Наша поездка в 2009 году в Республику Горный Алтай с самого начала была необычной. Необычность заключалась в том, что начали мы своё путешествие не из Новосибирска, как это обычно бывало, а из посёлка городского типа Сузун. Так сложились обстоятельства. Расстояние до республики от Сузуна практически такое же, что и от Новосибирска. Дорога должна быть немного по-легче, так как теперь я могла сменить Вадика, когда он чувствовал себя притомлённым за рулём, недавно я получила водительское удостоверение. Сложные трассы проезжал он сам. Там, где дорога по-проще — разрешал мне вести машину.

       Очень хотелось лета и солнца, спокойствия и гармонии. Вадик взял с собой много книг, которые нам практически так и не удалось почитать во время поездки. Причин тому было несколько: отсутствие удобного шезлонга для прочтения книг, достаточно длительное времяпрепровождение «на колесах» (а когда едешь по таким красивым местам, хочется впечатляться красотами окружающего мира и как-то не до чтения), ранний «отбой», т.к. в горах темнеет достаточно рано, и мы ложились спать не позже 22-30. Я взяла с собой практически всё «самое необходимое»: маникюрный набор, косметичку со всей косметикой, которой пользуюсь ежедневно (помада, тушь, румяна), ну и кучу других полезных вещей, необходимых во время путешествия на природу. Ещё с нами путешествовали: ноутбук, два фотоаппарата, палатка, газовая портативная плита и воланчик для бадминтонга без ракеток. А туристические коврики, которых потом нам так не хватало, остались дома. А ещё у нас был один на двоих раскладной маленький стульчик, на котором мы сидели по очереди.

     Воскресенье. Перед самым отъездом, утром мы заехали в местную церковь в Сузуне. Она красивая, деревянная, и там очень хорошо становится на душе. В ней ведёт служение очень добрый, с ласковыми глазами Батюшка. Он, наверное, относится к таким людям, которым веришь, рядом с которыми хорошо, с которыми хочется долго быть рядом. Он дарит добро, тепло и свет. Но когда мы зашли в церковь, служба ещё не началась, и его мы не увидели. Мы помолились перед иконами, поставили свечи, и на душе стало спокойно и хорошо. С таким настроением мы и отправились в путь.

   Доехав до города Бийск, мы закупили все необходимые продукты питания: тушёнку, лапшу быстрого приготовления, хлеб, конфеты и прочее. За Бийском случилась оказия - не предусмотрели, что в день, когда мы отправились в путь, всё село Сростки и близлежащие населённые пункты празднуют памятную дату: 80 лет со дня рождения В.Шукшина. Огромное количество народа собрались на горе, неподалёку от села. Многие приехали на автомобилях, вследствие чего было значительно затруднено движение на дороге. Все, проезжающие мимо в сторону республики Алтай, застряли в достаточно нудную пробку. Было жарко и душно. Хотелось кушать и пить. Мы купили горячую варёную картошечку свежего урожая, три малосольных огурца и блинчики с начинкой из свежих ягодок. Уже стало входить в традицию останавливаться на «перекус» в этом месте. Здесь, в Сростках, организован недалеко от проезжей части рынок, где можно купить практически всю продукцию пчеловодства, ягоды, орехи, медовуху и прочую вкуснотень. Не понятно, почему именно в этом селе, совсем недалеко от Бийска, родился такой базарчик «на обочине». То ли здесь самое большое количество пчеловодов и огородников, готовых к рыночным отношениям, то ли главную роль сыграла известность села из-за того, что здесь родился и рос замечательный писатель, режиссёр и актёр Шукшин, а может ещё что-то...

      Миновав этот участок дороги, снова можно было ехать быстро. Машину вела я. Но по причине маленького опыта вождения, у меня иногда сложно получалось: то слишком близко проезжала к краю встречной полосы, едва не задев зеркалом бокового вида зеркало машины, мчавшейся мне на встречу. То слишком «аккуратничала», когда дорога стала извилистой и на каждые 30 метров был выставлен знак ограничения скорости. Так мы и добрались до следующего пункта наших остановок — Манжерок.

