Апостолы умели хранить единство Церкви, а мы?

Верующие в Христа на деле не всегда хорошо ладят между собой. И это мягко сказано! Казалось бы, все веруют в одного Господа, читают или, по крайней мере, должны читать одну Библию, а взаимопонимание находится с трудом. Разделения между конфессиями прекрасно обосновываются и теологами каждой из сторон споров:

- А евангелисты не поклоняются иконам - не уважают святых... Православные слишком много чтут преданий - удалились от Бога совсем... У католиков папа римский наместник Христа - сие грех престрашный... Пятидесятники какими-то иными языками увлечены... Баптисты на свободе совести помешаны... Адвентисты субботой обольщены... Харизматы громко поют...

Главная цель христианского богословия состоит в защите верующего от всяких опасных заблуждений и укрепление его в истине. Вопрос лишь в том, что на самом деле считать еретичеством. Мы все верим, что спасение души христианин получает через веру в Иисуса Христа. Это так просто! Откуда же проблемы в отношениях?

- Э-э-э! Не надо упрощать, почтенный! Кроме Христа надо еще и...

Вот-вот, все дело как раз в этом магическом словосочетании "надо еще и". В I-м веке тоже борьба шла вокруг вопроса: "А что еще надо кроме Христа соблюдать, чтобы быть истинным верующим?" Очень остро стоял вопрос обрезания. Не секрет, что самыми первыми христианами были иудеи. Даже после нескольких десятилетий существования Церкви многие евреи не могли взять в толк:

- Как можно быть христианином и не принимать обрезания? Ведь его же сам Моисей дал, а с ним разговаривал сам Бог! Как можно не соблюдать ветхозаветных предписаний обрядового характера? Не отмечать праздников, установленных Торой? Не приносить жертвоприношений в храме? Какой же ты после этого верующий?!

Спустя 2 тыс. лет сомнения иудейских христиан способны нас поражать детской наивностью. Вот уж неопытные малыши! Не то, что мы - их далекие потомки, закончившие кучу всяческих духовных семинарий и академий. Куда им до нас! Ага, посмеемся громче! Только эти раннехристианские "дети" умели находить общий язык и отделять главное от второстепенного почище умудренных в теологической казуистике "отцов" нашего времени.

На досуге можно самостоятельно почитать книгу Деяния Апостолов главу 15 и постараться понять логику руководителей ранней Церкви. Немножечко взглянем на страсти I века с позиции нашего времени. В молодой церкви города Антиохия заспорили иудеи с язычниками насчет целесообразности обрезания. Чтобы положить конец распрям, решено было узнать мнение апостолов в Иерусалиме. В конце концов, если они были с Христом, то кому как не им знать правильный ответ?

Апостолы понимали главное: вера в Христа и следование национальным религиозным обычаям Израиля - это совершенно разные вещи. Владей тогдашние лидеры современными манерами в области межконфессионального общения, то результаты могли быть по одному из двух вариантов.

ПЕРВЫЙ. Надо всех язычников принудить добавить к вере в Христа иудейские обычаи для сохранения всех положительных достижений в иудейском опыте духовной жизни. И пускай бы тоже отмечали Пурим, обрезание, праздник Кущей и пр. Этот стиль решения проблемы можно назвать "методом накопления", суть коего состоит в подходе "дабы нам не потерять чего-нибудь драгоценного, сохраним все и даже хлам".

Сегодня примерно такой подход присущ для православных богословов: без сохранения всех традиций за 2 тыс. лет - нет полноты истины! Безусловно, кое-что в этих приобретениях есть и ценное, а многое напоминает "сокровища" небезызвестного Плюшкина. К сожалению, не всегда легко избавиться от рухляди, особенно если она в юные годы была причастна к священным действам. В таком случае со стороны неумеренных почитателей старины могут посыпаться обвинения в святотатстве...

ВТОРОЙ. Полный отказ от прошлого во имя богоугодного настоящего и светлого будущего! Тут все как в одном известном пролетарском гимне:

"Весь мир насилья мы разрушим
 До основанья, а затем
 Мы наш, мы новый мир построим"

Все старое - это мертвая религия, путы, кандалы и комплексы, от коих нужно немедленно и безжалостно избавляться. Данный вариант решения проблемы можно назвать "методом отсечения ненужного", только с купелью нередко можно и ребенка выплеснуть на помойку. Такой стиль более присущ для протестантов. Не имея узды в лице единого руководящего центра, у них расколы иногда происходят без достаточных на то причин.

Возвратимся к апостолам, заседающим на Иерусалимском соборе. По сути, они смогли решить первую в истории христианства проблему экуменического характера. Вдумаемся в серьезность сложившегося положения:

1. Христиане из иудеев хотят ввести в новую веру иудаизм и резкий отказ их просьбе сулит большой схизмой (расколом). Основное ядро новозаветной церкви состоит из евреев и неприятности будут обеспечены с лихвой.

2. Христиане из язычников не хотят подставлять шею под ярмо иудаизма. Если выступить категорически против них, то христианство навсегда останется лишь разновидностью иудаизма и никогда не завоюет сердца неевреев.

Подобные вызовы стояли перед Церковью во все века, но не всегда руководителя проявляли разумную гибкость, подобную апостолам. Дело усугубляется и тем, что из-за ошибок церковных руководителей, совершенных за 2 тыс. лет, разделения уже крепко укоренились и оформились в конфессии. Расколы не от Бога и в идеале лучше, чтобы их не было, но при отсутствии мудрости в свое время они состоялись. Что теперь? Церковные разделения - это такой же факт, как и грехопадение человечества! В "статус-кво" положение уже не возвратить. В компьютерах возможно откатить систему назад, избавившись от вирусов, а в жизни такую операцию провернуть не получится.

