Смешное название

Необыкновенным и очень хорошим было у меня  настроение в один из октябрьских дней тысяча девятьсот шестьдесят пятого года. Я тогда был в пятом классе. Наш класс учился в  первую смену. В тот день два  предмета объединили в один урок. Это было просто здорово! Как раз это были мои любимые предметы: русский язык и литература. Вот! Но это ещё было не всё. Всё дело в том, что нашему классу дали  целых  девяносто минут для того, чтобы ученики работали над сочинением. Анастасия Михайловна, наша учительница, на чёрной классной доске написала две темы для работы. Можно было бы выбрать первую тему: «Виссарион Белинский о творчестве  А.С.Пушкина». Творчество Пушкина я любил с детских лет. Статью о Пушкине хорошо знал. Белинский написал её после того, как Пушкин погиб на дуэли с Дантесом. Я мог бы спокойно, никуда не спеша, и в своё удовольствие, писать сочинение на первую тему. Естественно, слова критика о том, что «солнце русской поэзии – закатилось», я не забыл бы! Мне в моей работе тогда следовало бы вольно или невольно придерживаться  статьи великого критика. А у меня такого желания не было. Говорю это, как на духу.

Про вторую свободную тему Анастасия Михайловна сказала: «Свободная тема, ребята, это ваше право писать о том, что вас  волнует. Ваше желание поделиться тем прекрасным, что есть в вашей душе. Не забывайте включать фантазию. Учитесь мыслить образно, мыслить свободно, понимать себя, а тогда и чувствовать себя свободным. А это не так просто, как  может показаться вам. То что мне, как учителю, следовало сказать вам перед тем, как  вы сделаете ваш выбор, я сказала. Можете приступать к работе».

Подумал я над словами Анастасии Михайловны и решил, что свободная тема - это моя тема. Ври – завирайся, соловьём - разливайся! И тебя за твоё враньё будут хвалить. На тебя будут смотреть с уважением и завистью. А некоторые из людей, когда ты будешь идти по улице, своим знакомым скажут о тебе: «Посмотрите  на этого ученика. Ничего в его образе нет из ряда вон выходящего. Если вы подумаете так, то ошибётесь! Он уже  сейчас талантливый. Какая у него богатая фантазия! Скажите, вы читали  его прогремевший на весь мир роман «Путешествие таракана вокруг стакана»? Если не читали, то настоятельно рекомендуем - прочитайте! Не пожалеете!»
***
Какая-то волшебная музыка звучала во мне! Я сказал бы, она, эта звучавшая в моей душе музыка, была солнечного цвета. Да, она была солнечной, потому что и день был очень солнечным! На голубом небосводе не было ни облачка! За деревенскими домами виднелись невысокие горы, поросшие соснами, лиственницами, берёзами, тополями, так же всевозможным кустарником. Осень раскрасила ярким цветом окружающий мир, и горы, виднеющиеся вдали, в этом разноцветье были необычайно красивы.

В нашем классе было три ряда парт, в ряду их было по пять. На подоконниках двух больших окон росли цветы. На стене, как и положено, были развешаны наглядные учебные плакаты: по математике, физике, химии и другим предметам. Выше классной доски, точно по центру был укреплён портрет Ленина. С правой стороны от него находились портреты Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и Н.В.Гоголя.

