Мои незабываемые встречи
Время: без четверти десять. Кинотеатр «Знамя». Первый день работы народного кинофестиваля «Земля Отцов - Моя Земля!». До встречи с популярным киноведом, писателем, лауреатом премии «ТЭФИ» Глебом Скороходовым остается несколько минут…
Мягкие, удобные кресла в кинозале постепенно заполняются зрителями. Среди них, школьники, учащиеся учебных заведений, работающие и безработные, пенсионеры …
Интересно, что их привело сюда сегодня? Как удалось выяснить из проведенного опроса, большинство – это люди, которые живо интересуются всем новым, что сегодня происходит в городе и районе. Их мнение сводится в следующем: «Нам очень нравится быть в центре каждого рода событий, мероприятий, и, особенно тех, что проходят в рамках народного кинофестиваля». «Ну, как, скажите можно усидеть дома, если вокруг столько интересного происходит? Наверное, исключительно ленивые люди могут в такие дни позволить себе безвылазно сидеть дома». « Кинофестиваль - это предлог для увлекательного общения, новых знакомств, памятных фотографий и других не менее приятных обстоятельств в нашей жизни!». «Подобного рода встречи, какую мы ожидаем сегодня, помогают нам не только расширить свой кругозор, но и стать свидетелем интересным, порой незабываемым, фактам и явлениям».
Среди присутствующих в зале были и обыкновенные «зеваки», которым все что происходит вокруг интересно, но как говорится - «по барабану», и, конечно же, ловцы за автографами звезд, вернее, тех знаменитостей, которым удалось побывать на Усть- Лабинской земле.
Когда стрелки часов дотикали минута в минуту до десяти утра, шепот и разговоры в зале резко стихли, но через мгновение бурные аплодисменты буквально взорвали воцарившуюся тишину. Так, а не иначе, жители провинциального городка встретили впервые приехавшего к ним именитого столичного гостя - Глеба Скороходова.
Сердечное радушие, с каким встретили его устьлабинцы, Глебу Анатольевичу пришлось по душе, а вот нарушение правил этикета, а в последствии встречи, и непрофессионализм, который проявила работник кинотеатра, которой не удавалось своевременно настроить аппаратуру для показа привезенных им материалов преподавателю ВГИКа явно не понравилось. Заняв место у микрофона, он без стеснения сделал корректное, но убедительное замечание, как в адрес опоздавших и чрезмерно шумливых зрителей, так и в сторону администрации кинотеатра.
Две творческие встречи с устьлабинцами, которые прошли в рамках кинофестиваля под названием «Незабываемые имена», были посвящены Фаине Раневской и Леониду Утесова. Скороходов, обращаясь к зрителю в присущей только ему манере говорить, знакомой многим по его передачам на радио и телевидении, свой выбор объяснял так: «Во-первых, они - крупнейшие фигуры в искусстве 30-50 годов, подлинные легенды своей эпохи, обладающие истинно феерическим талантом. Во-вторых, это люди, которых я знал лично, мог с ними общаться, поддерживал в течение многих лет доброе знакомство».
Все желающие послушать из уст известного киноведа, автора популярной программы «В поисках утраченного» рассказ о наиболее ярких, и значимых моментах в творческой биографии, сначала Фаины Раневской, а затем - Леонида Утесова в течение двух дней приходили на творческие встречи в большой зал кинотеатра. Особенно нравилось нашему зрителю слушать рассказы Глеба Скороходова о впечатлениях, которые он получил при личных встречах с классиками российского кинематографа и эстрады. Довелось устьлабинцам - любителям хорошего старого кино, посмотреть на большом экране фрагменты из известных кинолент, а также полнометражные картины с участием прославленных народных артистов, как и задать Заслуженному деятелю искусств России интересующие их вопросы.
Несмотря на то, что каждая минута времени у знаменитого киноведа, журналиста, радио - и телеведущего, писателя и драматурга на особом счету мне все же удалось уговорить Глеба Скороходова дать эксклюзивное интервью в обстановке «тет-а-тет».
- Глеб Анатольевич, в свое время вам принесло немалую популярность увлечение грампластинками. Сегодня они по-прежнему играют какую-то роль в вашей жизни? И, если не секрет, где хранится ваша достопримечательная коллекция?
- Пластинки, которые раньше крутили на патефонах, обычные - на 78 оборотов, я сдал в архив Госфонда звукозаписи. Держать их в таком огромном количестве, какое я скопил за долгие годы у себя дома, стало просто непереносимо: они загромождали собой все пространство, так как пребывали повсюду.
- Это ж, сколько времени нужно было их собирать, чтобы они приобрели статус знатной коллекции?
- С детства! Мне всегда нравилось слушать патефон. Затаив дыхание, я мог часами внимать записанным на “виниле” мелодиям. Восхищаться было чему, ведь плохой музыки, как и голосов исполнителей на пластинках, никогда не записывали: только избранное, и одни лишь таланты! Первую, в своей жизни пластинку, я купил на деньги, которые сэкономил на школьных завтраках. Это произошло в конце 40-х годов. Шли годы, я рос и мужал, а увлечение, пришедшее в детстве, не проходило. И в итоге моя коллекция грампластинок стала вмещать в себя не одну тысячу экземпляров...
- Подобное увлечение как-то оказывало влияние на вашу жизнь?
