Разбирая архив

...В основе построения многих произведений писательницы лежат отношения-автор(или его "доверенное лицо") и герой,рассказывающий историю своей жизни.
Встречи-беседы происходят в обстановке, располагающей к доверительности,- по причине близкого соседства,общей работы, в дороге или в больничной палате.
Сведенные воедино в читательском сознании,эти исповеди складываются в живописный лубок эпохи победившего социализма,с типажными фигурами,мастеровито исполненными реалиями времени,от "роковых" до застойных лет с их трагикомическими битвами за распределение жизненных благ.
Женщина,спасающая от нравственной гибели человека,укравшего у нее хлебную карточку("Скоро созреют яблоки"),изобретатель-самоучка,отстаивающий свои авторские права от притязаний корыстолюбцев-начальников("Снег"),талантливая девочка, чья судьба перечеркнута отцом-вором("Соната Чимароза").
В ряду персонажей особое место занимают герои повести "Рычковы",главного произведения писательницы.

 Героиня повести Татьяна остается сиротой во время войны.Ее будущий супруг,Сергей Рычков однажды приводит к любимой девушке ватагу пьяных парней-и Татьяне ничего другого не остается,как выпрыгнуть из окна второго этажа рабочего общежития, спасая свою честь.
Жизнь этой женщины-поиски материнской могилы,восстановление отношений с родней, обустройство семейного очага,каждодневная борьба за кусок хлеба, домашние скандалы и перепалки в очередях-такова сюжетная линия  произведения,котрая то возносится к житию,то кренится к фельетону.

В этом произведении наиболее ярко проявилось своеобразие авторского стиля,создающее особое художественное измерение,параллельное сюжетному.
В одних и тех же пространственно-временных координатах сосуществуют два типа отношения к жизни:действие и созерцание,два мира-мир события и мир наития,где время,кажется,идет с различной скоростью.
Явственно обнаруживая свое присутствие в тексте,автор зачастую выступает в роли наблюдателя взаимодействия времени и пространства,проявляет ответственность единственного свидетеля неповторимого мгновения на часах вечности-будь то полет птицы над больничным садом, наполненная дневными переживаниями бессонная ночь или человеческая судьба.

Майя Фурман писала,потому что обладала очень сильным и острым чувством времени, желанием запечатлеть мир,неотвратимо меняющийся и всегда разный.
И саму жизнь она воспринимала как бесконечную вглубь материю творчества...

 
из статьи публикатора о писательнице Майе Фурман,опубликовано:
газета Вестник Хайфы,30.9.1994


Рецензии