Врач Оболенская Александра Васильевна. 50-60 гг

НА ФОТО: Благодарненская районная поликлиника. Город Благодарный Ставропольского края.

ФОТО В.И. Пузикова - автора. 2011 год.

***

Оболенская Александра Васильевна родилась в селе Благодарном, здесь училась в средней школе, поступив в самом начале войны в Ставропольский медицинский институт, успешно его окончила, почти 20 лет работала главным врачом районной больницы.

В 100-летнюю годовщину Благодарненского уезда (1900-2000 гг.) она вспоминала о своей жизни: «…В этом городе, тогда еще селе, с добрым названием «Благодарное», я родилась. Здесь окончила десятилетку, здесь у меня появилась мечта стать врачом. Мой отец, ветфельдшер по профессии, с самого детства прививал во мне любовь к самоотверженному труду медика, а узнавшая с детства боль и страдания, очень хотела облегчить мучения других».

В младенческом возрасте Александра заболела полиомиелитом, в результате чего она стала инвалидом, всю жизнь передвигалась при помощи трости. Журналист районной газеты Л. Воробьева писала: «…Именно этот недуг привел тринадцатилетнюю девочку к магу и чародею восстановительной хирургии профессору Голезовскому. И свою будущую профессию она выбрала тогда же. Потому что поверила в медицину…»

А.В. Оболенская рассказывала о том, что поступила в мединститут еще до войны, но Великая Отечественная вернула ее в родное село, где и провела оккупацию. Ее мама была доброй женщиной и многим помогала, в том числе беженцам из западных областей страны. У них в доме спасалась от преследований местных полицаев девочка-еврейка, проживали беженцы-греки. На Оболенских донесли в полицию, но их предупредили о готовящейся облаве. Шура и девочка-еврейка уехали в село Летнюю Ставку, где им удалось пережить фашистскую оккупацию.

А.В. Оболенская: «…После окончания Ставропольского мединститута в 1947 году по распределению поехали мы с мужем работать в Алтайский край. Приходилось мне в любую погоду обслуживать жителей села Язово и окрестных алтайских селений. Чего только не выпало на мою долю: в реке тонула, снегом заметало. Но судьба распорядилась так, что через три года я вернулась на родину. В основном, по причине сурового климата, так моя болезнь стала меня беспокоить.

С тех пор со своим любимым городом я не расставалась. Каждый человек должен делать как можно больше для дома, в котором живет. Поэтому я всегда стремилась сделать что-то для города, района, людей. Все свои силы и время (а благодаря маме и мужу я не была обременена домашними заботами) отдавала работе. Да и разве возможно быть врачом и не отдавать людям всего себя.

Тогда, в те годы, медицина в районе только зарождалась: фельдшерские пункты подчинялись райздраву, а больницей руководил главный врач. Мне пришлось организовывать в селе Благодарном бактериологическую лабораторию, которая стала моим любимым детищем на долгие годы. Выполняя общественную нагрузку председателя районного общества «Знание», наладила лекционную работу с целью просвещения широких масс трудящихся в вопросах медицины».

***

В период с 1953 по 1958 годы А.В. Оболенской часто приходилось исполнять обязанности  заведующей районного отдела здравоохранения. Заведующая Благодарненским райздравотделом Каскевич Татьяна Николаевна ей доверяла и возлагала на нее обязанности на период отпусков и командировок. В 1958 году, после слияния райздравотдела с лечебными учреждениями района, по рекомендации райкома партии коммуниста А.В. Оболенскую назначили главным врачом Благодарненской районной больницы.
 
В то время это был необычайно сложный и трудный участок работы. В район тогда входило значительно больше населенных пунктов, так как в 1953 году в одну административную укрупненную территорию слились Бурлацкий и Благодарненский районы. Катастрофически недоставало медперсонала и докторов, а больница и поликлиника оставались без центрального водоснабжения и отопления, к тому же, транспорт был только гужевой.

А.В. Оболенская тепло отзывалась о том времени: «…Жизнь сама тогда хорошая была, кипучая такая, активная. Но многое приходилось отстаивать и добиваться с большими усилиями. Частенько мне доводилось в кабинетах начальства доказывать свою правоту, и тогда я всегда говорила: «…Знаете, вы сегодня здесь, а завтра неизвестно где будете. А я – всегда в Благодарном. Этот город – моя судьба, моя жизнь, я здесь родилась и умру здесь, и на этом поприще медика».

Но со временем, благодаря стараниям и заботам, менялось и положение медицины. В 60-х «Межколхозстрой» завершил строительство поликлиники, позднее хозяйства района «на складях» построили родильный дом (теперь детское отделение), а в 1973 году началось строительство четырехэтажного большого корпуса».

Александра Васильевна Оболенская стояла у истоков организации районного общества Красного Креста. Ее сподвижником в этом деле стал врач Кочев Владимир Петрович. Л. Воробьева писала, что А.В. Оболенская и первый председатель районного общества Красного Креста Еременко Елена Григорьевна подготовили 68 человек доноров. Все они были медиками! Когда прибыла из Ставрополя станция переливания крови, то «…Александра Васильевна первая легла на один из двух приготовленных столов. Рядом сдавала кровь старшая сестра хирургического отделения Евдокия Максимовна Гузеева. Местные радиопередачи, лекционная пропаганда помогли подготовить население к донорству, разъяснить людям его безопасность и огромную пользу. И уже на следующий год добровольцами были рабочие, колхозники, интеллигенция».

Ставропольская станция переливания крови стала приезжать в село Благодарное на несколько дней, а доноров привозили из сел на колхозном и совхозном транспорте. Число доноров превышало тысячу человек, поэтому пункт по забору крови размещали в клубе АТП или в районном Доме культуры.

Районный комитет Красного Креста всегда возглавляли добросовестные и ответственные люди. Е.Г. Еременко сменила на этом посту Анна Ивановна Филиппова, а уже ее – Галина Владимировна Кузнецова.

А.В. Оболенская вспоминала: «…Всю свою жизнь я посвятила медицине Благодарненского района, и не только как медицинский работник, ведь главный врач – это, прежде всего человек, заботящийся о людях, и о работниках, и о больных. У меня хорошая полноценная трудовая биография, судьба мне подарила любимую работу, хорошую крепкую семью, замечательных детей и внуков. И я думаю, что чем больше человек отдает добра людям, тем больше тепла воздается ему самому.

Мне бы очень хотелось в день празднования 100-летия Благодарненского уезда пожелать всем жителям района здоровья и благополучия, а медикам – самоотверженной работы, особенно в плане просвещения и воспитания молодежи и детей. Ведь чем крепче и сильнее подрастающее поколение, тем лучше и спокойнее будет в нашем городе в следующем веке».


ИСТОЧНИКИ:
Оболенская А.В. Благодарный – моя судьба. «Благодарненскре вести», 16 сентября 2000 г.
Воробьева Л. Сестра милосердия. «Благодарненские вести», 11 мая 1996 г.

3 января 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.