Back shot Детектив, 3-я часть

Пиксель кивает в ответ и выводит Диджитала. Крей устало смотрит на листок бумаги с нарисованными кругами и знаками вопросов в кругах.


СЦЕНА 28, ИНТ. ОФИС ПОЛИЦИИ
Весь персонал оторвался от своих рабочих столов и смотрит голубой телеэкран.

ВЕДУЩАЯ
Что касается череды воздушных инциндентов. Как стало нам известно, сегодня утром 27 октября во время облета Кубы был сбит советской ракетой самолет ВВС U-2. По предварительным данным пилот — майор Рудольф Андерсон погиб. Ещё один самолет U-2 ВВС США был перехвачен утром над Сибирью — територрией глубоко внутри Советского Союза. Два других самолета ВМС RF-8A были обстреляны зенитными орудиями над територрией Кубы, но смогли вернуться на базу. Правительство Соединенных Штатов думает над принятием ответных мер.

Герц и все остальные полицейские в офисе смотрят на экран телевизора.

ГЕРЦ
Я вот одного не могу понять, Крей.

КРЕЙ
Ну. Я вот много чего не могу понять. А ты только одного.

ГЕРЦ (продолжает на своей волне)
Наше правительство уверяет нас в том, что делает все для сохранения мира. Знаешь, Крей, я не пасечник. Но я точно знаю, что будет, если снять с жопы штаны и засунуть ее в улей.

КРЕЙ
Ты сравниваешь русских с пчелами? Они такие же трудолюбивые, делают ракеты, как сосис...

ГЕРЦ
Крей, это, черт подери, не шутки. Эти засранцы вооружены до зубов ядерными ракетами, у них чешутся руки пульнуть их куда-нибудь, и они сидят с этим богатством так близко, что мне кажется, что я встречаюсь с ними взглядами, когда смотрю с 10 этажа в сторону моря. Я не знаю, что у них в голове, но я точно знаю, что не нужно их злить. Эта такая простая мысль, что черт подери, не понятно, как она не приходит в голову нашему правительству.

КРЕЙ
Герц, успокойся. У меня есть для тебя хорошая новость. Сегодня утром я был в супермаркете, интересовался покупкой зажигалки мистера Диджитала. Так вот. Там продают рождественские игрушки с существенной скидкой.

ГЕРЦ
Ну, конечно. Я бы и сам снизил цену на елочные шары, если бы не был уверен, какой праздник раньше наступит: Рождество или Апокалипсис.

КРЕЙ
Трудно назвать второе праздником. Но если делать из этого праздник — не помешало бы накупить игрушек пока идет распродажа.

ГЕРЦ
О. Ты говоришь был в магазине по делу? Интересовался зажигалкой Диджитала?

КРЕЙ
Да. Просто проверил. Действительно — Диджитал купил себе взамен зажигалки, подаренной мистеру Кодаку, другую. За несколько дней до убийства. И носит он ее в кармане брюк.

ГЕРЦ
А зачем ты мне про штаны мистера Диджитала говоришь?

КРЕЙ
Затем, что с какой стати он поджигал место преступления своей старой именной зажигалкой? Когда у него всегда при себе новая. Если, конечно, он был в штанах.

ГЕРЦ
Ну, не так много людей осенью ходят в гости без штанов.

КРЕЙ
Герц, я завидую твоей наблюдательности. Я всегда завидую тем, кто спит... Или ест.

Оба: Крей и Герц смотрят на Пикселя, тот наполовину заглотил пончик из коробки.

ГЕРЦ
Меня немного смущают детали этого убийства.

КРЕЙ
Тебя? Тебя смущают? А меня, значит, воодушевляют? Я вот понятия не имею до сих пор, как. Как пуля из пистолета мистера Кодака оказалась на месте преступления, а пистолет в сейфе мистера Диджитала. Это пока остается за гранью моего понимания, если, конечно, предположить, что мистер Кодак не предпринимал никаких действий после своей смерти.

ГЕРЦ
Да, разумное предположение.

Пиксель дожевывает пончик.

ПИКСЕЛЬ
Я слышал, сэр, что курица без головы живет две минуты.

КРЕЙ
Ну?

ПИКСЕЛЬ
Ну, вот, мистеру Кодаку снесли голову, сэр.

КРЕЙ
То, что курица без головы живет две минуты — не беда. Гораздо хуже, когда, Пиксель, без головы всю жизнь живут.

ПИКСЕЛЬ
Не понял, сэр.

Крей машет рукой, мол, не важно.

КРЕЙ
Вот, что Пиксель. Составь мне список всех вещей найденных в квартире мистера Кодака. Да и, кстати, надо опросить свидетелей, соседей мистера Кодака.

СЦЕНА 29, ИНТ. КОРИДОР ПЕРЕД КВАРТИРОЙ КОДАКА
Крей идет по коридору, останавливается около двери рядом с квартирой Кодака. Из-за двери слышаться звуки пианино и мужской голос тренирует гаммы — берет разные октавы. Крей дожидается паузы между октавами и стучит в дверь. Стук не слышат и тренируются в пении дальше. Крей дожидается паузы и стучит снова.

Врезка: Сосед Кодака отвлекается от пения и игры на пианино — пьет воду из стакана. Слышит стук в дверь, это настраивает его на музыкальный лад. Крей стучит три раза — мужчина поет ноту До. Крей стучит более мелко — четыре раза, мужчина берет ноту Ре.