- Обучаясь на факультете журналистики МГУ, я параллельно учился и во ВГИКе. И так случилось, что практику меня направили проходить ... в Московскую студию звукозаписи, которая до войны называлась “Дом грампластинок”, а затем - Дом радиовещания и звукозаписи. В то время в студиях “писались” довольно известные эстрадные артисты: Клавдия Шульженко, Изабелла Юрьева, Леонид Утесов, Майя Кристалинская, Елена Великанова и другие. И я, вместо того, чтобы усердно править чужие материалы, большую часть времени старался провести в кругу обожаемых мною знаменитостей. Помню, как следовал за ними везде, буквально по пятам, стараясь завязать разговор, сдружиться, завести знакомство. И, по всей вероятности, мне это неплохо удавалось, ибо они частенько приглашали меня в свои дружеские компании, а то и к себе домой - в гости.
Однажды ко мне подошла Клавдия Шульженко. В непринужденном разговоре она обмолвилась о том, что хочет сработать новую музыкальную программу, да такую, какой еще доселе не было. “ Глеб Анатольевич, надеюсь, вы мне поможете выстроить тематическую композицию. Мне кажется, что у вас это получится, причем наилучшим образом!” - вдруг сказала она, обратившись ко мне. Я с радостью взялся за новое для меня дело. Спустя время, конечно не без моего участия, на свет появилась замечательная пластинка в красочном бумажном конверте. Уместно сказать, что на нем тогда был впервые изображен портрет исполнителя песен. Аналогичного, действительно, никто раньше не делал. До этого случая все долгоиграющие пластинки выпускались ординарно в блеклых пакетах, на которых изображались, если не однообразные размытые цветы, то какие-то необъяснимые, порой совершенно безликие, узоры. Вспоминаю, как Шульженко тогда очень хотелось дать этой пластинке название - “Песни о любви”. Но в конце 50-х о подобной фривольности, даже речи быть не могло. Труд, родина, хлеб и партия - вот главные слова, которые имели место быть! Немного помыслив, мы все же решились назвать ее: “Клавдия Шульженко. Лирический концерт”. На радость всем нам, пластинку “в верхах” одобрили и утвердили…
- Сегодня эпоха пластинок - далекая история?
- Жаль, конечно, но это действительно так. Старинные патефоны и виниловые пластинки сейчас мало кто имеет у себя дома. Их места давно заняли современная аппаратура и компакт диски. Безусловно, глобальные технические перемены оставили свой отпечаток на музыкальных пристрастиях людей. И, тем не менее, даже среди молодежи привыкшей сегодня жить в скоростном режиме и стиле «техно» почитатели подлинного искусства не перевелись. Я знаю достаточно много молодых людей, которые не прочь иметь у себя дома записи легендарных классиков российской и зарубежной эстрады.
Перед тем как приехать в Усть-Лабинск на народный кинофестиваль “Моя земля-земля отцов!” я и мои помощники монтировали на звукозаписывающей студии два уникальных долгоиграющих диска - “Необыкновенный концерт Леонида Утесова”.
- И в чем кроется их уникальность?
- В том, что в них взяты редкостные записи. Все они были сработаны - не в студии, а во время исполнения Леонидом Утесовым своих песен непосредственно на публике. Непринужденный контакт легендарного певца со зрителем, несомненно, оставил на магнитной записи колоритный след “живого” общения, который напрочь исчезает в вакуумных дисцилированных студиях.
- Чем еще занимаетесь сегодня?
- Преподаю студентам на операторском факультете ВГИКа. Помимо этого участвую в подготовке новой авторской программы “Тайны граммофона”, в которую войдет 12 телевизионных передач. По какому каналу, и когда, они будут транслироваться я пока сказать ничего не могу.
- Коммерческая тайна?
- Можно и так сказать. Все секреты фильма, также раскрывать не стану, скоро сами все увидите. Скажу лишь одно: в своей программе я стремлюсь через грампластинки и музыкальные произведения представить зрителю историю развития нашей страны. Перед отъездом в Усть-Лабинск, я успел посмотреть чистовой материал шестой серии. Могу смело произнести, что половина фильма уже готова к показу. Судьба страны в этих шести сериях отслеживается: начиная от дореволюционного периода до начала 40-х годов.
Создается фильм по тому же принципу, что и моя авторская программа “В поисках утраченного”: съемки на месте событий, воспоминания, встречи, персонажи, мнения... Главное отличие – в построении сюжетной линии и персонажах.
Могу сказать и о том, что на создание шести первых серий «Тайн граммофона» у нас ушло два года кропотливого труда. Сегодня нам, уже удалось собрать большую часть материала для седьмой и восьмой серии фильма, которые будут посвящены периоду Великой Отечественной войны.
- На Усть-Лабинский кинофестиваль вы приехали с историями о творческом пути двух замечательных людей - Леониде Утесове и Фаине Раневской. Чем продиктован ваш выбор?
- Особой инициативы при подборе главных персонажей для представления их в рамках кинофестиваля под названием “Незабываемые имена” с моей стороны не было. Это скорее выбор организаторов фестиваля. Если помните, цикл передач телевизионной программы “В поисках утраченного” состоял из 55 выпусков. И в каждом я рассказывал о судьбе того или иного легендарного героя. И, поверьте, это далеко не все известные люди, о которых я бы мог рассказать устьлабинцам. Но я рад, что выбор пал именно на Утесова и Раневскую. Это люди, которых я хорошо знаю, ибо мне довелось с ними много общаться. Поэтому во время своих встреч с почитателями творчества этих известных людей я всегда могу рассказать намного больше, чем о них написано в тех или иных печатных изданиях.
-Вы частенько захаживали в гости к Фаине Георгиевне на “огонек”. Расскажите, какой она была в жизни?
