Шестой вопрос. Почему я сплю?

Оказывается, большинство животных спит совсем не так, как человек. Во-первых, они спят мало. Летом часа три-четыре в день. А во-вторых, они спят чутко. Как будто тело спит, а мозг не спит. Сразу реагируют на опасность.
Интересно, а человек может так спать?
Была такая замечательная книга «До Земли еще далеко». С подзаголовком «Книга знаний». Папа ее читал в детстве, а потом она куда-то потерялась, и Сереже уже подержать эту книжку в руках не удалось. Но мы нашли ее в интернете, даже с картинками, и с удовольствием читали вместе.
Так вот, герои этой книги, по возрасту такие же ребята, как Сережа, вообразили, что они – не ребята с Земли, а инопланетные существа, которые обладают массой полезных возможностей. Одна из них – спать так, чтобы никому не было это заметно. Они одну шестидесятую часть секунды спят, а две следующих – бодрствуют. А с такой способностью можно оставаться все время бодрым, выспавшимся, неутомимым! Замечательно!
Только в реальной жизни почему-то часто происходит иначе.
Вот и сейчас. Попали мы с Сережей в пробку. Ехали на нашей машине по делу, торопились – и вдруг застряли.
А в дорожной пробке волей-неволей заскучаешь. Вот у Сережи и слипаются глаза, и настроение совсем грустное и даже сердитое.
Надо его как-то расшевелить! Я отключаю двигатель (все равно пока стоим) и выхожу посмотреть, далеко ли нам еще до начала пробки А когда возвращаюсь, Сережа уже тоже вышел и стоит около машины.
– Ну что там, папа?
– Да что! Очередная провокация.
– Какая еще провокация?
– Провокация – это такое событие, которое заставляет сначала остановиться, а потом выйти и посмотреть: что там случилось и не пора ли сменить курс?
– Вот именно! Пора сменить! А то так и уснешь тут до утра…
– Сережа! А ты помнишь, как твои любимые герои Каген, Нкале и Тькави могли совсем не спать?
– Помню… Ну и что? Это детская книжка, а я вырос уже! – сонно ворчит Сережа.
– А что если мы помечтаем, как можно придумать пробки объезжать?
– Что тут придумывать? Дорога же одна! Объезда никакого не сделали! Только и остается что спать…
– А почему ты спишь?
– Что значит «почему»? Больше-то ничего не остается делать! Ничего же не происходит вокруг!
– Значит, тебе освобождать место для новой информации не нужно – ведь новых событий нет! А зачем же тогда спать?
– Затем, что хочется… А вправду, папа, зачем человек днем вдруг спать хочет? У него что, его сознание, как стакан, переполнилось информацией, и оно отключается?
– Наверное. Но не только информацией, а вообще обработкой всех тех событий, которые происходят вокруг. Даже тех, на которые он повлиять не может. Вот как мы сейчас на эту пробку. Сознание как будто бы сверяется с теми «картами», «планами», которые говорят, по какой дороге лучше идти, а по какой придешь совсем не туда… Эти «карты местности» называются парадигмами.
– Ух ты, какое слово некрасивое!
– Зато сознание считает его самым важным и постоянно с этими парадигмами сверяет наши действия. Но только штука в том, что карты-то быстро устаревают и указывают на совсем другие, старые дороги. А все равно сознание все наши действия с этими старыми парадигмами сверяет.
