Конец - делу венец, 3-5

АКТ ТРЕТИЙ

СЦЕНА ПЯТАЯ

Перед стенами Флоренции. Вдалеке слышен звук фанфар.

(Входят старая флорентийская вдова, Диана, Виолента, Мариана и другие горожане.)

ВДОВА:
Нет же, давайте пойдём. Ведь если они подойдут к городу, то мы не увидим всего великолепия.

ДИАНА:
Говорят, что французский граф проявил себя молодцом.


ВДОВА:
Да ещё поговаривают о том, что захватил в плен главнокомандующего и сразил мечом брата герцога.
(Слышится звук фанфар.)
По-моему, напрасно мы старались: по звуку труб они ушли другою стороной.

МАРИАНА:
Придётся нам вернуться, довольствуясь рассказами других. Ах, берегись, Диана, этого француза, дороже нет наследства для девицы, чем целомудренная честь.

ВДОВА:
А я соседке рассказала, как за тобой его приятель волочился.

МАРИАНА:
Я знаю этого пройдоху. Его зовут Пароль. Ему на виселице место! В сердечных авантюрах молодого графа он пособник гнусный. Остерегайся их, Диана. Все их посулы, клятвы и подарки – обыкновенные орудия соблазна. Они сердец немало обольстили, а главное-то в том, что никакие доводы несчастных не спасают: в капкан один и тот же все девицы попадают. Надеюсь, лишних слов уже не надо: тебя убережёт твоя же добродетель. Но помни, что с потерею стыдливости опасность возрастает.

ДИАНА:
Причины нет бояться за меня

ВДОВА:
На это очень я надеюсь.
(Входит Елена в одежде паломницы.)
Смотрите-ка, паломница пришла. И уж, конечно, в дом ко мне заглянет. Они ко мне друг друга посылают. Спрошу-ка я её. Храни вас бог, паломница, куда же вы  идёте?

ЕЛЕНА:
К блаженному ле Грану, праведнику Жаку. Скажите, где паломники ночуют?

ВДОВА:
Недалеко от порта рядом со святым Франциском.

ЕЛЕНА:
Туда ли я иду?

ВДОВА:
Туда.
(Вдали слышатся звуки марша.)
Чу! Слышите? Они идут сюда. Коль вы, паломница, немного подождёте, пока  войска торжественно пройдут, я провожу вас, где найдёте вы ночлег и отдых, к тому же – я хозяйку знаю, как саму себя.

ЕЛЕНА:
Так это вы и есть, похоже?

ВДОВА:
Да, так оно и есть, скиталица моя.

ЕЛЕНА:
Благодарю. Я обожду смиренно.

ВДОВА:
Я, полагаю,. вы из Франции идёте?

ЕЛЕНА:
Вы правы. Так оно и есть.

ВДОВА:
Есть случай вам увидеть земляка, который проявил себя героем.

ЕЛЕНА:
А как по имени героя величают?

ДИАНА:
Граф Руссильонский. Знаете его?

ЕЛЕНА:
Молва о нём витает высоко, а на лицо его совсем не знаю.

ДИАНА:
Да кто б он ни был там, он – на вершине славы здесь. Женил его король французский против воли и он, по слухам, Францию покинул. То правда или нет?

ЕЛЕНА:
Сомнений в этом быть не может. Я с женой знакома.

ДИАНА:
У графа есть один прислужник, который грязным словом пачкает жену.

ЕЛЕНА:
Кто ж это?

ДИАНА:
Месье Пароль.

ЕЛЕНА:
Могу поверить в это.  Ни родом, ни богатством девушка не вышла и с графом сравнивать её никак не стоит.  Достоинства её – в кристальной чистоте, никто в которой усомниться права не имеет.

ДИАНА:
Бедняжка! – за невольничьей стеною!
Нет хуже доли нежеланной быть женою.

ВДОВА:
Должно быть, ей безрадостно и тяжко,
Душа скитается без ласки, как бродяжка.
Когда б он к этой девице подъехал,
Она б ему устроила потеху.

ЕЛЕНА:
Вы допускаете, что граф забавы ради с любовью может просто поиграть?

ВДОВА:
Конечно, может, в ход пуская средства, чтоб крепость девичью своим обманом взять.
Ему не взять осадой эту крепость.

МАРИАНА:
Спаси её господь от всех осад!

ВДОВА:
Вот и они явились.
(Бьющие барабаны, трепещущие на ветру знамёна.)

(Во главе войска входят Бертрам, Пароль.)

Вот тот – Антонио, монарха старший сын, за ним – Эскаль.

ЕЛЕНА:
А где же граф французский?

ДИАНА:
С пером на шляпе. Щёголь он, что надо! Когда жену б свою воистину любил, ему бы равных не было на свете. Не правда ли, хорош?

ЕЛЕНА:
Согласна. Он хорош.

ДИАНА:
Да жаль, что он не честен, а рядом с ним пошляк, который за собой его таскает по притонам. Будь я графиня, я б мерзавца отравила.

ЕЛЕНА:
И где же тот, о ком вы говорите?

ДИАНА:
Вон тот нахал, закутанный в кашне. Ужели он  о чём-то загрустил?

ЕЛЕНА:
Быть может, в битве получил раненье.

ПАРОЛЬ:
Увы! Потерян барабан!

МАРИАНА:
Его ужасно что-то огорчило. По-моему, он нас приметил.

ВДОВА:
Да что б ему сквозь землю провалиться!

МАРИАНА:
А от любезностей его уж лучше удавиться.
(Бертрам, Пароль и войско уходят.)

ВДОВА:
Войска прошли и трубы отзвучали. Теперь пойдёмте вас к паломникам сведу, которые готовятся в поход к святому Жаку.

ЕЛЕНА:
Смиренно вас благодарю. Когда бы вы со мной отужинать решились, расходы все я на себя беру, и, в качестве признательности вам, могла бы дать девице ценные советы.

ОБЕ:
Мы с удовольствием отужинаем с вами.

(Уходят.)


Рецензии