- Раневская - яркая парадоксальная личность о которой можно говорить сутками напролет. Она никогда не была ведущей актрисой. Ее экранные и сценические работы можно по пальцам пересчитать. А в итоге, даже то немногое, что ей удалось сделать, позволило ей войти в десятку выдающихся актрис 20-го века.
Фаина Георгиевна обладала достаточно сложным, зачастую несносным характером. Но долго сердиться на нее было просто невозможно. За кажущейся на первый взгляд величавостью, и некой надменностью скрывалась ее глубоко ранимая, одинокая, и по-детски преданная людям душа. Эта неповторимая черта характера позволяла ей играть роли своих отрицательных героев так, что у зрителей никогда не возникала к ним ненависть или отчуждение, а наоборот, они испытывали глядя на них неизъяснимый восторг.
Удивительно, но не взирая на ее скверный характер она была почитаема не только среди зрителей театра и кино. В дом Фаины Раневской постоянно захаживали знаменитости, которые всегда восхищались ее кулинарными способностями, хотя замечательной хозяйкой она никогда не слыла. Выполнять рутинную домашнюю работу она не любила, оттого пользовалась услугами домработниц, которые не выдерживая ее напористого характера менялись в ее доме как «перчатки».
Зато Фаина Георгиевна просто обожала готовить и принимать у себя гостей. Большинство блюд для своих званных ужинов она придумывала сама. При этом многое из того, что готовила для своих гостей Фаина Георгиевна, она сама есть не могла по причине болезни - сахарного диабета. Поэтому когда кто-то из ее многочисленных почитателей захаживал к ней в дом и по привычке приносил с собой торт, она тут же его разрезала и угощала им всех присутствующих, сама при этом лишь смотрела на него, и сглатывая слюну приговаривала: “Прошу вас кушайте гости дорогие, все - до единой крошки. Мне так приятно, что рядом всегда есть люди, которые могут себе позволить всю эту вкуснотищу съесть!”.
Однажды, она пригласила меня на ужин, на который был также приглашен и профессор медицины Б. Вотчал, знаменитый фармацевт, автор рецепта знаменитых сердечных капель Вотчала. Эту микстуру, которая включала в себя настойку ландыша, валерианы, нитроглицерина и валидола принимали все без исключения сердечники, в том числе и Раневская. Так вот, Фаина Георгиевна решила побаловать крупнейшего знатока человеческих сердец, и приготовила для него одно из любимых своих блюд - куропаток в орехах и сметане. За ужином светило науки с большим удовольствием съел несколько штук, и казалось бы уже насытился ими сполна, но стоило Раневской предложить ему съесть еще одну «малюсенькую птичку», как доктор перебарывая стеснение клал вновь и вновь аппетитную дичь к себе на тарелку, до того вкусны были эти перепела по-раневски!
Также Фаина Раневская считалась прирожденным юмористом-сатириком. За ней хотелось ходить по пятам с блокнотом и записывать все выдаваемые ею в течение дня “перлы”. Она с ходу могла смешно или с чувством некой ироничности обыграть даже казалось бы самую обыденную жизненную ситуацию.
- Например?!
- Магазин. Витрина. Под стеклом разложены различные субпродукты. Раневская с интересом их рассматривает. У одной из витрин она вдруг останавливается и обращаясь ко мне спрашивает:
- Глебушка, посмотри, кто это?
- Это же куры, Фаина Георгиевна, - немного смутившись, отвечаю я.
- А почему они синие? И тут же, слегка откинув голову назад и воздев руки вверх, добавила: “Может перед нами лежат вовсе не куры, а остатки от синих птиц!”.
Вот еще один сюжет. Жаркий летний день. Чувство жажды заставило меня купить в магазине бутылочку холодного пива. Для того, чтобы его выпить попросил Раневскую зайти со мной в кафе неподалеку. Она согласилась. Зашли. Сели за столик, а вскрыть бутылку-то нечем. А использовать выступ стола или стула под эти цели - несподручно. И тогда Фаина Георгиевна встала, подошла к стойке буфета, и обратилась к подавальщице: “Голубушка! Дайте нам, пожалуйста, предмет, который в народе называется чудным словом “от-кры-вал-ка”. Та подала, затем, немного помолчав, говорит: “Когда пиво выпьете, бутылочку мне отдадите”. “Ну конечно же голубушка, неужели вы думаете, что лауреаты госпремий уносят их с собой!”- невозмутимым голосом ответила ей Раневская и пошла горделиво прочь. Шутка была посетителями услышана и одобрена громким смехом.
Казалось бы эпизоды пустяшные - на копейку. Повторить сказанные великой актрисой слова многим не составит большого труда, а вот произнести и обыграть их так, чтобы окружающим тут же захотелось воскликнуть в адрес произнесшего - “Браво!” дано далеко не каждому. Фаине Георгиевне добиться необходимого эффекта удавалось в считанные секунды. В жизни, в кино и на сцене, она прежде всего оставалась актрисой - великой королевой эпизода, которая умела сохранять в людской памяти незабываемые впечатления о себе.
ВСТРЕЧА № 2: НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ – «НИНА», «ПАННОЧКА» И ДРУГИЕ…
На роль студентки – комсомолки в фильме «Кавказская пленница», в свое время, претендовали около пяти сотен актрис. Среди них были и такие звезды советского кино, как Наталья Фатеева, сестры Вертинские, Наталья Кустинская, Валентина Малявина и другие. Однако кинорежиссер Леонид Гайдай после долгих раздумий решил все же остановиться на 19 летней Наталье Варлей, никому тогда не известной цирковой артистке. И, как оказалось, не ошибся. Успех картины был оглушительным. К Наталье Варлей пришла всесоюзная слава.
