Учительница первая моя

               

Неумолимо и безжалостно время! Годы пролетели, как один миг. Оглянулись, посчитали – сорок лет назад закончили мы свою школу. Многие не виделись очень давно. Какими мы стали? Узнаем ли друг друга? О чём будем говорить при встрече?..
Этим летом состоялась наша встреча – встреча школьных друзей. Она была назначена на 10 утра, но, когда я  без четверти 10 зашла в неширокий школьный корридор, там уже было много гостей. Я вглядывалась, стараясь узнать кого-нибудь – жизнь наложила свой отпечаток на лица  и сделала их почти неузнаваемыми.
--Лариса! Здравствуй, моя подружка дорогая! Ты меня не узнаёшь? – услышала я  как будто знакомый голос. – Это я – Наташа Кулешова. Мы же с тобой столько лет за одной партой сидели!
Я обернулась и попала в горячие объятья невысокой полной блондинки, которую смогла узнать только по её зелёным глазам. Да-да, точно! У моей подружки были зелёные озорные глаза.
-- Наташа, Наташенька! Вот какая ты стала! А помнишь, как мы с тобой под партой тайком в «крестики-нолики» играли?
-- А помнишь, как дрались зимой снежками с сидящими сзади нас за партой Лёшкой и Сашкой?
--А помнишь…
-- А помнишь… - доносилось со всех сторон.
Воспоминаниям и встречам, казалось, не будет конца… Однако директор  пригласил всех на экскурсию по школе. Изменений было много, школу не узнать – компьютерные классы, интерактивные доски, интересная наглядность… А потом все собрались в большой светлой комнате за партами.
-- Начнём нашу встречу со старосты класса Галины Свечниковой, - открыл праздник ведущий. –.Активная, ответственная, добросовестная, она была старостой в нашем классе все 10 лет. Пусть она расскажет немного о себе, как сложилась её жизнь.
-- Можно сказать, что жизнь моя сложилась хорошо, - смущаясь начала Галина, - Я стала педагогом. А примером для меня всегда была наша первая учительница Марина Андреевна. Для меня она навсегда осталась авторитетом и светлым маяком. И это не просто слова. .Вы меня ведь хорошо поймёте. Она была тогда совсем молодая и очень красивая. От неё, как будто от солнца, исходил какой-то необыкновенный свет. Я и теперь, став взрослой, думаю, что она всё знала и умела: петь, лепить, рисовать, вышивать…Именно она многому нас в жизни научила на своих коротеньких уроках труда и домоводства: чистить и стирать одежду, делать уборку в классе и в квартире, шить, готовить… А на уроках она любила «рабочую тишину»…
Галина на минуту задумалась…
-- Главное, она объясняла всегда просто и понятно, - продолжила Света Рябинкина. – Мы понимали её с полуслова, с полувзгляда. Я как сейчас вижу её перед собой. Если брови Марины Андреевны сурово сдвинуты – значит, сердится. Если весёлые искорки в глазах – значит, мы хорошо написали вчерашний диктант. И не нужны были лишние слова.
Все замолчали на некоторое время…вспоминали…И снова начала Галина:
-- А помните, как Марина Андреевна играла на мандолине и пела? Уроки пения были для нас самыми любимыми. Помните, как она   брала в руки мандолину, садилась на стул перед классом, словно на сцене. Взлетали её быстрые руки. Жила, играла каждая чёрточка её лица: брови выстраивались в одну прямую линию, глаза сверкали, щёки покрывались румянцем. И мы сидели, зачарованные, боясь шевельнуться. Она пела про школу, про птиц, про лес, про Родину…
Одноклассники вновь примолкли, вспоминая те песни, до сих пор звучащие в их памяти. На этот раз первою прервала молчание Люда Сомова – бывшая «санитарка» класса:
-- Мы все так верили ей и мечтали стать похожими на неё – хоть чуточку. Она сумела  разглядеть и разжечь в каждом из нас «искру божию».Кто пел, кто танцевал, кто рисовал, кто стихи читал. Я, к примеру, стала врачом потому, что будучи «санитаром» класса, частенько вместе с Мариной Андреевной и с её помощью замазывала ваши разбитые коленки, вытаскивала занозы. Вот тогда и зародилась моя мечта стать доктором.