      «Расскажи ка мне дружок, что такое Манжерок».... Говорят, что там есть озеро с одноимённым названием. Смысл, скрытый контекст, или перевод этого названия с тюркского мы так и не узнали. В путеводителе, который мы, кстати, там и приобрели (на придорожном базарчике на прилегающей к трассе территории), не было расшифровки этого названия. И мне сразу показалось, что я уже разочаровалась в приобретённом путеводителе, пожалела потраченную на него достаточно крупную сумму денег, и настроение даже из-за этого немного испортилось.

       По традиции, каждый раз приезжая в Горный Алтай, мы покупаем там на память о поездке какой-нибудь сувенир: браслет на руку, какое-нибудь другое украшение. И мы, не долго думая, сразу же, не доехав до конечного на сегодня пункта назначения — База Катунь, стали на этом рыночке покупать сувениры. Я купила себе бандану с изображением карты Горного Алтая на ней. Потом, позже эта карта даже несколько раз помогла нам.

          Когда доехали до Базы Катунь (одна из «древних» баз отдыха неподалёку от Чемала, основанная чуть ли не 50 лет назад), то растерялись перед решением вопроса: где мы будем сегодня ночевать?!... Мест для ночёвки вдоль горной реки Катунь было достаточно много, но мы выбрали более-менее цивилизованное, организованное место для ночной стоянки, за которое заплатили совсем незначительную сумму денег за одну ночь. Осмотревшись на месте, мы обнаружили, что там сооружён деревянный навес со столом и двумя скамейками по обе его стороны, организован туалет (деревянный и с окошечком). Нам даже предложили купить дрова для костра. В общем, все блага тебе, пожалуйста! Не напрягайся, наслаждайся отдыхом! Также были приятно удивлены, когда увидели, что кто-то, кто отдыхал на этом месте до нас, оставил большими буквами надпись серебряной краской на беседке: СУЗУН 2009. Это нас позабавило, и настроение ещё больше улучшилось. Мы решили, что неприменно надо сфотографировать эту надпись, чтобы потом рассказывать родным и показывать, в подтверждение правдоподобности рассказанного, фотографии.

          Пообедали в «столовке» - совдеповского типа общепит, где кормили всегда достаточно сносно и не дорого. Но, к сожалению, экономический кризис сказался и здесь, казалось бы таком далёком уголке нашей страны — цены по сравнению с прошлым годом подорожали, и как оказалось, кушать теперь здесь очень даже не дёшево. Но в ней, этой столовой, была особенная аура, ни с чем не сравнимая, и незаменимая для нашего путешествия. Скромные стулья, потёртая клеёнка на столе, пластмассовая салфетница.... Из окна столовой видны горы, лес, небо, солнце... И чувствуешь себя самым, по детски счастливым человеком, когда сидишь за столом, покрытым потёртой клеёнкой, лопаешь рисовую молочную, слишком сдобренную сливочным маслом, кашу из глубокой тарелки, закусываешь жареным пирожком с капустной начинкой и запиваешь всё это сладким чёрным чаем. Кушаешь и смотришь в окно на горы... И в это время, наполняешься не только материальными питательными веществами, но ещё и супер-энергией, заряжающей от макушки до пят...