И вот, спустя более 40 лет с момента выхода фильма в кинопрокат, звезда экрана Заслуженная артистка России Наталья Варлей предстала перед устьлабинцами. На творческую встречу с известной актрисой, проводившуюся в рамках народного фестиваля «Земля Отцов - Моя земля!» в кинотеатре «Знамя», пришли все кому дорого российское кино. И таких людей оказалось немало. В начале кинозрители увидели фрагмент отрывка из фильма «Большой аттракцион». В этой картине рассказывается о судьбе девочки, которая, впервые увидев цирковое представление, стала мечтать о профессии воздушной гимнастки. Сюжет этого фильма в котором снималась еще совсем юная Наташа Варлей, во многом совпал с историей ее собственной жизни. Рассказывая о себе, актриса, словно пунктиром отметила основные вехи своей творческой биографии. Встреча с замечательной актрисой проходила в форме увлекательного диалога, и в этот вечер зрители узнали много нового и интересного о комсомолке, студентке и просто красавице. Она рассказала о тайнах своей профессии, работе с знаменитыми режиссерами, забавных случаях, произошедших на съемках. Например, многие помнят сюжет из фильма «Кавказская пленница», когда Нина обучает Шурика основам альпинизма. Он получает задание упаковаться в спальный мешок за определенное время. Незадачливый Шурик делает это смешно, а главное, стоя – сцена уморительная. Нина хохочет, заливается: « А спать вы тоже стоя будете?!» - и вновь поднимает секундомер. Вот, что об этом эпизоде рассказала сама актриса:
-Казалось бы, что сложного выполнить задание по сценарию «Нина хохочет, заливается…». Тем более, Саша Демьяненко (Шурик) и правда все делал очень смешно. Глядя на него, вокруг смеялись все, и я в том числе. Но пока снимали общий план, средний, крупный, перебивку с лица актера на спальный мешок, день подошел к концу. Приступили к съемкам «смеха Нины». Все устали, смеяться уже никто не хотел. А я и вовсе по команде «мотор» отчего–то цепенела и замолкала. Не действовали на меня ни анекдоты, ни уговоры. И вот, когда я уже собиралась разрыдаться от сознания собственной бездарности, ко мне подошел Леонид Гайдай и произнес: «Я тебя умоляю, только не вздумай реветь. Мы тебе сейчас поможем». Он взял под руку Евгения Моргунова, отвел его в сторону и они стали о чем - то шушукаться. Потом раздалась команда «мотор!». Я в очередной раз напряглась и тут услышала заискивающий голос Гайдая: «Наташа, посмотри в нашу сторону». Я, естественно посмотрела. Кинорежиссер Гайдай и актер Моргунов, как известно, люди абсолютно разной комплекции. И о, ужас, два мудрых взрослых человека, чтобы рассмешить неопытную дебютантку, на глазах всей съемочной группы задрали майки и одновременно стали чесать свои обнаженные животы. Этот контраст, нелепая ситуация – смехом заливалась не только я, хохотали все, кто был на съемочной площадке. Именно эти кинокадры вошли в фильм, как реакция Нины на действия незадачливого Шурика.
А помните, как аппетитно ела Нина, находясь «в плену». Оказалось, персики и виноград на экране не настоящие, а восковые. Под ними лежали кислейшие сливы из компота. Именно их, собрав всю силу воли в кулак (чтобы не скривиться), со смаком уплетала Наталья Варлей. Не легче пришлось и с поеданием «пышных и аппетитных лепешек». Их купили за несколько дней до съемок, и они сильно зачерствели, но актриса (рискуя сломать зубы) ела их так «вкусно», что у всех кто это видел, просто слюнки текли.
Встреча длилась более полутора часов. За это время Наталья Варлей поделилась воспоминаниями и о других занимательных сюжетах, прекрасно исполнила несколько музыкальных композиций в стиле ретро и с недавно записанных ею новых дисков. Не обошлось и без премьеры – для устьлабинских поклонников впервые прозвучала песня «Еще есть время». А когда исполнялись «Снежинка», «Песня про медведей», «Вальсок», «Кораблик», актрисе подпевал весь зал. Настоящим подарком для почитателей творчества Варлей стало великолепное исполнение стихов ее собственного сочинения. Наталья Варлей призналась публике, что первое стихотворение она написала, когда ей было четыре года: «У грибочка шапочка и тонкая ножка. Нет у ножки тапочка, нету и сапожка». В детстве она была болезненным ребенком, поэтому от одиночества и ухода в болезнь ее спасали книги, которые она читала запоем. Видимо поэтому Наташа везде была круглой отличницей, где бы ей не доводилось учиться: в общеобразовательной и музыкальной школах, в цирковом и театральном училищах, в литературном институте…
По ходу встречи, были просмотрены и обсуждены с кинозрителями отрывки из известных фильмов «Вий» и «Волкодав», в которых снималась актриса. Народная любимица ответила на все интересующие киноманов вопросы. Встреча прошла в теплой, дружественной обстановке. Обо всем, что происходило на сцене, в зале и фойе кинотеатра в двух словах не расскажешь, такой насыщенной, яркой и запоминающейся она была. По завершении столь неординарного события никто из его участников без положительных впечатлений домой не ушел. Одни остались в зале, чтобы в который раз посмотреть «Кавказскую пленницу», другие в это время получали от любимой актрисы автографы и фотографировались с красавицей «Ниной» на память. Многие дарили ей цветы, сердечно благодарили за интересный разговор. Актриса сказала, что после теплого приема, какой ей оказали устьлабинцы, она постарается принять участие в последующих фестивалях, которые ежегодно проводятся на нашей щедрой, радушной земле.