Крей бьет по двери соседа Кодака ногой. Открывает дверь тот самый мрачный мужчина, который звонил в полицию — сообщал об убийстве.

КРЕЙ
Добрый день. Я из полиции, расследую убийство мистера Кодака.

МУЖЧИНА
Да я вас помню. Вы говорили, что я — мужчина вашей мечты.

КРЕЙ
Если быть более точным, то из моих страшных снов.

МУЖЧИНА (пытается закрыть дверь)
До свидания.

КРЕЙ (вставляет свой ботинок в дверной проем)
Я с вами ещё не попрощался. Я не думаю, что у вас плохо со слухом. Я сказал вам, что я расследую убийство. Если вы и сейчас плохо расслышали, то я повторю ещё раз — убийство. И вы являетесь свидетелем. Поэтому вам придется удовлетворить мое любопытство, сколь извращенным оно вам не покажется.

Мужчина в дверях резко смягчается и уже мрачно приглашает жестом Крея в квартиру.

МУЖЧИНА
Входите.

СЦЕНА 30, ИНТ. КВАРТИРА СОСЕДА КОДАКА
Крей сидит за одним столом с хозяином квартиры. Перед Креем стоит чашечка кофе.

МУЖЧИНА (сведя пальцы вместе)
Знаете, я — музыкант.

КРЕЙ
Да, я ещё до входа в квартиру стал об этом подозревать.

МУЖЧИНА (не обращая внимание на реплику Крея)
И вы не представляете, как тяжело нам музыкантам сосредоточиться на нашем творчестве. Эти звуки. Посторонние шумы. Радио, телевизор...

КРЕЙ (подсказывает)
Соседи.

МУЖЧИНА
Да, и соседи тоже. Все мешают, все раздражают.

Мужчина прекращает говорить. Смотрит с раздражением на потолок.

МУЖЧИНА
Слышите?

Крей пытается сделать умное лицо и тоже смотрит наверх.

КРЕЙ (неуверенно)
Это ужастно.

МУЖЧИНА
Даже хуже. Неужели трудно постелить ковер и надевать дома мягкие тапочки, а не ходить не в такт босиком, как неотесанные неандертальцы?

Крей смотрит на пол хозяина и на самого небритого хозяина.

КРЕЙ
Но у вас тоже нет ковра и вы не в тапках.

МУЖЧИНА (отмахиваясь)
Подо мной не живут музыканты. Я такой один во всем доме.

КРЕЙ
Скажите, а как на счет мистера Кодака...

МУЖЧИНА
Отлично, оттуда никаких звуков. Пример для всех жильцов.

КРЕЙ (продолжает)
Я имею ввиду ДО убийства.

МУЖЧИНА
Ну, при жизни, конечно, не было все так хорошо. Особенно за пару дней до убийства, да и в сам день убийства.

КРЕЙ
А вы что-то слышали.

Мужчина смотрит на Крея с укором.

МУЖЧИНА
Я — музыкант. Слушать это мое призвание.


СЦЕНА 31, ТАМ ЖЕ
За столом сидят Крей и мужчина. Около Крея несколько чашек из-под выпитого кофе. Он внимательно слушает хозяина квартиры.

МУЖЧИНА
Примерно за два или три дня до убийства к мистеру Кодаку приходил молодой мужчина.

КРЕЙ
Вы видели этого мужчину?

Мужчина смотрит на Крея с оттенком укора.

МУЖЧИНА
Слышал. Я слышал, как они говорили. Они говорили и говорили, а через полчаса разговоров раздался выстрел.

КРЕЙ
Выстрел?

МУЖЧИНА
Шампанское. Не могу точно сказать, но судя по звуку — французское, такое бш! Наше, знаете ли, по другому хлопает, бс, глухо совсем. А потом они опять говорили. Тональность была такая. (Мужчина что-то бубнит)

КРЕЙ
Очень интересно. А вы говорите, что в день убийства опять слышали какие-то звуки из квартиры Кодака?

МУЖЧИНА
Да. Тот же мужчина. Та же тональность. То же шампанское через полчаса после начала встречи. А потом какая-то возня. Уже без голоса молодого мужчина, а потом знаете что? (мужчина понижает голос почти до шепота и манит к себе Крея)

Крей с чашкой кофе наклоняется к музыканту и подставляет свое ухо.

МУЖЧИНА (кричит в ухо Крею)
БАБАХ!!!

Крей подпрыгивает на стуле и проливает на себя кофе.

МУЖЧИНА (возбужденно)
Взрыв понимаете? Бабах! Я аж подпрыгнул!

Крей вытирает рукавом с себя пролитое кофе.

КРЕЙ (пальцем ковыряя у себя в ухе)
Понимаю. Понимаю. А выстрела не было перед этим бабах?

Сосед Кодака задумывается.

МУЖЧИНА
Выстрела?

КРЕЙ
Да, только не от шампанского, а пистолетного. Такой, знаете, бах!

МУЖЧИНА
Нет, бах не было.


СЦЕНА 32, ИНТ. ОФИС ПОЛИЦИИ
Крей идет между столов за которыми сидят работающие сотрудники. Его встречает Пиксель, в руках у Пикселя несколько листком отпечатанного текста.

ПИКСЕЛЬ
Сэр, я подготовил для вас список вещей, найденных в квартире Кодака. Вот только...

Пиксель стоит и молчит.

КРЕЙ
Что только? Пиксель, если ты собираешься и дальше действовать мне на нервы, вспомни, что у меня есть оружие.