         Вадик, в первый же день нашего путешествия, долго не колеблясь, пошёл купаться в Катунь прямо в нижнем белье, ещё раз удивив меня своей силой духа и раскрепощённого ощущения себя в этой жизни.  Его не испугала эта ледяная, горная речка. Как буд-то правило её холода на него не распространялось... Я же, конечно, не решилась на подобное, и чтобы не терять время зря, немного пофотографировала, как он купается в этой холоднющей воде. Вода в реке такая красивая, что завораживает. Она не кристально прозрачная, а очень близка к бирюзовому цвету. Есть даже такая база отдыха на её берегу: Бирюзовая Катунь. С одной стороны, с которой мы подошли к реке, был маленький пляжек, на котором играли детишки — строили красивые замки из мокрого песка. Несмотря на то, что вода очень холодная, было видно, что им совсем не холодно. Дети так были увлечены строительством песочных крепостей и замков, что им не были помехой ни холод, ни голос родителей, зовущих их хоть немножко погреться. С другой стороны реки красивые, украшенные соснами, горы. Одна из этих гор носит название «Луковица», но в народе её просто ласково зовут Луковкой. Это гора для нас настолько стала узнаваемой, что мы запреметили её ещё с трассы, когда только добирались до базы.

         Понедельник. Уже доказано, что первые впечатления от чего-либо — это самые яркие впечатления, глубоко врезающиеся в память. То, что находится неподалёку от базы Катунь, оставило неизгладимый след в моей душе: маленький пляжек, великолепная горная река, полуразрушенные домики на территории базы, построенные ещё в советские времена, столовка, бильярдный зал, открытое кафе «Сквозняк», детская площадка для игр с железными качелями и турниками, виднеющиеся сразу за территорией базы горы, по обе стороны дороги лоточки местных торговцев сувенирами, мёдом и орехами. Неподалёку туристические фирмы, предлагающие свои услуги по проведению различных экскурсий (пеших, конных, мото), сплавов и прочих удовольствий для туристов. «Фирмами» их назвать не совсем правильно, поскольку это скорее всего команда людей, желающих заработать как можно больше на туристах.

          Внутренне желание души меня сподвигло согласиться на самый лёгкий, самый простенький, без какого-либо экстрима сплав по реке Катунь. С утра было очень солнечно, мы ночевали в машине на берегу реки, и проснувшись, перед нашими глазами возникли необыкновенные природные красоты. Так приятно с утра умыться чистой водой из горной реки, пожелать доброго утра горным массивам окрестностей, услышать великолепное пение местных птиц. Всем этим ты моментально наполняешься, в душе возникает необоснованное и беспричинное счастье, в голове — отсутствие каких-либо посторонних мыслей, дышится легко и свободно, улыбка сама по себе «улыбается» до ушей. И тут же всё тело, вся сущность тоже начинает улыбаться и радоваться. Нет проблем, нет забот. Есть только радость и счастье.

                Как только нам позвонили по поводу сплава, на который мы записались вчера вечером, меня охватил панический страх. Пришло осознание, что сегодня, вот уже совсем скоро, я буду сидеть в надувной лодке и плыть по Катуни. Факт того, что рядом со мной в этой же лодке будут сплавляться и другие люди, который один из них в любом случае инструктор, меня не успокаивал. Чувства и желания смешались: страх с азартом, волнение с принципиальностью....

         Сплавлялись до села Барангол долго, с заездом на Камышлинский водопад искусственного происхождения. Регламентированное время прогулки — 3 часа. Фактически на всё про всё ушло около 4-х. Я обледенела от холодной воды и устала от постоянной гребли вёслами. Вадик был счастлив: наш сплав включил в себя практически все удовольствия экстрима: «грибы», «бочки», «воронки» и «пороги». Я от всего происходящего была в шоке. Хотя моментами мне доставляло удовольствие всё происходящее. Шок был обусловлен лишь психологическим соответствующим настроем. Сплавляясь по реке, ты начинаешь видеть привычные пейзажи как-то по-другому. Место на берегу, где мы ночевали, было каким-то маленьким с воды, совсем другим... Люди, загоравшие на пляжиках, казались тоже маленькими и, почему-то, смешными: те, кто был намерен искупаться в реке, зная заранее, что она холодная, очень осторожно, по-кошачьи, трогали воду, как бы ощупывая её, обязательно сопровождая этот процесс покряхтыванием, взвизгиванием и другими звуками... Самые смелые без раздумья сразу ныряли с головой в воду. Оставляя после себя фонтаны брызг и крупные круги на воде. Кто-то очень долго привыкал к температуре воды, заходил сначала по щиколотку, потом по колено, затем уже вода доходила до уровня талии, и только после этого (назад ведь уже нет возврата, решение принято) полностью погружались в воду реки.

