Виктор Цой и Джим Моррисон

Музыкальный выдался июнь.

19го в ЕКБ прошёл фестиваль памяти Виктора Цоя, посвящённый 50-летию со дня его рождения. На него собрались ведущие рок-группы страны, в составе одной из них был гитарист КИНО.

27-го в Теле-клубе впервые в нашем городе выступали участники легендарной THE DOORS, приехали гитарист Кригер и клавишник Манзарек.

Оба музыкальных события для нашего города уникальны! Объединяет их один тонкий момент - творческая сердцевина и того и другого события физически отсутствовала, при этом наличествуя духовно. На фестивале известнейшие рок-группы исполняли всеми любимые песни группы КИНО, но того, кто написал их не было. Не было и человека писавшего стихи и в неповторимой манере исполнявшего песни группы The Doors. ВИКТОР ЦОЙ и ДЖИМ МОРРИСОН - два гения. Уместно ли здесь сравнение, спросите вы? Давайте рассудим.

Для начала, оба известны благодаря рок-музыке, одной из лучших вещей, подаренных ХХ веком. Но рок-музыка - это огромный архипелаг и Цой с Моррисоном, по-видимому, находятся на разных его концах. КИНО играли панк, новую волну в конце 80-х, а THE DOORS - блюз-рок, психоделику на двадцать лет раньше. Оба были фронтмэнами своих групп, писали стихи и исполняли песни, но это были совершенно разные стихи, местами правда пересекающиеся тематически. И наконец, жизненный путь обоих завершился непозволительно рано, для одного - в Латвии на встречной полосе дороги, для другого в номере парижского отеля с остановкой сердца. Цою было 28, Моррисону 27. И тот и другой после смерти стали легендами.

На этом сходства заканчиваются. Я не хочу залезать в биографии, сфокусируемся на вещах более общих, ведь эти гении каждый по-своему выражали свой исключительный талант.
Стихи Моррисона психоделичны, экстраординарны. Они рвутся на ту сторону реальности со своими "криками бабочки", античными трагедиями, "семимильными змеями, ползущими к озёрам", шаманским блюзом, лицами появляющимися из дождя, когда ты странный и заявлением: "This is the strangest life I've ever known", - "Это самая странная жизнь из тех, что я знал". А так же самой важной истиной, которой может поделиться музыкант со слушателем: "Music is your only friend! Until the end!" - "Музыка - твой единственный друг! До самого конца!"

Цой - совсем о другом. Никаких галлюциногенных путешествий, никаких границ реальности. Формула песен Цоя сочетает в себе простоту и глубину - вместе эти свойства делают шедевр доступным для широкого круга людей. "Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?" - знакомая ситуация бытового рая с присущей тоской в глубине души, взявшейся неизвестно откуда. В песне Цой так и не даёт ответа на вопрос откуда же она взялась, его приходится искать самому. Человеческая природа подаётся у Цоя доступным, всем понятным языком. Например, песня про перемены, которые требует сердце, в конце которой выясняется, что "сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста. И нам становится страшно что-то менять" - ловушка нашего сознания, не правда ли? Есть и прочие темы: о крутых путях ("Закрой за мной дверь..."), о мужестве ("Группа крови", "Красно-жёлтые дни"), об обыденности ("Кончится лето", "Пачка сигарет").

Поэт конца 60-х и поэт конца 80-х. Моррисон - гений международного масштаба, не зря в далёком уральском рабочем городе люди набивают собой зал и хором поют его песни даже спустя сорок лет после смерти поэта. И сколько таких городов и стран по всей планете? Английский - всё-таки язык международного общения и он доносит эти безумные стихи до ушей самых разных национальностей. Но Моррисон и The Doors совершенно особенное специфическое явление и у них есть своё определённое место в истории американской рок-музыки и рок-музыки вообще. В отличии от них Виктор Цой и группа Кино для русского рока - явление системообразующее. Да! Своим творчеством Цой вдохновил целое поколение рок-музыкантов! Новый виток развития русского рока - его заслуга. Ведущие рокеры признают его влияние и неоценимый вклад в общее дело. Сомневаюсь, что на концерт памяти Моррисона приехали бы Ролинг Стоунс и Пол Маккартни, а у нас на фестиваль памяти Цоя, приехали такие разные: Алиса, Смысловые Галлюцинации, Бутусов, Мумий Тролль, ДДТ. Для обычных же людей Виктор Цой - это любимые песни, всегда уместные, всегда актуальные, всегда знакомые, доступные и одновременно глубокомысленные, живущие в душе.

Вот такие разные и похожие гении, и главное, что они оба живы, пока звучат их слова.
Слушайте КИНО, слушайте THE DOORS, пусть музыка будет с вами до самого конца! И удачи в бою!

29.06.2012


Рецензии