Глава I. Начало военной кампании 1812 года

Посвящается…
200-летию победы России в военной кампании 1812 года;
15-летию памяти Почетного гражданина г. Калуги Булата Шаловича Окуджавы
(1924, Москва, Россия – 1997, Париж, Франция)


Иллюстрация. Наполеон, диктующий свои распоряжения. // Открытки из набора «Наполеон». Изд. Лапин И., Париж, номер на карточке – 1030, 1905-1917. (www.filokartist.net).


Война, к которой два года интенсивно тайно готовились Франция и Россия началась…

10(22) июня 1812 г. в Вильковичах Наполеон обратился к армии с воззванием: «Солдаты! Вторая польская война началась...», в котором оповещал войска о начале войны. Освобождение Польши, точнее, её части в виде территории Великого княжества Литовского (Литва, Белоруссия и часть Украины), цинично захваченной Россией в царствование Екатерины II, стало одним из основных лозунгов, позволившем привлечь во французскую армию много сторонников.

Не смотря на сложившееся в российской историографии мнение, что Наполеону не хватило рыцарского благородства для объявления войны и, что он начал её как вор ночью, беспристрастный взгляд исследователя на историю наполеоновских войн конца XVII – начала XVIII веков позволяет проследить истинную логику этого вопроса.

Дипломатические отношения с Россией зашли в тупик. Наполеон лихорадочно искал выход, понимая, что «склочная» и ненадёжная Польша была бесполезна для его далеко идущих планов. Ему, в качестве надёжного союзника и друга, виделась только Россия, к которой он с юности испытывал чувство глубокой симпатии и восторгался её бескрайними просторами, духовностью населения, благородством и образованностью русской аристократии, взращённой на ценностях французской культуры и близкой ей по сути. Он осознавал, что исход непримиримого соперничества Франции с Англией, будет в основном зависеть от того, чью сторону займёт амбициозная Россия, и старался сгладить возникшую напряжённость с ней после подписания Тильзитского мира, и, даже, позволил ей захватить Финляндию. Не помогло….

       ***
Наполеон I Бонапарт (15.08.1769–05.05.1821), родился на острове Корсика, император Франции (1804–1815), великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
Во время Французской революции молодой амбициозный поручик-артиллерист Наполеон Бонапарт, имевший всего год службы в гарнизоне Ордоннэ, обратился за патентом на поступление в русскую службу, к генералу Заборовскому Ивану Александровичу (из дворян Калужской губернии), выполнявшему поручение Екатерины II за рубежом по вербовке офицеров на русскую службу [1, 2]. Договориться не удалось – юноша хотел стать майором и посчитал неприемлемым предложенный ему генералом всего лишь чин подпоручика.
        ***

Английская дипломатия, в отличие от французской, имела большие финансовые возможности, благодаря чему Российская правящая элита ещё в царствование Павла I попала под её влияние.

На пике этой политической напряжённости, 29 апреля (11 мая) 1812 г. князь А.Б. Куракин (1752-1818), российский посол во Франции (1808-1812), уведомил французского министра иностранных дел Б.Г. Маре герцога де Бассано, что покидает Париж и ожидает паспортов в Севре для возвращения в Россию. В ответной ноте герцог де Бассано сообщил Куракину о распоряжении Наполеона выдать требуемые паспорта, рассматривая это требование как объявление войны.

Уже в Вильно 10(22) июня Н.П. Румянцев сделал Куракину выговор от имени Императора за «излишнюю настойчивость» при требовании паспортов.

Тем не менее, хрупкий мир был разрушен….

Согласно принятым дипломатическим нормам того времени, российский посол во Франции своими действиями спровоцировал Наполеона на единственно возможный шаг.

В тот же день, Лористон вручил управляющему Министерством иностранных дел А.Н. Салтыкову ноту, в которой говорилось, что, поскольку просьба русского посла в Париже о выдаче ему паспортов для отъезда в Россию означала разрыв межгосударственных отношений, «Его Императорское и Королевское Величество с этого времени считает себя в состоянии войны с Россией». Эта нота была официальным объявлением войны именно России, а не Александру I [3, 4].

Наполеон понимал нереальность захвата России, поэтому нужно было нанести ей тяжёлое поражение, не ущемляющее её достоинства, и тем самым заставить Александра I подписать мирный договор, подобный Тильзитскому, то есть обязать его разорвать отношения с Англией и активнее участвовать в её континентальной блокаде.