               Вторник. С самого утра моросил дождь. Солнышко, конечно, проглядывало периодически из-за туч, и освещала своим ярким светом горные вершины и застрявшие в них тучки. Но было не до загара... Мы решили, что это самое удобное время, чтобы почитать что-нибудь. Слегка позавтракав, вскипятив чай на газовой плите, мы укутались в спальники, так как от дождя было сыро и слегка прохладно, взяли себе по книжке, и устроились поудобнее на разложенных в машине сиденьях. Было удобно и не покидало ощущение какого-то романтического уюта. Слегка приоткрытые окна машины позволяли нам вдыхать свежий, влажный горный воздух. Капельки дождя иногда попадали прям на спальники, но это нас нисколько не огорчало. Мы радовались жизни: когда ещё выпадет такая возможность    просто ничего не делать, а только лишь читать, обсуждать прочитанное, любоваться красивыми пейзажами, простирающимися вокруг нас.

      С утра были обнаружены следы местных «бандитов», которые остались на пакетах с продуктами и столике, за которым мы ужинали. Кое-что было разбросано, кое-что было пожёвано. Это на место нашей стоянки пришло стадо местных бурёнок и бычков. Видимо, копаться своими мордами в сумках туристов для них привычное уже дело. Вальяжно расположившись неподалёку от нашей машины, эта пёстрая, черно-буро-белая «банда», состоящая из молодых бурёнок, беременных коров повзрослей, бычков и быков, совсем маленьких телят, посматривала в нашу сторону, втягивая ноздрями воздух, вынюхивая запахи еды. Предварительно они «проверили» близ лежащие кострища, где совсем недавно жгли костры и готовили себе еду другие туристы.

         Видимо, для них съедобно было пусть не всё, но многое. Я с удивлением наблюдала, как одна корова, обнаружив в костре использованный пакетик чайной заварки «Ахмад», в миг его и скушала, лишь виднелась забавно торчащая изо рта на верёвочке этикетка. Другая корова с аппетитом жевала одноразовую тарелку, в которой была когда-то «приготовлена» какая-то лапша быстрого приготовления....

          А у нас в пакете было две булочки хлеба. Одна из них была из белой пшеничной муки и очень ароматно пахла. Я, как человек, любящих всех животных, и испытывающий к ним ко всем особое чувство, сопровождающееся желанием всех срочно накормить, решила дать пару кусочков хлеба этим забавным животным, от которых пахло молоком и навозом... но больше всё-таки молоком...

       Подойдя поближе к коровкам с вытянутой вперёд рукой, в которой держала хлеб, я убедилась, что они совсем не агрессивные, а даже немного трусливые животные. Я сделала шаг вперёд — они отошли от меня на два шага, я ещё шагнула вперёд — они совсем испугались и повернулись ко мне … хвостами. Я их уговаривала: «Коёвы вы мои любимые, возьмите, пожалуйста, хлебушек, покушайте!!! Не бойтесь меня, коёвы мои!!!». Но они игнорировали мои уговоры, и опасливо поглядывали в мою сторону. У многих были рога. У некоторых даже красные глаза...

        Я вспомнила ненароком, как в детстве я ужасно боялась этих животных, они были все какими-то очень большими и бодающимися. Я даже могла не пойти в школу, если по дороге встречала стадо бурёнок. Просто разворачивалась и шла обратно домой, потому что никак не могла преодолеть свой страх этих милых животных, благодаря которым мы можем кушать вкусные йогурты, творожки, сырки и прочие молочные продукты. Но сейчас я уже большая, и мне стыдно проявлять страх, а ещё есть желание его навсегда побороть, чтобы никогда не возникал он в моей душе.

