Шурка Пацалюк-Макыдонскый

Из сборника "Воспоминания. о.Наргин (Зёюк-Зиря)"


На острове Наргин, сердце Каспия, мы, воины ПВО служили Отечеству, охраняя нефтянной Баку. Море то нежной персианкой целовало нас, то секло жестокой бурей с красноводских песков. Время было тревожное – на грани войны.
Полёт Пауэрса на «U-2» тому свидетельство, а ревуны и «Готовность №1» приводили в боевое состояние наши души. И летели мы на КП сломя голову, а огневики к стартовым установкам, ожидая команды «Пуск!».

Но кроме боевой жизни во всех частях и подразделениях была и другая жизнь, о которой не принято говорить.

- Советский воин - не Швейк, - говорил замполит полка Баринов, - и если офицер жалуется на кого-либо из подчинённых, то он сам Швейк.

Поэтому, если случался солдат с причудами, то его всячески пытались никому из начальства не показывать. Был и у нас свой «Швейк», о котором я вам расскажу с превеликим удовольствием, так как помню его и люблю.
               
- …Нэ якый я нэ Ляксандр Макыдонскый, а Шурка Пацалюк. То товарыщ яфрэйтор Сирый мэнэ такычкы дрознэ. Шоб чёрты ёго с квасом зъилы. Ось вы, товарыщ сиржант, тоже забижаете и «сажей» называетэ, а я просто Шурка и ныяка нэ «сажа».
- Рядовой Пацалюк, я никогда вас «сажей» не называл и выбросьте эту глупость из головы. У меня родной брат есть. Его, как и вас в деревне, Шуркой называют. В городе его называют Саша, а по документам он Александр. Это же хорошо - Саша, Александр и ты не обижайся, а Шурка, Шурик - это вроде как «жмурик» какой-то. 
- А Макыдонскый? Це ж чёрти шо – Макыдонскый. Вы ёму скажите, шоб нэ дратував мэнэ, а то мэнэ як дрик укусэ, дюже паганый роблюсь. Луче хай Шуркой называ…

Александр Пацалюк по штатному расписанию нёс службу в отделении аккумулятор-щиков, где ефрейтор Серый был, как и Пацалюк, подчинён ефрейтору Афтаеву. Ребята были они спортивные, чистоплотные, службу несли безупречно. Главное - аккумуляторная находилась за пределами КП, а такого воина, как Пацалюк, показывать оперативным дежурным офицерам штаба на командном пункте было невозможно по самой простой причине – он был похож на огородное пугало в солдатском обмундировании. Его роба, а также руки, лицо и шея были постоянно в мазуте, солярке и ещё бог знает в чём. Никакие наряды вне очереди за неряшливость не помогали. Если он стирал брюки и куртку-гимнастёрку, то вымазывался телом в побелку стен, а ботинки-кирзачи он забрызгивал водой при стирке так, что надо было снова сушить. Пацалюк ставил ботинки у «буржуйки» так, что они корёжились и  их никак  было невозможно привести в нормальный вид. Гимнастёрку и брюки ему приходилось стирать ледяной водой в умывальнике, так как горячая вода была в бане или на кухне, а стираться приходилось ему каждый день. После такой стирки и сушки разгладить форму было невозможно, он нахлобучивал всё, как есть, и докладывал старшине:
- Товарыщу страшина, я постирався.
Старшина Белкин был щёголь. Выносить ему «я постирався» и видеть такое было сверх сил и он, чуть не лопаясь от злобы и ужаса, кричал:
- Лучше бы ты сказал, что усрался. Я бы знал, что делать, а так и не знаю. Сгинь с глаз моих, нечистая! Иди, Макыдонскый, и без командира отделения ко мне никогда не подходи!
- Та я ж постирався. Чого вам ще од мэнэ трэба?
- Я тебе сказал – чтобы мои глаза тебя не видели.

