Детские сказки
Скоро сказка сказывается, да не скоро…
или быстрей-быстрей, мы опаздываем
То, что детям читают и рассказывают сказки – это само собой.
Сказки, конечно, надо бы сказывать, однако, поскольку не всем удаётся совместное проживание с соответствующими бабушками, они стали передаваться в печатном виде. Казалось бы мелочь: читать или рассказывать. Ну, не скажите.
Безусловно есть разница в рассказывании сказки в сумраке при свечке или ночнике и её чтении под лампой с разглядыванием картинок.
Кроме того печатное слово, фраза весьма отличаются от устного творчества. Если разговорный жанр напечатать - выглядит бредово. Это прощается узаконенным временем Колобкам и Курочкам Рябам. Но уже новые сказки обязательно содержат разные умные пассажи для родителей, возьмите хоть Успенского, хоть, Милна… Есть очень неплохие современные сказки, но они обязательно с юмором или намёками на мораль. В старых сказках для малышей этого нет.
Народные сказки - не философия. Это чисто практические рассказы про еду, страхи, повседневность... Есть пищевые сказки - тот же Колобок или Гуси-лебеди. Есть сказки просто для укачивания. Они рассчитаны, на то, что малыш успокоится, притихнет и заснёт, потому скучные, полны повторов и часто сюжет в них едва заметен. Помню, как сама впадала в уныние и раздражение рассказывая первой дочери вечернюю сказку из-за её строгого требования ничего не изменять в бесконечных «а я тебе песенку спою» или «тянут-потянут». Ей были не нужны ни мои импровизации, ни юмор, а лишь «гладь и рассказывай как вчера».
Да для этого нужна бабушка. Теперь это даётся легче, тем более что теперь есть знание, что малышу именно это важно – постоянство и плавность рассказа с повторами - закреплениями.
Дочь Маринка (молодая мама) говорит: «почему одни ужастики - всех съедают, убивают? Только Репка позитивная…». Смеюсь: «ну да, там умолчали, что её съели потом».
Это было важно ребёнку - справляться со страхами, принять жизнь и смерть, которые в деревне постоянно. В городской жизни этого теперь нет. Кошки едят гранулированный корм, а дети окорочка со строгим замалчиванием, что это тот самый Петя-петушок, и котлетки-сосиски, отделённые железным занавесом от зарезанных животных. В деревне кошки съедают мышек, а не играют в «Тома и Джери», а волки - порой козлят, люди же убивают волков, мышей, козлят.... Сказки с их спокойствием, константностью, позитивностью помогали принимать реальность, понимая её и расширяя.
Большинство ранних сказок бессмыслены, они строятся на гладком сюжете с многими повторами и цель их – укачать, успокоить, усыпить ребёнка. А сюжет берётся из реальной жизни, текущих переживаний…
Теперь главный мой вопрос.
Умные люди, занятые поисками истины в педагогике, давно убедились, как важно внимание к непонятным словам. Я сейчас не о младенцах конечно там вообще интонации важнее, а о малышах.
Для городских детей все старинные сказки состоят из одних непонятных слов, не входящих в зону ближайшего развития (это термин Л.Выготского), т.е. обозначающих предметы, животных, события, с которыми они не встречаются и могут никогда не встретиться.
Печки, избушки, посадка репки,, ... даже три брата :). Горшок щей, квашня, ухват, волк, дремучий лес, соха, не говоря уже про сусеки и плетень…
Нужны ли городским малышам сказки про их реальность: кастрюли, микроволновки, холодильники и лифты? Иначе сказки не выполняют основную функцию научить понимать и описывать мир, а приучают ребёнка к раздвоению, развлечению, виртуальности.
Не стоит обвинять подросших детей в уходе в нереальные миры – их психика тщательно приучена к этому с момента формирования. Для современных цивилизованных детей вообще никакой реальности не существует, лишь разные уровни виртуальности. Да и для взрослых тоже.
Рассказывая сказки, в которых не понятно ни слова: колобок, сусеки, короб, лиса и заяц, (да многим и дед с бабкой)… мы формируем у ребёнка «символический уровень». Вводим его в общепринятую реальность договорённостей: «я что-то говорю, ты (делаешь вид что) что-то понимаешь».
Символический уровень теперь - это уровень знаков имеющих смысл, но оторванный от жизни и воплощаемый только также виртуально.
Спросите взрослых: о чём «Колобок»? Лично я спекулирую им, объясняя на семинарах отношения родителей с поздним ребёнком, а мне возражают, что это про индивидуацию…
Вот стенограмма разговора на лавочке о сказке «Колобок» с детьми 3-6лет,живущих в одном из экопоселений.
Я:
- Как вы думаете, о чём сказка?
Данила:
-О том, что мука нужна… А ещё тесто убегает. У моей бабушки тесто тоже убегает всегда.
Обсуждают как у мам и бабушек убегает тесто.
Лена (старшая):
- Нет, там колобок испекли уже.
Илья:
- А у нас кошка хлеб ворует со стола!
Обсуждают, что если хлеб оставить на столе или на лавочке в саду его таскают птицы и звери.
Аня:
- В сказке тоже все колобок съесть хотят!