ПИКСЕЛЬ
Только, скорее всего, список не полный, потому что некоторые вещи были полностью уничтожены пожаром.

КРЕЙ
Шторы, например. Интересно, какие они были? Может в горошек? Или в цветочек.

ПИКСЕЛЬ
Сэр, я постараюсь выяснить.

Крей берет из рук Пикселя список, начинает его просматривать.

КРЕЙ
Постарайся, постарайся.

Крей со списком заходит к себе.


СЦЕНА 33, ТАМ ЖЕ
За столами сидят сотрудники полиции. Прямо на одном из столов сидит Герц, он листает какое-то дело и беседует с сотрудником. Дверь из кабинета Крея распахиваются, выскакивает возбужденный Крей.

ГЕРЦ (оборачивается)
Что-то я никак не привыкну к твоим выходам из кабинета. Ты разбегаешься, когда выскакиваешь?

КРЕЙ
Я изучил список предметов найденных в квартире Кодака.

ГЕРЦ
А выглядишь так, будто изучил тексты жизни. Слово бож...

КРЕЙ (перебивает)
Среди прочего в списке есть магнитофон Pioneer, аминь.

ГЕРЦ
Ты просто мне открыл глаза на это дело. Вот теперь все встало на свои места.

КРЕЙ
Магнитофон, конечно, поврежден пожаром. Но вот, что странно, Герц. У тебя дома есть магнитофон?

ГЕРЦ
Пока нет. Скидка в 70% пока действует только на рождественские игрушки, а японский магнитофон — дорогое удовольствие.

КРЕЙ
Обычно у всех людей у которых есть магнитофон, на магнитофоне всегда есть бобина с лентой. А на этом магнитофоне не было бобины. И вообще в доме не нашли никаких бобин с лентой. Понимаешь?

ГЕРЦ
Нет.

КРЕЙ
И я не понимаю — зачем мистеру Кодаку магнитофон, если нечего прослушивать?

ГЕРЦ
У моей жены 10 пар туфель, и знаешь что? Ей все равно — нечего носить.

КРЕЙ
Вот именно поэтому у тебя нет магнитофона. Да и зачем тебе магнитофон, если есть кому повторять «Герц, помой за собой посуду» хоть по 100 раз на день.

ГЕРЦ
Очень смешно. А может катушки с лентой взял преступник? Может там что-то важное было.

Крей мрачнеет.

КРЕЙ (раздраженно)
Может. Спасибо, что помог разобраться.

Герц  берет из коробки Пикселя посыпанный сахарной пудрой пончик.

ГЕРЦ (откусывает)
Пожалуйста, теперь можешь идти застрелиться.

КРЕЙ
Мне больше нравится совместное вознесение на небеса в результате ядерного удара. Жаль, что тебя не будет в нашей веселой компании.

ГЕРЦ
Я что, останусь жив?

КРЕЙ
Нет, просто не все вознесутся. Это такой сервис, не для всех.

Герц продолжает есть пончик.

ГЕРЦ
Жаль. Мне будет тебя не хватать. Но я буду хлопотать за тебя.

Крей тоже берет пончик из коробки Пикселя.

ПИКСЕЛЬ
Хотите пончик?

КРЕЙ
Нет, это ты хочешь пончик.

Крей дает удивленному Пикселю пончик, берет с собою всю оставшуюся коробку и уходит к себе в кабинет. Герц и Пиксель смотрят в след ушедшему Крею. Герц забирает из рук Пикселя оставшийся пончик и уходит к своему столу. Пиксель тяжело вздыхает.


СЦЕНА 34, ИНТ. КАБИНЕТ КРЕЯ
Крей неторопливо ест пончики и рассматривает свои листки с кругами и вопросами. Он что-то напевает себе под нос. Раздается стук в дверь.

КРЕЙ
Да.

Входит Пиксель.

ПИКСЕЛЬ
Сэр, я все выяснил.

КРЕЙ
Все? Теперь тебе, Пиксель, должно быть ужастно скучно.

ПИКСЕЛЬ
Я выяснил, что шторы были в горошек.

КРЕЙ
Молодец, Пиксель. А цвет?

ПИКСЕЛЬ
Зеленый, сэр.

КРЕЙ
А диаметр?

ПИКСЕЛЬ
Что диаметр?

КРЕЙ
Диаметр горошин какой? Может быть метр или там 2 сантиметра, какой диаметр?

ПИКСЕЛЬ
Не знаю, сэр.

КРЕЙ (продолжает жевать пончик)
Это не ответ. Пиксель, мне для работы, для продвижения хода следствия нужны все детали. Понимаешь? Диаметр горошин на шторах, количество горошин. Все, что связано со шторами. Понимаешь?

ПИКСЕЛЬ
Да, сэр.

КРЕЙ
Ну, иди. Работай. А что там Бинари делает?

ПИКСЕЛЬ
Опрашивает оставшихся свидетелей, соседей мистера Кодака.

КРЕЙ
Ну, хорошо. Потом пусть ко мне зайдет. И, Пиксель, помни про диаметр.


СЦЕНА 35, ИНТ. ОФИС ПОЛИЦИИ
Из кабинета Крея выходит Пиксель. На Пикселя внимательно смотрит Герц.

ГЕРЦ
Ну, как он там? Жрет с горя пончики?

Пиксель отвечает не сразу, он явно прокручивает в голове разговор с Креем.

ПИКСЕЛЬ
Попросил меня узнать точный диаметр, сэр.

