Гори, гори, моя звезда, или - ЧК не дремлет

 "Гори, гори, моя звезда,
 Гори, звезда, приветная.
 Ты у меня одна заветная,
 Другой не будет никогда.

 Сойдёт ли ночь на землю ясная,
 Звёзд много блещет в небесах.
 Но ты одна, моя прекрасная,
 Горишь в отрадных мне лучах.

 Звезда надежды благодатная
 Звезда любви волшебных дней.
 Ты будешь вечно незакатная
 В душе тоскующей моей.

 Твоих лучей небесной силою
 Вся жизнь моя озарена.
 Умру ли я, ты над могилою
 Гори, гори, моя звезда!"


     Последние два века русской культуры пронизаны теплом и светом романса, который сформировался как жанр под воздействием романтизма первой половины девятнадцатого века. Романсы были классическими, городскими, бытовыми, казачьими…

     В детстве мне очень повезло: первый романс, услышанный мной осознанно, был “Гори, гори, моя звезда”, да ещё в исполнении замечательного гитариста-семиструнника И. М. Салихова, выдающегося исполнителя и педагога. С той поры этот романс стал одним из моих любимейших, прочно вошедших в мой репертуар.

     Судьба романса загадочна, романтична, трагична и очень непроста. Сейчас он входит в число лучших романсов России.

     Создание “Гори, гори, моя звезда” приписывалось Ивану Бунину (1870 – 1953) – лауреату Нобелевской премии, эмигранту. Николаю Гумилёву (1886 – 1921) – расстрелянному поэту. Александру Колчаку (1873 – 1920) -  полярному исследователю, расстрелянному адмиралу. Но было достоверно известно, что романс существовал с пятидесятых годов девятнадцатого века. Если сопоставить года рождений предполагаемых авторов, то вопрос о возможном создании кем-то из них этого романса отпадёт сам по себе, без обиды для них.

     Авторство текста было трудно установить ещё и потому, что согласно легенде, перед смертью этот романс пел Александр Васильевич Колчак. Пел он, или не пел “Гори, гори, моя звезда” , но романс был запрещён как “белогвардейский” и его исполнение приравнивалось к антисоветской пропаганде. Только И.С.Козловский и С.Я.Лемешев иногда исполняли “ Гори, гори, моя звезда”, практически подпольно. Поэтому весьма сомнительно, когда в некоторых фильмах, где действие происходит в период с 1920 по 1944 года звучит этот красивейший романс. Наряду с другими, был запрещён и чудесный романс "Выхожу один я на дорогу", в котором большевики усмотрели "мистический характер". Романс "Пара гнедых" был объявлен "Пошлым буржуазным романсом об угнетаемых женщинах". Ноты и граммофонные записи этого романса, как и многих других, были изъяты из продажи. Только в 1944 году "Гори, гори, моя звезда" вновь стала  исполняться Георгием Виноградовым, после чего по всей стране был подхвачен этот романс.

     Истинное авторство удалось восстановить после обнаружения нот от 1847 года с указанием автора слов - Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Дальнейшая его судьба неизвестна. Автором музыки является Пётр Петрович Булахов (1824 – 1885), написавший более 80 чудесных романсов , таких, как  “Выхожу один я на дорогу”, “Тройка мчится, тройка скачет”, “Не пробуждай воспоминанья”… Иногда его путают с младшим братом – Павлом Петровичем Булаховым, тенором Императорской оперы и также писавшим романсы. Судьба Петра Булахова трагична. После того, как его разбил паралич, он тяжело бедствовал и только в редкие моменты он продолжал сочинять, наигрывая здоровой рукой на фортепиано. В довершение страданий в семидесятых годах сгорел дом, Петра Петровича и его пятилетнюю дочь из огня вынесли друзья. Погибли практически все вещи… Но, к счастью, его семейство приютили Шереметевы в своей усадьбе Кусково, где он и жил свои последние годы с гражданской женой Елизаветой Павловной Збруевой.

     Интересно, что в феврале 1846 года англичанин Адамс и француз Леверье математически предсказали существование планеты Нептун, а через несколько месяцев Иоганн Галле и д’Аррест наблюдали новую “звезду”. Это было триумфом науки. Надо полагать, что такое место, как Московский университет, не могла обойти всеобщая восторженность по поводу столь блистательного открытия. Таким образом, когда был объявлен конкурс на сочинение различных произведений в честь 700-летия Москвы, то “звёздная” тема прямо-таки витала в воздухе. И вот  в Рождество 1847 года впервые прозвучало: “ Гори, гори, моя звезда”. Надо сказать, что это не единственный романс, написанный авторами в содружестве.

     Романс написан, прозвучал, авторы счастливы. Идут годы. Страну сотрясают войны, социальные коллизии… Наш романс несколько блекнет и уже звучит не так часто. Началась первая мировая война.

     На фронт в действующую армию вместе с множеством других отправляется и доброволец Владимир Сабинин.  Патриотический порыв требует выхода и он, незначительно изменив слова и сделав свою аранжировку, создаёт настоящий гимн, где “заветная звезда” олицетворяет уже саму Россию. Так романс обрёл своё второе рождение и, по существу, своего третьего автора. В 1915 году В.Сабинин записал его на пластинку, которая разошлась по всей России.

     Романс исполняли лучшие певцы в самых больших залах России. Романс пели и простые люди, кому по сердцу чистота этой прекрасной музыки и слов.

     Есть замечательные стихи на тему романса у Ивана Бунина, Сергея Есенина… Мне хочется вам подарить стихотворение Владимира Солоухина.

                Звучит, не жалуя, не милуя,
                Мотив знакомый издавна
                “Твоих лучей неясной силою
                Вся жизнь моя озарена”.

                Озарена, как утром розовым,
                Или как ночь озарена
                Когда одна над тихим озером
                Плывёт полночная луна.

                Так озаряет скудость сада
                Цветущей яблоней весна,
                Иль золотистый лик лампады
                Икону древнего письма.

                Так голубой туман долины
                Пронизан солнечным лучом,
                Так белоснежный снег вершины
                Лучом заката освещён.

                И благодарно, и влюблено
                Той озарённостью дыша,
                Как снег, вода и воздух горный
                Ответно светится душа”.


Рецензии
Спасибо Вам большое, уважаемый Виктор!

Этот романс очень нравится моему папе. Я его помню с детства в исполнении Бориса Штоколова: ясное утро, тюлевые гардины, натёртый воском паркет, прохлада из распахнутого окна, папа на диване слушает и подпевает: "Гори, сияй, моя звезда!.." А впереди долгий счастливый день...

Кира Викторова   26.11.2020 22:47     Заявить о нарушении
Рад, Кира! Я часто играю этот романс. Он тоже один из моих любимых. Раньше впереди были "долгие счастливые дни", а сейчас сплошная объективная реальность.
С иеплом и уважением, Виктор

Виктор Афсари   26.11.2020 23:27   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Виктор!

Я очень хочу, чтобы наше общение в сети вносило в нашу объективную реальность хотя бы немного ощущения нужности такого общения, приятного тепла от понимания и со-чувствия.

Добрых дней Вам!

Кира Викторова   27.11.2020 11:47   Заявить о нарушении
Да так оно и есть))
http://proza.ru/2017/01/15/1718

С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   27.11.2020 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.