Возле окна стоял учительский стол, за ним  на стуле  сидела Анастасия Михайловна.
Классный журнал, лежащий посредине стола, был открыт. По правую сторону от него - две стопки школьных тетрадей. Она проверяла  работы учеников. Форточка на окне  была  открытой. Кто-то на огороде жёг картофельную ботву и осенние листья. Лёгкий ветерок – проказник весь этот аромат перемешивал в воздухе, собирал его в охапку, и развевал по классу.
Всё было бы  ничего, если бы эти запахи не поднимали в моей душе бурю чувств!
Вру - не бурю, а целый ураган чувств, а может, совсем и не ураган, а целый  смерч!       
Вот именно - целый смерч! Это, пожалуй, будет ближе к правде. Анастасия Михайловна сидела за своим учительским столом, она была вся в работе. Весь класс напряжённо и кропотливо работал  над  сочинением. Все, кроме меня. Мне было не до сочинения. Оно было мне до лампочки. Я смотрел на открытую форточку, вдыхал в себя запах жжёных листьев травы  и мечтал. Мне хотелось по-настоящему влюбиться в очень красивую девчонку. Но только она должна быть, прежде всего, хорошей девчонкой. Это раз. Второе, она должна меня любить точно так же, как я её люблю. Если эта девчонка  будет любить меня сильнее, чем я буду её любить, меня это тоже устраивает. Но я буду стараться любить её так, чтобы она мне постоянно говорила, что я лучше всех, что я самый хороший и красивый парень, что любит она меня уже за то, что живу я на белом свете. А это все так здорово, что ей даже страшно порой становится, какая же она счастливая. И еще бы она мне говорила, что все свои чувства, всю себя, отдает мне, что это так замечательно, отдать себя всю до капельки любимому человеку, и стать с ним единым целым, чтобы наше «я» было одно на двоих! Она бы мне говорила, что отдав свои чувства, сам становишься богаче, а это счастье. Поэтому она самый счастливый человек, потому что любит меня, и потому что рядом со мной.

Самое главное, это то, что она должна меня понимать, - рассуждал я, пока весь класс писал сочинение. - Она должна  по-настоящему меня любить, и всегда должна быть, прежде всего, любящей женщиной, а потому и вести себя должна, согласно своему высокому званию. Когда я окончу школу, и стану совсем взрослым человеком, то я, как все нормальные люди, женюсь.

Хочу, чтобы  моя жена была моим другом. Это раз!
Она должна стать моим вторым «я». Это два! Моя жена будет матерью моих детей. Это уже три! Жена должна быть моей любимой, и мы должны с ней жить друг для друга.
Вот так я думаю. Жизнь - очень серьёзное понятие, а потому в ней без любви не обойдёшься. Как же мне хочется, чтобы я был  кому-то нужен! 

***
- Петров! - голос Анастасии Михайловны вернул меня из мира моих грёз. - Я смотрю на тебя и не верю себе, неужели ты до сих пор не определился с выбором темы? Тебе что-то мешает сосредоточиться? – и Анастасия Михайловна серьёзно смотрела на меня.

Мне было стыдно. Я, её самый лучший ученик, получил от неё замечание.
- Анастасия Михайловна, я включил фантазию и думал над планом сочинения!
- В выборе темы для работы ты определился?
- Да, определился...
- Тогда я рада за тебя! Не так просто бывает порой сделать правильный выбор. Работай.

В моей душе, после её слов будто бы зазвучала красивая музыка, и мне захотелось написать такое сочинение, чтобы мои одноклассники от него были в восхищении и спрашивали бы меня: «Как тебе удалось написать такое сочинение?»
Я, конечно же, сразу бы стал скромным и отвечал бы: «Да так, немножко подумал».

Хорошее настроение переполняло меня. Но о чём же, о чем мне написать сочинение? Я посмотрел  на спину Васьки Горячева, сидевшего впереди меня. Мой взгляд скользнул по его синей вельветовой куртке, а потом я стал смотреть на его большие красные уши. Они были такими прозрачными, что я увидел сосуды и прожилки. И вообще, у Васьки не только уши были красными. Его круглое лицо всегда было красным, как у красной девицы. Иногда он сердился на меня, когда я подшучивал над ним, глядя на то, как он смешно морщил лоб, когда сердит.

Но о чем же написать? В этот момент я вспомнил о том, что за день до сочинения со своим соседом Толиком мы ходили в сельскую  библиотеку. По дороге проходили дом, в котором он живёт, а потом подошли к дому, в котором живёт его друг Петька Смирнов.
Петька отдал ему лоток, чтобы он зимой катался на речке по льду и говорил ему: «Вот видишь, Васёк, ты не зря пришёл ко мне в гости».