Обсуждают, какие их знакомые звери с удовольствием едят хлеб. Начинают спорить, ест ли лиса хлеб. Никто точно не знает, смотрят на меня. Я подтверждаю, свежий хлеб любят все звери.
Тут Лену осеняет мораль, она старается перекричать всех:
- Я! я знаю, о чём сказка! Колобок съела лиса, потому что слушала. Мама у нас тоже не разрешает есть, когда шумим и дерёмся!
Я не проводила таких же опросов у городских детей но берусь утверждать, что они могут только пересказывать сказку. Единственный смысл, который обнаруживается с помощью взрослых – преодоление препятствий героем и опасность хитрости и лести.
А ведь это бред!
Почему так получается? Сказка полная непонятных слов может рассказывать о чём угодно, кроме просто жизни.
Сказка: Пожилой мужчина говорит своей жене: «сходи-ка в магазин и купи хлеба». Она отвечает: «денег нет». Он: « А ты поищи по карманам, да ящикам…»
В сказках должны быть кастрюли, сковородки и микроволновки, машины и автобусы, лифты и бродячие собаки?
Может быть, так было бы лучше, но кто их сочинит? Профессиональные писатели? Нужны бабушки, неторопливо прожившие день с ребёнком, заметившие сказочные моменты реальности.
У меня как всегда больше вопросов, чем ответов. Поделюсь только пожалуй своим пониманием происходящего.
Во-первых, то, что деревенские и природные сказки живы, подтверждает, что нас тянет туда. Осталась память, что эта реальность существует. И мы словно покинув свою планету хотим передать детям мифы о ней. А не обязательно. Можно просто взять и переехать, поменять цивилизацию на культуру, виртуальность на жизнь… Там в этой жизни сказки приятны и полезны.
Во-вторых, хорошо бы чтобы козлят и петушков ели только неразумные волки.
В-третьих, где бы и как Вы не жили (особенно к Бабушкам обращаюсь), сказывайте детям сказки, тренируйтесь. Трудно только в начале. Это полезный всем опыт совместного завершения дня или тихой паузы размышления. О том как жили-были…
Удачи Вам!
Ю.Же
Вот вчерась сынишка плакал перед сном – старшие обзываются, дразнят, получилась такая сказка…
Жил-был на свете маленький Поросёнок.
Он жил с мамой и братьями в сарае, хорошо кушал и быстро рос.
Вот он вышел во двор и встретил Петуха.
И Петух закричал: «Вот вышел толстый поросёнок!».
Поросёнок обиделся, отвернулся и пошёл в другую сторону, а там Гусь щипал травку.
Гусь поднял голову и сказал: «Здравствуй, толстый Поросёнок». Поросёнок обиделся и ушёл от Гуся. Нашёл лужу и лёг в неё, чтобы мухи не кусали. Так его мама учила, потому что у поросят нет ни перьев, ни шерсти.
Тут мимо шёл Козёл и сказал: «Ме-е, привет, грязный Поросёнок». Поросёнок обиделся, ушёл к забору и стал плакать-хрюкать.
Рядом Лошадь щипала траву, она спросила: «Что ты хрюкаешь, маленький толстый и грязный поросёнок?» Поросёнок совсем обиделся и расстроился и не знал, что делать.
Но тут прямо ему на спину села маленькая синичка. «Ты чего грустишь?» - спросила Синичка Поросёнка. И он рассказал ей….
«Знаешь, - сказала Синичка,- а ведь тебя никто не хотел обидеть. Ты ведь и вправду маленький и толстый и грязный поросёнок. Один единственный в этом дворе. Поросёнок начал слушать. А я вот - Маленькая Вертлявая Синичка. Не стоит обижаться, когда о тебе говорят. Вот попробуй».
И они пошли обратно вместе.
«Здравствуй, огромная жующая Лошадь» - сказал Поросёнок. Лошадь не обиделась и кивнула.
«Здравствуй, рогатый лохматый Козёл» » - сказал Поросёнок. Козёл не обиделся и кивнул. «Привет, толстый длинношеий Гусь» - сказал Поросёнок. Гусь не обиделся и важно кивнул шеей. «Здравствуй, пёстрый крикливый Петух» - сказал Поросёнок. Петух не обиделся и крикнул: «Добрый день!».
И Поросёнок вернулся к маме, которая всё-таки заставила его умыться перед едой.
Для интересующихся психологией более научный вариант статьи про сказки, мифы и отношения с ними в библиотеке на сайте www.maap.ru
Свидетельство о публикации №213010301541
Я и мои дети очень любили старинную колыбельную:
Зыбаю позыбаю пошёл отец за рыбою
Мать пошла пелёнки мыть
Дед пошёл дрова рубить
и дальше о всех родственниках, кто проекты пишет, кто на фитнес ходит, кто в гараже руководит.
Я думала, что это даёт ощущение ребёнку причастности к большой семье, не только с совместно живущими папе с мамой и сестрой. Оказывается всё гораздо глубже.
С Уважением и Пожеланием Счастья Вам и Вашей Семье
Наталья Квасова-Павленко 17.05.2013 02:22 Заявить о нарушении
Юлия Жемчужникова 20.05.2013 22:26 Заявить о нарушении