Время работало против Наполеона. Заключив договоры с Пруссией и Австро-Венгрией, обязывающие их объявить войну России с выставлением всех своих войск, в случае если русская армия пересечёт границу первой, Бонапарт обезопасил себя от агрессивных действий со стороны Александра I. В тоже время его повергла в крайнее раздражение победа английской дипломатии, нанёсшей жестокое поражение Франции, обеспечив России заключение мирных договоров с Турцией и Швецией, что стратегически изменяло соотношение сил противоборствующих армий в кампании 1812 г.

Силы объединённой армии Наполеона и России выровнялись и составляли около миллиона человек. У французского Императора оставалось два преимущества – большая концентрация войск на участках ведения боевых действий и право «первого хода». Но и эти преимущества не обещали быть вечно.

Восстановление Польского королевства за счёт территорий, доставшихся России по польским разделам, опытный политик и полководец серьёзно не рассматривал, так как это сделало бы последующее примирение с Россией практически невозможным, а это в перспективные планы Наполеона не входило. Кроме этого, бывшие союзники России по разделу Польши – Австро-Венгрия и Пруссия, дали согласие только на участие в «ограниченной» войне против неё.

На российской границе сложилась «патовая» ситуация. Вся Европа находилась в ожидании каких-то действий от Наполеона, подталкивая его на объявление нежелательной войны, цели которой не понимали даже верные его маршалы. Наполеон был в сложной ситуации, интуитивно, как лев, предчувствуя опасность. Испытывал ли Наполеон чувство страха или неуверенности перед принятием решения об объявлении войны России?

Как любой ответственный за последствия своих действий политик, вероятно – да! Об этом свидетельствуют те двое суток с момента начала войны, которые он провёл в анализе всех «за» и «против» начала активных действий в мучительном ожидании «чуда» перед тем, как начать переправу через Неман. Казалось, предложи русский царь в эти дни ему свою искреннюю дружбу, мир и военно-политический союз взамен каких-либо уступок и не было б такой территории, которую Наполеон не «бросил» бы к его ногам! Что там герцогство Варшавское? При поддержке Наполеона Константинополь (Стамбул) стал бы русским городом, а Балканы (Византия) - провинцией России. Но Александр молчал.…

        ***
Александр I Павлович(23.12.1777–01.12.1825), родился в С.-Петербурге, немецких кровей, православный, Всероссийский император (с. 11(23).03.1801), государственный деятель, во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-1807 и 1812-1814 годах участвовал в антифранцузских коалициях. Вёл успешные войны с Турцией, Персией и Швецией, присоединил к России территории: Восточной Грузии, Финляндии, Бессарабии, Азербайджана, бывшего герцогства Варшавского, закрепил русское влияние на Западном побережье Северной Америки от Аляски до Калифорнии, где в 1814 году был построен форт Росс.
До военной кампании 1812 г. утвердил тайный стратегический план Барклая-де-Толли ведения войны с Наполеоном, согласно которому Калуге отводилась роль главной тыловой базы русской армии, где были сосредоточены самые большие в России запасы артиллерийских боеприпасов и другого вооружения, продовольствия, фуража….
      ***

Выждав два дня Наполеон начал «странную» для великого полководца войну, больше заботясь о сохранении авторитета Российской империи, чем об интересах своих союзников поляков. Он ограничил территорию боевых действий в границах «русской» Польши или Великого княжества Литовского [5], на «спорных» территориях захваченных Россией при разделе Польши без переноса её за границу исконно русской земли. Об этих планах Наполеона Александр был осведомлён из донесений русской контрразведки и политического сыска того времени [6, 7].

12(24) июня 1812 г., соблюдая все процессуальные правила того времени при объявлении войны, Великая армия Наполеона начала свой роковой переход через Неман.…

В свою очередь, Александр I на другой день покинув Вильно отбыл к действующей армии, издал Манифест о начале войны с Францией и 13(25) июня в Свенцянах отдал приказ по армии:

«Из давнего времени примечали МЫ неприязненные против России поступки Французского Императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всём НАШЕМ желании сохранить тишину, принуждены МЫ были ополчиться и собрать войска НАШИ; но и тогда, ласкаясь ещё примирением, оставались в пределах НАШЕЙ Империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого НАМИ спокойствия <…>».

