Время и Деньги. Часть 1

Введение — ретроспектива.

Начальная персонификация долговых обязательств не требовала привлечение каких либо эквивалентов. Если персона А должна была персоне Б, - необходимым и достаточным было иметь персоне А чувство «долга». Последующее расширение зон экономического взаимодействия требовало привлечение неких вещественных, и обезличенных символов долговых обязательств.  Такие обязательства имели и дополнительное преимущество, - они  могли иметь хождение в общей зоне признания такого символа между всеми членами общества.

Например в зоне американских индейцев в качестве обменного символа долговых обязательств существовали плоды какао, сохранявшие свои качества в длительном времени, и к тому же могли быть использованы практично в пищу. Такого рода обязательства имели место в других зонах и в виде шкурок животных, и даже камней.

Последующее изменение эквивалентов долговых обязательств развивалось именно дополнением и изменением их функциональной насыщенности. Были выбраны такие эквиваленты обязательств, которые сохранялись с течением времени без достаточных повреждений. И тем не менее, скажем серебро с течением времени может окисляться, и тем самым наносить ущерб хранимому долговому обязательству. А золото не окисляется, и встречается в природе гораздо реже, поэтому обладает внутренне заложенной длительностью временного периода, на протяжении которого качество обезличенного долгового обязательства не теряет своего свойства.

Так  функция «полезности» долгового обязательства сместилась из области «внутреннего употребления» (как это было в начальном периоде, скажем со шкурками животных, или теми же плодами какао) во временнУю область «длительного хранения».

Появление бумажных долговых обязательств,  было связано с тем, что зона обращения долговых обязательств была привязана к конкретному государству. И если изначально на денежных знаках существовала пролонгация традиции прикрепления к золотому запасу отдельно взятой страны, то в последующем эта функциональная привязанность к золоту была снята. Отказ от золотого стандарта объяснялся привязкой не к наличию золотого запаса отдельно взятой страны, а к совершенно иной «сущности» экономики, введённой в то время.

С этого момента начинается построение «мировой экономической системы», основой которой становится не сам золотой запас, а вся экономика отдельно взятого «субъекта деятельности», и в частности государства, как отдельного члена общей мировой системы. Функциональное насыщение долговых обязательств на этом этапе начинает размываться окончательно. Крайней персоной становится «субъект экономической деятельности». Причём, только денежные эквиваленты долговых обязательств сохраняют свою принадлежность  к государству. Но и тут изменена суть привязки обязательства.

Теперь государство гарантирует «свои обязательства» не столько (и не только) золотым запасом (который ты можешь в принципе иметь), сколько всей экономикой, находящейся в «управлении» этим государством. Но к этому, наряду с государственной персоной на рынок выходят и корпорации, обладающие порой даже бОльшим запасом  своего экономического потенциала. Так происходит «уравнивание в экономических правах» различных субъектов экономического права.

Постепенное замещение функции долгового обязательства на выраженное платёжное средство в обезличенном виде в исторической ретроспективе как бы нивелирует функцию долга и постепенно замещает её на функцию расчёта. Обращаю внимание именно на этот факт, поскольку сама функция долгового обязательства, по сути, ни куда не исчезла. Но смещение «полезности» в восприятии экономических субъектов постепенно подменило «важность» одних функций на другие.

По-прежнему деньги функционально остаются «средством накопления». Но эта функция теперь имеет различные формы своего проявления у различного масштаба субъектов. Если рядовой гражданин ещё «накапливает средства», то уже самый начальный уровень «субъекта экономического поля» просто обязан свои накопленные средства «пускать в оборот», то есть постоянно их отчуждать от себя, и следить лишь за их «правильным» обращением.

И если до момента построения «общего мирового рынка» другие долговые обязательства имели своё отдельное хождение на отдельных биржевых площадках, и обменивались на деньги (вспомним, - деньги тоже долговые обязательства), то после начала строительства «общей мировой экономики» начинают появляться суррогаты долговых обязательств имеющих вторичное происхождение. То есть «на долги» начинают выпускаться «новые долги». Так появляется «многослойность» или иерархичность масштабов долговых обязательств, потоки которых пересекаются на избранных торговых площадках.