Приходил Пацалюк в аккумуляторную и только тут чувствовал себя в своей стихии. Он любил возиться с аккумуляторами. Выливал, заливал, чистил и при этом так увлекался, что вымазывался пуще прежнего. Обтерев кое-как руки о своё «стиранное» обмундирование, Пацалюк закуривал ужаснейшие сигареты «Памир» прямо на рабочем месте, чего категорически делать было нельзя. От сигаретной вони, смешанной с запахами электролита, ефрейторов Серого и Афтаева, некурящих, мутило и рвало. Они выскакивали из зарядной дохнуть морским воздухом и вызывали Пацалюка:
- Макыдонскый, мы тебя, сучара, утопим, если ещё раз закуришь в зарядной. А ну,  выходи сейчас же, и иди стирайся. Мы без тебя управимся. Иди, иди нахер.

Гонимый шёл в умывальник, раздевался и начинал стирку, чтобы снова предстать перед старшиной и доложить:
- Я постирався...

В караул его, конечно, никогда не ставили. Только на кухню и только в посудомойку, где ему поручали выгребать остатки пищи из мисок, что он делал без всяких перчаток руками. Дежурные просили старшину Белкина не присылать Пацалюка на кухню. На что тот, разводя руками, говорил:
- Когда его нет на батарее, я отдыхаю. Имею же я право хоть на сутки поручить его вашим заботам!? – И лыбился своим товарищам-однополчанам.
С кухонного наряда рядовой Пацалюк приносил в казарму такой аромат, что хоть забегай на край света. И никакое «постирався» не помогало дня три, пока все не принюхаются. В порядке исключения, старшина выдал Пацалюку второй комплект обмундирования и, не приказал, а попросил:
- Пацалюк, стирайся хоть два раза в день, но чтобы я тебя такой чувырлой не видел. Не дай бог командир полка увидит тебя! И вообще, скажи мне, какой дурак тебя в армию послал?
        - Так усих хлопцив у армию забрывають, а я шо ж, у бога тэля зъив, чи шо? А за одэжу спасыбо, товарыщ страшина.
- Пацалюк, ещё раз «страшиной» назовёшь, я тебя научу Родину любить, засранец.
- Звыняйтэ, товарыщ страшина, но я выгоровыть нэ можу.
- Повторяй за мной: - то-ва-рищ стар-ши-на. Ну, давай.
 Пацалюк старается: - то-ва-рыщ стра-ши-на. Ну?!
- Иди, Пацалюк, пусть тебя командир отделения учит говорить по-человечески, или обратись к командиру взвода и поговори с ним, а мне чтоб чистый был.

Пацалюк находил командира взвода и обращался:
- Товарыщ страшный лёйтинант, мини страшина Бэлкын казав, шоб я до вас обратывся.
- По какому вопросу, рядовой Пацалюк?
- Шоб мы з вамы побалакалы.
- Не «балакалы», а говорили.
-Хай будэ «говорылы», а про шо вин нэ казав.
- Тогда вы, Пацалюк, пойдите к старшине, узнайте, о чём мы с вами должны «побалакать». И скажите ему, что мы достаточно «балакаем» с вами на политзанятиях. А ещё передайте ему от меня привет. Так и скажите: «Привет Шишкину от Мотора».

Старший лейтенант Моисеев, бывший фронтовик, понимал юмор, по натуре был добрейший человек и на Пацалюка «Полкана не спускал», а только вслед смеялся, держась за свой огромный живот. А на политзанятиях старший лейтенант действительно хотел подучить подчинённого элементарному. Целый час он вдалбливал политическую граммоту в солдатскую голову. На втором часе занятий обычно спрашивал:
- Товарищ Пацалюк, так кто развязал Вторую Мировую войну?
На что  тот, почёсывая затылок, отвечал:
- Забув.
- Нэзнав, нэзнав тай щей забув. Так, Пацалюк?
- Такэчкы, товарыщ страшный лёйтинант.
Ленинская комната вздрагивала от хохота рядовых, сержантов и самого комвзвода.

