Первое хулиганство

     В 1947 году мама уехала в село Усманка, Борского района, Куйбышевской (Самарской) области на «разведку» для последующего переезда с Дальнего Востока, из города Свободного на мамину родину для поиска лучших жизненных условий, а может быть не так для поиска условий, как от ностальгии. От скуки по своей матери, брату и сёстрам. Мы остались втроём: папа, сестра и я. Младшего брата, грудного Гену, мама взяла с собой. Папа по субботам грел воду на плите кирпичной печки и купал меня в цинковой ванне.
     Мой дедушка работал сторожем в аэропорту, охранял самолёты. На дежурстве сторожа были вооружены. По моей настойчивой просьбе дедушка принёс мне один патрон от боевой винтовки и два патрона от малокалиберной. Игрушек у меня в то время не было, поэтому я поиграл этими патронами несколько дней, но потом он решил обезопасить меня, вытащил пули и высыпал порох из гильз.
     В очередной раз, когда папа топил печку и грел воду, собираясь меня купать, я, улучшив момент, бросил в печьку гильзу от малокалиберной винтовки. Но без пороха, только с капсюлем. Несколько секунд томительного ожидания и, раздался неожиданный щелчок. Я знал, что за это «попадёт», но соблазн был велик. А также представлял, что от этой маленькой гильзы никаких разрушительных последствий не произойдёт. Другого случая для того испытания у меня не было.
     Конечно, мои предчувствия оправдались: папа ругался, и наказал меня полотенцем, но полотенцем – это не больно. Хуже то, что этим поступком я сильно испортил авторитет дедушке. Он меня любил и ради меня пошёл на такой риск, что взял с работы патроны, а я его сильно подвёл. Потом, когда мама приехала домой, за глаза, то есть в отсутствие, его ругала: «Вот старый дурак, дал ребёнку патроны!»
Мне долго объясняли, как глупому ребёнку, что в печку нельзя бросать патроны и всякие другие взрывчатые вещества, она может от этого развалиться, даже люди могут пострадать. Но я не был глупым, как представляли родители, а всё понимал и соображал. В иных вопросах я соображал и разбирался лучше взрослых! Я знал даже о наркоманах, замечал, что среди этих всяких взрослых много дураков, пьяниц, курильщиков, воров и прочих преступников. Недалеко от нашего города была зона для таких неблагополучных. Там сидели "бамовцы", были и невиновные.
"Бамовец" - это слово в те годы у нас было нарицательным, ругательным, презренным.
Поэтому я с детства задал себе программу, не быть "таким", а быть как мой отец, некурящим и непьющим, добрым и не скандалистом. В основном, это получилось.
     Активное строительство БАМа было возобновлено в 1974 г. Основными двигателями стройки стали комсомольцы-добровольцы и военные строители. И слово "бамовец" преобразилось, оно стало очень хорошим, почётным, патриотическим. Соответственно и люди, участники знаменитой стройки века, стали такими же.
Вот как всё может переворачиваться вверх ногами, стремились к коммунизму, проклиная капитализм, теперь наоборот. Восхваляется капитализм, а социализм-коммунизм порицается.
- - - - -
4.1.2013


Рецензии