Так, постепенно, выстраивается финансовая пирамида, состоящая изначально построенная из долговых обязательств. На каждом более «высоком» уровне обращения имеют хождение всё более весомые «цифры» долговых обязательств, при наличии в этом масштабе всё меньшего числа субъектов, способных концентрировать такие объёмы «долгов». И влияние деятельности этих субъектов на нижележащие уровни масштабов экономической деятельности значимо на порядки. Посмотрим  текущие сводки биржевых новостей. Достаточно такому отдельно взятому субъекту «чихнуть», или публично высказать своё мнение, - начинаются движения на всех торговых площадках. И это «малое действие» отражается на всей пирамиде «сверху вниз».

Так в чём же основная функция денег?

В умении овладевать Будущим.

По сути, деньги, как «долговое обязательство» отвечают признаку Будущего, ещё не произведённого товара, или услуги, обещанного быть «поставленным», или «произведённым» в Будущем. Это справедливо и в частном случае, когда владелец денег их «функционально копит» себе на обеспечение своих жизненно важных функций, и в общем случае, когда общество собирает некие долговые обязательства.... и не знает как с ними поступить. Это относится и к масштабам страны, и к масштабам всей цивилизации.

С точки зрения времени (в его банальном линейном выражении) деньги постоянно находятся только в зоне Будущего. Это всего навсего долг, который с учётом снятия персонификации обрастает всё бОльшими рисками. Это та самая зона риска, которая всегда неизвестна, и с которой приходится иметь дело всем субъектам экономической деятельности. Поэтому, если вещи называть своими именами, вся современная экономика оперирует понятиями рисков, всё возрастающих, и коллапсирующих рисков, которые не определены самими субъектами этой интересной игры.

Посмотрим на модель экономики несколько с иной, нестандартной стороны.

Примем за основу модели простейшее понимание времени, с его тремя зонами: прошлым (П), настоящим (Н) и будущим (Б). Что же происходит в этих зонах, и какое распространение они имеют?

Зоной неопределенности, в которой существуют лишь планы и перспективы субъектов экономической деятельности, на мой взгляд, смело можно считать именно зону «Б». Там находятся все возможные перспективные проекты, планы по заключению контрактов, а также желаемые покупки простых граждан.

Во второй зоне, которую смело можно назвать зоной полной определённости, находятся уже совершённые покупки, воплощённые в жизнь проекты, и заключенные контракты. Это зона «П». Все указанные функции уже совершены, - здесь мы уже абсолютно уверены, что «это нами сделано» (куплено, построено, продано).

Третья зона, - самая любопытная. И на ней следует остановиться чуть подробнее.

Пункт Настоящее «Н».
Можно встретить в обиходе фразы, вроде: «я СЕЙЧАС готовлю договор..», или «мы СЕГОДНЯ отгружаем...», или «в НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ у нас в балансе...»....

Что за пункт такой, с растяжимыми представлениями о Настоящем? Для одного Настоящее это 1 минута, для другого 5 минут, для третьего, - 1 час, для четвёртого, - 1 день.... А для кого-то может и 1 год? Где границы, очерчивающие зону «Н»?

В экономике, как нигде в другом роде деятельности (ещё у военных) используются представления о времени, но сами «пользователи» мало обращают на это внимания. Возьмите любой баланс, который подводят «за период». Конечно, можно сказать, что это подведение итогов, за прошедший период (из Прошлого). Но именно «свежесть данных», и «факт на дату Сейчас» играют главную роль....
Иначе все наши расчёты..... коту под хвост.... )))

Предлагаю посмотреть теперь с другой стороны.
Существует масштабность периодов. Тот же масштаб в 1 минуту,  5 минут, или 1 час, или 1 день используется в любом графике торгов на биржевых площадках. То есть, как и в географической карте,  отображающей пространство в неких пространственных масштабах, во времени есть масштабность событий, включенных одно в другое, и преобразующихся из одного события в другое. Причём, процесс преобразования может идти как в сторону «раскручивания» события из крупного масштаба в мелкий, так и в обратную сторону, - «скручивая» события... в пределе до его полного исчезновения.

