Цыганский мотив

                Я ехал тихо по дороге,
                И встретил табор кочевой,
                Стояла осень на пороге,
                Душа наполнилась тоской...
                О. Никифорова. «Любовь к Земфире»
                http://www.proza.ru/2012/05/12/1013

1.

В степи, среди шатров, цыганка страстно танцевала…
Как вдруг явился Он, сказал: «ЛачЁ дывЭс, чавАлэ!» (Добрый день, цыгане!).
«Какой красивый, статный ром (цыган)», – подумала девчонка.
– Женись на мне, цыган… осев, откроем мы лавчонку!
– Кто ты такая, пхЭнори (сестричка), ты не цыганка, что ли?
И светлый взгляд, и волосы… давно ль живёшь в неволе?
– Цыганка я… а вон  мро дад (мой отец) покуривает трубку…
Женись… дашь выкуп небольшой… да мне соболью шубку…
– Смеёшься, чай (девушка)? Я молодой, люблю я вольный ветер.
Его дороже для меня нет ничего на свете!
А вот со мной моя «жена» – сладчайшая гитара,
А вот мой верный друг – скакун, ещё совсем не старый… 
Коль разрешит хулАй (хозяин), останусь в ночь, а утром съеду…
Подсел чавО (парень) к цыганам в круг и завязал беседу:
– Моё почтение, хулай (хозяин)! РомАлэ, сар живЭса? (Цыгане, как живёте?) 
– МиштО! ШукАр и барвалЭс! (Хорошо! Прекрасно и богато!) Живём мы с интересом!
А твой где табор, пшАлоро (братишка), давно ли ты в дороге?
– Давно… один брожу, иду, куда укажут ноги…
Как вы, скитаюсь по земле, пою… играю малость…
Дай мне вина, прошу, цыган, я чувствую усталость…
Так, слово зА слово… и скоро наступила ночка…
– Что смотришь, чАво (парень), просто так… бери же в жёны дочку,
Верней жены ты не найдёшь, ни в радости ни в горе…
– Аи чачО (да, правда), красива дочь твоя, хулай, не спорю…
«Наверно, что-то с ней не так… навязывают слишком!
Я не какой-нибудь простак, есть у меня умишко…», –
Подумал парень про себя, спросил соседа тихо:
– Эй, брат… Что с девушкой не так? Какое с нею лихо?
– Да нет… девчонка хороша! Вот и боится дАдо (отец)…
Тут ходит вот за ней один… хоть барин, а не рады…
Он не цыган… отцу не мил, и ей он не по нраву.
– Так значит, свадьбе не бывать? Его любовь отрава?
ЧавО (парень) вздохнул, обнял свою любимую гитару
И песнь завёл, что не слыхал здесь не малОй, не старый:
– Ах да, тэ жинАв мэ ядаЯ э – сУдьба.
Ах! Мэ на жЯвас пал тУтэ палорОм…
(Эх, кабы я знала о судьбе своей –
Ох, не пошла бы замуж за тебя…).
В шатре цыган заночевал, а раннею порою
Ушёл, забрав с собой тот взгляд, сравнимый лишь с зарёю…
«Куда же ты, красивый ром?!» - цыганка тосковала.
– Рисёв палЭ (возвращайся), прошу, цыган… – ему вослед кричала…


2.

Прошли года… Цыган седой в степи шатры заметил…
«Вот и ночлег, мне повезло… холодный нынче ветер!».
– Откуда ты, куда идёшь? Что нам расскажешь, пшАло (брат)?
– Брожу я долго по земле… чудес видал немало.
А где, скажи, хозяин ваш, хочу просить ночлега?
– Уж спит давно старик-хулай, его сморила нега…
Да хоть в моём шатре ночуй… хозяина не бойся…
Хоть у костра ложись, медвежья шкура вон, укройся!
Цыган… браток, тебя я точно видел раньше где-то…
Да… ты нам пел… давно… о том, как ты бродил по свету!
– Так значит, снова довелось нам встретиться по жизни?
Бродяга я, и ты, цыган… а степь для нас отчизна…
Я за еду, ночлег играю, сочиняю песни…
– А дочь хулая так поёт, что и мертвец воскреснет!
Там, у шатра, сидит она… иди её послушай…
Ох и сильна тэ дилабАс (петь), влезает просто в душу!
Цыган узнал издалека красавицу былую…
И взгляд потух… и губы уж не жаждут поцелуя…
Но вот цыганка, распрямясь, так ласково запела,
Сначала тихо голос плыл, затем поднялся смело
И полетел на небеса таинственною птицей…
Такого не слыхал цыган… – ничто с ним не сравнится!
– Ай, де сар гОди, де сар гОди
Те якхА дикхлЕм.
Ай, де-атунчЯра, де-атунчЯра
ЧИ на май сутЕм.
Ай, бут дромА, бут дромА,
Ай, бут дромА пхирдЕм.
Ай, дЯба, дЯба, дЯба, дЯба
Тут ме аракхлЕм*.
(Как только, как только
Твои глаза я увидела,
С той поры, с той поры
Больше не спала.
Много дорог, много дорог,
Много дорог я исходила,
Еле, еле, еле, еле
Тебя я нашла).

* Песня в фольклорном стиле на народную музыку.
Слова: Ольга Деметер-Чарская.


(Илл. из ин-та)


Рецензии
Ещё одна история о верной любви!!!
С благодарностью,

Галина Ефатерова   20.01.2013 20:26     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам за отклик, Галина! История эта, в целом, можно сказать, о несостоявшейся любви. Верной своей любви была героиня, а герой был верен только сам себе!
С благодарностью, Елена.

Елена Владина   20.01.2013 20:41   Заявить о нарушении
Результат - неразделённая любовь,
Но в сердце у неё - она жила!
Цыганка ВЕРНОЮ в любви была.
Так о любви двоих - я поняла,
А может заблуждаюсь?
С улыбкой,

Галина Ефатерова   21.01.2013 15:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Замечательный экспромт! Конечно, всё верно!!!
С благодарностью, Елена.

Елена Владина   22.01.2013 08:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.