Александр лукавил, он знал, что «миролюбивой» международную политику России конца XVIII -начала XIX веков назвать сложно, что он постоянно нарушал достигнутые условия Тильзитского мирного договора и сам вероломно готов был начать войну против своего «союзника» со дня на день и, только заключённые Наполеоном договоры с Австрией и Пруссией, мешали воплощению его планов. Вторжение Наполеона в пределы Российской империи для Александра неожиданностью не было ввиду того, что ощущение запаха пороха предстоящей войны уже более полу года витало над Европой. Да и он сам осмысленно шёл на конфронтацию с Бонапартом. Русские разведка и контрразведка работали великолепно, обеспечивая царя необходимой информацией, секретный план военного министра Барклая-де-Толли на предстоящую кампанию он давно утвердил и над его реализацией работал очень ограниченный круг лиц. Армия была пополнена, артиллерии было не меньше, чем у Наполеона, запасные артиллерийские парки, развёрнутые в местах предстоящих боевых действий, полностью укомплектованы боеприпасами и военным имуществом, англичане помогли обеспечить мир на южных и северных европейских границах Империи, что позволяло использовать высвободившиеся «обстрелянные» полки для участия в кампании 1812 года.

      ***
М.Б. Барклай-де-Толли (1761–1818), князь, известный русский полководец, шотландского происхождения, военный министр (с 20.01.1810).
В 1806 и 1812-1814 годах участвовал в антифранцузских компаниях. Успешно участвовал в войнах с Турцией и Швецией. Будучи военным министром, перестроил всю систему управления и обеспечения армии, увеличил вдвое её численность, создал стратегические запасы продовольствия, пополнил арсеналы, учредил русскую контрразведку и запасные парки, в том числе, в г. Калуге под его личным контролем был учреждён крупнейший в России запасной артиллерийский парк с объёмом хранения боеприпасов на 9 дивизий.
Барклаем-де-Толли ещё до военной кампании 1812 г. был детально разработан тайный план ведения войны с Наполеоном, согласно которому Калуге отводилась роль главной тыловой базы русской армии. План Барклая-де-Толли был утверждён императором Александром I.
       ***

Александр I и военный министр Барклай-де-Толли учитывали то обстоятельство, что на ранее захваченной территории «русской» Польши Россия являлась не потерпевшей, а соперничающей стороной, и вынуждены были в глазах Европы вести войну по сложившимся правилам, без привлечения широких народных масс. Единственным омрачающим моментом было то, что приходилось воевать на территории, которая уже несколько десятилетий считалась «своей»….

На четвёртый день после перехода через Неман без всякого сопротивления Наполеон вошёл в Вильно, столицу Великого княжества Литовского, где был принят населением с великой радостью. За 18 дней своего нахождения в Вильно, Наполеон не предпринимал ничего, что могло бы в данный момент помешать миру с Александром.

К великому разочарованию поляков, он не присоединил Литву к Польше, а создал для неё особое временное управление. Уже тут начала проявляться двойственность настроеий и планов Наполеона в отношении исхода предпринятого им похода, план которого он изложил по пути к Неману: «Я открою кампанию переходом через Неман. Закончу её в Смоленске и Минске. Там я остановлюсь. Укреплю эти два пункта и займусь в Вильно, где будет моя квартира, организацией Литовского государства <…>».

Было очевидно, что весь поход, с его задержкой в Вильне, был направлен только на приведение России в поле ранее достигнутых в Тильзите договорённостей, то есть к полной покорности послушного вассала, нужного для дальнейшей борьбы против Англии в Европе, а может быть, и в Азии. Задача по разорению и ослаблению России, отторжению от неё территорий, изменению её феодального уклада жизни и истреблению населения не стояла, что не давало повода для провозглашения Отечественной войны.

«Гений войны» Наполеон, как ни странно, был сторонником бескровных войн, склонялся больше к тому, что война с Россией должна превратиться просто в «политическую войну» - в войну кабинетов, в нечто вроде дипломатической дискуссии, продолжаемой при помощи нескольких «жестов оружием», после чего обе стороны приходят, наконец, к какому-нибудь общему соглашению выгодному Франции [9, 10].

30 июня Наполеон имел встречу с русским министром полиции генерал-адъютантом А.Д. Балашовым, посланным к нему Александром I с письмом, содержащим дерзкие и невыполнимые требования. После безрезультатных переговоров Балашов, исполнив свою миссию, вернулся в ставку Александра.