После встречи Натальи Варлей со своим зрителем мне посчастливилось лично пообщаться с заслуженной артисткой РОССИИ - это была моя вторая незабываемая встреча!
За день до встречи с устьлабинцами, актриса участвовала в премьерном показе спектакля «Шашни старого козла», в Петербурге. Затем, перелет на Кубань и многочасовые встречи с кинозрителями. Актриса честно призналась: она очень устала, и вообще, интервью давать не любит. Несмотря на это мне все же удалось задать известной актрисе несколько вопросов:
- Наталья Владимировна, что самое трудное в вашей работе?
- Ее начало. Обычно, трудности не проходят до тех пор, пока я не начинаю чувствовать себя в этом деле или роли органично.
-Вы легко вживаетесь в роль?
- Не всегда. Неважно, спектакль это или фильм, после прочтения сценария много репетирую, обдумываю характер героини, ведь я очень дотошная. Пока не сделаю на «отлично» , за что взялась – не отступлюсь. Эта черта характера, досталась мне от папы – моряка, легендарного человека. В Севастопольском военно-морском училище он был курсантом номер два в первых наборе и выпуске, который пришелся на 1941 год.
- Наталья Владимировна, почему вы не снимаетесь в сериалах?
- Потому что я люблю качественные творческие продукты. Несмотря на то, что кино и театр – искусство, здесь должны работать исключительно профессионалы. Почему я сегодня отбиваюсь от сериалов - в них нет полного сценария, есть синопсис, краткое содержание твоей роли. Причем никто не знает, даже режиссер – постановщик, чем все закончится. Будет ли моя героиня жива в конце сериала или «умрет» через пару дней съемок. «Мыльная опера» создается на ходу, мимолетом, словно суп за «пять минут». Это не по мне. Я привыкла к настоящей, вдумчивой актерской работе. Чтобы при просмотре фильма, вышедшего десятилетия назад, зрители, видевшие его многократно, все-таки продолжали волноваться или радоваться за героев.
- Расскажите о Ваших творческих планах?
- Это новая роль в спектакле, над которой я скоро начну работать. В кино пока ничего для меня радужного нет. Читаю тонны бумажной макулатуры под названием «сценарий» и отдаю обратно. В них нет роли, которую я хотела бы сыграть. Считаю, что я достаточно сделала в кино (от авт. более 60 ролей, столько же в театре). Я пишу стихи, песни, выпускаю диски, издаю книги. Работаю с литературными программами на ТВ, езжу с концертами по стране. Как видите, без дела не остаюсь. Я не спешу добавлять в свою творческую биографию количество без качества. Опускать планку своих достижений, также не имею морального права. Потому и растапливаю сценариями дня сегодняшнего свой камин.
- Ваше личное мнение о народном фестивале, какое сложилось?
- Это очень важное и нужное событие, как для жителей вашего района, так и для нас, артистов. Выезжая на подобные мероприятия, мы наглядно видим, для кого творим и работаем. А еще мы пытаемся понять, чего же по-настоящему ждут от нас зрители. Я еще не встречала людей, которые бы сказали мне, что они любят сериалы больше, чем хорошее, профессиональное кино. Они говорят мне, что сериал – это халтура. Пресса сегодня пишет: «Все, что показывают по ТВ и передают на радио, нравится потребителям». Наглая ложь. От себя скажу: плохой вкус теле -, кинозрителям, радиослушателям просто навязывается. На самом деле у них отличный вкус. Всего вам доброго. Смотрите только качественное кино и слушайте добрые, со смыслом, песни.
ВСТРЕЧА №3: ПАПАША «ЕРАЛАШа» - БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ
Сегодня трудно встретить мальчишек и девчонок, а также их родителей, которые не смогли бы ответить на вопрос: - Что такое « Ералаш»? И все же, согласитесь, намного интереснее получить ответ на этот вопрос лично от создателя этого замечательного и веселого киножурнала. Для этого я и отправилась «ловить» личную встречу с Борисом Грачевским, и которая успешно состоялась в районном Дворце культуры «Кубань» г. Усть-Лабинска.
- В словаре слово «Ералаш» определяется, как неразбериха, путаница, беспорядок, - дал в разговоре свое уточнение Борис Юрьевич, художественный руководитель, директор киножурнала, Заслуженный деятель искусств России. Затем он рассказал несколько историй о том, как снимается полюбившийся всем киножурнал. Сколько надо потратить времени, чтобы посмотреть все его выпуски. Оказывается - почти тридцать пять часов кряду. Если учесть, что одна история «Ералаша» длится три – четыре минуты, то их создано уже более пятисот!
Несмотря на высокую занятость Бориса Юрьевича, мне повезло пообщаться с ним лично, и даже взять у него эксклюзивное интервью.
- Как стать Борисом Грачевским?
