Обычная штормовая ночь

ОБЫЧНАЯ ШТОРМОВАЯ НОЧЬ
(думы капитанские)


- Ну, вот здесь наша позиция. Мы на самом деле в миле восточнее.  Я точку поставлю, а невязку* рисовать не буду – трудно циркулем правильно координаты снимать под такую качку. Взял поправку на дрейф, через пару часов выйдешь на заданный курс. Передай старпому, что мы брали в седьмые танки балласт, чтобы винт поглубже посадить, поэтому сейчас крен три градуса на правый борт, один градус крена можно считать ветровым. Когда ляжете курсом на норд, пусть старпом откачает, если крен таким же и останется, из седьмого правого тонн сорок балласта, но ни в коем случае не заваливаться на левый борт – мы вчера настроили систему для сбора дождевой воды в правый питьевой... Всё ясно? Звони, если что! Ну, спокойной вахты!

- Хорошего отдыха, Вадим Алексеевич!

«... Хорошего отдыха... Где его взять, отдых этот? По всем прогнозам  получается, что будем идти с циклоном вместе до самого Тромсё. Хорошо, если так. При такой болтанке хоть ветер попутный, в скорости почти ничего не теряем. А если он, циклон этот, нас обгонять начнёт? Пиши – пропало, сегодняшняя качка детской шалостью покажется. Придумали же отцы-командиры «следовать экономичным ходом**». Сами то хоть знают, чего хотят? Подавай им экоход из рассчёта минимального расхода топлива! А что при этом форсунки напрочь забиваются, даже думать не хотят. Да и какая там экономия? Всё-равно груза ещё неделю не будет, на мазуте сэкономим, на стоянке солярку сожжём за лишние пару дней на весь сэкономленный расчёт... Да и идти в таком режиме  на сутки больше. Чудят ребята, на оплате причала хотят двести долларов урвать. И смех, и грех, ей Богу! А то, что идём с минимальным запасом воды, их не волнует. Пятнадцатого  отключил прачечную и посудомоечный агрегат, на режиме*** сидели пять суток, да только больше воды вылили: пока трубы промоют от ржавчины, пока горячая до верхних палуб дойдёт... Настроили сегодня систему сбора, так она может и не понадобиться. Дождя не будет - вот и всё, зряшный труд. Потому и опасаюсь, что ветер зайдёт на встречный. Может так случиться, что придётся просить аварийный заход для бункеровки водой, если скорость упадёт. Непробиваемые у нас флотоводцы! Неужели было так сложно и дорого на рейде Скагена водой снабдить? И так четыре раза бесплатно в Норвегии воду брали, неужто один раз трудно было раскошелиться? И совсем не обязательно полный бункер, дали бы тонн пятьдесят и всем было бы хорошо... Пусть попомнят моё слово – жаба не дремлет, она и придушить может! Зато надстройку и шлюпбалки красить почти по морозу требуют! Кому такая покраска нужна, на две недели. В Финском заливе как прихватит минус тридцать, так вся краска лопухами и облетит за день.  Неделю назад расшумелись – зачем продуктов на полтора месяца набрал, все капитаны не больше, чем на месяц закупают?! Денег, видите ли, много незапланированных  приходится тратить в конце года. Потому и закупил на полтора, что знаю эту систему предновогоднюю – грузоотправители придерживают груз, чтобы задёшево в рождественские дни не продавать. А с нового года по новым расценкам и начнут втюхивать, чтобы в накладе не быть, вот и стоят корабли без работы неделями. Не закупил бы на полтора месяца – уже сидели бы на одной рыбе да макаронах. Не факт, что и этих продуктов хватит до порта выгрузки. Наверняка в Питер пойдём, а в Финском заливе уже льда предостаточно - почти до Гогланда шуга, а ей в плотный лёд превратиться – раз плюнуть!  Попробуй тут рассчитай – с ходу проскочим или застрянем во льдах на неделю? Так что по-любому макарон не избежать...

Надо эту привычку искоренять – не ложиться до часа ночи! На сон времени не хватает, шесть часов в сутки – это не дело! А днём не всегда поадмиралить**** получается. Спишь, а телефон рядом с подушкой. Почему-то береговые жители любят именно в это время звонить. Такое впечатление, что в каждом офисе специальный наблюдатель есть: только кэп «в солому», они сразу же за телефон хватаются, да ещё новости пакостные сообщают и вопросы каверзные задавать начинают. Какой уж тут сон? Повезёт, если час прихватишь и не более.
Опять в дУше нет тёплой воды. Что там механики, совсем озверели? Не тропики ведь! Сегодня забортная вода была всего шесть градусов. Ага, вот и тёпленькая пошла. Надо же, как Ипполит в «Иронии судьбы» заговорил! И то правда - завтра последний день года. Опять на берегу тупо салаты есть будут и смотреть одно и то же. А тут не до шуток, тут в дУше надо выполнить, как минимум, две задачи :  попасть под струю воды и  не грохнуться о переборку при такой болтанке. Можно было и без душа сегодня обойтись! Сам ведь постоянно экипаж долбаю за соблюдение правил техники безопасности, а... В прошлый шторм так швырнуло на кран, что показалось, что почки отбил. Тогда обошлось, а теперь может и не обойтись. Так что, мастер*****, давай вытирайся две недели не стиранным полотенцем и топай в кровать!

