Бедность не порок. А жадность?

Есть у меня знакомая. Молодая, обыкновенной внешности, но неизлечимо больна. И нет от этой болезни никаких медицинских средств, трав, препаратов. И хирургическим путём нельзя устранить это заболевание. Оно не наследственное, а приобретенное с годами. Возникает оно от сытости, обеспеченности и какого-то неизвестного дара. Это заболевание называется жадностью. Да, моя знакомая больна именно жадностью.
Я знаю её не первый год. Когда-то, лет десять назад, она была доброй, при- ветливой, готовой помочь кому угодно. И не очень богатой. И совсем не жадной.
Когда мы с ней познакомились, муж её только устроился работать на разрез, зар -плата была небольшая, сын готовился идти в первый класс. Она тогда не работа- ла. Да она вообще почти никогда не работала.
Постепенно жизнь менялась. Муж укрепился на разрезе и получил не одну специальность. Зарабатывать стал хорошо, деньги все приносил домой, пил редко и мало. Сын многого не требовал. Учился сначала нормально, потом хуже. В доме появилась новая мебель, сначала один гарнитур, потом второй, прихожая, кухня, спальня. В двухкомнатной квартире разместить столько предметов было сложно -вато, поэтому пришлось выбросить письменный стол сына, его кровать заменить диваном, на стену повесить книжную полку только для учебников, художествен- ной литературы здесь нет и не было никогда. Никто в семье не прочитал за всю жизнь ни одной книги. За семь лет муж сменил три машины, две из них – иномар- ки. Казалось бы, деньги тратить было уже не на что, так как было всё. Бытовая техника – мыслимая и немыслимая. У сына – компьютер и мотоцикл, видеомаг -нитофон и видеокамера. У Надежды (назовём так мою знакомую) – шкафы ло- мятся от одежды и обуви, только носить это всё некуда. Со временем она раздобрела, следить за собой почти  перестала. В доме укрепилась мысль, что деньги могут делать всё. Поэтому скотину держать не стали, на работу на огороде людей нанимают. Раньше из квартиры Надежды часто исходили приятные запахи торта, выпечки, сейчас этого давно уже нет. На завтрак – сосиски, на обед – магазинные пельмени, на ужин можно к его родителям съездить, они тоже в нашей деревне живут. Зато затраты небольшие, больше свободного времени у неё – на сон, у сына – на гонки на мотоцикле, у папы – на рыбалку. Однажды я спросила у Надежды, как ей удаётся так распоряжаться деньгами: они у неё всегда есть, она ни у кого никогда не занимает (правда, и в долг никому не даёт), может себе позволить всё и всегда. И вот что она мне сказала:
- Почему у меня всегда есть деньги? Всё просто. Я очень жадная. Никогда никому не дам в долг ни рубля. Если едем в город на рынок – покупаю продукты самые дешёвые, вещи – редко беру дорогие, да и то только себе, мужики и так пе -ребьются. Им на рынке в Новосибирске купим – там те же вещи намного дешевле. В городе я никогда не куплю даже самого дешёвого пирожка, хотя и очень хочу есть. Терплю до дома. Деньги люблю, пересчитываю их каждый день. Мне всегда так жалко с ними расставаться, что я не то что в долг не дам, но и не разменяю никогда и никому. Муж и сын питаются в основном у родителей мужа, у них всегда всё есть. Старики не обеднеют, если накормят их. У тебя книг полон дом, а мне они не нужны. Мы их не читаем. Я даже удивляюсь, как тебе не жалко тратить деньги на них. Сына приучаю деньги зарабатывать. Сходил в магазин – десять рублей получил, сходил к бабке – тоже десять, вымыл отцу машину – двадцать, если очень грязная – тридцать. Поэтому у него тоже всегда есть деньги. Тратить он их, правда, ещё не умеет, зато знает, что просто так они не даются. Он когда учился, тоже деньги получал – за оценки. За тройку – три рубля, если двойку за день не получил – пять рублей, если получил – никаких денег, а других оценок у него и не было. Сейчас вот 9 классов закончил, хотели его в колледж определить, а там, оказывается, платить надо. Наверное, в десятый пойдёт. Хотя учителя и говорят, что он не потянет, а что делать? Что, у меня деньги лишние, что ли, платить за него? Не принять его в школу права не имеют, зато он будет рядом и бесплатно. А школу закончит – там видно будет. Друзей, ты сама видишь, у нас нет. А зачем они нам?  В гости придут – кормить-поить надо, а сейчас и так всё дорого. К ним идти – опять же что-то нести, хотя бы конфет ребятишкам. Только лишние затраты. Нет уж, лучше не надо никого. Лишь бы деньги были.
- Надь, - говорю я ей, - ты неизлечимо больна. И болезнь твоя называется жадность. Я ещё таких людей не встречала. У меня, действительно, часто бывают финансовые проблемы, но у нас много книг, есть друзья, сын получил образова- ние и может содержать не только себя, но и свою семью. Да и дома вроде есть всё необходимое. И питаемся мы не хуже других, и одеваемся нормально. Живём, правда, не в роскоши, но и не в нищете. Но так боготворить деньги я бы не смогла.
- Я знаю, что жадная, не ты первая мне это говоришь. Ну и что? Зато у меня всё есть. И пусть это болезнь. И пусть неизлечимая. Мне нравится болеть такой болезнью, я и излечиваться не хочу. Для меня главное – это деньги, именно в них счастье и всё остальное.
- А если что-то случится? Муж уйдёт к другой, например. На что ты жить будешь? У тебя ни образования, ни профессии никакой нет, ни работы. А сыну-то всё равно профессию получать придётся, рано или поздно, учить-то его надо бу -дет, - продолжаю я , пытаясь выяснить, может быть, действительно, лучше быть с деньгами, чем, например, с друзьями.
- Муж к другой уйдёт? Попробовал он как-то любовницу завести, так я быс-тро об этом узнала, скандал устроила. Звонила она несколько раз, теперь не звонит. (А я-то знаю, что любовница у него есть, и не одна, но, разумеется, промолчала). Уйдёт к другой? Не уйдёт. А если и уйдёт, мне на первое время хватит финансов, а там видно будет. Честно говоря, не думала я об этом. Главное, сейчас у меня всё в порядке. А что о будущем думать? Жить надо, как я. А не существовать, как вы. Учись, пока я живая!
Пришла я домой и задумалась. Может быть, передо мной был сейчас не больной человек, а очень даже здоровый? И очень даже счастливый? Ну и что, что нет друзей! Ну и что, что сын будет неучем (если он и пойдёт в 10 класс, то учиться не сможет, я это точно знаю)! Зато она – как сыр в масле! И всё-таки я ей не завидую ни чёрной, ни белой завистью. И жить так для меня было бы не очень приятно. Лучше уж пусть будут проблемы, заботы, друзья, книги, а не только деньги, деньги, деньги – и пустота. Я не права? А как думаете вы?


Рецензии