       ***
А.Д. Балашов (24.06.1770–20.05.1837), потомок русского дворянского рода из Жиздринского уезда Калужской губернии, русский государственный деятель, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, обер-полицмейстер Москвы (1804-1807), обер-полицмейстер С.-Петербурга (1808), петербургский военный губернатор (1809) и министр полиции (1810-1819). В 1812-1814 годах находился при Александре I, пользовался доверием, выполнял разного рода его личные и тайные поручения.
При первом известии о переходе французов через Неман А.Д. Балашов был направлен Александром I к Наполеону с письмом для переговоров. Наполеон отклонил дерзкие предложения русского царя. Балашов был одним из инициаторов отъезда Александра I из действующей армии и назначения М.И. Кутузова главнокомандующим. В 1814 г. он провёл тайные переговоры с Мюратом, после чего тот вступил в антинаполеоновскую коалицию.
       ***

Чувствуя за собой военное превосходство, Наполеон планировал разгромить разобщённые русские армии в приграничных сражениях, не дав им сосредоточиться. Даже отечественные историографы видели в разобщённости русской армии главные причины её поражения на первоначальном этапе войны. Но военный министр Барклай-де-Толли разглядел именно в этой разобщённости те тактические преимущества, которые вынудили Наполеона разделить свою армию и, тем самым, понизить её численный перевес на каждом отдельном участке боевых действий. Наполеон склонен был считать Барклая-де-Толли не очень превышающим обычный уровень русских генералов, которых в массе оценивал весьма не высоко. В этом состояла одна из главных ошибок Наполеона, так как практически весь сценарий военных действий был продуман Барклаем ещё в 1807 – 1810 годах и в большей части им же реализован [9 - 11].

После 18-дневного пребывания в Вильно Великая армия двинулась на Восток, ведомая своим венценосным полководцем, к своей Судьбе. В это время ни кто, из этих здоровых, свободных и фанатично преданных своему императору покорителей Европы, ещё не знал, что всего через полгода по этой дороге в обратном направлении пройдёт понурая разрозненная колонна, состоящая всего лишь из 31 с небольшим тысячи человек. Но это будет в начале зимы, а в разгар лета русская армия оставила Гродно, Полоцк, Витебск, после тяжёлых боёв – оставлен Смоленск. Даже «гений войны» Наполеон не смог разгадать определённую целеустремлённость в действиях Барклая-де-Толли, определивших исход войны уже в её начале.

Война неуклонно перемещалась в центральные губернии России….



Игорь Горолевич,
директор НП «Калужский областной исследовательский и
культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ»,
Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб).


Для тех, кто хочет прочитать остальные главы книги зайти на:


От Автора. План генерала Н. П. Опочинина о войне 1812 года
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/04/316


Глава II. Генерал-майор Н.П. Опочинин
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/04/847


Глава III. Приезд племянника Тимофея Игнатьева
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/04/1262


Глава IV. Визит помещика-соседа Лобанова
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/05/892


Глава V. Прощание с Тимофеем
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/05/903


Глава VI. Проработка Опочининым плана спасения Отечества
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/05/926


Глава VII. Посещение Опочинина генералом П.И. Багратионом
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/11/1486


Глава VIII. Пленный француз
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/12/1127


Глава IX. Завершение подготовки плана
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/12/1237


Глава X. Превратности судьбы
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/12/1358


Рецензии
Игорь. Буквально недавно писала тоже о самом начале войны. В вашем рассказе есть такая фраза - соблюдая все процессуальные правила того времени при объявлении войны. Речь идет об армии Наполеона. Что заложено в этом предложении. В Минске в музее видела картину перехода французской армии через Неман. Картина грандиозная. Мосты, потоки неумолимые, в полном порядке, французской армии. На возвышении Наполеон. Смотрит за этой военной силой. Катерина

Екатерина Шильдер   26.05.2013 22:54     Заявить о нарушении
Уважаемая Екатерина.
Спасибо за Вашу рецензию. На Ваш вопрос отвечу схематично: посол России в Париже своим отзывом паспортов на выезд из Франции, фактически разорвал дипломатические отношения и не оставил Наполеону другого выхода, как объявить войну России, что и было сделано. Посол Франции в России Лоринстон вручил Управляющему Министерством иностранных дел Салтыкову ноту с объявлением войны России.
Россия, улучшив момент, сама спровоцировала войну с Наполеоном, итог которой был предрешен в самом начале...

Игорь Горолевич   28.05.2013 13:43   Заявить о нарушении