       Одна самая смелая коровка, молодая бурёнка, вдруг пошла ко мне на встречу. Я перебрала все варианты, куда я могу побежать, если вдруг она начнёт меня бодать. Мгновенно просчитала за сколько секунд я смогу успеть спрятаться в машину, если вдруг окажусь потенциальной жертвой этого рогатого животного. Но осталась стоять на своём месте, протягивая вперёд ладошку, на которой лежал хлеб. «Смелая корова» и я смотрели друг на друга, и казалось, что видно, как у нас у обоих дрожат коленки. Но у нас у каждой были свои задачи стратегического характера: одна очень хотела поесть вкусно пахнущего хлеба, другая очень хотела навсегда побороть страх перед коровами.

          «Смелая корова» за секунду слизала языком с моей ладошки хлеб. Я побежала за ещё одной порцией, а она медленно пошла за мной... Так, за пару минут, она скушала практически весь наш хлеб. Я была счастлива, что мы с ней подружились. А она, видимо, не наелась. И стала жевать мою кофточку, а потом и вовсе решила меня боднуть пару раз в благодарность, грозно и уверенно наклонив в сторону моей груди свою большую голову, направив свои рога точно в цель. Я от испуга закричала и побежала в сторону, а волшебный Вадик меня спас, прогнав эту «смелую коровку» обратно в сторону стада. Потом она долго грустно смотрела в нашу сторону, и даже разрешила себя сфотографировать, в надежде, что  мы снова её угостим чем-то вкусненьким. А ещё у неё были очень большие и красивые глаза и длинющими ресницами, которыми она моргала редко, но весьма эффектно. Мне казалось, что она думает о чём-то важном, хочет нам что-то сказать, но не может, ведь мы не умеем разговаривать на языке этих животных... А я твёрдо решила, что кушать говядину — это не хорошо.

      А ещё мне приснился очень необычный сон. Он был настолько реалистичным, что, когда я проснулась, в моём сознании смешалось: сон это был или нет, а может это была какая-то параллельная реальность. Мне приснился мужчина, лица которого я не видела. Я вообще не видела, как он выглядит. Он стоял у меня за спиной справа. Говорил приятным, бархатным, спокойным голосом. И на душе у меня было спокойно и легко. Кто был этот мужчина, я не знаю... Можно назвать его Ангелом. Можно назвать другом. Можно назвать учителем. Суть не поменяется — он пришёл в мой сон, чтобы помочь мне, научить и рассказать. Он рассказал, как принимать правильное решение. Слова его были простыми и понятными. Он научил меня простому правилу в принятии решения. Научил, как выбирать единственно правильное решение при множестве всевозможных. Правило звучало просто: «Слушай своё сердце!». У человека существует два основных способа принять какое-либо решение: слушать сердце, либо слушать свой разум. Этот человек приводил мне наглядные примеры, подтверждающие правило выбора в принятии решения. Он показывал мне эпизоды из моего прошлого, где мне нужно было в чём-то принимать решение: что сказать, сделать, куда пойти и т.д. А потом, мы с ним вместе разбирали всё «по полочкам». Выясняли, к чему привело то или иное моё решение и почему. Всё стало понятно. Всё встало на свои места...

          Когда я проснулась, я сразу же рассказала про свой сон Вадику, а он меня практически заставил всё, что я видела во сне,  записать в блокнот. Но мне и так будет очень сложно когда либо забыть этот сон, настолько он мне показался реалистичным и удивил меня.