ГЕРЦ
Диаметр чего?

ПИКСЕЛЬ
Диаметр горошин. Горошин на шторах, сэр.

ГЕРЦ
Может он ещё попросил доложить ему точное количество горошин на шторах?

ПИКСЕЛЬ
Да, сэр. Попросил.

ГЕРЦ
А когда ты вошел, чем он занимался?

ПИКСЕЛЬ
Рисовал круги на бумаге и, кажется, что-то напевал.

ГЕРЦ
Кажется? Пиксель, вам государство платит деньги за вашу профессиональную внимательность.

ПИКСЕЛЬ
Кажется точно, сэр. Примерно так: тун-тун-тун. Простите, сэр у меня нет музыкального слуха.

ГЕРЦ
Именно поэтому вы работаете в полиции, а не просите милостыню в подземном переходе со скрипкой. У меня, кстати, тоже нет музыкального слуха. Но это хорошо, черт подери, хорошо.

ПИКСЕЛЬ
Что хорошо, что нет музыкального слуха?

ГЕРЦ
Что Крей напевает. Пиксель, проследи за тем, чтоб у Крея не заканчивались пончики и приноси ему кофе. Прояви инициативу. Понял?

ПИКСЕЛЬ
Да, сэр.

На столе у Пикселя звонит телефон, Пиксель подходит, берет трубку.

ПИКСЕЛЬ
Полиция, добрый день. Мистера Крея? А кто спрашивает? Конечно, сейчас позову.

Пиксель подходит к двери Крея и стучится.


СЦЕНА 36, ИНТ. КАБИНЕТ КРЕЯ
Крей разложил на столе пончики в два ряда и дирижирует ими, одновременно сам что-то насвистывает. Раздается стук в дверь, Крей продолжает дирижировать одной рукой, второй берет пончик.

КРЕЙ
Дорогой, ты портишь нам всю партию.

Крей кусает пончик.

КРЕЙ
Да, войдите.

Входит Пиксель. Крей продолжает дирижировать, одной рукой показывает Пикселю, что начинается его партия.

ПИКСЕЛЬ
Сэр, вам звонит какая-то девушка.

Крей перестает дирижировать и проглатывает остаток пончика.

КРЕЙ
Она что, не представилась?

ПИКСЕЛЬ
Представилась, сэр.

КРЕЙ
Неужели она так и представилась — я какая-то девушка?

ПИКСЕЛЬ
Нет, сэр. Она сказала, что ее зовут Гармоника.

КРЕЙ
Стой здесь, ничего на столе не трогай!

Крей выскакивает в дверь. Пиксель смотрит на пончики и сглатывает слюну. Слышно, как за дверями Крей разговаривает с Гармоникой.

КРЕЙ (ЗКГ)
Алло, Гармоника?


СЦЕНА 37, ИНТ. ОФИС ПОЛИЦИИ
Врезка: Гармоника говорит по телефону с Креем.

ГАРМОНКА
Я передумала идти в Кино на уикэнд с вами.

КРЕЙ (разачарованным голосом)
Да, я понимаю. Спасибо, что предупредили...

ГАРМОНИКА
Я хочу, чтоб вы меня сводили в ресторан.

КРЕЙ
Немного неожиданно.

ГАРМОНИКА
Вы отказываетесь?

КРЕЙ (поспешно)
Нет. Я просто думал, что мы пойдем в кафе, но ресторан, значит — ресторан.

ГАРМОНИКА
Я принимаю ваше приглашение. Ресторан «Двойной минус» в семь часов. Но, я немного задержусь.

Гармоника кладет трубку. Крей ещё некоторое время стоит с трубкой около уха.

КРЕЙ
Зачем назначать встречу ровно на 7, если собираешься задержаться?

Герц копается в бумагах у себя на столе.

ГЕРЦ
И не пытайся.

КРЕЙ
Что не пытайся?

ГЕРЦ
Понять. Я пробовал на своей жене.

КРЕЙ
И добился успехов?

ГЕРЦ
Представь себе. Независимо, как глубоко ты не понимаешь о чем идет речь, просто говори: Да, милая. Понимаешь?

КРЕЙ
Да, милая. Жаль, конечно, что ты все свои аналитические способности истратил на понимание женской природы. И при этом так и не стал специалистом. (Крей добавляет уже потише) Ни в одной области.

Герц кивает головой, но не находит что сказать в ответ. Крей заходит назад к себе в кабинет.


СЦЕНА 38, ИНТ. КАБИНЕТ КРЕЯ
Посреди кабинета стоит Пиксель. Крей заходит и подозрительно смотрит на ряды пончиков.

КРЕЙ
Я же сказал — ничего не трогать на столе.

ПИКСЕЛЬ
Я ничего не трогал, сэр.

КРЕЙ
Не хватает одного пончика.

ПИКСЕЛЬ
Сэр, но я не трогал пончики на столе.

КРЕЙ
Может, он сам сбежал или, может, я его съел. (Крей на секунду задумывается) Ах, точно, я его съел. Пиксель, извини. Извини. Хочешь пончик?

ПИКСЕЛЬ
Да, сэр.

Крей берет пончик со стола и начинает его есть.

КРЕЙ
Видишь, значит мои опасения не были беспочвенны. Ну, иди. И, кстати, подготовь бумаги на освобождение мистера Диджитала из-под стражи.

ПИКСЕЛЬ
Сэр?

Крей протягивает Пикселю бумагу.

КРЕЙ
Это мое письменное распоряжение.