- Никогда в жизни я не ставил перед собой задачи стать известным или знаменитым. К тому, чем сегодня занимаюсь, шел долго и зигзагами. Скажу честно, с самого детства я был влюблен в кинематограф и очень уважал тех, кто его создавал. Мне доставляло огромное удовольствие быть кому-нибудь из них нужным и хоть чем–то полезным. Было время, я работал на съемочных площадках грузчиком, лишь бы быть поближе к ним – великим, знающим все о магии кино. Прошло некоторое время, и у меня самого появилось замечательное творение - мой «Ералаш». В его успех мало кто верил. Я никогда не мечтал о славе, а всегда мечтал о том, чтобы участвовать в деле, которое будет приносить пользу людям, доставлять много радости и светлых минут в их жизни. Я полюбил свой будущий проект еще задолго до того, как вышел первый номер киножурнала, а как иначе, ведь это было мое, собственное кино. Если делаешь свое дело с душой, с радостью, всегда получаешь огромное удовольствие оттого, что твой труд и ты сам кому – то необходим. Знаете, когда я прихожу на работу, а мне говорят: - Ну, где ты ходишь? Ты нам очень – очень был нужен! Такое признание для меня очень многого стоит, поверьте!
Знаете, в последних стихах, которые написал Владимир Высоцкий перед своей смертью, есть такие строки:
- «…Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним …».
Сегодня, мне наверное уже есть что спеть « перед Всевышним» и все - же, мне очень хочется создать моих « песен» как можно больше, чтобы сложить пирамиду из доброго и замечательного дела, которому я сейчас служу.
- Как Вам удается покорять сердца ребятишек буквально с первых секунд общения с ними?
- Здесь есть несколько хитростей! Первая – они все знают, что такое « Ералаш», значит и меня. Вторая – я никогда детям не лгу и говорю с ними всегда искренне. А в третьих – я более пятидесяти лет на сцене. Мой отец в свое время был одним из лучших массовиков-затейников страны. И я с шести лет выступал с ним на сцене. Мой самый первый номер был хитрый и очень сложный. Я должен был угадывать мысли на расстоянии. Так, что сцена для меня, что дом родной. Знаю, как себя на ней вести и что говорить!
- Где снимается « Ералаш»?
- Основная география его съемок это интерьеры московских квартир, школ, улиц и так далее. Летом мы стали приезжать для съемок и для отдыха в лагерь
«Смена», недалеко от города Анапа. Киноролик «Акула» снимался именно там.
- Какие известные сегодня люди вышли из « Ералаша»?
- Юля Волкова, Сергей Лазарев, Влад Топалов, Наташа Ионова, Фекла Толстая, Саша Стриженов, Катя Уличенко, Володя Сычев… А самый популярный сегодня в нашей стране вышедший из « Ералаша» - Саша Головин, который получает до тысячи писем в день от своих восторженных поклонниц. И это не просто популярность, это любовь за его обаяние, за его талант в кино. Не смотря на юный возраст помимо « Ералаша» он уже успел сняться в полнометражном фильме « Сволочи» и в телевизионном сериале « Кадетство».
- Какое самое большое Ваше личное достижение?
- Я бросил курить! Курил тридцать шесть лет, а потом бросил, и с тех пор не выкурил ни одной сигареты. Разве это не достижение?!
- Как поднять себе настроение, если его нет? Секрет, от Бориса Грачевского!
- Рецептуры тут особой нет. Это от головной боли можно выпить лекарство и все пройдет. С настроением же не все так просто. Ведь человек - это прежде всего личность. Например, некоторые люди получают удовольствие именно от того, что грустные ходят, считая себя философами. Лично я, когда у меня плохое настроение, стараюсь тут же перейти на солнечную сторону своей жизни.
- Ваши творческие планы, какие они?
- Я сейчас нахожусь в ожидании начала нового в моей жизни проекта. Если министерство культуры сможет финансировать его, то уже в ближайшее время я буду снимать очень серьезное кино о подростках нашего времени. Уже есть сценарий. Это жесткая история, связанная с суицидом…. А еще, продолжу снимать новые киноролики «Ералаша», по крайней мере, их станет скоро на два больше!
- Вы не думали о том, чтобы писать книги?
- Я однажды писал и даже издавал свои сказки. Иногда, под настроение пишу рассказы и стихи. Много лет я сочинял фразы, а записывать их стал совсем недавно. К примеру:
- Жизнь состоит из одних огрызков, и главное ими не подавиться!
- Мы будем жить лучше, у нас сегодня просто нет другого выхода!
- Любовь и деньги доставляют намного больше удовольствия, чем только одна любовь!
- С девушками надо встречаться на пляже, это единственное место, где встречаешь по одежке и провожаешь по одежке.
- Мужчина должен быть гладко выбрит, чтобы радость нового дня не оцарапалась о его щетину!
- После меня, хоть – Потап!
- Молодость всегда прекрасна, сколько бы тебе лет не было!
- Главное пожелание от Бориса Грачевского?
- Ходить только по солнечной стороне и стараться видеть во всем больше позитивного. Кто такой оптимист – это тот, кто даже на кладбище видит не кресты, а плюсы. Старайтесь искать в себе и других доброту и созидательность. Ведь чем больше в человеке позитива, тем быстрее он сможет справиться со всеми своими проблемами. Желание стать лучше – это всегда динамика движения вперед. Зависть и уныние - бросок далеко назад. Желаю побольше солнца и тепла в ваших сердцах!
ВСТРЕЧА № 4: КОРОЛЕВА ЭПИЗОДА – СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ
В историю отечественного кинематографа Заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная вошла в период 1960-1970 – х годов. Даже те, кто редко ходит в кино, хорошо знают, по крайней мере две ее самые яркие эпизодические роли – коварную соблазнительницу Анну Сергеевну из фильма «Бриллиантовая рука» и милую застенчивую немку Габи, влюбленную в Штирлица из киноленты «Семнадцать мгновений весны».
