Подарок Депардье

В один из новогодних праздничных дней по радио передали ошеломляющую новость: известный французский актер Жерар Депардье принял российское гражданство.А во французской прессе, вечером Алина прочитала все подробности, схожие с теми, что она слышала по радио: актер хочет жить в России, выучить русский язык, его отец слушал московское радио. Приводились и комментарии. В одном из них говорилось о том,что отец Жерара, коммунист,проживая в районе(далее приводилось название района)не мог слушать Москву.Можно подумать,что он жил на другой планете, а не во Франции.
Депардье не первый из знаменитостей, покинувший Францию. До него был, например, Шарль Азнавур, сменивший французский паспорт на швейцарский. Все прошло тихо, мирно и не заметно. А здесь какой шум! Истинный француз покидает свою Родину и уезжает не куда-нибудь, а в Москву. Без сомнения, Москва лучше Бельгии,где меня всегда одолевала скука именно в том месте, куда намеревался переехать актер.Другое дело - Москва. Госфильмофонд, русская природа с кудрявыми и стройными березами. Простор.Это не Бельгия с закрытыми уже давно шахтами, расцениваемыми советскими военнопленными после войны, как каторга, и полями с пасущимися почти круглый год стадами коров.
О Жераре Депардье много лет назад Алина написала статью в одной очень известной газете, где ее публикации, вернее, хорошо сделанные переводы, выходили целыми полосами. Некоторые были сделаны ее покойным мужем, ученым-математиком Николаем. Но под ними стояла ее фамилия. Как ни просила Алина, в редакции наотрез отказывались ставить  фамилию мужа.
      Скоро  и её перестали печатать, несмотря на то, что у неё был заключён договор. Гонорары выплачивали регулярно, но её публикации больше не появлялись на страницах газеты. А потом совсем убрали полосу «Международная жизнь». Алина думала, что это какое-то недоразумение. Но когда подошёл срок продлевать договор, она убедилась, что это акция, направленная против неё. Начальница отдела кадров, относящаяся всегда с большим почтением к Алине, на этот раз была скупа на слова. Последнее, что услышала она от неё:
   -    Фамилия вашего покойного мужа Никифоров?
- Да, - в замешательстве ответила Алина, думая про себя, откуда ей известна фамилия мужа.
Алина, поздно выйдя  замуж, решила не менять свою девичью фамилию. Муж не возражал.
     Редакция газеты находилась в бывшем особняке писателя  Владимира Набокова. Перел тем, как оформить договор, ее представили главному редактору,которая дала  Алине визитную карточку пресс-атташе французского консульства, расположенного в живописном месте, на набережной Мойки. В первый раз она оказалась там, когда в начале девяностых годов хотела получить визу. Но не тут-то было. У консульства были всегда большие очереди, и нужно было ежедневно отмечаться. При перекличках Алина замечала, что одна древняя старушонка откликалась на разные фамилии. Для чего? Чтобы продать потом очередь. В очередной раз, отметившись в очереди, она пришла домой и рассказала обо всем увиденном мужу. Тот был возмущен:
- Какое безобразие! Надо непременно написать письмо консулу.
Но писать Алина ничего не стала, решив распрощаться на время со своей мечтой. Тем более, что она уже была во Франции в начале восьмидесятых и видела Париж во всей его красе.   
Могла ли она тогда при перекличках мечтать, что будет  приходить сюда, когда ей будет нужно, подниматься на второй этаж, спокойно беседовать с пресс-атташе, девчушкой лет двадцати пяти, брать журналы, нужные ей для перевода статей. В благодарность за публикации материалов в городской прессе, консульство ежегодно, 14 июля, в национальный праздник Франции - День взятия Бастилии, приглашало её на прием, организовываемый на Каменном острове города на Неве в одной из правительственных резиденций. Один раз Алина побывала там, за бетонной стеной, скрывающей прекрасный особняк, омываемый Невой.
Был тихий летний вечер. Толпа хорошо одетых людей стояла у закрытых ворот в ожидании начала торжества. Наконец ворота распахнулись. Какой-то мужчина спешно стал собирать приглашения. Но народу было так много, что он не очень хорошо справлялся со своей обязанностью.
Когда Алина, пройдя по дорожке, обсаженной цветами, вошла  в здание, то увидела встречающих. Она представилась и назвала газету, в которой тогда работала. Один из них широко улыбнулся и сказал:
- Хорошая газета.
Вот в этой газете и опубликовали ее статью  о Жераре Депардье. Это было как раз после того, как Жерар попал в аварию на мотоцикле, спеша с Каннского кинофестиваля на съёмку. Жёлтая пресса ликовала: есть о чём писать, актёр был вдребезги пьян. Алина, гуляя по городу, невольно бросала взгляд в сторону газетных развалов. Ей было  неприятно. Вот она и решила написать статью, чтобы разуверить читателей – поклонников любимого артиста -  развенчать клевету. Статью напечатали. Получилось на пол полосы.