Пиксель берет бумагу из рук Крея и выходит немного ошарашенный, Крей вскидывает руку и смотрит на ручные часы, после чего возращается к поеданию пончиков. Распахивается дверь и в кабинет влетает Герц. Крей снова вскидывает  руку и смотрит на часы.

КРЕЙ
17 секунд.

ГЕРЦ
Крей, что ты делаешь?

Крей дирижирует перед рядами пончиков.

КРЕЙ
Конечно, это на первый взгляд не очень очевидно, но выполняю свою работу. (Крей поет) Рабоооотууууу.

ГЕРЦ (раздраженно)
Хватит ломать комедию. Мы не в опере.

КРЕЙ (поет голосом сатаны)
Ха-ха-ха-ха!

ГЕРЦ
Ты не можешь так просто выпускать на волю государственных преступников.

КРЕЙ (снова поет)
Ха-ха-ха-ха!

ГЕРЦ
Крей, я требую объяснений.

КРЕЙ
Так на бумаге написаны. Я вручил Пикселю письменные объяснения. Но, могу поспорить, что за 17 секунд ты не прочел из моей записки ни слова.

Раздается стук — три коротких удара.

КРЕЙ
Это, кстати, Бинари. Пришел сказать, что соседи слышали в ночь убийства голос Диджитала, но не видели его самого. Да, Бинари, входи.

Входит Бинари.

БИНАРИ
Добрый день.

КРЕЙ
Добрый. Ну, что, рассказали соседи?

БИНАРИ
С музыкантом вы лично общались, сэр. Все остальные говорят, что в ночь на убийство слышали голоса Диджитала и Кодака. Но никто не видел самого Диджитала. Соседка, как ей кажется, видела мистера Кодака, как он выходил из дому. Но она не уверена.

КРЕЙ
Спасибо Бинари, хочешь пончик?

БИНАРИ
Не хочу, но не откажусь.

КРЕЙ
Я не предложу тебе, но можешь взять один.

Бинари берет один из пончиков. Крей показывает ему рукой, что он свободен, Бинари выходит.

КРЕЙ
Таки взял. Ну, как я и говорил — никто не видел мистера Диджитала в ночь убийства в квартире Кодака. И знаешь почему? Потому что его там не было.

ГЕРЦ
Соседке показалось, что Кодак выходил из дому. Странно.

КРЕЙ
Женщины, Герц, непостижимы. Кстати, мне тоже кажется, что мистер Кодак выходил из дому.

ГЕРЦ
Кажется?

КРЕЙ
Да, можешь считать, что мне подсказывает интуиция.

Герц протягивает руки к пончикам на столе.

ГЕРЦ
Она наконец вылезла из жопы или прямо оттуда тебе подсказывает?

КРЕЙ
Она оттуда на тебя смотрит.

ГЕРЦ
А что говорит тебе твоя интуиция сейчас? Возьму я или не возьму себе пончик со стола.

КРЕЙ
Хочется верить, что это тот случай, когда она ошибается.

Герц берет пончик они засовывает себе в рот, а другой берет в руки.

КРЕЙ (сам себе)
Таки она была права.

Герц что-то бубнит неразборчивое сквозь набитый рот.

КРЕЙ
Да, я тебя и не собирался задерживать.

Герц берет последний пончик в другую руку и выходит. Крей разачарованно заглядывает в пустую коробку.

КРЕЙ
Коробка полная разачарований.


СЦЕНА 39, ИНТ. РЕСТОРАН «ДВОЙНОЙ МИНУС»
Крей сидит за одним из столиков и внимательно изучает меню. Рядом с ним за столиком никого нет. Подходит официант.

ОФИЦИАНТ
Вы уже решили, что заказывать?

КРЕЙ
Нет. Пока читаю.

ОФИЦИАНТ
Может вам что-то подсказать?

Крей смотрит на красные носки официанта.

КРЕЙ
Это не самая лучшая идея - полагаться на ваш вкус.

ОФИЦИАНТ
У вас свидание с девушкой? Женщины любят сладкие или полусладкие вина.

КРЕЙ
С женщинами — понятно, а вот что любят мужчины?

ОФИЦИАНТ
Сейчас в моде русское: русские закуски, русская водка.

КРЕЙ (вставляет)
Русские ракеты.

ОФИЦИАНТ
Наука утверждает, что алкаголь выводит радиацию.

КРЕЙ
Не в каждом ресторане следят за новостями науки. Ну, хорошо, принесите мне вина и водки.


СЦЕНА 40, ТАМ ЖЕ
Крей сидит за тем же столиком. На столе красиво разложены закуски и стоит бокал вина и стопка водки. Крей оценивающе смотрит на столик, что-то ему не нравится — он переставляет местами два блюда и поправляет цветочки в вазе. Входит Гармоника, видно, что она спешила. Гармоника подходит к столу, кидает взгляд на разложенные напитки и блюда.

ГАРМОНИКА
Как это мило — угадать с тем, что нравится женщинам.

Гармоника залпом отправляет стопку водки в рот. Крей открывает пошире глаза, но ничего не говорит.

ГАРМОНИКА
У меня сегодня был трудный день. Стрессы, стрессы, стрессы. А что пьет суровый полицейский, сладкое вино?

КРЕЙ
Полу. Полусладкое.

ГАРМОНИКА
Суровый. Хотя нет. Полусуровый.

Гармоника начинает торопливо есть, Крей спохватывается и тоже берется за вилку и нож.

