Почему вы пишете?

----------------
«У мечты есть что-то не доступное реальности, у реальности что-то не доступное мечте. Должно быть, писать – значит пытаться преодолеть эту несовместимость»
(Лев Толстой)
----------------

Я храню вырезку из испанского еженедельного приложения к газете Эль Паис (El Pais). Статья привлекла мое внимание интересной темой. Нескольким десяткам писателей был выслан вопрос: ПОЧЕМУ ВЫ ПИШЕТЕ?

Писать это, одновременно, и удовольствие и боль,-ответила, в свое время, Анна Ахматова, когда ей задали тот же вопрос : ПОЧЕМУ ВЫ ПИШЕТЕ ?
- Я делюсь с бумагой моими переживаниями, потому что ,таким образом , чувствую связь со временем, и потому что влюблена и, одновременно, боюсь моей любви ...

БОРХЕС( Jorge Luis Borjes) уподобляет искусство творить своим желанием потеряться в лабиринте снов, без всякой надежды выбраться из него.

АНТОНИО ТАБУККИ(Antonio Tabucchi)размышляет:
-Потому что мы сейчас находимся здесь, а хотелось бы быть там.

Для АЛЬМУДЕНЫ ГРАНДЕС(Almudena Grandes), писать вызвано желанием исправить те концовки сказок, которые ей не нравились в детстве.

Для КЭНА ФОЛЛЕТА(Ken Follet)- слово “наслаждение” слишком короткое, чтобы передать его суть во всей своей глубине. Отсюда, наверное, его объёмные произведения.


Впрочем, давайте лучше послушаем непосредственно тех, кто отклинулся на вопрос.

ЭКТОР АБАД ФАСИОЛИНСЕ(Hector Abad Faciolince) - Колумбия
Мой мозг дружит больше с моими руками, нежели с моим языком.  Бумага - это фильтр или панцирь, между моими словами и глазами читателя. Я себя презираю меньше, когда пишу, чем когда говорю. Потому что, пока я пишу, могу себя править и никто меня не прерывает и не проявляет нетерпения, пока я ищу подходящее слово.

ФЕЛИПЕ БЕНИТЕС РЕЙЕС( Felipe Benitez Reyes) - Испания
Не знаю почему я пишу, меня это не особо интересует. Беспокоит больше КАК, чем ПОЧЕМУ.

ДЖОН БОЙН(John Boyne) - Ирландия
Пишу, потому что стремлюсь понять самого себя, свою жизнь, почему я родился?, почему умру? И открываю для себя, что могу ответить на эти вопросы моим присутствием во Вселенной, населенной моими персонажами, которые рождаются в моем воображении.  Пишу, потому что обожаю слова. Пишу, потому что читаю. Пишу, потому что хочу знать что же произойдет за фразой “Продолжение следует”...

ЛУСИЯ ЭЧЕВАРРИА( Lucia Etxevarria) - Испания
Пишу из любви к искусству. Публикую, потому что платят. По этой причине публикую меньше половины того, что пишу.

УМБЕРТО ЕКО(Umberto Eco) - Италия
Пишу потому, что мне нравится.

КАРЛОС ФУЭНТЕС(Carlos Fuentes)- Мексика
А почему я дышу?

УСЕ ЛАОС (Use Lahoz) - Испания
Это вопрос - ловушка. Ответ на него - сплав наслаждения с необходимостью. Пишу, потому что обожаю сюрпризы и люблю жить интенсивно. Процесс творить заключает в себе возможность поймать жар-птицу прошлого и, одновременно, мечтать в разбуженном состоянии. Писать - уравновешивает.
Пишу, чтобы найти смысл в бессмысленном. И потому что в процессе письма участвуют, одновременно, память, опыт и фантазия. К тому же, это очень дешево.
Пишу, наконец, потому что это учит новому, стало быть, продолжаю быть вечным студентом.

ХАВЬЕР МАРИАС(Javier Marias) - Испания
Пишу, чтобы не отчитываться перед начальником и не вставать с рассветом. К тому же, я ничего другого не умею делать.  Чтобы не быть чьим-то должником и не чувствовать себя обязанным приветствовать тех, кого не горю желанием видеть.
Потому что думается мне лучше перед пишущей машинкой, чем в любом другом месте или при других обстоятельствах. Пишу, потому что воображаемое помогает лучше понять то, что с нами происходит наяву, что принято называть “реальностью”.