Попробуй улежи тут! Опять же задача с двумя неизвестными: как не вылететь из койки и как не размазать себя о переборку? Решая первую задачу, можно подвернуть под себя одеяло с наружной стороны, а во второй задаче поможет лишняя подушка. Вроде бы ничего... Ничего, как же! Жара под одеялом несусветная! Все грелки вырубил, единственный иллюминатор почти полностью открыт, а в каюте под тридцать. Это старпом, его каюта прямо под моей. Он даже спит в свитере, в каюте всё задраено наглухо, отопители на полную пашут, а он ещё у электромеханика дополнительную грелку выпросил. Архангелгородец, называется! Или его там, в Архангельске, на три жизни наперёд проморозило? И на мостике устраивает пекло. Первым делом, когда прихожу на мостик, не вахту принимаю, а отопители отключаю.
Когда уже догребём до Тромсё? С попутной волной ещё трое суток. И как там люди живут? Сопки, скалы, растительность скудная. Зимой и солнца-то совсем не бывает, сумерки часа на три-четыре и всё, готовь подушку.... Как-то у лоцмана местного спросил – как долго у них тут лето длится, а он мне – иногда десять минут...

Два тридцать... Ну когда же эта качка утихнет? По всему было видно, что ветер должен от берега зайти, следовательно, зыбь будет меньше. Надо на мостик позвонить.»

- Мостик, вахтенный помощник.

- Капитан. Сколько до поворота осталось?

- К трём часам подгребём, Вадим Алексеевич! Не спится?

- Не спится... Давай, ложись сейчас на «норд» и иди параллельно старой прокладке*. Пара миль особого значения не имеют. Исправь прокладку на путевой карте, на электронной** можешь оставить, как есть.

«Кажется, подвернул. Разница всего в двадцать градусов, а качать стало меньше... Оп-ля, ничего себе! Вот это завалило! Из шкафа спасательный жилет вылетел, а в душевой тазик пустой по кафелю грохочет, как не знаю что. Надо прибрать... М-да... Стол журнальный в кабинете перевернулся, а я под общий грохот и не заметил. И кресло тоже. Ну, это прибирать не буду, само по себе должно устаканиться. Ого! Я эту ручку уже месяц ищу, а она – вон, по палубе катается! Хоть какой-то толк от погоды... Кто это в четыре часа звонит?»

- Капитан слушает!

- Это стармех! Вадим Алексеевич, зыбь до пяти метров в высоту, винт из воды выскакивает, вибрация ужасная, надо что-то решать!

- Дед****, мы же вечером вместе балласт принимали, осадку судна увеличивали, что бы винт притопить. Вот и притопили. Вибрация не уменьшилась, а остойчивость*** ещё больше стала, поэтому и мотает, как Ваньку-встаньку!

- Тут и обороты гуляют, рейка до упора, а толку никакого.

- Хорошо, сейчас сбавим...
........

- Мостик, старпом.

- Капитан. Как с погодой, затихать не думает?

- Вроде бы нет. Холодно, правда, а так  всё по-прежнему.

- Гм... Ну, ну... Сбавьте ВРШ***** до тридцати пяти процентов нагрузки и наблюдайте за оборотами главного двигателя. Если не будет улучшения, добавьте опять до сорока процентов. Крен выравнивали?

- Да, закачал в седьмой левый немного балласта.

- Я ведь передавал по вахте, чтобы откачать из седьмого правого! Или вам каждый чих официально расписывать в ночном журнале надо? Утром Дракон* пусть тщательно замеряет все балластные и питьевые танки!

«Устал бороться. Удивительная способность у старпома переиначивать всё на свой лад. Уже давно заметил, что неукоснительно выполняет только записанные на бумаге распоряжения. Сложные отношения... Как администратор, плоховат, но с грузом работает великолепно, ни одной недостачи не было. Вот и приходится крутиться между двумя крайностями. Впрочем, бывало и похуже, так что грех жаловаться. Забыл, что ли, как по восемнадцать часов подряд при некоторых «старпомах» сам на кране или на погрузчике вкалывал, а потом ещё час-другой считал-пересчитывал да грузовые планы корректировал? То-то же! Сейчас раз в сутки по трюмам пролезу и всё! Как в какой-то рекламе говорили - почувствуй разницу!