КРЕЙ
Вы так проголодались?

ГАРМОНИКА
Нет, я просто люблю есть.

КРЕЙ
Что касается меня, так это мое хобби. У меня их два: сон и еда.

ГАРМОНИКА
Приятно иметь дело с таким разносторонним мужчиной.

Гармоника продолжает быстро запихивать в себя блюда на столе.

КРЕЙ
Куда вы так торопитесь?

ГАРМОНИКА
Хочу успеть съесть побольше, прежде чем вы мне испортите аппетит распросами про моего босса.

КРЕЙ
Хорошо. Я спасаю вашу фигуру. Скажите, а как относился мистер Кодак к мистеру Диджиталу?

Гармоника вытирает губы и отодвигает блюдо.

ГАРМОНИКА
Его от него тошнило.

КРЕЙ
Кого от кого?

ГАРМОНИКА
Да что тут непонятного? Мистера Кодака от мистера Диджитала.

КРЕЙ
Ну, а мистер Диджитал? Его не тошнило от мистера Кодака.

ГАРМОНИКА
У мистера Диджитала замечательный ум. Но за это приходится платить, он не испытывает никаких эмоций кроме одной — раздражения. Раздражения, если его отвлекают от работы.

КРЕЙ
Да, я помню.

Гармоника опрокидывает стопку водки.

ГАРМОНИКА
Да. Такое трудно забыть.

КРЕЙ
Так что, мистера Диджитала ничего в этой жизни не тревожило? Опасность вторжения инопланетян, русская ядерная угроза, конкуренция со стороны мистера Кодака. Что-то его раздражало?

ГАРМОНИКА
А чего ему раздражаться? Дела конторы с каждым днем идут все лучше и лучше. Это мистеру Кодаку следовало бы раздражаться.

КРЕЙ
Действительно. У мистера Кодака было множество причин для раздражения.

ГАРМОНИКА
Когда-то и мистер Кодак был выдающимся химиком. Но остановился сам и стал останавливать других.

КРЕЙ
А был ли у него дома магнитофон?

ГАРМОНИКА
Если и был, то я его не видела.

КРЕЙ
Среди сгоревших вещей нашли японский магнитофон. Обычно такие вещи используют при свиданиях для создания романтической обстановки.

ГАРМОНИКА
Вам нужно тогда поставить магнитофон у себя в кабинете.

КРЕЙ
Спасио за совет. Кстати о работе, сегодня я подписал документы на освобождение мистера Диджитала.

ГАРМОНИКА
И что это значит.

КРЕЙ
Ну, значит, что его уже, скорее всего, выпустили.

ГАРМОНИКА
О, боже!

КРЕЙ
Что?

ГАРМОНИКА
Что вы натворили. Такой вечер испортили! Он, должно быть, уже в лаборатории. Я должна убегать. Пока!

Гармоника хватает свою сумочку и убегает. Крей остается сидеть один.

КРЕЙ
Ну, здравствуй, облом!

Наливает себе стопку водки и выпивает.


СЦЕНА 41, ИНТ. КВАРТИРА КРЕЯ
Открывается дверь вваливается немного под шафе Крей и плюхается прямо в одежде на постель. Собака отводит от него морду.

КРЕЙ
Что не так? Один раз, всего один раз стоит прийти домой немного нетрезвым и уже от меня воротят нос. А сколько раз ты сама гадила дома на коврик, разве я поменял к тебе отношение?

Собака уходит из комнаты на кухню.

КРЕЙ
Могла бы включить телевизор!

Крей чертыхается, сползает с кровати и включает телек. На экране появляется лица генерала Куртиса Ле Мея и ведущей.

ГЕНЕРАЛ
Ядерный арсенал нашей страны занчительно превосходит ядерный арсенал советов.

ВЕДУЩАЯ
Но речь сейчас не об этом. Вопрос состоит в том: могут ли советы со своим незначительным ядерным арсеналом уничтожить население соединенных штатов.

ГЕНЕРАЛ
В этом случае запустится специальный автономный механизм, гарантирующий полное уничтожение советского союза ответным ударом,  даже если в америке не останется ни одного человека.

ВЕДУЩАЯ
Doomday машина?

ГЕНЕРАЛ
Можете ее так называть.

ВЕДУЩАЯ
Можно ли полагать, что и у советского союза имеется подобная машина, гарантирующая уничтожение соединенных штатов даже в случае полного уничтожения советской россии.

ГЕНЕРАЛ
Я отказываюсь отвечать на этот вопрос.

Крей смотрит телевизор, открыв рот.

КРЕЙ
Doomday машина. Убивает соперника даже после смерти.

Крей начинает срочно одеваться. Собака выходит с кухни и смотрит на Крея.

КРЕЙ
Некогда все объяснять, так бывает, что мужчина приходит домой пьяный и уходит так и не протрезвев.

Крей хлопает дверью и выбегает из квартиры.


СЦЕНА 42, ИНТ. ЛАБОРАТОРИЯ ДИДЖИТАЛА
В лаборатории небритый Диджитал работает с осцилографом, к нему подходит Гармоника, она приносит снятые показания одного из самописцев. Распахивается дверь, влетает Крей.

ДИДЖИТАЛ (удивленно отрывается от просматривания ленты)
Добрый вечер, инспектор. Если вы хотели меня удивить, то вам это удалось.

КРЕЙ
Добрый вечер. Думаю, что вы ни за что не догадаетесь — почему я тут появился.