ЛУИСГРЕ МАРТИН (Luisge Martin) - Испания
Пишу, чтобы почувствовать себя,  хоть на мгновение,  Богом. ( Браво! - ТП )

ЭДУАРДО МЕНДИКУТТИ( Eduardo Mendicutti) - Испания
Пишу, чтобы скрыть мою стеснительность и чтобы меня читали.

ХУАН ХОСЕ МИЛЬЯС( Juan Jose Millas ) - Испания
Пишу по той же причине, что и читаю.

ЛУИС МУНЬОС( Luis Munoz) - Испания (поэт)
Чтобы придать конкретную форму эмоции.
Чтобы быть чувствительным к хорошей поэзии и иметь возможность наслаждаться, беседуя с нею. Иметь возможность писать, это на мой взляд, самая надежная форма поделиться тем, что мне кажется важным в жизни. И ощущать то пронзительное чувство свободы, которое ощущаешь  во время самого процесса творения каракулей на бумаге.

АНТОНИО МУНЬОС МОЛИНА( Antonio Munos Molina) - Испания
Потому что мне нравилось писать сочинения в школе и чтобы отделаться от ощущения греха на душе, которое бы я чувствовал, если бы не писал и, в то же время, чтобы пребывать в покое с самим собой, что я это делаю(пишу).

ХУЛИА НАВАРРО( Julia Navarro) - Испания
Для меня это возможность путешествовать в мир грёз и вымысла; придумывать персонажи и жить жизнью других...

АНДРЕС НОЙМАН(Andres Neuman) - Аргетина, Испания
Пишу, потому что при помощи слов могу купить время, потому что вымысел позволяет прожить несколько жизней.

АРТУРО ПЕРЕС РЕВЕРТЕ( Arturo Perez Reverte) - Испания
Писать я стал поздно, в 35 лет. До этого был занят тем, что жил, путешествовал (долгое время был репортером в самых горячих точках планеты-примечание автора этой статьи) и читал. А теперь из того запаса, что побросал в рюкзак, сочиняю собственные истории. Переписываю прочитанные книги при свете прожитой жизни. Никто мне не рассказывал того, о чем пишу.

НЕЛИДА ПИНЬОН( Nelida Pinon ) - Бразилия
Пишу в надежде, что хорошо рассказанная история, заставит меня расплакаться.
Пишу, чтобы заработать пропуск в лабиринт человеческих душ.

ФЕРНАНДО РОЙУЭЛА(Fernando Royuela) - Испания
У меня серьезные ограничения, чтобы понять гомо сапиенса. При помощи писательства, пытаюсь смягчить этот дефект. Слова - это глаза пишущего. Писать - это умение смотреть. Пишу, стараясь обожествить человека и низвергнуть богов.

ДАВИД САФИЕР( David Safier) - Германия
Помните ваше детство? Как вы играли с другими детьми на улице, как воображали себя капитаном пиратского корабля, когда вас купали в ванной, как вы искали виртуальный клад  в лесу, или сражались с динозаврами и другими склизкими чудовищами?
Так вот, все это происходит со мной и сегодня.  Играть с собственной фантазией . Каждый день моей жизни. И буду этим заниматься, пока жив. Или пока не сойду с ума. Поэтому и пишу. Есть что-нибудь лучше взамен?

ХОРХЕ СЕМПРУН( Jorge Semrun) - Испания
Если бы я знал ответ, то, наверное, не писал бы. Пишу, чтобы находить ответы почемучкам. И чтобы пережить смерть.

ВОЛЕ ШОЙИНКА( Wole Soyinka) - Нигерия( нобелевский лауреат в области литературы за 1986год.)
Пишу, потому что я, наверное, внутри себя, мазохист. С тех пор, у меня не возникло ни одной причины, чтобы изменить это мнение.

АНТОНИО ТАБУККИ( Antonio Tabucchi ) - Италия
Пишем, чтобы остановить так быстро пролетевшее время. Потому что мы сейчас находимся здесь, но, в то же время, хотелось бы побывать и там.