Ситуация похожа на крушения семей. Из-за незрелости и откровенной глупости супругов нередко происходят разводы, в результате которых создаются новые браки и от тех браков новые дети и возвратить все в первозданный вид абсолютно невозможно! Однажды царь Давид имел греховную связь с Вирсавией - женой другого мужчины и потом от этой женщины родился самый мудрый царь по имени Соломон. Неправильное начало имело место быть, но ситуацию можно и переломить.

Тогда, на Иерусалимском соборе, апостолы решили пойти третьим путем. Позволить язычникам и евреям идти своими стезями, находясь в ОДНОЙ Церкви. Так сказать, единство общины в многообразии духовных предпочтений. Был выработан меморандум, где письменно закреплялись пожелания не требовать евреям от язычников чрезмерного преклонения перед их обычаями, а язычникам не раздражать иудеев откровенным пренебрежением к их традициям. В общем, резолюция вполне в духе "чтобы и волки были сыты и овцы были целы" (там же, стихи 23-29). По нашим временам вердикт неслыханный своей либеральностью!

- Как?! Как можно мертвую религию объединить с чистотой веры в Христа?! Бог же будет ограничен всякими человеческими рамками и заблуждениями! Нужна абсолютная чистота и свобода от обрядовых пут!

В наши дни примерно так и получается: более традиционные христиане считают радикализм молодых бунтовством и революцией, а юноши убеждения "стариков веры" считают регрессом и духовным застоем. Отсюда и непонимание между разными церквями. Им бы научиться друг у друга, а не лаяться...

Даже если не задаваться сейчас такими глобальными целями, как объединение всех церквей - прожект явно и недостижимый и бессмысленный, то можно хотя бы пользу получить от апостольского урока. В чем явная сила у стариков? За их спиной большущий опыт, они многое повидали, во многом преуспели, во многом ошибались...

Неужели не лучше учиться на чужих ошибках, чем на собственных? В истории христианства много было всяких случаев, которые могут повторяться и в будущем. И что говорить о веках, если даже в жизни 50-70-летних есть чему поучиться 20-летним? Не секрет, что новомодные ветры учений при помощи современных информационных технологий дуют не хуже торнадо, снеся не одну молодую "крышу". Юноши смело бросаются вперед и наступают на те же грабли, что их отцы и деды. Есть огромное искушение считать свой духовный опыт единственным и неповторимым, но это далеко не так. Подобное уже когда-то происходило...

Конфликт "отцов-детей" особенно актуален для протестантов. Новое поколение хочет рвануть в бой, не прислушиваясь к опыту старших. В итоге теряется драгоценное время и пока подрастающее поколение начнет разбираться в повторенных ими ошибках отцов, уже их дети могут броситься с головой в тот же омут. Молодым очень нужен опыт стариков, но только не сразу они это понимают. Тут как в рамках одной церкви может протекать обмен опытом, так и между целыми конфессиями.

Старикам тоже не стоит свысока глядеть на молодежь. У них есть энергия, они быстры на подъем и эти качества порой могут компенсировать и отсутствие опыта. Если старшие - это мудрость, то молодые их руки и ноги. Отцам надо идти навстречу детям и позволить им действовать, а не одергивать на каждом шагу под предлогом: "Как бы чего не вышло!" Динамичность - удел молодых, а стариков больше к печи тянет. Тут уже возрастные недостатки вступают в силу и природу не проведешь. Вовремя бы только бразды передать. Чтобы потом одним дедам не сидеть в пустом молитвенном доме/храме/костеле...

Мы можем многие претензии выдвигать по отношению друг к другу, но все-таки будем помнить: Христос у нас един и не надо быть настолько самоуверенными, чтобы распоряжаться кто будет на небесах с Богом, а кого там не должно быть. Данная христианская притча вполне красноречиво об этом говорит:

"Некто поднявшись после смерти на небеса, предстал пред красивыми воротами. Видит Ангела да и завяжись у них разговор.
Некто спрашивает: а... тут православные есть?
Ангел отвечает: НЕТ.
А... католики?
НЕТ звучит ответ.
А... может баптисты?
НЕТ таких.
А... пятидесятники?
НЕТ ТАКОВЫХ.
А... наверное Харизматы!?
И ЭТИХ ЗДЕСЬ ТОЖЕ НЕТ.
Так кто же здесь?
И отвечает ему Ангел всех кого ты ищешь, они напротив, а здесь ТОЛЬКО ХРИСТИАНЕ!!!"

Данная статья является личной точкой зрения автора и возможные возражения мне известны, но прошу не устраивать споров. Не созвучны здесь мысли Вашей душе? Прошу тихо выйти и огромная благодарность у меня к Вам, неизвестный читатель, за Вашу тактичность и понимание просьбы...
На фото разбитый сосуд как символ нынешнего состояния христианства
Что-то близкое к теме:
http://www.proza.ru/2012/10/12/1822 - статья "Взаимоотношения протестантов и православных"
http://www.proza.ru/2012/12/22/1794 - статья "Протестантство - корень всех нынешних зол?"
http://www.proza.ru/2012/10/08/1211 - статья "Почему у одного Христа много конфессий?"
http://www.proza.ru/2012/07/02/1367 - статья "Особенности распространения протестантизма"
http://www.proza.ru/2012/12/29/1421 - статья "Апостол I-го века - это еретик XXI-го века?"
http://www.proza.ru/2013/01/11/1331 - статья "Православный брат во Христе"
http://www.proza.ru/2013/01/21/1888 - статья "От гусизма к атеизму"
http://www.proza.ru/2013/03/25/1490 - статья "Великий пост - догмат или обычай?"
http://www.proza.ru/2013/09/01/1849 - статья "Догматы нужны вере, как собаке пятая нога?"


Рецензии