Человек, который видел будущее

-Горит. А жаль, дом-то хороший был. Советской постройки ещё… - дед незыблемо смотрел на серый каменный дом, стоя посреди улицы. Ноябрь хорошенько перемешал все краски, сделав их грязными; крыша дома сливалась с небом.
 Этот странный старик смотрел на целёхонький дом уже пять минут и всё повторял, повторял: «Горит, горит».
 -Извините меня, пожалуйста, а что у Вас там горит? – не удержалась и подошла я. Вопрос был составлен не совсем вежливо, поэтому я немного смутилась, когда мужчина перевёл на меня взгляд.
 -Дом, - ответил он.
 -Какой дом?
 -Типография… - он кивнул на здание.
 -Пожар? В этом здании пожар?! – подпрыгнула я. Кто знает, может что-то занялось, но огонь пока не такой силы, чтобы увидеть.
 -Какая… сегодня дата? – медленно спросил дед.
 -Дата?! Двадцать восьмое ноября!
 -Год, год…
 -Год? Вы смеётесь? 12!
 -Позвольте… - дед вынул засаленную книжечку из-за пазухи, перелистал её и, прищурив глаза, стал что-то вычитывать, - Ах, чёрт, без очков не вижу.
 -Что? Что Вы не видите?! – раздражённо поморщилась я. Да скажет мне кто-нибудь, наконец, что здесь происходит?!
 Дедушка перевёл на меня недовольный взгляд, что-то прошамкал и, опираясь на доисторическую клюку, медленно побрёл вдоль улицы.
 Я хотела остановить его, но потом, сославшись на старческий маразм, махнула рукой и ушла по своим делам.


 На следующий день похолодало.
 Я сегодня снова встретила старичка, но он не узнал меня, хотя уже был в очках. Дед стоял уже не на Ленина, а на Советской, и выжигал взглядом уже другой дом.
 -Скажите, а что здесь раньше было? – он обратился в пустоту, но я всё же ответила:
 -Раньше? Сейчас здесь лицей, Вы, наверное, сами это знаете, а вот раньше… - задумалась я.
 -Ах, да, лицей! Лицей, лицей, лицей… У меня такого нет… - дед раскрыл всю ту же книжечку, достал ручку и что-то написал.
 -Я говорю, сейчас лицей! – сделала я ударение на слове «сейчас».
 -Да-да, барышня, спасибо, - дед посмотрел на меня и широко улыбнулся.
 Я растерянно глянула на него, что-то фыркнула и, решив больше никогда не связываться с настолько странными людьми, пошла вперёд.
 Кажется, дед ещё долго смотрел мне в след.



