О старом Хийси. часть 1

                В Карелии есть легенда о старом Хийси - хозяине лесов. Его описывают как человека, покрытого волосами, без одежды, ростом в половину сосны. Живёт в глухих местах, любит каменные россыпи,  на плоских вершинах собирает огромные валуны - "сады Хийси". Спит под выворотнем. Ест мясо, предпочитает "с душком". Владеет магией. Человека не любит, при встрече съест. Но если тот ему понравится, может наделить своеобразными способностями и новыми качествами, не всегда хорошими. Например, в лесу и в горах будешь чувствовать себя как дома, не бояться, не плутать, точно выходить в  нужное место. Только потом всё сильнее станет тянуть в глушь, подальше от шума и людей. Или находить простое в сложном. И на трудном восхождении выбирать простой и логичный путь. Об этом человеке станут говорить :-"Где он прошёл, там пройдёт любой". Только за ним  не идут. А ещё умение находить сложное в простом. И открывать на лесистой равнине Карелии каньоны и водопады, а в пологих горах Полярного Урала альпийские пики.

     Я плыл по небольшой реке, впадающей в Ладогу. Завалов становилось всё меньше, река медленно текла в высоких берегах, заросших густым ельником, изредка прерываемым выходами скал. Ничего не предвещало угрозы, даже близость водопада. Впереди показался небольшой остров, я спокойно пошёл в левую протоку. А потом реки не стало. Небольшие каменные ворота и впереди лишь верхушки ёлок. Налетел встречный порыв ветра и поднял фонтан разноцветных брызг. Водопад Юканкоски....

     Потом был долгий обнос лодки к подножию водопада. Выглянуло солнце. Я долго любовался мощью весеннего потока, радугой над чёрными камнями. По сырому тёмному ущелью, где среди камней под старыми елями ещё лежал снег, я поднялся к  водопаду, в который перед этим едва не заплыл.

     Яркое солнце. Голубое весеннее небо. И на фоне тёмного ельника в падающем водяном потоке проявился силуэт  старого Хийси - хозяина глухих лесов и каменных шхер. Что-то неуловимо изменилось. Особенность этого места создавала впечатление, что он готов был поделиться со мной частью своей силы и для этого показался в облике водяного великана. А через несколько дней в сумерках меня посетил гость. Я проснулся от шума. За стенкой палатки было слышно чье-то тихое дыхание, шорох и осторожные шаги. Добрый человек себя обозначит заранее, а если втихую шарится в темноте возле стоянки, такого надо гнать. Вот я и выскочил, рявкнул для порядка, да и обложил от души. В лесу был слышен затихающий шум шагов и треск валежника, только удалялся он не к дороге, а вверх по склону, в лесную чащу. Значит приходил не человек, а зверь, у которого я занял любимое место. Он прежде всего исследователь, и если не голоден, будет стараться выяснить, кто поселился на его территории. И обязательно даст о себе знать  пахучими метками, царапинами когтей на дереве или затёсами от рогов. А разместить их постарается повыше. Потом всё  зависит от чужака. Или будет с ним соседствовать или даже уйдёт временно на другой участок. До прямого противостояния доходит редко. Поэтому я спокойно уснул. Перед рассветом  ещё дважды слышалось тихое сопение и осторожные шаги. А когда утром я вышел  из палатки, в излучине реки напротив входа исходила паром большая  медвежья куча.

*Иллюстрации на gpsigma.narod2.ru


Рецензии