Интересно, куда очередной груз повезём? Опять, как и в прошлый раз, грузить будем на один порт, а на переходе фрахтователь переадресует ещё на один? Задолбались тогда в Клайпеде доставать то, что завалено питерским грузом. Ещё и на демередж** хотели поставить, еле отбился! И всем плевать, что изначально всё было спланировано по-другому! Такое впечатление, что среди коммерсантов нет ни одного моряка, а если и есть, то бывший матрос-уборщик! И таких приходилось встречать, и не раз! Пальцы рогатят, а сами гирокомпас от столовой ложки отличить не могут!

Ну и зачем завёлся? Им ведь от этого ни холодно, ни жарко. Стригут капусту нашими горбами и посмеиваются, на нас же глядя. Впрочем, в море не под дулом автомата шёл...

Как там дома дела? Позвоню после обеда, если связь будет. Третий месяц контракта, успел соскучиться. С другой стороны, что дома зимой делать? Диван продавливать? Ни рыбалки, ни погоды нормальной. Тут хоть зарплата капает. У нас ведь жизнь сейчас такая – как на причал с чемоданом сошёл, так  сразу же пополнил армию безработных.

Сколько там уже? Без четверти пять? Можно и не ложиться. Хотя... Лучше плохо лежать, чем хорошо стоять. Про «сидеть» и не думаю – не велика радость носиться в кресле по всей каюте, как Баба-Яга в ступе. Был бы шторм, как шторм, торчал бы в «скворечнике» - на мостике, то-есть. А тут - и не гармошка, и  не баян. Толку от моего присутствия, когда темень сплошная и вариантов никаких, вернее, один – разворачиваться носом на волну и начинать штормовать по-взрослому. А оно нам надо? Без воды останемся - с меня спросят. Впрочем, за всё и так с меня... Когда охлаждение по трюмам подавать? Хватит суток, чтобы сбить до минус десяти градусов, а какой смысл гонять без толку рефустановку? Подожду. Встанем к причалу, примем воду, тогда с грузоотправителем на короткой связи и обсудим...»

- Вадим Алексеевич, это опять стармех! Форсунки забиваются, надо бы хоть час максимально нагрузить главный. У меня в загашнике пара тонн мазута есть, так что указывать в сводке не будем.

- Хорошо, позвоните на мостик, передайте вахтенному штурману моё распоряжение – добавить ход до полного и следовать им ровно шестьдесят минут, потом возвратить ВРШ на исходную.

- Спасибо! Уже звоню! Спокойной ночи!

«Завтра последний день месяца и года. Вернее, сегодня. Конец света успешно пережили, пережить бы теперь месячные отчёты и годовую инвентаризацию. Штурмана обещали закончить отчёты к утру, а стармех нет. Говорит, что в первую очередь ремонт и эксплуатация, а бумажки на «потом». В душе согласен, но береговые крючкотворцы вынут эту душу на раз и мне, и деду. Надо будет с утра его подсуетить. Может, хоть часть отчётов, как жест доброй воли...

...Да куда же ты опять поехало, тело моё неутрамбованное? Простыни скользкие, сплошная синтетика. На всём экономят. Опять телефон, что б ему!»

- Вадим Алексеевич, это повар! У меня тут банка с растительным маслом разлилась!

- И что вы предлагаете? Чтобы капитан пришёл на камбуз и всё там вытер?

- Ну что вы! Я к тому, чтобы экипаж осторожно на завтрак приходил. Я тут уже с пяти утра тру, а всё-равно скользко.

- Кок, а не проще ли взять пару листов бумаги и написать, чтобы соблюдали осторожность? Или мне у дверей кают-компании стоять и каждого лично предупреждать?

- Нет, ну конечно же нет! Я просто хотел бы, чтобы вы дали указание старпому, чтобы он мне моющие средства выделил и с восьми часов одного человека в помощь. Надо и палубу отмыть, и к праздничному ужину готовиться.

- А что, старпом уже не является начальником общесудовой службы? Или вы сами в судомеханическую перешли?

- Извините, не подумал...

«Не подумал он… Пол-шестого уже, а не спал ни минуты...
...Как, всё-таки, дома? Наверное, ёлку вчера нарядили на радость коту. Сегодня салаты строгать будут, селёдку под шубой делать, заливную рыбу... под Ипполита... в штормовом душе...