На творческую встречу с киноманами г. Усть – Лабинск известная актриса России приехала немного опоздав, на обычной отечественной легковушке «Жигули» седьмой модели. Очаровательная женщина вне возраста и с внешностью модели немного смутилась при виде заполненного людьми зала, но быстро справилась с волнением. В начале встречи актриса поделилась с поклонниками впечатлениями от фестиваля «Земля отцов - моя земля!».
К месту оказался эпизод, случившийся с ней на открытии:
- Объявляя мой выход, молодые ведущие произнесли следующее:
«Более сорока лет тому назад в Усть–Лабинском районе снималась картина «Стряпуха» … Сейчас на эту сцену поднимется его главная героиня - Светлана Светличная».
Актриса призналась, что в тот момент ей очень хотелось выйти на сцену и сказать:
« Действительно, с тех пор прошло более 40 лет, а я, как видите, еще жива и, по-моему, неплохо выгляжу!».
Но она умеет держать себя в руках и быть на высоте в любых жизненных ситуациях. Вниманием зрительного зала актриса завладела мгновенно. Он всецело покорился ее мастерству и таланту, когда она прочитала стихотворную композицию: «Сегодня буду лампадой в нежных твоих руках. Не разбей, не дыши, не падай на каменных ступенях …». Замечательная актриса исполнила ее под музыку Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь». Глубокий, грудной, чуть дрожащий голос заворожил всех присутствующих, а здесь были люди разных поколений. Свое выступление она продолжила короткими рассказами о случаях из своей актерской жизни.
Затем наступила минута тишины. После паузы, последовал глубокий вздох – и на сцене уже не Светлана Светличная, а Татьяна Ларина. Уверена, что благодаря изумительному прочтению артисткой отрывка из «Евгения Онегина», многие участники творческой встречи, по возвращению домой, потянулись к полкам с книгами, чтобы перечитать известную поэму. Настоящим сюрпризом для почитателей творчества талантливой актрисы стала песня Ундины в ее исполнении. В этой роли она снялась в кинофильме «Герой нашего времени».
Встреча длилась более часа. Зрители не только пообщались с актрисой, но и посмотрели короткометражный фильм «Папиросница» с ее участием. То, что Светлана Афанасьевна предпочитает непосредственное общение со зрителем, стало известно после ее выступления. В фойе Дома Культуры она, невзирая на усталость, с удовольствием дарила усть-лабинским поклонникам свою очаровательную улыбку, автографы, фотографировалась с ними на память, многие дарили ей цветы.
Актриса Светличная мечтала сыграть Анну Каренину, Наташу Ростову, чеховских и тургеневских героинь, но судьба не предоставила ей такой возможности. И тогда, она нашла другой путь к миллионам людских сердец, стала королевой киноэпизода.
А вот, эксклюзивное интервью, которое мне посчастливилось взять у известной актрисы С. А. Светличной после творческой встречи с жителями г. Усть-Лабинск:
- Светлана Афанасьевна, с чего начиналось Ваше кино?
- Впервые на съемки в киностудию я попала после окончания первого курса ВГИКа. В фильме «Колыбельная» мне дали роль Наты. В нем я еще пела песенку «Время медленно идет, вот уже десятый год в этой школе я, в этой школе я. На уроках у меня меланхолия, меланхолия». Когда снялась в первом в своей жизни эпизоде, помню, подумала про себя: «Боже, какая я талантливая!». Сообщила об этом своей маме в письме. Вскоре от нее пришел ответ. Она написала следующее: «Вся улица ходила смотреть «Колыбельную». Картина всем очень понравилась, но тебя мы в ней не успели рассмотреть!». Вот так, с неприметного эпизода и началась моя творческая биография.
- Кто из родителей дал Вам имя Светлана?
- Мама. Задолго до моего рождения она жила со своей старшей сестрой Екатериной Федоровной в Армении, в городе Ленинакане. Именно тетя первая увидела и сразу же влюбилась в моего будущего отца Афанасия Михайловича. Но папе по сердцу больше пришлась не она, а моя мама – Мария Федоровна. Он стал за ней ухаживать, и в конце концов, несмотря на болезненные семейные переживания, мои родители поженились. Хотя мама готовилась к рождению девочки по имени Светлана, первенцем оказался мой брат – Валерий. Всего у родителей было трое детей. Когда родилась я, мама, будучи сама творческой личностью, сказала: «Моя дочка Светлана, по отцу Светличная, обязательно станет известной артисткой!». Мамины слова оказались провидческими.
- Перед съемками фильма «Стряпуха» Вы получили задание поправиться на несколько килограммов. С ним Вы успешно справились. Интересно чем Вас тогда откармливали?
- Я ела очень высококалорийные продукты. Помню, это были халва, пиво, домашняя сметана, картошка с салом… В итоге прибавила четыре кило. Могла бы и больше, да платье, которое застегивалось на молнию, этого сделать не позволило.
- А какие еще эпизоды тех лет вспоминаете? (примечание автора: вопрос был задан потому, что съемки именно этого фильма проходили в Усть-Лабинском районе).
- То, что «Стряпуха» снималась в прошлом веке. Съемки проходили в творческой, доброжелательной обстановке. Декорации были естественные. Настоящий полевой стан, печка, которую я топила дровами. Моими партнерами тогда были Высоцкий, Казанец, Хитяева и другие. Во время съемок Жора Юматов, Люся Марченко, Люся Карауш и я жили в большом сельском доме со множеством комнат. Мне, как главной героине, выделили самую лучшую. У моих коллег, помню, в светелках стояло по малюсенькой кроватке, сундуку и стулу. А у меня были огромная кровать с матрасом и множеством подушек, стол с настольной лампой, ковер и занавески. Жора заказал в местном совхозе живых цыплят и сетку для загона. Съемки длились более двух месяцев, и мы все это время жарили для себя и гостей «цыпленка табака».