-- Правильно говоришь, Людмила, - поддержала подругу Нина Молодцова. – Все у нас в классе были талантливыми. Помните, какими гимнастками были Света Звонцова и Люба Чернова? Как они выступали по праздникам на сцене в красивой спортивной форме? Казалось, что их тела были из пластилина – такими они были гибкими и ловкими. А ты, Людочка,  не забыла, как вы с Лёней танцевали «Молдаванеску»?
-- Помню, помню всё! – отозвалась невысокая стройная Людмила Чеснова. – Я хоть сейчас могу станцевать! Танцевать я любила всегда и даже на сцене выступала.
-- А помните, - продолжила Зина Шелестова, - как пели школьные частушки Таня Кулакова и Люба Колосова?
Подружка моя, как тебе не стыдно?
На уроке булку ела – думаешь, не видно! –
   
пропела она весело и звонко.
                Подружка моя, я её не ела!
                Раз пятнадцать откусила – больше не схотела-
подхватила Люда, и все весело расхохотались.
Из-за дальнего стола поднялась строгая светловолосая женщина:
-- Не узнаёте?.. Я – Нина Зайцева. В классе была библиотекарь. А мне вдруг вспомнилось, как мы гимнастические пирамиды выполняли все вместе, в полном составе. С цветами, с флажками, с обручами. Красиво получалось! И всё придумывала и учила нас всему наша Марина Андреевна.
-- Да и вообще, - снова заговорила Галина, - сколько у неё было терпения и выдержки! Как терпеливо она учила нас писать пёрышком, макая его в чернильницу-непроливашку. Следила за правильным нажимом в каждом элементе буквы, чтобы почерк у всех выработался чёткий, ровный, красивый. Почерк у меня, например, до сих пор хороший, хотя я теперь уже в очках.
-- А помните, - вступила в разговор Света Примова, - как много значило для нас любое слово Марины Андреевны: «так сказала Марина Андреевна», «попросила Марина Андреевна», «велела Марина Андреевна». Даже своим собственным родителям мы не так верили, как ей. С ней мы делились своими секретами, решали  самые сложные проблемы.
-- А помнишь, Танюха, - оживилась Люба, - как вы дрались с Ванькой Белкиным, кому  нести сумку Марины Андреевны, когда вы возвращались из школы домой – ведь вам было по пути?!
И снова вступила Галина:
-- Не знаю, как вы , но лично я считаю, что всё то, что я  знаю и умею теперь, берёт своё начало из детства, из нашего школьного класса, от нашей Марины Андреевны.
-- А где же она теперь? – спросил вдруг кто-то. – Говорят, что здесь не живёт?
-- Я интересовалась её судьбой, - вставила Люда. – Она переехала в другое место и по-прежнему работает в школе.
-- Счастливые те дети, с кем она теперь рядом! – завершила разговор Галина.
И я подумала: идут года, многое стирается из памяти, а вот первую свою учительницу никто из нас не забыл. И разговор наш начался именно с неё. Потом все будут вспоминать, как дружили, получали разные оценки, кто с кем сидел за одной партой, кто у кого списывал диктанты и контрольные по математике…


Рецензии
Спасибо , Люба, за светлый рассказ.
Первый учитель - это память на всю жизнь.
Первый учитель - это старт нашей жизни.
Хорошо, что ты всем нам напомнила и о наших первых...
Вечная им благодарность.

Любовь Архипова   03.01.2013 07:36     Заявить о нарушении
Спасибо,Любушка!Удачи вам на весь наступивший год!

Любовь Лысенко   03.01.2013 07:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.