ДИДЖИТАЛ
Вы так часто сюда приходили, что у вас мог уже выработаться условный рефлекс.

КРЕЙ
Что мне в вас нравится мистер Диджитал, так это — ничего.

ГАРМОНИКА
Боже, сколько комплиментов и ни одного мне.

КРЕЙ
Добрый вечер Гармоника. Вы и мистер Диджитал должны понимать, что я пришел сюда так поздно не просто так.

ДИДЖИТАЛ
Вы таки решили мне помочь в моей работе с конденсаторной памятью? Как любезно с вашей стороны.

КРЕЙ
Я вам уже говорил, что мне в вас нравится? Я могу повторить, мне не трудно.

Диджитал продолжает просматривать ленту самописца.

КРЕЙ
Может вы таки выделите мне пару минут своего драгоценного времени.

ДИДЖИТАЛ
Я и так посвятил вашему департаменту несколько суток своего, как вы заметили, драгоценного времени.

КРЕЙ
Это была вынужденная мера, и можете приплюсовать к этим двум суткам ещё несколько минут. Конечно, я могу вас пригласить для беседы в мой комфортно обставленный кабинет.

ДИДЖИТАЛ
Он комфортно обставленный?

КРЕЙ
Жаль, что вы этого не заметили.

ДИДЖИТАЛ
Ах, да. Если сравнивать его с тем местом, где я провел двое суток.

КРЕЙ
Некоторые проводят в таких местах всю жизнь, и вам это, кстати, тоже грозило. Вы лучше спросите меня: почему вы сейчас в своей лаборатории, а не там.

ДИДЖИТАЛ
Может вы прониклись ко мне тайной симпатией?

Гармоника ухмыляется.

КРЕЙ
Гармоника правильно заметила. Назовите хоть одного человека кто симпатизировал бы вам, если, конечно, это не ваша мама.

ДИДЖИТАЛ
Я — сирота.

КРЕЙ
Значит — ни одного. Есть над чем задуматься, да, мистер Диджитал? Подумайте над этим, как закончите думать над своей конденсаторной памятью.

ДИДЖИТАЛ
Хорошо. А теперь расскажите: зачем вы пришли?

КРЕЙ
Вот. Тот вопрос, которого я ждал. Я пришел в связи с убийством мистера Кодака.

ДИДЖИТАЛ
В этот момент, я, наверное, должен был упасть в обморок от неожиданности?

КРЕЙ
Подождите падать в обморок. Это не конец моего спича. Смерть мистера Кодака наступила в результате самоубийства.

ДИДЖИТАЛ и ГАРМОНИКА (вместе)
Что?!

КРЕЙ
Это не было убийство. Это было самоубийство, инсценированное под убийство. Мистер Кодак хотел испортить, вам мистер Диджитал, жизнь с того света.

Диджитал снова рассматривает показания графописца.

ДИДЖИТАЛ (не отрываясь)
Умеете. Умеете вы заинтриговать.

КРЕЙ
Знаете ли вы что-нибудь про doomday машину?

ДИДЖИТАЛ
Что-то знакомое в этом слове. Ах, да. Наша компания принимала участие в ее разработке.

ГАРМОНИКА
Упс.

ДИДЖИТАЛ
Что?

ГАРМОНИКА
Это была государственная тайна.

ДИДЖИТАЛ
Инспектор, мы были бы благодарны, если бы вы не стали трепаться об этом направо и налево русским шпионам. Или просто примите яду.

Гармоника наливает что-то в чашку и протягивает инспектору.

КРЕЙ
Что это? Яд?

ГАРМОНИКА
Хотим вас отравить кофе.

Крей жадно хлебает из чашки.

КРЕЙ
Если я умру, то кто вам расскажет — что сотворил мистер Кодак?

ДИДЖИТАЛ
Так вы не намерены уносить эту тайну с собой в могилу?

КРЕЙ
Нет.

ДИДЖИТАЛ (с разачарованием)
О, боги! А я так надеялся. Ну, хорошо, рассказывайте. Вы остановились толи на райском саду то ли на на адской машине.

КРЕЙ
Да. Как я понимаю среди списка добродетелей мистера Кодака не значилось помощи перспективным конкурентам. И вообще, как мне кажется, этот список был крайне коротким, если вообще был.

ГАРМОНИКА
А как же помощь фонду по борьбе с раком?

КРЕЙ
Это был фол последней надежды. Кодак стал платить деньги фонду в надежде на скорейшее нахождение средства против собственной болезни. До того, как Кодак выяснил, что болен раком — он не заплатил фонду ни копейки.

ДИДЖИТАЛ
Я бы тоже препочел вложить средства во что-то обещающее гарантированный результат, например, если есть фонды по борьбе с плоскостопием или перхотью.

КРЕЙ
Мне пока не известны случаи смерти от плоскостопия или перхоти. Чаще через наш депертамент проходят случаи смерти от огнестрельного оружия. Как, например, случай мистера Кодака.

ДИДЖИТАЛ
Мистер Кодак. Мистер Кодак... Что-то знакомое. Точно точно, это ж я его убил!! По вашему мнению.

ГАРМОНИКА
Джентельмены... Два часа ночи, можно без красноречия?

КРЕЙ
Вообще, мистера Кодака никто не застрелил.

ГАРМОНИКА
А как же пуля?

КРЕЙ
Пуля проделала очень сложную траекторию прежде чем попасть в рот мистера Кодака. Мистер Кодак пальнул из пистолета в кусок свинины, пулю оставил себе, а пистолет отдал мистеру Диджиталу.