- В кинокартине «Бриллиантовая рука» Вы бесподобны в халатике с перламутровыми пуговицами. Многие женщины после просмотра фильма мечтали о таком. Какова судьба этого киношного реквизита?
- Этот халатик сшили в пошивочном цеху киностудии «Мосфильм» специально для меня. А вот перламутровых пуговиц, которые обязательно должны были быть на нем по сценарию, нигде не могли достать. Нашла я их случайно, у себя дома, перебирая рукоделие. После съемок картины халатик попал в костюмерные ряды. Его дальнейшая судьба мне неизвестна.
- Светлана Афанасьевна, у Вас есть любимый афоризм?
- Собственного сочинения: «Талант может увянуть, если его не поливать признанием».
- Вы любите петь?
- Когда был жив мой муж, Владимир Ивашов, я очень любила ему подпевать. Мы пели с ним разные песни, в том числе и любимые в народе – «Летят утки», «Ой, цветет калина», «Комара муха любила» и другие. Считаю, у меня неплохой голос. Но сегодня я пою мало.
- Какая из современных актрис, на Ваш взгляд, наиболее талантлива?
- Чулпан Хаматова. С виду на нее посмотришь – и ничего-то в ней особенного нет. Но есть в ней то, внутреннее, чем она умеет та-а-а-к притянуть к себе зрителя, что глаз не отвести. Есть у нее свой стиль, собственный взгляд на мастерство актера. А еще она умеет быть разной. Для актрисы это главное.
- Что бы Вы изменили в своей жизни, если бы это было возможно?
- В актрисы я бы точно больше не пошла. Занялась бы любым другим делом. Главное, чтобы оно не неволило меня, не закрепощало. Ты можешь быть актрисой от Бога, иметь семь пядей во лбу, но если тебя не заметил режиссер, не пригласил на сцену или на съемочную площадку, то можешь так и умереть непризнанной. Успех – как времена года, как отливы и приливы…
Мне же хочется делать то, что нравится только мне, к примеру, варить борщ, передвигать мебель, придумывать и шить себе новые шляпки и наряды, писать прозу…
- Многим известно, что Вы – замечательная хозяйка. Особенно любите готовить экзотические блюда для себя и своих гостей. Подскажите рецепт «экзотики» на скорую руку?
- Свежие сырые шампиньоны порезать тоненько. Полить их оливковым маслом. Вместо соли заправить любым китайским соусом по вкусу. Через 15 минут блюдо готово и его можно употреблять в пищу. Попробуйте. Уверена, съедите все без остатка. Ну, о-о-чень вкусно!
- Чем запомнилась Вам встреча, которая прошла в рамках народного фестиваля «Земля Отцов – Моя Земля» в кубанской станице Ново-Лабинской?
- Своим изобилием и гостеприимством. Мне понравилось все! А сколько исконно казачьих вкусностей мне удалось в куренях попробовать: борщ с пампушками, уху в трех вариантах, домашнюю колбаску, сало с чесночком, пиво и даже местный самогон. Со всеми перецеловалась. Поговорила и попела с колоритными казачками, которые сделали мне по фильму «Стряпуха» маленькое замечание. Мне тогда никто не подсказал, что правильней надо говорить не «Еще добавки треба?», а «Ище добавки треба?». Но мою погрешность казачки простили. Не смогла я удержаться и прокатилась на бричке с молодым казаком Ильей. Впечатлений и радостей от встреч с кубанскими жителями словами не передать. Все вокруг излучало радость и любовь. Ваша земля насквозь пропитана благодатью, а значит, на ней невозможно жить плохим человеком. А казаки-то у вас в глубинке какие?! Если бы я была помоложе годков так на «- дцать», обязательно бы одного лихого казака увезла с собой…
Для справки:
Народный кинофестиваль «Земля Отцов – Моя Земля» проводится в г. Усть-Лабинске ежегодно, начиная с 2005 года. В станицы Усть-Лабинского района обычно приезжают как известные, так и только начинающие актеры и режиссеры, чтобы пообщаться со своими зрителями. Также, в рамках фестивальной программы проводятся "Дни казачьих станиц", где специальным событием становятся творческие вечера с творческими людьми, музыкальными исполнителями. В рамках фестиваля проводятся встречи актеров и с детской аудиторией.
К примеру, гостями фестиваля проводимого в 2009 году стали актеры: Агишева Дана, Сборщиков Павел, Скляр Игорь, Усатова Нина, Цуркан Александр, Багдасаров Михаил,
Романов Николай, Шукшина Лидия, Андреев Вадим, Лачина Ирина, Пашенин Анатолий, Светикова Света, Чадов Андрей, Буряк Зоя, Джигурда Никита и Анисина Марина, Журавлёв Анатолий, Кузнецов Анатолий, Панкратов-Черный Александр, Броневицкая Илона, Воскресенский Евгений, музыкальные группы «Икс-миссия» и «Red Hot Barbeque», писатель Варламов Алексей, а также режиссеры Бондарчук Наталья, Черницкий Игорь, Квирикадзе Ирина, Денисов Николай, Грачевский Борис и Алеников Владимир.
Мои незабываемые встречи с известными в России людьми проходили именно в такие периоды.
Свидетельство о публикации №213010401487