– А зачем же тогда их обрабатывать и оценивать?
– Вот именно: зачем? Сознание большинства людей почему-то иначе не может. Все время занято анализом и оценками.
– Но когда я сплю, я же ничего не анализирую?
– Совершенно верно! Сознание во время твоего сна тоже спит.
– Так это мое сознание все время анализирует события? Оно, наверное, почти весь мой мозг занимает?
– Как раз наоборот! Это подсознание почти весь наш мозг занимает, а сознание в миллионы раз меньше по размеру. Можно представить, что подсознание – это огромный айсберг в океане, а сознание – маленький грецкий орешек на верхушке этого айсберга.
– Ну да?
– Да, представь себе! Причем емкость подсознания практически ничем, кроме запретов сознания, не ограничена. Чтобы принять информацию о любом событии во всем ее многообразии, нашему могучему «айсбергу» ничего не нужно. Он готов воспринимать все события внешнего мира без оценок, как говорят на Востоке, в состоянии созерцания. Но не тут-то было! Сознание ни одно событие внешнего мира не допускает в наш внутренний мир без оценок: что это за событие? Хорошее или плохое? Нужное или ненужное? Полезное или вредное? И все время занято как раз таким анализом, чтобы принять решение.
– А зачем?! Ведь, когда событий много, получится пробка?
– Вот именно! Скорость работы (еще говорят, частота) подсознания в миллиарды раз выше скорости работы сознания. Значит, когда события емкие, насыщенные, а впечатления яркие, да еще и поступают эти события стремительно, что неизбежно произойдет? Конечно, приемное устройство будет забито! Попросту получится затор.
– А что же тогда делать? «Сливочное угощение»? Поделиться с кем-нибудь?
– Да, «сливочное угощение» – это замечательный инструмент! Только лучше называть его «сливочная пауза». Как будто мы берем перерыв и нажимаем кнопку «пауза» во время компьютерной игры. Вот как только чувствуешь перегруженность эмоциями и событиями, надо было просто немедленно найти кого-то и как можно быстрее, громче, ярче поделиться с этим кем-то!
– И что тогда будет?
– А тогда жизнь будет яркой и насыщенной! Она будет наполнена событиями!
– И в событиях не будет «пробок»!
– Все, что ты увидел и почувствовал, запомнится ярко и навсегда!
– И еще я не буду уставать и хотеть днем спать!
– А обучение новому превратится в игру!
– И у меня всегда будет хорошее настроение!
– Молодец, Сережа! Провокация удалась. Значит, когда ты чувствуешь, что в твоей жизни получилась «пробка», что нужно сделать?
– Остановиться!
– А чтобы остановиться и выйти из «автомобиля»?..
– Надо «сделать паузу, скушать… сливочную конфетку» и угостить ею других!
– Вот теперь мы с тобой можем смело сказать, что у нас есть хороший ответ на хороший вопрос!
– Почему я сплю? А я знаю ответ: потому что я попался на провокацию моего сознания…
– И создал «пробку» в потоке событий! А зачем ты спишь?
– Чтобы остановиться! И эту пробку убрать!
– А что можно сделать вместо сна?
– Конечно же, «сливочную паузу»! Ура!
Тут и время нашей ответной тетради пришло. Ответ на шестой вопрос получился большой, но с каким удовольствием мы его записали!