В солдатской жизни бывают разные проверки, но инспекторска – это особая.
Как-то Высокая Комиссия пожаловала и на Наргин. Личный состав полка, кроме дежурных смен, был выстроен на плацу перед штабом. Все одеты по парадной форме. Знамя полка расчехлённое и при нём сержанты с карабинами, оркестр, команды зычные. Красиво… Начался осмотр личного состава подразделений.
- Здравствуйте, товарищи! - приветствует нас генерал.
- Здра...жла... тва...генер...аб!
Генеральское око осматривает нас, на кого «глаз положит» - должен ему представиться.
Надо же было случиться такому, - обратил генерал свой взгляд на Пацалюка!
Тот браво:
- Рядовый Пацалюк!
- Да, да! Это хорошо, што Пацалюк. Ну а ответьте мне, рядовой Пацалюк, кто стоит, во главе Вооружённых Сил Советского Союза?
- Вооружённый министр,- выпалил Пацалюк.
- Ну шо ж, министр с головы до ног оружием обвешан, что-ли? Это не совсем правильно. Да ты, Пацанюк, не волнуйся. Так и отвечай: «Во главе стоит министр.…» Ну, Пацанок, «…министр Во-о-ру…»
Капитан Филлипов, наш новый комбат, пытался подсказать Пацалюку, но тот вдруг выдал:
- Шо вы уси до мэнэ причипылысь? Я и так, як дэрэвляный! Министр та министр мини то шо? Хай хоть голый чи пьяный стоить.
Генерал не сдержался, все - тоже, и дружный  хохот полетел в сторону Иранской границы, а Сашка Пацалюк вошёл в историю полка и мою память навсегда.


Рецензии
Смеялась от души. И свое вспомнила, как мама пошла Родину защищать в восемнадцать лет. Рафинированная горожанка, читающая по памяти Северянина и обожавшая Бунина, она попала в подчинение к отцу - старшине. Ножка тридцать пятого размера, а ботики большие. А ведь она и ростика маленького была. И вот обмотки, а гимнастерка, как платье ниже колена и ремень брезентовый. Винтовка. И вот рапортует, все кругом спокойно, старшина Ваня.
-ТОварищ старшина!
-Поняла, старшина Ваня.
И глаза у неё как васильки. Голубого пронзительного цвета.

Она его раздражала. Потом упала в обморок. Оказалось - от голода. Мальчикам, которым не хватало еды, потому что призваны были с освобожденной территории и там наголодались, отдавала свой паек. Отвел к командиру части, а она как стала плакать, что мальчики еще растут, и им пайка не хватает. И так жалобно, что дали дополнительный паек мальчикам.
-Пожалуйста, будьте человечным, проявите милосердие,дайте мальчикам дополнительный паек.Очень Вас прошу. Глаза то у Вас добрые. Они и так натерпелись в оккупации, наголодались. Их не так уж много. Помогите им.

А папа стоял, как громом пораженный. Он в неё в эту минуту и влюбился. Горе мое. Все раздавала. А я её одевала и обувала и все везла и несла. А за три дня до пенсии я ей деньги везла. Она не могла рассчитать никак, чтобы хватало. Она все тратила на внуков. Брат мой со своей женой были никудышние родители. ПИЛИ ОБА. а МАМА и кормила и поила и одевала их детей - своих внуков. Они у неё и выросли. Все трое.
Спасибо, что так живо вспомнила свою родную. Добром будет помянута на этой Земле. А я в дедушку - белоруса, с которым выросла. Крепенько всю жизнь прожила. И деньги у меня всегда есть. Хоть и небольшие.

Будьте здоровы.

Валентина Телухова   26.11.2019 04:20     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Валентина Ивановна, за добрый отзыв.

История любви ваших мамы и папы на фоне войны потрясающи.

С самыми добрыми Вам пожеланиями.

Михаил Ханджей   26.11.2019 09:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.