ДИДЖИТАЛ
Говядины.

КРЕЙ
Что говядины?

ДИДЖИТАЛ
Кодак не ел свинину. Знаете, такие еврейские предрассудки: не работать, особенно по субботам, отрезать кусочек крайней плоти, не есть свинину...

Крей что-то записывает в свой блокнот.

КРЕЙ
Ок. Пальнул в кусок (пишет) го-вя-ди-ны с костями, а пистолет подарил мистеру Диджиталу.

ГАРМОНИКА
Но зачем?

Крей и Диджитал смотрят на Гармонику, как на маленькую девочку.

КРЕЙ
Чтоб инсценировать убийство. И мистеру Диджиталу было уготовано почетное место в этой инсценировке.

ДИДЖИТАЛ (кланяется)
Не надо апплодисментов.

КРЕЙ
Мистер Кодак обо всем позаботился заранее, он вообще был очень предусмотрительный человек.

ДИДЖИТАЛ
Не хотите ли написать некролог?

ГАРМОНИКА
Мистер Диджитал!

Диджитал поднимает руки, показывая, что больше не будет делать замечаний.

КРЕЙ
Он заранее выстрелил в кусок говядины, заранее купил магнитофон.

ДИДЖИТАЛ
А магнитофон тут при чем?

КРЕЙ
Нужная штука, если хочешь записать беседу, а потом прокручивать ее на полной громкости, чтоб соседи думали, что вы в гостях у мистера Кодака.

ДИДЖИТАЛ
Если бы я знал, что вы будете прослушивать нашу беседу, я бы старался пореже говорить нехорошие слова на 4-ре буквы.

КРЕЙ
К сожалению, пленка уничтожена пожаром. Или мистером Кодаком. Так что вам не придется краснеть за сказанное.

Диджитал делает вид, что успокоился.

КРЕЙ
Я так думаю, что это был самый лучший вечер в жизни мистера Кодака. Ничто его не сдерживало, он делал, что хотел и получал удовольствие. Позвонил в лабораторию мистеру Диджиталу, выманил его к ресторану. Пришел в лабораторию — стал от души громить оборудование, полил горючим веществом и поджег. Потом пошел к себе, там проделал тоже самое. Но прежде чем все сгорело, мистер Кодак последний раз в жизни употребил блюдо более, чем экзотическое. Вложил себе в рот тринитротолуол, пулю и поджег шнур. Заметим, зажигалкой мистера Диджитала.

Все молчат.

ГАРМОНИКА
Жуткая история.

ДИДЖИТАЛ
Я даже догадываюсь в чем заключается ее главный ужас. Инспектор, а какие у вас есть доказательства?

Крей молчит.

ДИДЖИТАЛ
Только косвенные улики, не правда ли? Пленки нет, свидетелей нет. Это просто одна из непротиворечивых версий.

КРЕЙ
Да. У меня нет улик для доказательства этой версии. Так же, как и нет прямых улик против вас. Из двух версий я выбрал самую непротиворечивую. Я не могу доказать, что мистер Кодак покончил жизнь самоубийством, так же как не могу доказать, что вы убили его. Я закрываю дело. До свидания мистер Диджитал. Гармоника, если захотите продолжить со мной ужин — позвоните.

Крей собирается и идет на выход.

ДИДЖИТАЛ (ему в след)
Спасибо инспектор. Я не сомневаюсь больше в вашем профессионализме. У меня на следующей неделе — публичная лекция. Приходите.

Крей поднимает руку в прощание, не оборачиваясь. Выходит.

ДИДЖИТАЛ
Инспектор не такой полный кретин, каким мне показался сразу. Таки догадался, а то я уже волноваться начал.

ГАРМОНИКА
Мистер Диджитал! Вы знали???

ДИДЖИТАЛ (возращаясь к анализу графика)
Знал? Нет, но догадался. Но мне было легче, чем инспектору. Из двух версий я сразу смог исключить неверную. Ведь я-то знал, что Кодака я не убивал. Чего не знал инспектор. Гармоника, сделайте-ка мне кофе. Да покрепче.


СЦЕНА 43, ИНТ. КВАРТИРА КРЕЯ
Крей просыпается одетым в своей постели от телефонного звонка. Трубку Крей не берет. Лежит — осматривается в комнате. Собака внимательно смотрит на Крея и дышит высунув язык, Крей показывает собаке язык.

КРЕЙ
Дорогая, у тебя рот когда-нибудь закрывается?

Крей встает, немного пошатываясь на ногах в полуспущенных штанах подходит к телевизору включает его. На экране появляется лицо ведущей.

ВЕДУЩАЯ
Только что мы получили подтверждение из администрации президента. Сегодня утром советский лидер Никита Сергеевич Хрущев прислал письмо в котором согласился демонтировать ядерные ракеты в обмен на гарантии ненападения на Кубу. На сколько нам известно, администрация президента согласилась предоставить гарантии ненападения и ракеты будут демонтированы в ближайшее время.

КРЕЙ
Матильда, ты вообще поняла про что тебе сейчас сказали? У меня появился шанс встретить старость. Какая жалость, теперь нужно позаботиться о пенсии.

Опять звонит телефон. Крей берет трубку.

КРЕЙ
Бинари? Что случилось?

БИНАРИ (ЗКГ)
Стали известны новые обстоятельства по делу об убийстве мистера Кодака.

КОНЕЦ


Рецензии