          В этот же день мы ездили в село Аскат, где неподалёку есть святой источник — родник, в котором течёт вода с ионами серебра. В этом селе живут очень много местных мастеров: художников души, поэтов гор, музыкантов ветра. Многие продают свои работы туристам, причём не за дёшево. Практически все сувениры ручной работы и из натуральных материалов: бересты, глины, камня, кедра и т. д. Там можно купить великолепные картины, различные дуделки, подвески с символами древних народов, руны, браслеты, просто украшения для дома без каких-то либо особых практических значений. Есть у нас там и одна любимая «этно — лавка», где мы является постоянными покупателями. У нас сложились хорошие отношения с хозяином этой великолепной выставки сувениров ручной работы.  Он человек творческий, с широкой душой и открытым миру сердцем. При встречи, мы радуемся друг-другу как хорошие знакомые. Ведь приятно, спустя год, проехать столько километров и увидеть хороших друзей. Когда такие встречи проходят, немножко грустно расставаться, и даже уже ждёшь новой поездки, чтобы поскорее встретиться вновь.

             Нам кажется, что место, где находится эта этно-лавка — немножко волшебное. Вадик выбирал подарок для Олега, своего однокурсника. Хотел привезти что-то такое, что было бы символом целеустремлённости, уверенности в себе, веры в успех. Что-то такое, что придало бы Олегу веры в свои силы. Он долго выбирал, по-очереди перебирая в руках, то один сувенир, то другой, и никак не мог решиться, что же выбрать (я даже подумала, что мне, в свою очередь, надо  выбрать для Вадика символ решительности и уверенности в правильном выборе). И в тот момент, когда происходил весь этот процесс выбора и сомнений, зазвонил сотовый телефон. Это звонил Олег. Он как буд-то почувствовал каким-то образом, что сейчас буквально решается очень важный вопрос, связанный с ним. Поговорив по телефону, Вадик выбрал таки подарок — это был кулон, на котором был изображён древне-алтайский охотник, сидящий на коне, с луком и стелой в руках. Мы решили, что более подходящего символа всем тем качествам, что были перечислены выше, нет. Ведь такой кулон необходим каждому, всем нам иногда не хватает веры в свои силы. Главное, нельзя забывать, что кулоны, руны и прочие амулеты «работают» только тогда, когда человек верит в себя, не боится идти вперёд, не боится сломать привычный образ жизни и окунуться во что-то новое, бодрящее и прогрессивное, и не забывает, что когда человек действительно чего-то хочет, вся вселенная спешит выполнить его желание.

         В этот же день мы поднялись к «серебряному источнику». Дорога была не очень хорошая, местами труднопроходимая. Но Вадик отважно ехал вперёд, а я от страха прижалась как можно сильнее к сиденью автомобиля. В этот момент самый мой большой страх заключался в том, что мы можем застрять в какой-нибудь местной грязной колее, где, как мне казалось, может проехать только трактор. Но наша Хонда героически добралась до пункта назначения, и мы благополучно набрали во все пластиковые бутылки волшебной воды из источника.

            Если от этого места подняться ещё немного выше по дороге, то можно попасть на великолепную лужайку. Это ровная место, со всех сторон окруженная деревьями. В прошлом году мы открыли её для себя. А чудесный пейзаж, который видно с этой лужайки, открылся нам. Мы пришли туда примерно в полдень, а ушли, когда уже начало смеркаться.   Гармония и счастье укутали нас своими мягкими лапками и не хотели отпускать от себя.  Там же мы и пообедали (с собой было немного какой-то еды), а после выполнили практически весь комплекс  упражнений по Норбекову...               


Рецензии
"где мы является постоянными покупателями" - помимо опечатки только здесь я понял, что по этому маршруту ехали вы не в первый раз... Надо бы об этом сказать в самом начале, всё воспринималось бы с "другим коэффициентом". А вообще конечно можно только позавидовать: Сибирь-матушка - это не какая-нибудь затоптанная Европа; там, на Алтае, да и не только, но и в Сибири вообще, всё видится первозданным, свежим, наполняющим душу и тело новыми силами и впечатлениями...

Александр Курчанов   14.11.2013 15:04     Заявить о нарушении