Этот эпизод  ярко всплыл в сознании. Пожалуй, об этом я и напишу своё сочинение, тем более, что оно на свободную тему - ври-завирайся!
 А уже на  следующий день на уроке русского языка Анастасия Михайловна говорила:
- Пусть наши отличники не обижаются  на меня, но лучше всех справился с заданием Саша Петров. Я прочитаю вам его работу. Называется она «Вася в гостях у Пети». И она стала читать классу.

Меня одолел смех, а Толик, мой друг, сидевший со мной за одной партой, говорил мне: «Кончай смеяться, я хочу послушать. Ты так здорово обо всём написал».
А Васька грозил мне кулаком и говорил:
- Я Пеце расскажу о том, что ты  написал про нас с ним в своём сочинении! Пеца тебе покажет, где раки зимуют. Вот увидишь, будешь потом знать, как надо писать сочинения! Будешь знать...

Сделав серьёзным выражение лица, я вёл с ним дискуссию.
- Мне, Пеца ничё не сделает!
- Как ничё? - Васькины коричневые глаза от удивления стали круглыми, - Пеца - мой друг!
- А если ты скажешь, тогда я напишу ещё одно сочинение.
- Это ещё какое? - его глаза готовы были пробуравить меня насквозь.
- Я напишу сочинение «Петя в гостях у Васи».
- Пиши! Тебе Пеца напишет! Будешь знать, как писать сочинения. Тебя Пеца научит.
- Васька, значит ты обо всём расскажешь Пеце?
- Расскажу!
- Извини меня, Васька, но я тогда вынужден буду написать ещё одно сочинение...
- И еще одно? Это какое?
- «Вася и Петя – друзья».

 Никаких сочинений я не собирался писать, но разговор с Петькой всё же состоялся.
- Ты чего Ваську обижаешь? - спросил он меня на большой перемене.
- Его никто не обижает. Хочешь прочитать моё сочинение?
- Неси, прочитаю.

Прочитав его, Петька сказал мне:
- Перепиши своё сочинение. Когда я стану взрослым, то иногда буду читать твоё сочинение, и всегда буду помнить нашу деревню и соседей, которые жили рядом со мной.

- Нет, Петя, - сказал я ему, - я не буду переписывать сочинение, пусть у тебя остается подлинник.
И я отдал ему сочинение со смешным названием: «Вася в гостях у Пети».               


Рецензии
Спасибо, Александр, Вы интересно описали творческий процесс написания школьного сочинения. Я в школе тоже всегда выбирала свободную тему. А Пете сочинение, видимо, понравилось.
Вам всего доброго.
С уважением, Ирина.

Ирина Борунова-Кукушкина   11.04.2019 20:13     Заявить о нарушении
Уважаемая, Ирина!

Я рад знать о том, что рассказ понравился Вам.

В советские годы учителя с большой любовью относились к своей работе, поэтому и школьное, и
высшее, и техническое образование в СССР было лучшим в мире. Сознание этого заставляло меня
рассказать о том, что знаю об этом.

ВСЕГО ВАМ, ХОРОШЕГО!

С уважением


Александр Андриевский   12.04.2019 02:53   Заявить о нарушении
Вы знаете, Александр, и сейчас много хороших учителей, любящих свою работу, но работать нормально им не дают. Из-за всевозможных чиновничьих нововведений и изысков, их нежелания учитывать опыт нашей Российской школы всё рушится. Я бы сказала, что наша школа ещё жива за счёт энтузиазма учителей. Молодёжь в школу идёт неохотно - зарплата низкая, работа нервная и тяжёлая, непрестижная. Возрастных учителей всё меньше. Из молодёжи сейчас готовят не учителей, а менеджеров. Обучение детей сейчас официально называется оказанием образовательных услуг. Так что от хорошего образования скоро останутся одни воспоминания.
С уважением, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   12.04.2019 10:06   Заявить о нарушении
Уважаемая, Ирина!

Я согласен с каждым Вашим словом!

ВСЕГО ВАМ ХОРОШЕГО!

С уважением

Александр Андриевский   12.04.2019 10:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.