АНДРЕС ТРАПИЕЙО( Andres Trapiello) - Испания
Пишу, чтобы не оставаться наедине со своей болью. Как будто писать это лекарство, а не яд.

МАРИО ВАРГАС ЙОСА( Mario Vargas Llosa ) - Перу , Испания ( нобелевский лауреат в области литературы за 2010 год )
Пишу, как следствие прочитанного в хороших книгах. Эта привычка является для меня самым обогащающим опытом, помогает мне встречать удары судьбы.
Еще Флобер говорил :”Писать - это форма жизни”. Это как раз, мой случай. Не представляю для себя жизни без письма или чтива.

ХУАН ГАБРИЭЛЬ ВАСКЕС(  Juan Gabriel Vasquez ) - Колумбия, Испания
Пишу, потому что  воображение превращает опыт в знания.  Не слушайте тех, кто советует писать о том, что знаешь. Как раз наоборот, писать надо, чтобы открывать новое.

МАНУЭЛЬ ВИСЕНТ( Manuel Vicent) - Испания
Пишу, чтобы прочитать книгу, которую не нашел в моей библиотеке.

Было бы очень интересно получить размышления пишущих на ПРОЗА.РУ
на тему: ПОЧЕМУ Я ПИШУ ?

А если кого-то заинтересует мое мнение по этому вопросу ,то частично я бы сказал так:

- Пишу, чтобы узнать почему я пишу.

- Пишу, потому что могу создавать персонажи, наделяя их своими сомнениями и противоречиями, а потом подглядывать за ними через замочную скважину моей фантазии.

- Пишу, потому что наркозавишу от слов.

- Пишу, чтобы найти выход бушующему во мне океану и чтобы найти отклик в родственной душе - другом океане. И разбудить в нем, если не цунами, то хотя бы штормик, поскольку штиль и моросящие дожди не для меня.

- И, наконец, пишу, потому что редко когда получаешь такое острое блаженство от соприкосновения с загадочным миром,первооткрывателем которого выпало стать тебе.
////////

добавлено 29.05.2015
Прочел сегодня в стихире две зарисовки в тему и не могу удержаться, чтобы не поделиться с читателем этими пронзительными строчками:
 1)ТАМАРА КОШЕВАЯ
Вы видели рождение строки,
Возникшей невзначай и ниоткуда?
Вы замирали в предвкушенье чуда,
Когда вам ударяла кровь в виски?

Когда ваш добрый гений вдруг исторг
Порыв души в словесной оболочке,
От первой строчки до последней точки –
Кипел ли слов и образов восторг?

Бессонной ночью, видно, неспроста
Рождается всё то, что сокровенно –
Любовь, и жизнь, и смерть, и красота,

И аромат из чашечки кофейной,
Когда творим поклон благоговейно
Пред девственностью чистого листа!

2)СЕРГЕЙ ВОРОШИЛОВ
Спасибо, ночь, за радость встречи
с веселой взбалмошной строкой,
за вдохновения предтечу,
за лист бумаги под рукой,

за созидательность вандалью
до крика первых петухов,
за воровство из Зазеркалья
еще не сказанных стихов,

за чашку чая с вкусом лета,
впитавшую полночный бред,
за слог, что пестует поэта,
там, где поэта вовсе нет.
////////


   


Рецензии
Уважаемый Томас, благодарю вас за блистательную подборку.
По-моему, многообразие ответов охватывает все эмоции писателей и говорит об их разнообразии.
Меня всегда привлекают системные исследования, подобные вашему.
Это свидетельствует о том, что вы внимательный читатель и прекрасный аналитик.
С признательностью и наилучшими пожеланиями, -

Евгений Говсиевич   07.09.2019 07:14     Заявить о нарушении
Признателен Вам уважаемый Евгений за высокую оценку моего труда!
Рад, что он оказался полезным и ответил на интересующие Вас вопросы!
Спасибо комплименты, которые в большей степени отношу к Вашему призванию серьезного и скрупулёзного исследователя печатного слова!
Всего доброго,

Томас Памиес   07.09.2019 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 70 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.