3 января - 9 января

    4 января.  АНАСТАСИЯ-УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА.

   То ли узы и решётки, то ли шитые узоры — непонятно. Но известно, что Анастасия, богатая римлянка и христианка, приняла мученическую смерть на костре за помощь узникам и служение Христу.
  На Руси же её почему-то считали покровительницей беременных и молились Анастасии при родах.
   Дай-то Бог, помоги, Анастасия, женщинам!
  С Новым годом, с новым родом!

 Вот и заканчивается Рождественский (Филипповский) пост. Последний день. До вечерней звезды.

  6 ЯНВАРЯ. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК.

  2020 лет назад зажглась звезда над вечерним Вифлиемом. И пришли пастухи, посланные царем Иродом, к месту, где родился Иисус Христос: звезда остановилась над его домом. И пали ниц пастухи, и принесли ему подарки свои.
Так было. По библейской легенде.
Почему же - «сочельник»?
Ритуальная каша из зёрен риса, пшеницы, ячменя - кутья -подавалась с сытью: медом, разведённым в воде. Каша сочилась сытью. Отсюда — сочельник.
В этот день все православные старались соблюсти пост. Перед заходом солнца хозяин дома собирал всю семью на молитву. Зажигали перед образами в красном углу свечи. На лавке под иконами расстилали солому или сено, покрывали её скатертью и ставили необмолоченный сноп ржи или пшеницы или кутью, которые символизировали пробуждающиеся силы природы и плодородия.
Стол застилали свежей скатертью и клали свежеиспеченные хлебы. К одному из хлебов прикрепляли зажжённую свечу. Стол обильно уставлялся едою. Но начинали трапезу с кутьи. И ели в торжественном и строгом молчании.
После еды заставляли детей лезть под стол и «цыкать» цыплёнком: чтобы куры хорошо водились. А самих кур старались не кормить в Сочельник, постились куры — чтобы летом огородов не копали.

Первый блин в Сочельник давали овцам, а скот в эту ночь обильно кормили.
В святой вечер наматывали туже клубки пряжи, чтобы кочаны капусты были тугими
После ужина начинались колядки. Вот уж чего ждала молодежь и дети! Выходили на улицу, собирались в группы, предварительно оговоренные, делили село на улицы и «концы» и с песнями колядками обходили дома поселян. Желали счастья, урожая, приплода скота. За это получали «гонорар», вознаграждение: пироги, сало, колбасу, ватрушки, деньги. Складывали все это в мешок ,который носил с собой мехоноша и, закончив обход, пировали или делили всё в откупленной избе.
Тем хозяевам , которые были поприжимистее, грозили:

«Не дашь пирога -
Мы корову за рога;
Не дашь блинка -
Мы хозяину пинка!».

А поздно ночью отыгрывались на таких хозяевах: заливали воду в печную трубу, заваливали входные двери и ворота бревнами, увозили сани за околицу и т.д.
И, конечно - гадали. Разнообразно, с фантазией и надеждой.
Обычай, прочно замешанный на языческих верованиях и обрядах, дожил и до наших дней.
Ещё не закончилась рождественская ночь, ещё пируют колядовщики, ещё не успокоился скупой хозяин, а по утреннему, почти ночному селу, поплыли самодельные звёзды со свечами внутри. Это дети пошли «христаславить» Именно в такую рань и темень. Так что хозяевам в эту ночь не до сна.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».

  7 ЯНВАРЯ. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

  Солнце «играет». Колокола звонят к заутрене. А придя домой из церкви, крестьяне жгут костры. Кто - то ещё вчера начал. Но большинство людей к сегодняшнему дню приготовило по возу соломы. Лежит солома посреди двора, ждёт своего часа.
И вот заполыхали костры во многих дворах дымы столбами, деревни залиты половодьем огня. Крестьяне «родителей греют».
Наши предки полагали, что умершим родственникам холодно в земле в рождественские и крещенские морозы. Поэтому надо жечь костры. Помнить о предках. А они, находясь в земле, отблагодарят потом хорошим урожаем, поспособствуют ему. И стояли все домашние вокруг огня в глубоком молчаний. И вспоминали.
В Рождественский день пристально всматривались: он нёс с собою много примет и надежд.
На Рождество погода и много снега — к урожайному год.
Метель — пчелы хорошо роиться будут.
Иней - урожай на хлеб.

Если Рождество на новом месяце (новолуние) — год будет неурожайным.
Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня.
С надеждой на счастье, урожай и приплод связан ряд суеверных примет
На Рождество надевают новую рубаху. Именно новую. Если наденешь не новую, пусть даже чистую, жди неурожая.
Не делали гнутой работы (обручей, полозьев), а то не будет при плода скота.
Не плели лапти (родится ребёнок кривым), не шили (родится слепым). Готовились к визиту (в гости) к повивальным бабкам. Завтра - их день.


  8 ЯНВАРЯ. "БАБЬИ КАШИ".

  Крестьяне с женами и угощением шли к повитухам и засиживались до утра. Женщины посещали родильниц с пирогами. Христос родился, ребёнок появился, нечисть начинает буйствовать — как не поддержать слабых или не по просить помощи? И объединялись.

  9 ЯНВАРЯ. СТЕФАНОВ ДЕНЬ.
  Поили лошадей «через серебро». Бросали серебряную монету в бадью, из которой поили лошадей: чтоб здоровы были.
День срока наймов на работу и выборов пастуха. Наём пастуха - дело очень важное. Собирали всё общество. Судили, рядили. Учитывали опыт и репутацию пасту ха, а также его профессиональные качества: их тайные знания умение общаться с лешим и т.д.

  Я прощаюсь с вами и поздравляю новогодних и рождественских именинников с днем ангела.

1 января: Григорий, Илья.
 2 января: Даниил, Иван, Игнат.
 3 января: Петр, Ульяна.
 4 января: Анастасия. 
 6 января: Евгения, Клавдия, Николай.
 8 января: Ефим.
 9 января: Степан, Федор.
  Счастья, радости и добра вам в наступившем году.


Рецензии