Получается интересная картинка.
Некий масштаб времени, будучи НАСТОЯЩИМ, включает в себя как Прошлое, так и Будущее более детального, крупного масштаба. Как например, масштаб в 1 день включает в себя и Прошлое и Будущее масштабов в 1, или 5 минут, и масштабов в 1 — 3 часа (например). То есть, к примеру, искажение «баланса» в мелком масштабе может быть «выправлено» (или наоборот, - перекошено) в более крупном масштабе времени.

Таким образом, зона «Н» обладает уникальной способностью вмещать в себя зоны «П» и «Б» ниже лежащего масштабного слоя. По сути мы наблюдаем опять ту самую пирамиду, о которой шла речь в главе «Ретроспектива».

Например подготовка и реализация крупной сделки может проводиться в масштабе 1-3 года. Когда осуществляется сама подготовка такого рода контракта, событие из масштабов 1 — 3 часа «разворачивается» в события в 1-3 недели, далее в события месячных масштабов и только потом переходят в события с измерением пункта времени Настоящее в масштабах годового измерения.

На каждом новом уровне масштабов требуется подключение всё новых и новых ресурсов, измеряемых в экономике денежным эквивалентом. То есть, опираясь на предыдущее определение, - путём преобразования рисков и неопределённости долговых обязательств,  в определённость поставленных субъектом деятельности задач. Иначе говоря, путём преобразования Будущей неопределённости в Прошедшую определённость, которая всегда существует в границах более мелкого масштаба времени зоны «Н».

И любые (видимо неосознанные) попытки «выпрыгнуть из штанов» самого мелкого масштаба в самый крупный, не вкладывая при этом ни каких «определённостей» (в Прошлом) и не используя при этом ни каких «неопределённостей» (из Будущего) гарантирует провал всего «проекта» и любого «начинания». Поскольку такое планируемое событие просто не может иметь места в экономической структуре времени.

Так что же такое «Деньги» с точки зрения «временнОй модели»?

Деньги, - это элементарный «агент» реального времени, используемый субъектами экономических отношений в создании индивидуальных построений желаемых структур.

На самом низовом масштабном уровне отдельно взятые граждане используют этот «агент времени» для удовлетворения своих элементарных потребностей. На более высоких масштабных уровнях заимствование (привлечение) и\или накопление денег привлекает не только дополнительные возможности для реализации своих планов, но и в обязательном порядке несёт в себе соответствующий потенциал рисков, связанных с имеющейся неопределённостью в зоне «Б».

Любой субъект экономических отношений, будь то простой гражданин, или юридическое лицо обладает ровно теми возможностями в общем поле экономической деятельности, какие ему доступны для действительного преобразования в его масштабе времени из зоны «Б» в зону «П». То есть, субъект деятельности просто обязан выстроить собственную структуру преобразования «неопределённости» в «определённость». В противном случае, в отсутствие такой реально действующей структуры преобразования, субъекта  экономической деятельности просто не существует.

Почему же функция долгового обязательства в деньгах является основополагающей?

Я упоминал, что персонификация долгов постепенно исчезла, и в последствии совсем была размыта и «спрятана» за другим важным функционалом денег. Но дело в том, что как это было в самом начале экономической деятельности, так и теперь, - деньги, по существу, представляют собой обещание предоставить свое индивидуальное время должника для выполнения той, или иной работы согласно замыслу (задачам) владельца долговых обязательств. И если в начальном периоде это обязательство носило не только персональные признаки самого должника, но и было привязано к вполне конкретной работе, то теперь, размыты не только персоналии, но и сами работы. Но и в том, и другом случае, главным «элементом», какой отображает денежная единица является «элементарная единица свободного времени», которая предоставляется владельцам денег (долговых обязательств).

По существу, мы все принимаем участие в игре, под всеобщим названием «экономика», затрачивая на эту игру самое дорогое, что есть у каждого человека, - свободное время. В процессе этой игры мы выделили «элементарный агент времени», назвали его «деньгами» и теперь встаёт вопрос о том, - как же мы используем этот накопленный потенциал своего свободного времени.

Готовы ли мы подарить этот потенциал «дяде», просто лишь потому, что не совсем отдаём себе отчёт в происходящей игре? Или, осознав идею игры, мы сумеем самостоятельно научиться использовать своё свободное время с пользой не только для себя, но и для построения такой системы, которая позволит всем нам освободится от игры, и начать развитие своего внутреннего потенциала.


Рецензии