 -Девушка, Вам, наверное, интересно; я вижу на 10 лет вперёд.
 -Простите, что? – на третий раз мы встретились у магазина.
 -Вы так странно на меня смотрели – видимо, приняли за сумасшедшего, так? – он слабо улыбнулся.
 -Нет, я вовсе… - я растерялась.
 -Моё зрение утроено так, что видит всё тоже самое, только 10 лет спустя. Там, где скоро постоят торговый центр, а сейчас больница – я буду видеть торговый центр. Я даже вижу людей на 10 лет вперёд. Не знаю, какая Вы сейчас, но в будущем вы будете очень красивой женщиной, - лукаво улыбнулся старик.
 -А Вы не врёте? – мне почему-то очень захотелось поиграть в сумасшествие! Мы пошли вместе по парку, я с улыбкой смотрела на старика и верила всему, что он говорит.
 -А как Вас зовут?
 -Увы, некому написать моё имя на надгробном камне, поэтому оно мне не нужно.
 -Хорошо! А вот что, что Вы можете сказать про эту женщину? – я достала кошелёк, в маленьком кармашке которого лежала фотография нашей семьи – старая фотография. Я не помню, сколько ей лет, может пять, а может вся дюжина. Я там ещё совсем малышка.
 Старик глянул на карточку, потом на меня, а потом снова на карточку.
 -Вот Вы, значит, сейчас какая… И не скажешь…
 -Нет-нет, Вы мне про мать скажите, - я тыкаю пальцем в достаточно молодую женщину, с тёмно-вишнёвыми шикарными волосами, алыми губами и пронзительно чёрными ресницами.
 -Красивая дама, - задумался он и описал мне мою сегодняшнюю мать – с большой родинкой на носу, с каштановыми волосами, чёрными густыми бровями.
 -Удивительно… - прошептала я, а потом ткнула в усатого мужчину рядом – отца. Дед смотрел на это место минуты 2, поочерёдно переводя взгляд на меня и вздыхая. Я слабо улыбнулась:
 -Отец умер 2 года назад.
 -Его нет на этой фотографии… - подтвердил он.
 Потом мы ещё очень долго гуляли вместе по городу; нам не было ни капельки холодно, мы обошли парки, дворы, рынки, я показывала ему дома и пустыри, а он мне рассказывал, что там будет в будущем.
 -Вы меня извините, что я вас за сумасшедшего приняла, - в конце этого дня сказала ему я.
 -Ничего страшного, ничего страшного, - добродушно откликнулся он, и мы расстались.
 Сегодня же я рассказала маме эту историю. Она мне не поверила, посмеялась и сказала, чтобы я никогда не гуляла с незнакомыми странными людьми. Обижаться на маму мне совсем не хотелось, поэтому я рассказала это более доверчивым подругам.
 На следующее утро произошла беда. Как только я вышла из подъезда, чья-то рука схватила меня за рукав и потянула за угол. Я уже хотела закричать, как услышала чей-то шепот:
 -Тише, тише, это я, я, - я обернулась и увидела своего старого знакомого дедка.
 -Ах, это Вы! Зачем же так пугать? – сердце ещё бешено колотилось от испуга.
 -Что же Вы наделали! – внезапно заворчал сердито он, - Эти…эти странные люди! Они цепляются ко мне и просят рассказать им какую-то судьбу! Какие-то деньги обещают! Вы? Вы рассказали о моём секрете?
 -Боже мой! – удивилась я, - Я не хотела так… Да Вы скажите им просто, что ничего не знаете, ничего не умеете…
 -Да как же! Да как же! Они считают, что мне нужно больше денег! Меня уже караулят у дома! С ума сойти! А некоторые настолько стары, что я их не вижу!
 -Что же делать, что же делать… - растерялась я. Я понимала, что сама заварила эту суету – самой и расхлёбывать. – Тогда скажите, что вы видите не будущее, а прошлое! Прошлое вряд ли кого-то заинтересует!
 -Будь по Вашему… Хотя одна и та же чертовщина… - прохрипел дед с досадой в голосе и, опасливо озираясь, вышел из-за угла.



 -А, вот Вы где… - на вечер следующего дня старик ждал меня у подъезда.
 -Здравствуйте. Что, не помогло? – сочувственно спросила я, понимая свою вину.
 -Нет, - сказал он, помедлив, - Они будто сошли с ума. Будто у них своих шарлатанов не хватает. Люди, потерявшие память, люди, которым нечего делать, даже из милиции приходили – выяснять прошлое преступников! С ума сойти… С ума сойти… - запричитал старик.
 -Простите меня… я правда…
 -Бросьте. Не забивайте свою молодую голову. У Вас ещё много всего в жизни будет… Всего хорошего, - и дед, немного грустный и, казалось, подавленный пошёл прочь.


 Больше я его нигде не видела. Ни в парке, ни на улице, ни смотрящим на какой-то дом. Только однажды в моей квартире раздался звонок; я даже не сразу узнала его голос:
 -Это Вы? – не верила я.
 -Это я, - ответил он. Мы говорили совсем мало, он ничего не рассказывал, я только узнала, что он сейчас в Австралии, прекрасно себя чувствует и хорошо живёт. Но всё-таки я не удержалась и спросила, как удалось ему выбраться из чёртова круга.
 -Многие хотели видеть будущее. Многие – прошлое. Но после того разговора с Вами я сказал, что вижу – настоящее. И в тот же день я стал никому не интересен. Есть люди, которые могут угадать судьбу или заглянуть под подол прошедшего. Но никто в этом мире не может видеть настоящее таким, каким оно есть на самом деле. Странно – ведь видеть настоящее – это самый дорогой дар…
 Связь оборвалась. Видимо, где-то в Австралии началась гроза.


Рецензии