    С той поры прошло несколько лет. За утренним кофе Алина услышала по радио сообщение о том, что в университете будет выступать Жерар Депардье. Она позвонила пресс-атташе  и уточнила информацию, а вечером вместе с подругой, с которой она дружила почти тридцать лет, пошла в университет. Их не пропускали, потому что не было приглашения. Алина попросила охранника позвать какого-нибудь начальника. Подошёл мужчина лет сорока. Ему Алина показала копию удостоверения, выданного когда-то в газете и саму газету со статьей и портретом Депардье.
    Прессу разместили на балконе актового зала. Некоторые возмущались,  слышно было плохо. Напрягая слух,  Алина слушала его.
- Я, как Дени Дидро  когда-то, решил выступить перед вами и прочитать отрывки из произведений французских и русских писателей, писавших о вашем прекрасном городе.
Алина пыталась записать его выступление на диктофон,но к сожалению, запись получилась плохой.
    Потом актёр перешёл к вопросам на ответы. Алина задумалась на некоторое время: кто перед ней, философ или актёр. Такого она не ожидала. Пришла на встречу с актёром, а слушала великого мыслителя, взявшего эстафету у старого французского философа – Дидро. И напоминание Депардье о том, что в этом зале выступал Дидро, приобрело прямой смысл. 
  Рядом с ними разместилась какая-то маленькая горбунья, крутившая в руках диктофон, обратившаяся к Алине по имени. Её Алина видела  в первый раз. Некоторое время спустя Алина её заметила внизу, прямо у сцены, куда и она решила попасть  вместе с подругой. Алина  попыталась взять слово, но это оказалось делом непростым. Она даже попыталась попросить возможность высказаться, обратившись к знакомому переводчику, переводившему слова Депардье. Но тот очень нервничал и сказал Алине неопределённое «потом». Кругом стояла охрана, не позволявшая перемещаться рядом со сценой. Вопросы следовали один за другим. Алина запомнила один из них, вернее, ответ Депардье:
- Я принял приглашение сняться в российском фильме, содержание которого мне пока не известно. Полностью отказался от гонорара, так как если я прошу, то прошу много.
  После ответа Депардье Алина подняла руку. К счастью, её заметил импрессарио Жерара, мужчина с пышными усами, похожий на Мопассана. Алина сказала, что у неё нет вопросов к артисту. Она относится к числу его многомиллионных поклонников в России и хотела бы подарить ему газету со статьёй о нём. Депардье встал с места, он сидел в левой части сцены, Алина была в зале справа, сделал несколько шагов, подошёл к краю сцены, улыбнулся. Развернул газету, но в спешке ничего не нашёл, свернул и положил в карман чёрного пиджака, сказав, спасибо. Маленькая горбунья сидела сзади и шипела, ругаясь, что из-за Алины ей ничего не видно.
      Выйдя из университета, подруги пошли по Невскому. Подруга  спросила:
- Почему ты не вложила в газету свою визитку?
- У меня её нет.
       Резко потемнело. Ветер нагнал грозовые тучи. Пошёл ливень. Сначала они шли, потом почти бежали под проливным дождём. Какой контраст. Теплый, уютный, светлый зал. И уличная мгла. Дождь, совсем непохожий на майские дожди, воспеваемые поэтами. Зонтов у них не было, так как они еще не успели перестроиться на другой, дождливый сезон.
    Переходя самую богатую когда-то улицу города, Алина решила пригласить подругу в кафе, находящимся в доме, выстроенном на месте дворца дочери Петра –Елизаветы. До перестройки в этом здании был кинотеатр с французским названием "Баррикада". Перед сеансом играл оркестр, вестибюль украшали пальмы в кадках. По иронии судьбы здесь Алина посмотрела свой первый фильм с участием Жерара Депардье. Она уже не помнит название фильма, смутно вспоминает сюжет, но ее впечатления от игры актера все еще свежи в памяти. Восторг был неописуемый, ей казалось, что она пережила жизнь героя фильма вместе с ним.
Обо всем этом она рассказывала подруге, когда они, промокшие до нитки,  не могли отказать себе в удовольствии посидеть в уютном  заведении, зашли в кафе. Обсохнув, согревшись горячим кофе, проведя час, другой, засобирались домой, но дождь, этот страшный злодей запер их надолго. Они сидели, успокаивая себя тем, что  находятся в тепле и уюте, а прохожие проносятся мимо окон, что грозовые молнии на тёмном небе.  Казалось бы, какой-то пустяк, дождь, ан нет. Это не просто дождь, а злой сказочник раскрасил северную столицу мрачными красками и сделал пешеходов угрюмыми, чернее тучи. Первый весенний дождь не нёс людям  радость


Рецензии
Всё нормально, но я бы переозаглавил: Подарок ДЛЯ Депардье

Сергей Лузан   05.01.2013 13:18     Заявить о нарушении
уважаемый Сергей. Я согласна, так как фамилия Депардье не изменяется. Думала над названием и решила именно так. Мое название несет желаемую мне недосказанность... Спасибо, Сергей. Успехов.
Г.А.

Галина Остякова   05.01.2013 13:43   Заявить о нарушении