Шестой вопрос:

ПОЧЕМУ Я СПЛЮ?

Ответ:

ПОТОМУ ЧТО Я  ПОПАЛСЯ НА ПРОВОКАЦИЮ МОЕГО СОЗНАНИЯ И СОЗДАЛ «ПРОБКУ»  В ПОТОКЕ СОБЫТИЙ!

А зачем?

ЧТОБЫ ОСТАНОВИТЬСЯ, УБРАТЬ  ЭТУ ПРОБКУ И ДАТЬ ДОРОГУ ПОТОКУ!

 
Новая игра. Почему я сплю?
 Потому что я попался на провокацию моего сознания и создал «пробку» в потоке событий!

Привычку постоянно делать «сливочную паузу» Сереже получать не надо, он уже давно привык делать «сливочное угощение». Это и приятно и полезно. Но оказывается, что во время этой самой «паузы» он еще и вырабатывает привычку для своего мозга – работать на другой частоте. А значит, и жить по-другому!

– Папа, а на что похожа «сливочная пауза»?
– Помнишь, мы с тобой видели на севере сплав леса по реке? Срубленные бревна плывут вниз по течению, но стоит любому, даже временному, препятствию задержать несколько первых бревен, и вот уже следующие бревна напирают, громоздятся друг на друга, и получается настоящая крепость. Препятствия давно уже нет, а затор есть. Сколько ни спускай новых бревен в реку, а через затор ни одно не пройдет.
– Да, такой затор очень трудно разобрать!
– То же и с событиями. Как только что-то встало на пути потока событий, сознание задержалось с оценкой какого-то незнакомого явления или даже слова – так сразу никакие новые события через этот затор не прорываются. А сон – это и есть ликвидация заторов и разбор «бревен» по порядку.
– Папа, а на Волге, например, плотины стоят. Как же по ней лес сплавлять?
– Ты прав! Стоит, например, в Жигулевске плотина гидроэлектростанции, перед ней уровень Волги выше на много метров, чем после Тольятти. А чтобы кораблям через эту плотину проходить и вверх и вниз, сбоку от русла Волги проложен шлюзовой канал. В нем сразу несколько шлюзов, которые постепенно либо спускают корабли вниз по Волге, либо поднимают их вверх по течению.
– А как это делают шлюзы? Воду в шлюзы накачивают специальным насосом?
– Нет, все гораздо проще. Шлюз – это двое плотных ворот в узком речном канале, которые стоят близко друг к другу. Когда они вместе закрыты, получается что-то вроде комнаты для судов. С одной стороны этой комнаты напирает течение, и вода там стоит высоко. А с другой стороны вода с течением бежит дальше и ее уровень низкий. Сначала вода в этой комнате стоит на низком уровне, том же, как и у реки в нижнем течении. Вот открываются нижние ворота, и суда заходят в шлюз. Потом открываются специальные заслонки у верхних ворот, и вода начинает заполнять шлюз, втекая с верхнего течения реки. Постепенно суда поднимаются все выше, и вот они уже на верхнем уровне. Тогда открываются верхние ворота, и суда из шлюза уходят вверх по реке. А с верхнего течения заходят другие суда, которые плывут вниз по реке. За ними закрываются верхние ворота, и тогда открываются заслонки в нижних воротах шлюза. Вода из шлюза стекает вниз по течению реки, и суда опускаются на уровень нижнего течения. Когда уровень в шлюзе сравняется с ним, нижние ворота открываются, и суда уходят вниз по реке, и их снова несет поток.
– Здорово!
– Вот такие шлюзы на пути событий внешнего мира и устанавливает сознание. Это сознательные установки. Пока медленно и постепенно оно не сравнит то, что пришло, с тем, что было раньше, для событий дороги в подсознание нет.
– А шлюзы долго наполняются водой и долго сливают ее?
– В миллиарды раз медленнее, чем скорость потока.
– Папа, я понимаю: река без шлюзов – это свободная дорога для потока. Но без шлюзов, без плотин и ГЭС не будет вырабатываться электроэнергия, река не будет приносить пользу.
– Да, сознание (точнее, наш старый опыт), так и считает. Но вот вопрос: а в нашей жизни много ли пользы дает такая электроэнергия? Когда-то, наверное, это было необходимостью, а сегодня? Погибают целые виды рыб, животных, изменяется экология, а главное, нет смысла искать новые, более эффективные источники энергии. Свет в доме есть, и ладно!
– Так все-таки, нам такие шлюзы…
– То есть установки сознания?
– Ну да… Они нам полезны или нет?
– Они, как плотины на пути потока, защищают наш старый опыт и не позволяют нам сегодня искать новые возможности. А главное, перерезают своими шлюзами неисчерпаемый поток изобилия.
Когда, как у маленьких детей, каждую секунду поток событий в движении, это состояние называется «здесь и сейчас». И никакой шлюз не превратит это мгновение в минуту, а тем более в час. Поэтому и мгновения такие наполненные, поэтому и запоминаются в этом состоянии так ярко.

Теперь-то Сережа точно знает: когда он будет часто в жизни пользоваться «сливочной паузой», то поток событий, как вода в реке, будет свободно нестись – и безо всяких шлюзов и «пробок»!

   ______________
1. Александр Свирин, Михаил Ляшенко, «До Земли еще далеко» http://kotenok.rusf.ru/book/book_of_knowledge.htm.


Рецензии