...Будильник звонит. Без пяти семь - значит, часа на полтора отключился. И на том спасибо... Так, сейчас умываться-бриться, потом на завтрак. Интересно, успел кок  масло убрать или нет? После завтрака опять вахта, сводки, отчёты, навигация, морская практика. Качает чуть меньше, но  не на столько, чтобы спокойно спускаться и подниматься по трапам, того и гляди, что чебурахнешься... Может, дать матросам отдохнуть? Впрочем, чем они лучше остальных? Пусть пашут, и так за две недели  стоянки на якоре отдохнули. Где это видано, чтобы на корабле не было работы? Только копни – вот, к примеру, замки дверные через один заедают. Или диван в судовом офисе подлатать. Когда руки дойдут? Только во время плохой погоды, когда снаружи делать нечего. И нечего ныть, все одинаково не спали!

Ну что? С очередным наступающим Новым годом! Сколько их уже в море встречено...»

- Доброе утро! Ну и как наши дела?

- Доброе утро, Вадим Алексеевич! С наступающим Новым годом! Скорость немного возросла, вот счислимые координаты, вот обсервация. Невязку не фиксирую с вашего разрешения, мы всего в трёх кабельтовых*** от прокладки.  Разрешите идти?

- Хорошо, свободны. С наступающим!  Приятного аппетита!

- Спокойной вахты, Вадим Алексеевич!

31.12.2012
Северное море
Переход Скаген - Тромсё

*Невязка – разница между рассчётным и обсервованным местом судна

** Экономичный ход – 70-75% от режима полного хода

***Режим – подача пресной воды в судовую систему строго по расписанию

****На флоте принято не беспокоить капитана с 1300 до 1500, т.н. «адмиральский час»

*****Master – так в англоязычных экипажах обращаются к капитану

*Прокладка – линия заранее проложенного на карте курса

**Электронные навигационные карты присутствуют почти на всех судах, но в пиратских
версиях, поэтому эти карты не считаются официальными

***Остойчивасть – способность судна возвращаться в первоначальное положение после окончания воздействия на него внешних сил. Чем лучше остойчивасть, тем стремительнее размах качки, поэтому всегда выбирается что-то среднее «между нужно и надо»

***Дед – уважительное обращение на флоте к старшему механику

*****ВРШ – винт регулируемого шага. Разворот лопастей винта можно регулировать прямо с мостика

*Дракон – боцманское погоняло на русскоязычных судах

**Демередж – коммерческий термин

***Один кабельтов – 185 метров, одна морская миля – 1852 метра


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!
Я к Вам с ответным визитом.
Очень понравился Ваш опус 🌊🛳⎈, прямо навеяло массу жизненных воспоминаний, читается легко и затягивает, как в омут. )))
Да уж..., не берегут у вас там, в рассказе, помощники своего Мастера. Видимо он очень добрый человек. Когда я служил в гидрографической службе ТОФ, там у нас было с этим делом очень строго, да и в ДВ-пароходстве тоже, я по совместным стоянкам в СРЗ знаю, даже еще круче, чем у нас. Ну а "адмиральский час" - это святое, если кто посмел бы позвонить Мастеру в это время - умер бы не своей смертью... Но то было раньше, а сейчас, в условиях до минимума сокращенных экипажей, один сплошной бардак... Причем это не только у нас, я как-то работал лоцманом, довелось провести много иностранных судов по Азовскому морю от Ейска до Керчи, везде одно и тоже...
Да и с помощниками капитана прямо беда была, когда работал капитаном... Как-то пришлось проработать подряд 3 шестимесячных контракта, намучился с ними, учил, менял, списывал на берег... Канешн не высыпался, как и Ваш герой...
На демередж, было дело, я два раза садил один и тот же порт, любили мы друг друга. Морской протест заявить не довелось, но иногда пугал береговых и это действовало, т.к. они не знали, что это такое, а звучит грозно )))
Здоровья Вам и творческих успехов, благодарных читателей побольше! )))
С большим удовольствием жму на "зелененькую".
С уважением, Сергей Борисенко ⚓️ 🚢 🧜‍♂️

Серёга Капитан   23.04.2019 00:22     Заявить о нарушении
Доброго здоровья, Сергей!
Да, к сожалению, на мостиках стало появляться очень много случайных людей, прибывших на борт в желании "по лёгкому срубить бабки". Неоднократно приходилось не только списывать в порту нерадивых "штурманов", но и полностью отстранять от несения ходовой вахты в море и тащить вахты 6 через 6 с ещё не списанным штурманом... Однажды в таком режиме не уходил с мостика более 70 часов в ураганном Северном море, управляя "кормильцем" длиной 73 метра всего лишь... Тут уж даже не до 6 через 6. Морских протестов немало подано - я под греком работал долгое время, а у них заявить протест всё равно, как "Узо" перед обедом хлебнуть для аппетита. В 90-х они стоили недорого, это потом за 1000 у.е. цена подпрыгнула. Как-нибудь соберусь с духом и напишу про самый памятный для меня МП, греющий душу до сих пор :)
Спасибо за зелёненькую!
Хороших дел и отличного здоровья!
С уважением
ВР

Виктор Румянцев   23.04.2019 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.